Урок русского языка в 9 классе.
Тема «Синтаксис. Словосочетание и предложение. Повторение изученного в 8 классе»
Цель урока:
*повторить сведения о словосочетании, предложении, полученные школьниками в предшествующие годы обучения;
*дать возможность учащимся самостоятельно работать с предложениями различного синтаксического строения;
*обобщить теоретические сведения о стилях и типах текстов в русском языке;
*содействовать развитию у школьников умений анализировать, синтезировать, сравнивать, находить орфограммы по определенному признаку;
*привлечь внимание старшеклассников к вопросу сохранения здоровья, здорового образа жизни. Предостеречь от употребления психоактивных веществ.
Ход урока.
1.Орфографическая работа (запись слов под диктовку с объяснением выбора встретившихся орфограмм).
Здоровый образ жизни, подросток, дискуссия, СМИ, пропаганда, самооценка, наркотик, тренинг, профилактика, здравоохранение, профессия, самоуважение, медицина, организм человека, врач, привычка, коллектив.
-Вспомните, что такое словосочетание, чем оно отличается от слова? Из каких частей состоит?
-Составьте словосочетания с данными словами, определите вид связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание).
Например, жизнь без наркотиков, пагубная привычка, высокая самооценка и др.
2.Запись темы урока.
Как вы уже поняли по словарной диктовке, предметно-речевая тема нашего урока связана с одной из самых серьезных проблем современной России – наркомании.
-Запишите тему урока «Наркомания – это проблема одного человека или всего общества?» В течение урока мы не только повторим с вами сведения о словосочетании и предложении, но и попытаемся ответить на этот вопрос.
-Охарактеризуйте с точки зрения синтаксиса и пунктуации это предложение (Наркомания – это проблема одного человека или всего общества?), графически объясните постановку знаков препинания.
(Вопросительное, невосклицательное, простое, осложнено однородными членами, распространенное, двусоставное, полное).
__
_________ __________
__________ ?
- Определите лексическое значение слова «наркомания»?
- Составьте предложение по данной схеме со словосочетанием «здоровый образ жизни»
(Здоровый образ жизни – глобальная социальная проблема. Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. МЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!)
физкультминутка
«Да - нет»
Учитель называет слова, среди которых будут встречаться подходящие по смыслу для темы «Здоровый образ жизни» (Например, «закаляйся», «спартакиада», «долгожитель», «труд», «правила гигиены», «полноценный сон» и т.п.). Дети встают, кивают головой и хлопают в ладоши.
Если учитель произносит слова, не соответствующие теме, то дети садятся и поворачивают головой вправо и влево.
3.Актуализация знаний.
1)Запишите текст, определите тему текста.
Наркомания – тотальное, затрагивающее все аспекты внутреннего мира, физического здоровья, отношений с другими людьми и способов существования, необратимое поражение личности человека, разрушающее его психику и физическое здоровье. Это значит, что принимающий наркотик человек постепенно утрачивает самоуважение, уничтожает свои лучшие нравственные качества, теряет друзей, семью, не может приобрести профессию, становится психически не вполне нормальным, вовлекается в преступную среду, медленно и верно разрушает свое тело.
(Во время записи текста следует выяснять лексическое значение некоторых слов).
2) Объясните графически постановку знаков препинания.
3) Определите стиль, тип речи данного текста.
- Каким образом мы можем определить принадлежность текста к тому или иному стилю?
- Вспомним, что наряду со стилями речи, в русском языке есть и несколько типов текстов. Назовите основные (повествование, описание, рассуждение)
4) Выпишите причастия, произведите морфемный и морфологический разбор причастий.
4.Слово учителя.
Проблема наркомании для Воронежской области является одной из самых актуальных. Тенденции распространения наркомании таковы, что они напрямую влияют на здоровье населения, причем большая часть заболевших наркоманией не достигла двадцатилетнего возраста. СМИ, центры по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, церковь, общеобразовательные учреждения пытаются донести до подрастающего поколения значимость здорового образа жизни. Давайте и мы с вами на сегодняшнем уроке внесем свою лепту в борьбу с наркоманией.
5.Составьте и запишите антирекламу на тему «Это тебе не расскажет наркоторговец».
Например: «Наркотики – это ловушка. Если попадешь, то завязнешь, как в трясине».
«Наркотики – это самообман. Тебе кажется, что все проблемы и душевные тревоги улетучатся. Они исчезнут, но «вместе с тобой»! »
«Наркотики – это медленное самоубийство. Умирают молодые, так как до старости наркоманы просто не доживают!»
«Наркотики – это тяжелые болезни. Инфаркт в юном возрасте, гепатит, СПИД – последствия употребления наркотических веществ».
«Наркотики – это потеря всего. Наркоман не может иметь здоровых, полноценных детей. Он теряет все: семью, друзей, работу».
6.Чтение и анализ творческих работ учащихся.
7.Составьте синквейн на тему «Наркомания»
наркомания
психологическая, физиологическая
влечет, привязывается, зависит
употребление запрещённых психоактивных веществ
хроническое заболевание
наркомания
опасная, систематическая
заболеть, колоться, курить
зависимость человека от веществ, влияющих на его психику
болезнь
8.Вывод.
-Можно ли считать наркоманию – проблемой одного человека?
- Запишите побудительное по цели высказывания предложение, которое станет девизом вашей жизни.
МЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!
8.Домашнее задание.
Напишите друзьям письмо-предостережение на тему «Скажи наркотикам НЕТ!»