kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: Разбор заданий ЕНТ по русскому языку.«Повторение-мать учения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Повторение-мать учения» Разбор заданий ЕНТ по русскому языку (11 казахский класс)

 Цели урока:

 Образовательные: повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов  в словосочетании; отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях; закрепление навыков правописания;

Развивающие: развитие мышления и обще учебных навыков и умений;

развитие познавательной самостоятельности; формирование орфоэпического навыка;

Воспитательные:  воспитание ответственности за качество своих знаний;

 Задачи учащихся:         1) научиться выделять словосочетания из предложения;

                                          2) научиться определять способ связи слов в словосочетании;

 Тип урока: урок обобщение;

Вид урока: урок практических работ;

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;

Метод: словесный (объяснение, работа с текстом, беседа); поисковый;

Методические приёмы (форма деятельности учащихся и учителя): конспект, опрос, слово учителя, анализ предложений;)

Ожидаемый результат: высокий процент выполнения данного задания на ЕНТ

                                                                             Эпиграф урока: «Не позволяй душе лениться!»

                                                                          ХОД УРОКА

I. Организационный момент, психологический настрой .

   Объявить тему урока, акцентировать внимание на целях и задачах урока (записаны на доске), рассказать о формах работы, используемых на уроке.

      Мы продолжаем работу по подготовке к ЕНТ и сегодня отрабатываем задание , связанное с синтаксисом. Наша цель изучения сегодня -  словосочетание.

II. Работа по теме урока.  Повторение и обобщение материала.

      Давайте вспомним, что же такое словосочетание. (это соединение двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически).

Повторение теоретического материала. «Теоретическая разминка».

При опросе учащиеся с низкой мотивацией к обучению могут пользоваться учебником, чтобы ответить на поставленный вопрос.

- Что изучает синтаксис? (Синтаксис- это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение и текст. )

- Что такое словосочетание? (Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу или грамматически и подчинительной связью.)

- Из чего состоит словосочетание? (из главного слова и зависимого)

- Назовите виды словосочетаний по главному слову? (именные, глагольные и наречные)

- Назовите типы связи в словосочетаниях? ( согласование, управление и примыкание)

-Что такое согласование, управление, примыкание? (Согласование- это такой вид связи, при котором  зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное . Управление – это такой вид связи, при котором  главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога. Примыкание -  это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив)

- Что не является словосочетанием?

1.         Основа предложения (мальчик уехал),

2.         Однородные члены (быстрый и внимательный),

3.         Предлоги со словами (в течение часа),

4.         Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)

5.         Фразеологические обороты (сел в калошу)

Посмотрите на доску. Какие бывают  виды словосочетаний по значению?

Виды словосочетаний.

сочинительные

 слова равноправные

 (однородные   члены)

дождь и снег 

подчинительные

одно слово подчинено другому

 главное сл.+ зависимое

осенний дождь

 Характеристика словосочетания по главному слову:

- словосочетания с глаголом в роли главного слова - глагольное (радоваться успеху, читать вслух);

- словосочетания с именной частью речи (существительное, прилагательное, числительное) в роли главного слова - именное (радостное событие, красный от смущения, два студента);

- словосочетания с наречием в роли главного слова - наречное (очень холодно, далеко от родных);

- словосочетания с местоимением в роли главного слова - местоименное (кто-то из студентов, кто-нибудь другой).          

Мы обращаем внимание на подчинительные словосочетания, потому что именно они встречаются в тестах ЕНТ. Сейчас наша задача – рассмотреть способы связи слов в с/соч. (схема на доске).                             

III. Закрепление полученных знаний.

    1. «Неизвестная планета». Практикум по выделению из предложений всех словосочетаний.

    Прочитать текст. Запишем предложения, чтобы выделить из них все словосочетания (предложения на доске).

Мой Казахстан

  I  группа

 Широко раскинулись земли Казахстана, где можно увидеть высочайшие снежные горы и плоские равнины, луга и пустыни, стремительные реки и моря.

