Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Синтаксис сложного предложения. "»
Предмет Русский язык
Группа 2 курс
Преподаватель: Кинжегалиева Кулянда Хамитовна
Тема: Синтаксис сложного предложения. Общее понятие о сложных предложениях. Основные виды сложных предложений.
Цели: 1. Образовательная – систематизация знаний по теме «Сложное предложение»;
2. Развивающая – развитие активной познавательной деятельности, быстроты реакции, внимания, умения слушать и слышать, быть независимым от мнения других, развитие монологической речи, умения структурировать, систематизировать, обобщать материал, делать выводы;
3. Воспитательная – нравственное и патриотическое воспитание (способствовать развитию положительных нравственных качеств и чувства любви к Родине)
Тип урок систематизации знаний по теме «Сложное предложение»
Форма урок - практикум
Методы: лингвистический рассказ, заполнение таблицы, цифровой диктант, нахождение соответствий, различение языковых явлений на слух, синтаксический разбор, конструирование предложений, комплексный анализ текста, выполнение тестовых заданий.
Оборудование: карточки с заданиями,тесты, таблицы, оценочные листы
План урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Психологический настрой
Сообщение темы урока и его целей.
II. Проверка теоретических знаний
1. Заполнение слепой схемы.
III. Цифровой диктант
IV. Работа с таблицей
V. Слуховой диктант
VI. Синтаксический разбор
VII. Конструирование предложений
VIII. Пунктуационный разбор
IX. Комплексный анализ текста
X. Самостоятельная работа
XI. Подведение итогов урока.
XII. Задание на дом.
XIII. Комментирование и выставление оценок
Х О Д У Р О К А:
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Психологический настрой
Друзья мои, я очень рада
Приветствовать сегодня вас.
И для меня уже награда –
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю: каждый из вас гений,
Но без труда талант не впрок.
Высказывайте свои мнения,
И вместе проведем урок.
III. Сообщение темы урока и его целей.
А урок, друзья мои, мы посвятим 20-летию независимости нашей страны. Я бы пожелала, чтобы этот урок вошел в число добрых дел, проводимых в честь этого великого события в истории нашей Родины. На уроке нам предстоит освежить в памяти знания о сложных предложениях, показать умения различать предложения по структуре и способам связи, умение делать полный синтаксический разбор сложного предложения, умение объяснять постановку знаков препинания, умение составлять схемы предложений, повторим правила постановки знаков препинания при обособленных членах предложения.
IV. Проверка теоретических знаний
Актуализация знаний. Заполнение слепой схемы: 1 ученик на компьютере заполняет таблицу и готовит устный рассказ о сложных предложениях.
И, ДА, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, НИ…НИ
А, НО, ДА, ЖЕ, ОДНАКО, ЗАТО
ТО…ТО, НЕ ТО… НЕ ТО, ИЛИ, ЛИБО
I
V.
Цифровой диктант
Остальные учащиеся пишут цифровой диктант. Учащимся дается установка:
- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте на листочке цифру 1, если нет – 0.
1. Слово железный в словосочетании железный человек употреблено в прямом значении. Нет. 2. В предложении в грамматической основе нет сказуемого. Нет.
3. Предложение В декабре 1991 года, выбрав своими стратегическими целями устойчивость и успех, мы пошли вперед, создавая новые программы развития для каждого нового этапа. простое, осложненное обособленными членами. Да. 4. Придаточное предложение может стоять только после главного. Нет.
5. Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. Да.
6. Союзы что, если, где – подчинительные. Да.
7. Определение отвечает на вопрос чей? Да.
8. Предложение – это синтаксическая единица. Да.
9. Местоимение себя не имеет именительного падежа. Да.
10. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным. Нет.
11. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей. Да.
12. В предложении Мировой опыт показывает, что в первые 20 лет независимости ни одна страна не достигала такого результата первая часть – придаточное предложение. Нет.
Проверка цифрового диктанта.
Проверка сообщения о сложном предложении.
VI. Работа с таблицей
Найдите в правой части таблицы формулировки, которые соответствуют данным терминам. Укажите соответствия.
1. Простые предложения -
А. …это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом
2. Сложные предложения -
Б. …это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.
3. Сложносочиненные предложения -
В. …это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа
4. Сложноподчиненные предложения -
Г. …это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений
5. Бессоюзные предложения -
Д. …это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительными союзами
Проверка выполнения: 1В; 2Г; 3Д; 4А; 5Б.
VII. Слуховой диктант
На листочках у детей запись:
ПП БСП ССП СПП
Задание: разнесите номера предложений по столбцам.
Мудрые мира давно заметили: человек ленивый бывает, как правило, труслив и безволен; безвольный – труслив и хвастлив; хвастливый – труслив, глуп и невежествен.
Глупый человек невежествен и не имеет понятия о чести, а бесчестный побирается у лентяя, ненасытен, необуздан, бездарен, не желает добра окружающим.
Пороки эти оттого, что люди озабочены только одним – как можно больше завести скота и стяжать тем самым почет у окружающих.
На честный и самоотверженный труд даже твердь земная ответит всходами. ( Из «Слов назидания» Абая).
VIII. Синтаксический разбор
Объясните постановку знаков препинания. Дайте общую характеристику предложению.
Пусть богатство, всеобщее уважение и слава сами найдут человека, только тогда они смогут стать достойным украшением его. (Из «Слов назидания» Абая)
VII. Конструирование предложений
Упражнение 203. Замените пары простых предложений сложными, используя в случае надобности союзы, данные в скобках. Укажите количество грамматических основ в сложных предложениях.
1. Невозможно охватить все стороны взаимодействия человека с природой. Взаимоотношения общества с ней многообразны (так как).
2. Любая сторона этого взаимодействия должна строиться на разумном использовании природных богатств. В их число входит и лес (который).
3. Лес обеспечивает жизнедеятельность человека. Он влияет на климат, на газовый состав атмосферы, на температуру и количество воды на земной поверхности, регулирует численность и разнообразие животного мира (также).
4. Охрана лесов – одна из важнейших экологических проблем. От их решения зависит будущее нашей планеты (так как).
5. Мы любим свой дом. Его зеленый наряд радует глаз и греет сердце (и).
VIII. Пунктуационный разбор
Определить структуру предложения, объяснить отсутствие запятой в сложносочиненном предложении
1. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет бойкая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва колеблемый набежавшей волной.
2. Я предлагаю продолжать строить сильный и надежный Казахстан, который будет играть заметную роль в мире. (Н. Назарбаев)
IX. Комплексный анализ текста
Упражнение 204.
1. Прочитайте текст и озаглавьте его.
2. Определите тему текста, основную мысль.
3. К какому стилю и типу речи принадлежит данный текст?
4. Объясните написание слов изредка, принадлежали.
5. Объясните постановку знаков препинания в 1-ом предложении.
6. Определите структуру 1-го предложения второго абзаца. Начертите схему.
7. Дайте толкование термина экология
8. Найдите в тексте синонимы к слову экология.
X. Самостоятельная работа.
Мы сегодня повторили сведения о сложном предложении. В заключение я предлагаю вам выполнить несколько заданий по данной теме и проверить, насколько усвоена вами тема.
1 вариант.
1. Найдите предложение с последовательным видом связи.
2. Укажите номера предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка.
3. Найдите СПП с однородным подчинением.
4. Определите тип первого предложения.
2 вариант.
1. Укажите СПП с несколькими видами придаточных (знаки препинания не проставлены).