kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Основные виды сложных союзных предложений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока :   Основные виды сложных союзных   предложений

Цель урока: « Закрепление  знаний учащихся по  теме « Синтаксис сложного предложения».

Задачи урока:

Обучающие задачи:

- закрепить полученные знания о СП;

- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложном предложении;

- продолжить работу по совершенствованию навыков лингвистического  анализа  текста.

Развивающие задачи:

- продолжить работу по формированию умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

- развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи:

- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

- воспитывать  экологическую культуру учащихся.

- воспитывать такие нравственные качества, как  патриотизм, доброта, человеколюбие.

Тип урокаурок закрепления ЗУН

Форма проведения урока:   урок - практикум.

Оборудование урока:

- компьютер,

- проектор,

- экран,

- раздаточный материал 

- презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Виды сложных предложений»

Ход урока:

1. Ориентировочно-мотивационный момент.

2. Постановка темы и цели урока:

Слово учителя:

Дорогой друг! Ты уже познакомился с таким понятием, как сложные предложения, виды сложных предложений (союзные и бессоюзные). Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложном предложении. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со сложными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков.

3. Повторение изученного:

а) Теоретическое:  Определение сложного предложения, привести пример.

Сложные предложения- это предложения,состоящие из двух и более простых предложений. Они отличаются от простых предложний  тем ,что имеют более одной грамматической основы и выражают более сложные  мысли.

Пример:  Не дело создано для мысли,а мысль создана для дела.  (ССП)У каждого есть  в жизни высота,которую он должен взять когда-то.

Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы. (слайд)

б) Практическое:

4. Комплексный анализ текста.

Текст на карточках у каждого учащегося. Человек живет в определенной окружающей среде, и ее загрязнение делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только для того, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу. Она дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.

Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни.

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фото­графии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории — он, как правило, равнодушен и к своей стране.

(Д.С. Лихачев.)

Слово  экология  получило  в  современном   русском  языке  широкое  распространение.

Это  слово  образовано  из  греческих  слов

ойкос («дом,жилище,родина» ) и логос (понятие,чтение»).

                  Вопросы по тексту.

1)Как по  Д.Лихачеву мы должны понимать значение термина ЭКОЛОГИЯ?

2)Какие  задачи по его мнению должна решать экология?

3)Почему необходимо сохранять культурную среду?

4)Какие примеры приводит Лихачев, чтобы доказать что сохранение культурной среды - сохранение духовной и нравственной жизни народа?

5. Итог урока

1. В чём же своеобразие СП?

2. Какие трудности испытывали при изучении этой темы?

 6. Дополнительные задания к уроку:

Задание №1

Вставьте  подчинительные  союзы  и  союзные  слова.  Расставьте  недостающие  знаки  препинания.  Составьте горизонтальные схемы.

1. Человек  должен  быть  наделен  фантазией ________ творить. (В. Высоцкий. Монологи)

2. Я  наблюдал  свысока _______ волны  головы  ломают. (В. Высоцкий)

3. Живешь  в  заколдованном  диком  лесу __________ уйти  невозможно. (В. Высоцкий)

4. Все  равно  я  отсюда  тебя  заберу  во  дворец __________ играют  свирели. (В. Высоцкий, 1970г)

5. Соглашайся  хотя  бы  на  рай  в  шалаше _________ терем  с  дворцом  кто-то  занял. (В. Высоцкий, 1970г)

6. Мне теперь не понять_________же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»

7. Мне  не  стало  хватать  его  только  сейчас, _____________ он  не  вернулся  из  боя. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»)

Ответы: ( Чтобы; как; откуда; где; если; кто; когда)

Задание №2

1. Предложение,  в  котором  одна  часть  подчинена  другой  по  смыслу,  а  средством  связи  частей  предложения являются  подчинительные  союзы.

2. Это придаточное относится к существительному и прикрепляется союзными словами который, куда, где (отвечая на вопрос какой?).

3. Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства.

4. Отвечают на вопросы где? когда? по какой причине? при каком условии?

5. Придаточные, которые отвечают на вопросы где? куда?

6. Эти придаточные присоединяются союзными словами едва, когда, с тех пор как.

7. Придаточные, которые отвечают на вопрос в какой степени?

8. Придаточные, которые присоединяются союзами словно, будто, точно.

9. Отвечают на вопрос с какой целью?

10. Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

11. Присоединяются союзом так что.

12. Присоединяются союзами потому что, оттого что, благодаря тому что. (отвечают на вопросы почему?)

7.Домашнее задание.

• Написать  сочинение – рассуждение  о  родном  крае.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Основные виды сложных союзных предложений"»

Тема урока: «Основные виды сложных союзных  предложений».   Лексическая тема. Природа страны и планеты .  Цель урока: Закрепление знаний учащихся по  теме « Синтаксис сложного  предложения».  Тип урока – урок закрепления ЗУН Форма проведения урока – урок-практикум .

