kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: «Синтаксис и пунктуация»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Синтаксис и пунктуация»

Цель: систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и

           навыков учащихся по теме урока.

Задачи:

-Выявить степень усвоения учебного материала учащимися

  по пройденному разделу.

- Повторить основные понятия, изученные в разделе, закрепить

   знания, умения и навыки при изучении темы.

- Уметь правильно расставлять знаки препинания в сложном

   предложении, в предложении с однородными членами, с

   обращением.

- Уметь различать простые и сложные предложения.

- Развивать умение систематизировать и анализировать материал.

- Развивать умение комплексного анализа текста.

- Развивать орфографическую зоркость.

- Развивать мышление, память, внимание, речь.

- Воспитывать у учащихся любовь к родному языку, родной

  природе.

Ход урока:

1 Организационный момент

- Настроимся на урок с помощью стихотворения:     (слайд)

     Сколько правил!

      Правил сколько!

      С непривычки бросит дрожь.

      Будь старательным и только!

      Будь внимательным и только!

      Всё запомнишь, всё поймёшь!

 2. -Начнём наш урок с устной орфографической пятиминутки.

    ( Работа с карточками)

  - Сегодня повторим правило, которое вызывает у вас больше всего

    затруднений: правописание безударных личных окончаний

    глаголов.

-Но вначале вспомним,  какие глаголы относятся к 1спр.?

  Ко 2спр? (слайд)

   стонет, стелет, лает, колет, дышит.

   реет, видит, зависит, клеит, гонит.    (слайд)

3.Закрепление изученного.

а) -Вернёмся теперь непосредственно к нашей изученной теме.

- А  вспомнить тот раздел лингвистики, над которым мы работаем,

  поможет нам загадка. Попробуйте её отгадать. (слайд)

              Я изучаю связи слов

              И знаю их предназначенье.

              Я вам всегда помочь готов

              Из слов построить предложение.

              Его строенье я постиг        

              И форму словосочетания,

              И в строе речи каждый сдвиг

              Я не оставлю без внимания.

- Как называется этот раздел?    (синтаксис)

- Какой стоит всегда рядом с ним?     (пунктуация)

- Что изучается в каждом из них?       

- Сегодня мы будем повторять и проверять свои знания, умения и навыки, полученные в разделе «Синтаксис и пунктуация». Ещё раз обратим внимание на постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях, а также поработаем с текстом.

-Важно уметь правильно расставлять знаки препинания? (да)

-И  девизом нашего сегодняшнего урока, а, может, и всего курса обучения русскому языку будут слова:                   (слайд)

   Не оставляйте без внимания,

   Ребята, знаки препинания,

   Чтоб  от ошибок уберечь

   И сделать ясной нашу речь.

- Посмотрите на это предложение. Все ли знаки препинания расставлены верно? (нет)

- Чем является слово ребята? (обращением, после него ставится запятая).

- Вспомним рифмованные строки про обращение:

  Всем нам при общении поможет обращение.

  К людям, звёздам или птицам можешь смело обратиться.

  При письме не забывай, запятыми выделяй.

б) – Начнём работу над повторением с игры «Составь предложе-

        ние». Для этого нужно выполнить ряд действий:

Запишем предложения:

  1. В воздухе кружатся осенние листья.
  2. Сегодня у нас будет праздник.
  3. Свежие фрукты очень полезны.
  4. На чистом небе нет ни облачка.

- Из первого взять сущ., выступающее в роли обстоятельства, поставив его в И.п., м.р., ед.ч.      (воздух)

- Из второго взять обстоятельство времени.  (сегодня)

-Из третьего –определение, поставив его в И.п., м.р., ед.ч.  (свежий)

-Из четвёртого - определение, поставив его в И.п., м.р., ед.ч (чистый).

-Запишем получившееся предложение  и сделаем его полный синтаксический разбор.

Воздух сегодня свежий, чистый.

- Когда прилагательные являются сказуемыми? 

- Почему ставим запятую?         (это однородные члены)  (слайд)

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно.

в) – Запишем второе предложение и произведём его синтаксический разбор.

Раннее утро.

- Добавьте к этому предложению вторую часть, чтобы получилось сложное союзное предложение, причём части его будут равноправны, независимы друг от друга (ССП).

(Синтаксический разбор).

- Что является средством связи в данном предложении?  (союз И)

г) -Теперь наоборот. Я предлагаю вам схему, а вы составляете

      предложение.           (слайд)

[ - = ], (…)

(Синтаксический разбор).

4. Устали? Отдохнём и отгадаем шуточные загадки. Вот мы и посмотрим,как хорошо вы знаете знаки препинания.