   Ранней весной в южных долинах зацветает урюк, а в землю падают золотым дождем семена. Когда на юге степь покрывается зеленым ковром трав с ярким узором алых тюльпанов и маков ,то на севере республики еще бушуют снежные метели.

 II группа

  Разнообразен животный мир нашей страны. Каких только животных и птиц не встретишь в горах, на равнинах и в пустынях! Высоко в горах водятся снежные барсы и круторогие архары, а высоко  в небе парят стремительные беркуты и орлы. В Каспийском море обитает тюлень.

   Из ледников и озер начинают свой стремительный бег в долины быстрые речки.

( Широко раскинулись, раскинулись земли, земли Казахстана, снежные горы, плоские равнины, стремительные реки, увидеть горы, ранней весной, южных долинах, в долинах зацветает, золотым дождем, в землю падают, падают семена, покрывается ковром, ковром трав, зеленым ковром, с ярким узором, алых тюльпанов, на севере республики, бушуют на севере, снежные метели,

животный мир, нашей страны, встретишь животных, встретишь птиц, встретишь в горах, в горах водятся, водятся высоко, снежные барсы, круторогие архары, в небе парят,  парят высоко, стремительные беркуты, в Каспийском море, в море обитает.

Начинают из ледников, начинают бег, бег в долины, стремительный бег, быстрые речки.)

Коллективная проверка

   2 .Распределительный диктант. Там даны словосочетания. Задание: подписать одной буквой (С, У, П) способ связи слов в данных с/соч.

1вар: громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говорить шёпотом, рисовать карандашом,  светит ярче.

2 вар: моя профессия, желанный гость, нарушение правил,  ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь, светит ярче,

 Согласование: громкий шорох, моя профессия, желанный гость, ясным утром;

Управление: сходить за багажом, совершить прыжок, говорить шёпотом, рисовать карандашом, нарушение правил, ягоды крыжовника, замеченный тобою;

Примыкание: горячо спорить, стало свежо, , говорить шёпотом, говори тише, упасть навзничь, светит ярче;

Способ проверки – взаимопроверка.

III. Отработка задания ЕНТ.  «Бурная река».

Чтобы перейти реку, нужно проложить мостик из брёвен

А теперь мы подошли к формулировке задания в тесте ЕН

Тестирование.

IV. Выборочный диктант:

    На доске написаны группы слов. Выпишите только словосочетания.

     (У доски работают двое учащихся. Один выписывает словосочетания, другой – сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями)

V. Выпиши из пословиц словосочетания.

Маленький воробей и тот свое гнездо оберегает(Маленький воробей, свое гнездо, гнездо оберегает)

Береги землю родимую, как мать любимую.( Береги землю, землю родимую, мать любимую)

Родная земля – золотая колыбель.( Родная земля, золотая колыбель)

Человек без Родины, что соловей без леса.( Человек без Родины, соловей без леса)

Родину предать – себя заживо схоронить.( Родину предать, заживо схоронить, схоронить себя)

Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.( служит Родине, служит верно, долг исполняет, исполняет примерно)

«Грамматический калейдоскоп».

Задание   №3.   Выполни   синтаксический   разбор   данных   словосочетаний  

 Жить припеваючи, расстроиться из-за неудачи, степные просторы.

Ключ проверки задания.

VIII. Домашнее задание. Написать небольшой рассказ «Мое село». Выделить все словосочетания из предложений и определить способ связи в словосочетаний

IX. Подведение итогов урока

Мы сегодня неплохо поработали. Но давайте критически отнесёмся к своим знаниям. Ответьте  на вопрос: «Каковы мои шансы при выполнении этого задания теста и почему?» У вас есть последний чистый листок с надписью «Добрые пожелания». Прошу.  (Листочки потом сдаются учителю).