Тема урока: «Основные виды сложных союзных

предложений».

Лексическая тема. Природа страны и планеты .

Цель урока: Закрепление знаний учащихся по

теме « Синтаксис сложного

предложения».

Тип урока урок закрепления ЗУН

Форма проведения урока урок-практикум .

Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания о СП;  - тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в  сложном предложении;  - продолжить работу по совершенствованию навыков  лингвистического анализа текста.  Развивающие задачи: - продолжить работу по формированию умения выделять  общие и существенные признаки, делать обобщающие  выводы;  - развивать умения анализировать и оценивать собственную  деятельность;  - развивать навыки исследовательской деятельности .  Воспитательные задачи: - воспитывать положительное отношение к знаниям  вообще и изучению русского языка;  - воспитывать экологическую культуру учащихся.  - воспитывать такие нравственные качества, как  патриотизм, доброта, человеколюбие.

Задачи урока:

Обучающие задачи: - закрепить полученные знания о СП;

- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в

сложном предложении;

- продолжить работу по совершенствованию навыков

лингвистического анализа текста.

Развивающие задачи: - продолжить работу по формированию умения выделять

общие и существенные признаки, делать обобщающие

выводы;

- развивать умения анализировать и оценивать собственную

деятельность;

- развивать навыки исследовательской деятельности .

Воспитательные задачи: - воспитывать положительное отношение к знаниям

вообще и изучению русского языка;

- воспитывать экологическую культуру учащихся.

- воспитывать такие нравственные качества, как

патриотизм, доброта, человеколюбие.

.  Проблемные вопросы  -Много ли в сложном сложного?  -Почему нам нужны сложные предложения?  -Что даёт умение определять виды сложных предложений?  -Почему сложные предложения являются проблемой?-

.

Проблемные вопросы

-Много ли в сложном сложного?

-Почему нам нужны сложные предложения?

-Что даёт умение определять виды сложных предложений?

-Почему сложные предложения являются проблемой?-

Ожидаемые результаты:   Качественное выполнение тестовых заданий по русскому языку по теме «Синтаксис сложного предложения»  Правильная постановка знаков препинания во всех видах СП в русском языке .

Ожидаемые результаты:

  • Качественное выполнение тестовых заданий по русскому языку по теме «Синтаксис сложного предложения»
  • Правильная постановка знаков препинания во всех видах СП в русском языке .

Сложное предложения

Сложное предложения

Чем отличается сложное предложение от простого? Было ясно и тихо и дымились трубы. После грозы всё благоухало и сверкало. 1) 2) И , и

Чем отличается сложное предложение от простого?

  • Было ясно и тихо и дымились трубы.
  • После грозы всё благоухало и сверкало.

1)

2)

И

,

и

Сложносочинённое предложение  ССП Части предложения не зависят друг от друга. Соединяются сочинительными союзами и, да, но, а, или, либо, зато, однако, то -то, не то - не то, ни - ни, тоже, также, не только – но и, как – так и.   / Окна  во всех корпусах были ярко освещены/, и /оттого на громадном дворе казалось очень темно/. И ,

Сложносочинённое предложение ССП

  • Части предложения не зависят друг от друга.
  • Соединяются сочинительными союзами и, да, но, а, или, либо, зато, однако, то -то, не то - не то, ни - ни, тоже, также, не только – но и, как – так и.

/ Окна во всех корпусах были ярко освещены/, и /оттого на громадном дворе казалось очень темно/.

И

,

В сложносочиненных предложениях, как правило, запятая ставится перед всеми союзами, соединяющими их части, в том числе и перед соединительными и разделительными (в отличие от простого предложения). Звёзды уже сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. Ни солнца мне не виден свет, ни
  • В сложносочиненных предложениях, как правило, запятая ставится перед всеми союзами, соединяющими их части, в том числе и перед соединительными и разделительными (в отличие от простого предложения).
  • Звёзды уже сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.
  • Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простора нет.

ЗАПЯТАЯ между частями сложносочинённого предложения не ставится, если предложения имеют: общий второстепенный член. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.  общее придаточное предложение. Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, (когда я вернулся в комнату). общее вводное слово или предложение. По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.

ЗАПЯТАЯ между частями сложносочинённого предложения не ставится, если предложения имеют:

  • общий второстепенный член.

Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

  • общее придаточное предложение.

Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, (когда я вернулся в комнату).

  • общее вводное слово или предложение.

По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.

Если оба самостоятельных предложения, соединенные сочинительным соединительным или разделительным союзом, содержат вопрос, то запятая между ними не ставится. Cледует помнить, что пара ли...или (иль) в сложосочиненном предложении (в отличие от простого) рассматривается как повторяющийся союз, то есть запятая перед или ставится.  Как собака попала сюда и почему дверь не была закрыта?