  1. Если мысль закончил ты,

Записал на строчку,

Не забудь, в конце поставь

Кругленькую  …   точку. (слайд)

-Когда ставится точка?

  2 .  Стою я для того,чтоб выразить волнение,

        Тревогу, восхищение, победу, торжество!

         Не зря я от рожденья противник тишины!

         Где я, те предложения с особым выражением

         Произнести должны!   (!) (слайд)

-Когда знаком завершения предложения является восклицательный знак?

  1.   Что о себе сказать могу?

      Согнула жизнь меня в дугу.

      За свой характер я плачу-

      За то, что много знать хочу. (?)   (слайд)

-В каком случае ставится вопросительный знак?

  1. Ляжет палочкой на строчку,

Проходите по мосточку.

Я - минус в математике,

 Но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе

Меня зовут …тире.      (слайд)

-Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

  1. На крохотное ушко

    Похожа завитушка

    Велит нам постоять чуть-чуть

    И отрываться дальше в путь.

    Выйдет на дорожку-

    Всем поставит ножку.       (запятая).      (слайд)

-Когда ставится запятая в предложении? (между однородными членами, между простыми предложениями в составе сложного).

5. Схематический диктант.

–Я читаю вам предложения, а вы воспринимаете их на слух, мысленно анализируете и чертите только схемы:

1. Шумят и бьются о скалы морские волны.

2. Солнце взошло, но природа ещё не проснулась.

3. В саду росли цветы: гвоздика, лилии, тюльпаны.

4. Мальчик почувствовал, что кто-то схватил его за руку.

5. Я люблю тебя, Россия!

6. Я спросил у Миши: «Ты прочитал эту книгу?» 

 -  Проверка. Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки.

 -  Посмотрите на последнюю схему.

     Что обозначают буквы П и А?

 -  Вспомним, что такое прямая речь? Расскажите о знаках препи-

    нания при прямой речи.

  1. Работа с текстом.

- А сейчас поработаем с текстом, который лежит у вас на столах.

-Прослушайте его и вдумайтесь в содержание.

Наступил зимний вечер. Поднебесная синь играет в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. Закат торжественен, строг и пока ещё горяч. И грустно думать в этот миг, что скоро не станет этого незабываемого чуда.

а)  -Понравился  текст?

 -О чём он?

 -Какая картина возникла в вашем воображении?

 -Посмотрите на экран. Таким вы себе представили закат?  (слайд)

 -Как озаглавим текст? (Багряное зарево заката).

-Какова основная мысль текста?     (Показать необычную красоту, величие этого природного явления, но красота не вечна, поэтому нужно уметь видеть эту красоту, любоваться, восхищаться ею).

- Определите тип текста. Докажите.   (Описание, рисуется великолепная  картина заходящего солнца. Насыщенность текста словами, обозначающими признаки предметов).

-Определите стиль текста. (Художественный. Возникает художественный образ заходящего солнца и части воздушного пространства-   неба на закате).

 - При помощи каких слов автору удалось передать очарование заката, оживить описание? (изобразительно-выразительных средств).

- Давайте найдём их в тексте.

-Чем ещё оживлена картина?    (Словами, обозначающими цвета).

-Здесь много определений, выполняющих роль эпитетов.

-Сделайте вывод о роли определений в тексте.

(Они усиливают выразительность текста, создают его образность, делают его красочным, запоминающимся.)

-Какие синонимы к слову багряный вы можете подобрать? (Алый,  красный, пурпурный, багровый).

-Объясните, почему именно это слово употреблено в тексте.

б) –Назовите грамматическую основу 4-го предложения. Объясните

 знаки препинания. Постройте схему.

-Чем выражено сказуемое?     (кр. прил.)

-Почему автор использует краткую форму прилагательного?

      (она характерна для книжного стиля и обозначает временный

       признак).

 -Найдите в тексте сложные предложения. Определите их вид, назовите средство связи. Какой знак препинания мы должны поставить.  (Это ССП, ставим запятую).

-Постройте схему.

-Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (В это время  сгущаются – морфемный разбор).

7.   Рефлексия. Изобрази настроение.

-Что понравилось на уроке? Что не понравилось?

- На парте лежат три жетона: 1- с улыбающимся личиком, 2- с грустным личиком, 3- с безразличным выражением лица. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.

Д/З: подготовиться к тесту  по пройденному материалу.  

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: «Синтаксис и пунктуация» »

МБОУ «Залегощенская средняя общеобразовательная школа №2»









Повторение и обобщение изученного

по теме:

«Синтаксис и пунктуация»


5класс













Учитель: Гречихина Е.М.






