«Синтаксис и пунктуация»
Цель: систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и
навыков учащихся по теме урока.
Задачи:
-Выявить степень усвоения учебного материала учащимися
по пройденному разделу.
- Повторить основные понятия, изученные в разделе, закрепить
знания, умения и навыки при изучении темы.
- Уметь правильно расставлять знаки препинания в сложном
предложении, в предложении с однородными членами, с
обращением.
- Уметь различать простые и сложные предложения.
- Развивать умение систематизировать и анализировать материал.
- Развивать умение комплексного анализа текста.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Развивать мышление, память, внимание, речь.
- Воспитывать у учащихся любовь к родному языку, родной
природе.
Ход урока:
1 Организационный момент
- Настроимся на урок с помощью стихотворения: (слайд)
Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!
2. -Начнём наш урок с устной орфографической пятиминутки.
( Работа с карточками)
- Сегодня повторим правило, которое вызывает у вас больше всего
затруднений: правописание безударных личных окончаний
глаголов.
-Но вначале вспомним, какие глаголы относятся к 1спр.?
Ко 2спр? (слайд)
стонет, стелет, лает, колет, дышит.
реет, видит, зависит, клеит, гонит. (слайд)
3.Закрепление изученного.
а) -Вернёмся теперь непосредственно к нашей изученной теме.
- А вспомнить тот раздел лингвистики, над которым мы работаем,
поможет нам загадка. Попробуйте её отгадать. (слайд)
Я изучаю связи слов
И знаю их предназначенье.
Я вам всегда помочь готов
Из слов построить предложение.
Его строенье я постиг
И форму словосочетания,
И в строе речи каждый сдвиг
Я не оставлю без внимания.
- Как называется этот раздел? (синтаксис)
- Какой стоит всегда рядом с ним? (пунктуация)
- Что изучается в каждом из них?
- Сегодня мы будем повторять и проверять свои знания, умения и навыки, полученные в разделе «Синтаксис и пунктуация». Ещё раз обратим внимание на постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях, а также поработаем с текстом.
-Важно уметь правильно расставлять знаки препинания? (да)
-И девизом нашего сегодняшнего урока, а, может, и всего курса обучения русскому языку будут слова: (слайд)
Не оставляйте без внимания,
Ребята, знаки препинания,
Чтоб от ошибок уберечь
И сделать ясной нашу речь.
- Посмотрите на это предложение. Все ли знаки препинания расставлены верно? (нет)
- Чем является слово ребята? (обращением, после него ставится запятая).
- Вспомним рифмованные строки про обращение:
Всем нам при общении поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам можешь смело обратиться.
При письме не забывай, запятыми выделяй.
б) – Начнём работу над повторением с игры «Составь предложе-
ние». Для этого нужно выполнить ряд действий:
Запишем предложения:
- В воздухе кружатся осенние листья.
- Сегодня у нас будет праздник.
- Свежие фрукты очень полезны.
- На чистом небе нет ни облачка.
- Из первого взять сущ., выступающее в роли обстоятельства, поставив его в И.п., м.р., ед.ч. (воздух)
- Из второго взять обстоятельство времени. (сегодня)
-Из третьего –определение, поставив его в И.п., м.р., ед.ч. (свежий)
-Из четвёртого - определение, поставив его в И.п., м.р., ед.ч (чистый).
-Запишем получившееся предложение и сделаем его полный синтаксический разбор.
Воздух сегодня свежий, чистый.
- Когда прилагательные являются сказуемыми?
- Почему ставим запятую? (это однородные члены) (слайд)
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно.
в) – Запишем второе предложение и произведём его синтаксический разбор.
Раннее утро.
- Добавьте к этому предложению вторую часть, чтобы получилось сложное союзное предложение, причём части его будут равноправны, независимы друг от друга (ССП).
(Синтаксический разбор).
- Что является средством связи в данном предложении? (союз И)
г) -Теперь наоборот. Я предлагаю вам схему, а вы составляете
предложение. (слайд)
[ - = ], (…)
(Синтаксический разбор).
4. Устали? Отдохнём и отгадаем шуточные загадки. Вот мы и посмотрим,как хорошо вы знаете знаки препинания.