Если оба самостоятельных предложения, соединенные сочинительным соединительным или разделительным союзом, содержат вопрос, то запятая между ними не ставится. Cледует помнить, что пара ли...или (иль) в сложосочиненном предложении (в отличие от простого) рассматривается как повторяющийся союз, то есть запятая перед или ставится.

Как собака попала сюда и почему дверь не была закрыта?

Если оба самостоятельных предложения, соединенные сочинительным соединительным или разделительным союзом, являются восклицательными (содержат восклицательные частицы), то запятая между ними не ставится Как приятно гулять в саду вечером и как удивительно пахнет жасмин!

Если оба самостоятельных предложения, соединенные сочинительным соединительным или разделительным союзом, являются восклицательными (содержат восклицательные частицы), то запятая между ними не ставится

Как приятно гулять в саду вечером и как удивительно пахнет жасмин!

Если оба самостоятельных предложения, соединенные сочинительным соединительным или разделительным союзом, содержат побуждение (сказуемые выражены формой повелительного наклонения), то запятая между ними не ставится    Напиши письмо сам или давай напишем вместе.

Если оба самостоятельных предложения, соединенные сочинительным соединительным или разделительным союзом, содержат побуждение (сказуемые выражены формой повелительного наклонения), то запятая между ними не ставится

  • Напиши письмо сам или давай напишем вместе.

Сложноподчиненное предложение СПП 5

Сложноподчиненное предложение

СПП

5

Одно предложение зависит от другого Как? что , И так наивна песня зимняя, что грех певицу обижать 5

Одно предложение зависит от другого

Как?

что

,

И так наивна песня зимняя, что грех певицу обижать

5

ТИПЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ 15

ТИПЫ

ПРИДАТОЧНЫХ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

15

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Относятся к существительным Отвечают на вопрос какой? Присоединяются союзными словами: относительными местоимениями и наречиями который, какой, что, где, куда, откуда. Какому? Мы отправились к озеру , где была расположена база отдыха. 15

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

  • Относятся к существительным
  • Отвечают на вопрос какой?
  • Присоединяются союзными словами: относительными местоимениями и наречиями который, какой, что, где, куда, откуда.

Какому?

Мы отправились к озеру , где была

расположена база отдыха.

15

ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ Относятся к глаголу (часто со значением речи) Отвечают на вопросы что, чего, кого, чему, кому, чем, кем, о ком, о чём.  Что? И тут я понял , что успеть к отходу поезда мне не удастся. 15

ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ

  • Относятся к глаголу (часто со значением речи)
  • Отвечают на вопросы что, чего, кого, чему, кому, чем, кем, о ком, о чём.

Что?

И тут я понял , что успеть к отходу

поезда мне не удастся.

15

Когда? Как? Где? Вопреки чему? При каком условии? Что из этого следует? Образа действия и степени Места Времени Цели Причины Зачем? Почему? Обстоятельственные Уступки Следствия Условия Сравнения 15

Когда?

Как?

Где?

Вопреки чему?

При каком условии?

Что из этого следует?

Образа

действия и

степени

Места

Времени

Цели

Причины

Зачем?

Почему?

Обстоятельственные

Уступки

Следствия

Условия

Сравнения

15

*С тех пор она старалась всё делать так , (как?) чтобы её хвалили. *Нет величия там , (где?) где нет места подвигам. *Не на пользу книги читать, (при каком условии?) коль одни вершки глотать. *Было уже совсем тепло, (вопреки чему?) хотя кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег. *Снег становился всё белее и ярче, (что из этого следует?) так что ломило глаза, глядя на него. *Он пошёл легко, словно только из милости касался земли. * (Почему?) Благодаря тому что лето было жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево.

*С тех пор она старалась всё делать так , (как?) чтобы её хвалили.

*Нет величия там , (где?) где нет места подвигам.

*Не на пользу книги читать, (при каком условии?) коль одни вершки глотать.

*Было уже совсем тепло, (вопреки чему?) хотя кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег.

*Снег становился всё белее и ярче, (что из этого следует?) так что ломило глаза, глядя на него.

*Он пошёл легко, словно только из милости касался земли.

* (Почему?) Благодаря тому что лето было жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Основные виды сложных союзных предложений"

Автор: Балтабаева Бахыт Турешовна

Дата: 01.04.2016

Номер свидетельства: 313663

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Интонация БСП» (9 класс)            Технология встречных усилий"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekturokarusskoghoiazykavusloviiakhriealizatsiifgosintonatsiiabsp9klasstiekhnologhiiavstriechnykhusilii"
    ["file_id"] => string(6) "304983"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457857954"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка на тему: "Простые и сложные предложения". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "206060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430084948"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока русского языка по теме "Общая характеристика сложного предложения""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-obshchaia-kharaktieristika-slozhnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256895"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448218063"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства