Просмотр содержимого документа
«Синтаксис. Понятие о сложном предложении основные виды сложных предложений.»
Урок русского языка в 9 классе
Тема: « Синтаксис. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений»
Подготовила: Разнобарская И.А.
учитель русского языка и литературы
Понятие о сложном предложении (9 класс)
Тип урока: урок общеметодической направленности.
Технологии: Здоровьесбережения, самодиагностики, развития критического мыщления, развития исследовательских навыков, индивидуального проектирования, личносто-ориентированнного обучения.
Виды деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; работа в парах сильный-слабый; самостоятельная работа (тест) с последующей самопроверкой; самостоятельное проектирование , комментирование оценок
Ход урока
I.Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
Посмотрите на доску, где записана тема урока.
Каким разделом науки о языке мы будем заниматься? Что изучает синтаксис?
Попробуйте сформулировать цели урока.
Закрепить умение отличать простые предложения от сложных.
Знать особенности сложных предложений.
Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.
От того, как мы усвоим эту тему, зависит и результат ГИА, так как 4 задания в нем на тему «Сложное предложение».
II. Работа у доски.
Задание. Записать предложения, определить, какое из них простое, а какое сложное, подчеркнуть грамматические основы.
Приветливо шепчутсясосны,
Березышумят у дороги.
И мы на земле плодоносной
Живем без нужды и тревоги.
Я. Купала
III. Сообщение темы урока. Слово учителя. Освоение новых знаний.
Сложное предложение – это такая синтаксическая конструкция, которая имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.
Простые предложения в составе сложного могут быть связаны с помощью союзов (сочинительных и подчинительных), союзных слов (местоимений и местоименных наречий) или бессоюзным способом, то есть только с помощью интонации. В связи с этим сложные предложения делятся на две группы: союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.
Сложные предложения, как и все предложения, служат для общения людей, выражают сообщение, вопрос или побуждение к действию и обладают обязательными признаками предложения – наличием грамматической основы и интонации конца. Это сближает сложные предложения с простыми, например:
1. Небо снова все покрылось тучами, посыпалсядождь.
(М. Горький.)
2. Покраснеларябина, посинелавода. (С. Есенин.)
3. Он [Пушкин] для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще.
4. Сумрак стал гуще, и звезды сияли выше. (И. Бунин.)
5. Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок. (А. Толстой.)
Задание классу. Запишите предложения и ответьте устно на следующие вопросы:
– Какие предложения называются сложными?
– На какие группы делятся сложные предложения?
– На какие группы делятся сложные союзные предложения?
Задание 1: Молодцы! А теперь усложним несколько нашу задачу.
( Возьмите лист №1). Перед вами простые предложения. Составьте сложные, используя подходящее средство связи и устраняя повторы. Составьте схемы полученных предложений.
( Ученики читают полученные предложения, называют вид СП)
Задание 2: Возьмите лист 2 с текстом и выполните задания к тексту.
отделяться тире, двоеточием или не разделяться вообще. Об этом ученики узнают на следующих занятиях, но могут узнать и самостоятельно, воспользовавшись портфолио ученика.
V. Подведем итоги.
-Что мы изучали на уроке?
-Какие предложения называются сложными?
-На какие группы они делятся?
-Какие средства связи характерны для разновидностей сложных предложений?
-Какое средство связи является общим для всех разновидностей?
Чему мы научились?
1.Сводить полученные сведения в обобщающую таблицу.
2. Составлять из простых предложений сложные.
3. Определять виды СП.
4.Составлять устное высказывание.
Отмечаются наиболее активные ученики
VI. Минутка подготовки к ОГЭ.
Перед вами предложение:.
«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому -то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», - писал А. Куприн.
На ОГЭ вам предстоит писать сжатое изложение. Один из приемов сжатия текста – это конструирование из нескольких простых предложений одного сложного. Для этого важно выделить в этих предложениях главную мысль (она заключена в основе), опустить то, что несет добавочную информацию и грамотно оформить сложное предложение. Попробуйте высказывание Куприна оформить как косвенную речь. Кому трудно, можете воспользоваться схемой:
[ ], что(-, ), поэтому( ).
Заслушивание возможных вариантов.
Один из возможных вариантов:
Куприн писал, что язык – это история народа, путь цивилизации и культуры, поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью.
Этап рефлексии.
На сегодняшнем уроке мы познакомились с особенностями сложного предложения. Без умения строить сложные предложения невозможно выразить сложную мысль, передать многообразие мира. Надеюсь, что сегодняшний урок стал ещё одной ступенькой в изучении родного языка и в нелёгком деле его сбережения. Ведь, как утверждает Куприн, язык – это история народа и путь цивилизации. Какой язык мы передадим потомкам, богатый, яркий, точный или бледный, невыразительный, зависит во многом от вас, друзья мои.
Домашнее задание: п.7,упр.47.
План урока:
1.Знакомство с теоретическим материалом (конспектирование).
2.Составление обобщающей таблицы.
3. Поисковая работа.(п.7,с.24-25)
( Упражнение 43).
4.Составление сложных предложений и схем./Лист 1/
5.Составление устного высказывания.
6.Работа с текстом./Лист 2/
7. Итоги урока.
8. Домашнее задание: параграф 7, упр.4.
Приложения:
Лист №1
1. Лень ослабляет тело. Труд укрепляет тело.
2. В радости друзья узнают нас. В несчастье мы узнаем друзей.
3. Людям ничего не дается даром. К некоторым обязанностям людей надо приучать с детства.
4. Пословицы и песни всегда кратки. Ума и чувства вложено в пословицы и песни на целые книги.
5. Я полюбил эту маленькую окраинную улицу. Улица была самая живописная.
6. Облачко обратилось в белую тучу. Туча тяжело подымалась, росла и постепенно облегала все небо.
Лист №2
Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, Происходящие в мире. Он запечатлел опыт, мудрость веков и , не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий. Какое же это необъятное и неисчерпаемое море – человеческая речь!
(С. Я. Маршак)
Задания к тексту:
1.Определите тему и основную мысль текста.
2.Укажите предложение , в котором говориться о неисчерпаемом богатстве языка ( речи). Подчеркните в этом предложении слово, употребленное в переносном значении.