Повторение и обобщение изученного по теме

«Синтаксис и пунктуация»


Цель: систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и

навыков учащихся по теме урока.

Задачи:

-Выявить степень усвоения учебного материала учащимися

по пройденному разделу.

- Повторить основные понятия, изученные в разделе, закрепить

знания, умения и навыки при изучении темы.

- Уметь правильно расставлять знаки препинания в сложном

предложении, в предложении с однородными членами, с

обращением.

- Уметь различать простые и сложные предложения.

- Развивать умение систематизировать и анализировать материал.

- Развивать умение комплексного анализа текста.

- Развивать орфографическую зоркость.

- Развивать мышление, память, внимание, речь.

- Воспитывать у учащихся любовь к родному языку, родной

природе.


Ход урока:


1 Организационный момент

- Настроимся на урок с помощью стихотворения: (слайд)

Сколько правил!

Правил сколько!

С непривычки бросит дрожь.

Будь старательным и только!

Будь внимательным и только!

Всё запомнишь, всё поймёшь!


2. -Начнём наш урок с устной орфографической пятиминутки.

( Работа с карточками)

- Сегодня повторим правило, которое вызывает у вас больше всего

затруднений: правописание безударных личных окончаний

глаголов.

-Но вначале вспомним, какие глаголы относятся к 1спр.?

Ко 2спр? (слайд)

стонет, стелет, лает, колет, дышит.

реет, видит, зависит, клеит, гонит. (слайд)


3.Закрепление изученного.

а) -Вернёмся теперь непосредственно к нашей изученной теме.

- А вспомнить тот раздел лингвистики, над которым мы работаем,

поможет нам загадка. Попробуйте её отгадать. (слайд)

Я изучаю связи слов

И знаю их предназначенье.

Я вам всегда помочь готов

Из слов построить предложение.

Его строенье я постиг

И форму словосочетания,

И в строе речи каждый сдвиг

Я не оставлю без внимания.

- Как называется этот раздел? (синтаксис)

- Какой стоит всегда рядом с ним? (пунктуация)

- Что изучается в каждом из них?

- Сегодня мы будем повторять и проверять свои знания, умения и навыки, полученные в разделе «Синтаксис и пунктуация». Ещё раз обратим внимание на постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях, а также поработаем с текстом.

-Важно уметь правильно расставлять знаки препинания? (да)

-И девизом нашего сегодняшнего урока, а, может, и всего курса обучения русскому языку будут слова: (слайд)

Не оставляйте без внимания,

Ребята, знаки препинания,

Чтоб от ошибок уберечь

И сделать ясной нашу речь.

- Посмотрите на это предложение. Все ли знаки препинания расставлены верно? (нет)

- Чем является слово ребята? (обращением, после него ставится запятая).

- Вспомним рифмованные строки про обращение:

Всем нам при общении поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам можешь смело обратиться.

При письме не забывай, запятыми выделяй.

б) – Начнём работу над повторением с игры «Составь предложе-

ние». Для этого нужно выполнить ряд действий:

Запишем предложения:

  1. В воздухе кружатся осенние листья.

  2. Сегодня у нас будет праздник.

  3. Свежие фрукты очень полезны.

  4. На чистом небе нет ни облачка.

- Из первого взять сущ., выступающее в роли обстоятельства, поставив его в И.п., м.р., ед.ч. (воздух)

- Из второго взять обстоятельство времени. (сегодня)

-Из третьего –определение, поставив его в И.п., м.р., ед.ч. (свежий)

-Из четвёртого - определение, поставив его в И.п., м.р., ед.ч (чистый).

-Запишем получившееся предложение и сделаем его полный синтаксический разбор.

Воздух сегодня свежий, чистый.

- Когда прилагательные являются сказуемыми?

- Почему ставим запятую? (это однородные члены) (слайд)

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно.


в) – Запишем второе предложение и произведём его синтаксический разбор.

Раннее утро.

- Добавьте к этому предложению вторую часть, чтобы получилось сложное союзное предложение, причём части его будут равноправны, независимы друг от друга (ССП).

(Синтаксический разбор).


- Что является средством связи в данном предложении? (союз И)


г) -Теперь наоборот. Я предлагаю вам схему , а вы составляете

предложение. (слайд)

[ - = ] , (…)

(Синтаксический разбор).





4. Устали? Отдохнём и отгадаем шуточные загадки. Вот мы и посмотрим ,как хорошо вы знаете знаки препинания.


  1. Если мысль закончил ты,

Записал на строчку,

Не забудь, в конце поставь

Кругленькую … точку . (слайд)

-Когда ставится точка?