- Если мысль закончил ты,
Записал на строчку,
Не забудь, в конце поставь
Кругленькую … точку. (слайд)
-Когда ставится точка?
2 . Стою я для того,чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение, победу, торжество!
Не зря я от рожденья противник тишины!
Где я, те предложения с особым выражением
Произнести должны! (!) (слайд)
-Когда знаком завершения предложения является восклицательный знак?
- Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу-
За то, что много знать хочу. (?) (слайд)
-В каком случае ставится вопросительный знак?
- Ляжет палочкой на строчку,
Проходите по мосточку.
Я - минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе
Меня зовут …тире. (слайд)
-Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?
- На крохотное ушко
Похожа завитушка
Велит нам постоять чуть-чуть
И отрываться дальше в путь.
Выйдет на дорожку-
Всем поставит ножку. (запятая). (слайд)
-Когда ставится запятая в предложении? (между однородными членами, между простыми предложениями в составе сложного).
5. Схематический диктант.
–Я читаю вам предложения, а вы воспринимаете их на слух, мысленно анализируете и чертите только схемы:
1. Шумят и бьются о скалы морские волны.
2. Солнце взошло, но природа ещё не проснулась.
3. В саду росли цветы: гвоздика, лилии, тюльпаны.
4. Мальчик почувствовал, что кто-то схватил его за руку.
5. Я люблю тебя, Россия!
6. Я спросил у Миши: «Ты прочитал эту книгу?»
- Проверка. Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки.
- Посмотрите на последнюю схему.
Что обозначают буквы П и А?
- Вспомним, что такое прямая речь? Расскажите о знаках препи-
нания при прямой речи.
- Работа с текстом.
- А сейчас поработаем с текстом, который лежит у вас на столах.
-Прослушайте его и вдумайтесь в содержание.
Наступил зимний вечер. Поднебесная синь играет в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. Закат торжественен, строг и пока ещё горяч. И грустно думать в этот миг, что скоро не станет этого незабываемого чуда.
а) -Понравился текст?
-О чём он?
-Какая картина возникла в вашем воображении?
-Посмотрите на экран. Таким вы себе представили закат? (слайд)
-Как озаглавим текст? (Багряное зарево заката).
-Какова основная мысль текста? (Показать необычную красоту, величие этого природного явления, но красота не вечна, поэтому нужно уметь видеть эту красоту, любоваться, восхищаться ею).
- Определите тип текста. Докажите. (Описание, рисуется великолепная картина заходящего солнца. Насыщенность текста словами, обозначающими признаки предметов).
-Определите стиль текста. (Художественный. Возникает художественный образ заходящего солнца и части воздушного пространства- неба на закате).
- При помощи каких слов автору удалось передать очарование заката, оживить описание? (изобразительно-выразительных средств).
- Давайте найдём их в тексте.
-Чем ещё оживлена картина? (Словами, обозначающими цвета).
-Здесь много определений, выполняющих роль эпитетов.
-Сделайте вывод о роли определений в тексте.
(Они усиливают выразительность текста, создают его образность, делают его красочным, запоминающимся.)
-Какие синонимы к слову багряный вы можете подобрать? (Алый, красный, пурпурный, багровый).
-Объясните, почему именно это слово употреблено в тексте.
б) –Назовите грамматическую основу 4-го предложения. Объясните
знаки препинания. Постройте схему.
-Чем выражено сказуемое? (кр. прил.)
-Почему автор использует краткую форму прилагательного?
(она характерна для книжного стиля и обозначает временный
признак).
-Найдите в тексте сложные предложения. Определите их вид, назовите средство связи. Какой знак препинания мы должны поставить. (Это ССП, ставим запятую).
-Постройте схему.
-Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (В это время сгущаются – морфемный разбор).
7. Рефлексия. Изобрази настроение.
-Что понравилось на уроке? Что не понравилось?
- На парте лежат три жетона: 1- с улыбающимся личиком, 2- с грустным личиком, 3- с безразличным выражением лица. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.
Д/З: подготовиться к тесту по пройденному материалу.