А закончить урок мне хочется словами поэта Николая Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Разбор заданий ЕНТ по русскому языку.«Повторение-мать учения» »



Тема урока: «Повторение-мать учения» Разбор заданий ЕНТ по русскому языку

(11 казахский класс)

Цели урока:

Образовательные: повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях; закрепление навыков правописания;

Развивающие: развитие мышления и обще учебных навыков и умений;

развитие познавательной самостоятельности; формирование орфоэпического навыка;

Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих знаний;

Задачи учащихся: 1) научиться выделять словосочетания из предложения;

2) научиться определять способ связи слов в словосочетании;


Тип урока: урок обобщение;

Вид урока: урок практических работ;

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;

Метод: словесный (объяснение, работа с текстом, беседа); поисковый;

Методические приёмы (форма деятельности учащихся и учителя): конспект, опрос, слово учителя, анализ предложений;)

Ожидаемый результат: высокий процент выполнения данного задания на ЕНТ


Эпиграф урока: «Не позволяй душе лениться!»


ХОД УРОКА


I. Организационный момент, психологический настрой .

Объявить тему урока, акцентировать внимание на целях и задачах урока (записаны на доске), рассказать о формах работы, используемых на уроке.

Мы продолжаем работу по подготовке к ЕНТ и сегодня отрабатываем задание , связанное с синтаксисом. Наша цель изучения сегодня - словосочетание.

II. Работа по теме урока. Повторение и обобщение материала.

Давайте вспомним, что же такое словосочетание. (это соединение двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически).

Повторение теоретического материала. «Теоретическая разминка».

При опросе учащиеся с низкой мотивацией к обучению могут пользоваться учебником, чтобы ответить на поставленный вопрос.

- Что изучает синтаксис? (Синтаксис- это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение и текст. )

- Что такое словосочетание? (Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу или грамматически и подчинительной связью.)

- Из чего состоит словосочетание? (из главного слова и зависимого)

- Назовите виды словосочетаний по главному слову? (именные, глагольные и наречные)

- Назовите типы связи в словосочетаниях? ( согласование, управление и примыкание)

-Что такое согласование, управление, примыкание? (Согласование- это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное . Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога. Примыкание - это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив)

- Что не является словосочетанием?

1. Основа предложения (мальчик уехал),

2. Однородные члены (быстрый и внимательный),

3. Предлоги со словами (в течение часа),

4. Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)

5. Фразеологические обороты (сел в калошу)

Посмотрите на доску. Какие бывают виды словосочетаний по значению?

Виды словосочетаний.

сочинительные

слова равноправные

(однородные члены)

дождь и снег

подчинительные

одно слово подчинено другому

главное сл.+ зависимое

осенний дождь

Характеристика словосочетания по главному слову:

- словосочетания с глаголом в роли главного слова - глагольное (радоваться успеху, читать вслух);

- словосочетания с именной частью речи (существительное, прилагательное, числительное) в роли главного слова - именное (радостное событие, красный от смущения, два студента);

- словосочетания с наречием в роли главного слова - наречное (очень холодно, далеко от родных);

- словосочетания с местоимением в роли главного слова - местоименное (кто-то из студентов, кто-нибудь другой).

Мы обращаем внимание на подчинительные словосочетания, потому что именно они встречаются в тестах ЕНТ. Сейчас наша задача – рассмотреть способы связи слов в с/соч. (схема на доске).

Способы связи слов в словосочетании.

Согласование Управление Примыкание

ЗАПОМНИ !

1 ГРАМ. ОСНОВА ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

2 СЛОВО С ПРОИЗВ.ПРЕДЛОГОМ ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ( возле стола; сравни: Стоять возле )

III. Закрепление полученных знаний.

1. «Неизвестная планета». Практикум по выделению из предложений всех словосочетаний.

Прочитать текст. Запишем предложения, чтобы выделить из них все словосочетания (предложения на доске).

Мой Казахстан

I группа

Широко раскинулись земли Казахстана, где можно увидеть высочайшие снежные горы и плоские равнины, луга и пустыни, стремительные реки и моря.

Ранней весной в южных долинах зацветает урюк, а в землю падают золотым дождем семена. Когда на юге степь покрывается зеленым ковром трав с ярким узором алых тюльпанов и маков ,то на севере республики еще бушуют снежные метели.

II группа

Разнообразен животный мир нашей страны. Каких только животных и птиц не встретишь в горах, на равнинах и в пустынях! Высоко в горах водятся снежные барсы и круторогие архары, а высоко в небе парят стремительные беркуты и орлы. В Каспийском море обитает тюлень.