2 . Стою я для того ,чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение, победу, торжество!

Не зря я от рожденья противник тишины!

Где я, те предложения с особым выражением

Произнести должны! (!) (слайд)

-Когда знаком завершения предложения является восклицательный знак?

  1. Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу-

За то, что много знать хочу. (?) (слайд)

-В каком случае ставится вопросительный знак?

  1. Ляжет палочкой на строчку,

Проходите по мосточку.

Я - минус в математике ,

Но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе

Меня зовут …тире. (слайд)

-Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

  1. На крохотное ушко

Похожа завитушка

Велит нам постоять чуть-чуть

И отрываться дальше в путь.

Выйдет на дорожку-

Всем поставит ножку. (запятая). (слайд)

-Когда ставится запятая в предложении? (между однородными членами, между простыми предложениями в составе сложного).

5. Схематический диктант.

–Я читаю вам предложения, а вы воспринимаете их на слух, мысленно анализируете и чертите только схемы:


1. Шумят и бьются о скалы морские волны.

2. Солнце взошло, но природа ещё не проснулась.

3. В саду росли цветы: гвоздика, лилии, тюльпаны.

4. Мальчик почувствовал, что кто-то схватил его за руку.

5. Я люблю тебя, Россия!

6. Я спросил у Миши: «Ты прочитал эту книгу?»

- Проверка. Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки.

- Посмотрите на последнюю схему.

Что обозначают буквы П и А?

- Вспомним, что такое прямая речь? Расскажите о знаках препи-

нания при прямой речи.


  1. Работа с текстом.

- А сейчас поработаем с текстом, который лежит у вас на столах.

-Прослушайте его и вдумайтесь в содержание.

Наступил зимний вечер. Поднебесная синь играет в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. Закат торжественен, строг и пока ещё горяч. И грустно думать в этот миг, что скоро не станет этого незабываемого чуда.

а) -Понравился текст?

-О чём он?

-Какая картина возникла в вашем воображении?

-Посмотрите на экран. Таким вы себе представили закат? (слайд)

-Как озаглавим текст? (Багряное зарево заката).

-Какова основная мысль текста? (Показать необычную красоту, величие этого природного явления, но красота не вечна, поэтому нужно уметь видеть эту красоту, любоваться, восхищаться ею).

- Определите тип текста. Докажите. (Описание, рисуется великолепная картина заходящего солнца. Насыщенность текста словами, обозначающими признаки предметов).

-Определите стиль текста. (Художественный. Возникает художественный образ заходящего солнца и части воздушного пространства- неба на закате).

- При помощи каких слов автору удалось передать очарование заката, оживить описание? (изобразительно-выразительных средств).

- Давайте найдём их в тексте.

-Чем ещё оживлена картина? (Словами, обозначающими цвета).

-Здесь много определений, выполняющих роль эпитетов.

-Сделайте вывод о роли определений в тексте.

(Они усиливают выразительность текста, создают его образность, делают его красочным, запоминающимся.)

-Какие синонимы к слову багряный вы можете подобрать? (Алый, красный, пурпурный, багровый).

-Объясните, почему именно это слово употреблено в тексте.

б) –Назовите грамматическую основу 4-го предложения. Объясните

знаки препинания. Постройте схему.

-Чем выражено сказуемое? (кр. прил.)

-Почему автор использует краткую форму прилагательного?

(она характерна для книжного стиля и обозначает временный

признак).

-Найдите в тексте сложные предложения. Определите их вид, назовите средство связи. Какой знак препинания мы должны поставить. (Это ССП, ставим запятую).

-Постройте схему.

-Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (В это время сгущаются – морфемный разбор).


7. Рефлексия. Изобрази настроение.

-Что понравилось на уроке? Что не понравилось?

- На парте лежат три жетона: 1- с улыбающимся личиком, 2- с грустным личиком, 3- с безразличным выражением лица. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.


Д/З: подготовиться к тесту по пройденному материалу.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: «Синтаксис и пунктуация»

Автор: Гречихина Елена Михайловна

Дата: 27.02.2015

Номер свидетельства: 179698

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока в 5 классе.Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация»."
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_uroka_v_5_klasse_povtorenie_izuchennogo_po_teme_sintaksis_punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "599356"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1643721100"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "189828"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427036663"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект  урока  по теме "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "101530"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402420950"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока русского языка в 9 классе "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-9-klassie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "246366"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446365036"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "конспект урока  на тему «Систематизация и обобщение сведений по разделу «Синтаксис и пунктуация». "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-sviedienii-po-razdielu-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "162716"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422381700"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства