Тема урока : Основные виды сложных союзных предложений
Цель урока: « Закрепление знаний учащихся по теме « Синтаксис сложного предложения».
Задачи урока:
Обучающие задачи:
- закрепить полученные знания о СП;
- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложном предложении;
- продолжить работу по совершенствованию навыков лингвистического анализа текста.
Развивающие задачи:
- продолжить работу по формированию умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
- развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
- воспитывать экологическую культуру учащихся.
- воспитывать такие нравственные качества, как патриотизм, доброта, человеколюбие.
Тип урока: урок закрепления ЗУН
Форма проведения урока: урок - практикум.
Оборудование урока:
- компьютер,
- проектор,
- экран,
- раздаточный материал
- презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Виды сложных предложений»
Ход урока:
1. Ориентировочно-мотивационный момент.
2. Постановка темы и цели урока:
Слово учителя:
Дорогой друг! Ты уже познакомился с таким понятием, как сложные предложения, виды сложных предложений (союзные и бессоюзные). Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложном предложении. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со сложными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков.
3. Повторение изученного:
а) Теоретическое: Определение сложного предложения, привести пример.
Сложные предложения- это предложения,состоящие из двух и более простых предложений. Они отличаются от простых предложний тем ,что имеют более одной грамматической основы и выражают более сложные мысли.
Пример: Не дело создано для мысли,а мысль создана для дела. (ССП)У каждого есть в жизни высота,которую он должен взять когда-то.
Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы. (слайд)
б) Практическое:
4. Комплексный анализ текста.
Текст на карточках у каждого учащегося. Человек живет в определенной окружающей среде, и ее загрязнение делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только для того, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу. Она дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.
Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни.
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории — он, как правило, равнодушен и к своей стране.
(Д.С. Лихачев.)
Слово экология получило в современном русском языке широкое распространение.
Это слово образовано из греческих слов
ойкос («дом,жилище,родина» ) и логос (понятие,чтение»).
Вопросы по тексту.
1)Как по Д.Лихачеву мы должны понимать значение термина ЭКОЛОГИЯ?
2)Какие задачи по его мнению должна решать экология?
3)Почему необходимо сохранять культурную среду?
4)Какие примеры приводит Лихачев, чтобы доказать что сохранение культурной среды - сохранение духовной и нравственной жизни народа?
5. Итог урока
1. В чём же своеобразие СП?
2. Какие трудности испытывали при изучении этой темы?
6. Дополнительные задания к уроку:
Задание №1
Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте горизонтальные схемы.
1. Человек должен быть наделен фантазией ________ творить. (В. Высоцкий. Монологи)
2. Я наблюдал свысока _______ волны головы ломают. (В. Высоцкий)
3. Живешь в заколдованном диком лесу __________ уйти невозможно. (В. Высоцкий)
4. Все равно я отсюда тебя заберу во дворец __________ играют свирели. (В. Высоцкий, 1970г)
5. Соглашайся хотя бы на рай в шалаше _________ терем с дворцом кто-то занял. (В. Высоцкий, 1970г)
6. Мне теперь не понять_________же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»
7. Мне не стало хватать его только сейчас, _____________ он не вернулся из боя. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»)
Ответы: ( Чтобы; как; откуда; где; если; кто; когда)
Задание №2
1. Предложение, в котором одна часть подчинена другой по смыслу, а средством связи частей предложения являются подчинительные союзы.
2. Это придаточное относится к существительному и прикрепляется союзными словами который, куда, где (отвечая на вопрос какой?).
3. Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства.
4. Отвечают на вопросы где? когда? по какой причине? при каком условии?
5. Придаточные, которые отвечают на вопросы где? куда?
6. Эти придаточные присоединяются союзными словами едва, когда, с тех пор как.
7. Придаточные, которые отвечают на вопрос в какой степени?
8. Придаточные, которые присоединяются союзами словно, будто, точно.
9. Отвечают на вопрос с какой целью?
10. Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?
11. Присоединяются союзом так что.
12. Присоединяются союзами потому что, оттого что, благодаря тому что. (отвечают на вопросы почему?)
7.Домашнее задание.
• Написать сочинение – рассуждение о родном крае.