Из ледников и озер начинают свой стремительный бег в долины быстрые речки.

( Широко раскинулись, раскинулись земли, земли Казахстана, снежные горы, плоские равнины, стремительные реки, увидеть горы, ранней весной, южных долинах, в долинах зацветает, золотым дождем, в землю падают, падают семена, покрывается ковром, ковром трав, зеленым ковром, с ярким узором, алых тюльпанов, на севере республики, бушуют на севере, снежные метели,

животный мир, нашей страны, встретишь животных, встретишь птиц, встретишь в горах, в горах водятся, водятся высоко, снежные барсы, круторогие архары, в небе парят, парят высоко, стремительные беркуты, в Каспийском море, в море обитает.

Начинают из ледников, начинают бег, бег в долины, стремительный бег, быстрые речки.)

Коллективная проверка

2 .Распределительный диктант. Практикум по определению способов связи слов в с/соч.

У каждого из вас есть на столе листок с надписью «Практикум №1».

Там даны словосочетания. Задание: подписать одной буквой (С, У, П) способ связи слов в данных с/соч.

1вар: громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говорить шёпотом, рисовать карандашом, светит ярче.

2 вар: моя профессия, желанный гость, нарушение правил, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь, светит ярче,

Словарная работа: навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.

Согласование: громкий шорох, моя профессия, желанный гость, ясным утром;

Управление: сходить за багажом, совершить прыжок, говорить шёпотом, рисовать карандашом, нарушение правил, ягоды крыжовника, замеченный тобою;

Примыкание: горячо спорить, стало свежо, , говорить шёпотом, говори тише, упасть навзничь, светит ярче;

Способ проверки – взаимопроверка.

Поменялись листочками, я диктую – учащиеся проверяют.

Определите процент выполнения задания (написать на листочке, озвучить).

III. Отработка задания ЕНТ. «Бурная река».

Чтобы перейти реку, нужно проложить мостик из брёвен

А теперь мы подошли к формулировке задания в тесте ЕН

Тестирование.

I группа

1. Какие из приведенных сочетаний слов являются словосочетанием.

А) я люблю B) над лесом C) черной тучей D) будто по сигналу.

2.Среди сочетаний найдите словосочетание с грамматической связью «согласование»

А) бредешь по бору B) дробно постукивает C) высоченное небо

D) впереди опустилась

3. Среди сочетаний найдите словосочетания с грамматической связью «управление»

А) по Ставропольскому бору B) стесненно замирает C) опустилась на елочку

D) с розовыми свечками.

4. Среди сочетаний найдите словосочетание с грамматической связью «примыкание»

А) трепетно замирает B) невидимый работяга C) взбалмошная сорока

D) взметнулась по сигналу.

5.Словосочетание указывает на действие и его признак:

A) Произносить отчетливо. B) Древняя книга.

C) Любовь к книге. D) Увлекаться стихами.

6.Словосочетание указывает на предмет и его признак:

A) Произносить отчетливо. B) Древняя книга.

C) Любовь к книге. D) Увлекаться стихами.

7Словосочетание связано способом согласования:

A) Строящийся дом. B) Исполнять кюй.

C) Пиала из фарфора D) Говорить по-казахски.

II группа

1. Словосочетание указывает на действие и предмет, на которое оно переходит:

А) Блестящий дебют. В) Жить дружно. С) В небольшом ауле.

D) Жить в ауле.

2. Сочинительная связь:

А) Воина с миром. В) Война и мир. С) Договориться о мире.

D) Мирный договор

3. Укажите словосочетание с наречием места:

А) Вернулся вчера. В) Думать медленно. С) Делать хорошо.

D) Поднялись справа

4. Найдите словосочетание:

А) Звездное небо. В) Сыро, но тепло. С) Думай и отвечай.

D) Ученики работают

5.Словосочетание указывает на действие и предмет:

A) Произносить отчетливо. B) Древняя книга.

C) Голубое небо. D) Увлекаться стихами.

6.Главное слово выражено глаголом в словосочетании:

A) Наказ отца. B) По-зимнему холодно.

C) Упорно трудиться. D) Вековые сосны.

7.Словосочетание связано способом согласования:

A) Семейный очаг. B) Исполнять кюй.

C) Пиала из фарфора.

D) Говорить по-казахски

IV. Выборочный диктант:

На доске написаны группы слов. Выпишите только словосочетания.

Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приема, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, во время игры, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере.

(У доски работают двое учащихся. Один выписывает словосочетания, другой – сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями)

1. Словосочетания: Хвойный лес, настольные часы, часы приема, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере.

2. Объяснить, почему не являются словосочетаниями остальные слова:

- существительные с предлогом: возле леса, в течение часа, вследствие засухи, во время игры.

- главные члены предложения: лес шумит, часы остановились, следствие закончено.

- нет зависимости между словами, кроме сочинительной связи: лес да поле, от засухи и зноя.

V. Выпиши из пословиц словосочетания.

Маленький воробей и тот свое гнездо оберегает(Маленький воробей, свое гнездо, гнездо оберегает)

Береги землю родимую, как мать любимую.( Береги землю, землю родимую, мать любимую)

Родная земля – золотая колыбель.( Родная земля, золотая колыбель)

Человек без Родины, что соловей без леса.( Человек без Родины, соловей без леса)

Родину предать – себя заживо схоронить.( Родину предать, заживо схоронить, схоронить себя)

Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.( служит Родине, служит верно, долг исполняет, исполняет примерно)

«Грамматический калейдоскоп».

Задание №3. Выполни синтаксический разбор данных словосочетаний

Жить припеваючи, расстроиться из-за неудачи, степные просторы.

Ключ проверки задания.

Жить припеваючи.

Жить (как ?) припеваючи – подчинит. вид связи; обозначает действие и его признак; глагол + наречие; глагольное; способ связи – примыкание.

Расстроиться из-за неудачи.

Расстроиться (из-за чего ?) из-за неудачи – подчинит. вид связи; обозначает действие и предмет, связанный с ним; глагол + сущ. с предлогом; глагольное; способ связи – управление.

Степные просторы

Просторы (какие?) степные - подчинительный вид связи; обозначает предмет и его признак; прилагательное .существительное. ; именное; способ связи - согласование.

VII. (Выполни задание, если осталось время после выполнения обязательных четырех заданий).

В* 1: Образуй словосочетания, согласовав существительное с прилагательным.

Рояль (концертный), тюль (кружевной), меню (разнообразный), пальто (демисезонный), кафе (отремонтированный), молодежь (веселый), кофе бразильский), бюро (справочный), бандероль (ценный), жюри (справедливый).

Составьте с образованными словосочетаниями предложения

Карточка - помощь к заданию.

В*1 Рояль, тюль, кофе – несклоняемые существительные мужского рода.

Меню, пальто, кафе, бюро, жюри - несклоняемые существительное среднего рода.

Молодежь, бандероль - существ, женского рода.

В* 1: Образуй словосочетания, согласовав существительное с прилагательным.

Рояль (концертный), тюль (кружевной), меню (разнообразное), пальто (демисезонное), кафе (отремонтированное), молодежь (веселая), кофе бразильский), бюро (справочное), бандероль (ценная), жюри (справедливое).

Составьте с образованными словосочетаниями предложения

VIII. Домашнее задание. Написать небольшой рассказ «Мое село». Выделить все словосочетания из предложений и определить способ связи в словосочетаний

IX. Подведение итогов урока


Мы сегодня неплохо поработали. Но давайте критически отнесёмся к своим знаниям. Ответьте на вопрос: «Каковы мои шансы при выполнении этого задания теста и почему?» У вас есть последний чистый листок с надписью «Добрые пожелания». Прошу. (Листочки потом сдаются учителю).

А закончить урок мне хочется словами поэта Николая Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Тема урока: Разбор заданий ЕНТ по русскому языку.«Повторение-мать учения»

Автор: Тасимова Гульмира Аухатовна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103558


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства