Тема урока: «Повторение-мать учения» Разбор заданий ЕНТ по русскому языку (11 казахский класс)
Цели урока:
Образовательные: повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях; закрепление навыков правописания;
Развивающие: развитие мышления и обще учебных навыков и умений;
развитие познавательной самостоятельности; формирование орфоэпического навыка;
Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих знаний;
Задачи учащихся: 1) научиться выделять словосочетания из предложения;
2) научиться определять способ связи слов в словосочетании;
Тип урока: урок обобщение;
Вид урока: урок практических работ;
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;
Метод: словесный (объяснение, работа с текстом, беседа); поисковый;
Методические приёмы (форма деятельности учащихся и учителя): конспект, опрос, слово учителя, анализ предложений;)
Ожидаемый результат: высокий процент выполнения данного задания на ЕНТ
Эпиграф урока: «Не позволяй душе лениться!»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент, психологический настрой .
Объявить тему урока, акцентировать внимание на целях и задачах урока (записаны на доске), рассказать о формах работы, используемых на уроке.
Мы продолжаем работу по подготовке к ЕНТ и сегодня отрабатываем задание , связанное с синтаксисом. Наша цель изучения сегодня - словосочетание.
II. Работа по теме урока. Повторение и обобщение материала.
Давайте вспомним, что же такое словосочетание. (это соединение двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически).
Повторение теоретического материала. «Теоретическая разминка».
При опросе учащиеся с низкой мотивацией к обучению могут пользоваться учебником, чтобы ответить на поставленный вопрос.
- Что изучает синтаксис? (Синтаксис- это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение и текст. )
- Что такое словосочетание? (Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу или грамматически и подчинительной связью.)
- Из чего состоит словосочетание? (из главного слова и зависимого)
- Назовите виды словосочетаний по главному слову? (именные, глагольные и наречные)
- Назовите типы связи в словосочетаниях? ( согласование, управление и примыкание)
-Что такое согласование, управление, примыкание? (Согласование- это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное . Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога. Примыкание - это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив)
- Что не является словосочетанием?
1. Основа предложения (мальчик уехал),
2. Однородные члены (быстрый и внимательный),
3. Предлоги со словами (в течение часа),
4. Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)
5. Фразеологические обороты (сел в калошу)
Посмотрите на доску. Какие бывают виды словосочетаний по значению?
Виды словосочетаний.
сочинительные
слова равноправные
(однородные члены)
дождь и снег
подчинительные
одно слово подчинено другому
главное сл.+ зависимое
осенний дождь
Характеристика словосочетания по главному слову:
- словосочетания с глаголом в роли главного слова - глагольное (радоваться успеху, читать вслух);
- словосочетания с именной частью речи (существительное, прилагательное, числительное) в роли главного слова - именное (радостное событие, красный от смущения, два студента);
- словосочетания с наречием в роли главного слова - наречное (очень холодно, далеко от родных);
- словосочетания с местоимением в роли главного слова - местоименное (кто-то из студентов, кто-нибудь другой).
Мы обращаем внимание на подчинительные словосочетания, потому что именно они встречаются в тестах ЕНТ. Сейчас наша задача – рассмотреть способы связи слов в с/соч. (схема на доске).
III. Закрепление полученных знаний.
1. «Неизвестная планета». Практикум по выделению из предложений всех словосочетаний.
Прочитать текст. Запишем предложения, чтобы выделить из них все словосочетания (предложения на доске).
Мой Казахстан
I группа
Широко раскинулись земли Казахстана, где можно увидеть высочайшие снежные горы и плоские равнины, луга и пустыни, стремительные реки и моря.
Ранней весной в южных долинах зацветает урюк, а в землю падают золотым дождем семена. Когда на юге степь покрывается зеленым ковром трав с ярким узором алых тюльпанов и маков ,то на севере республики еще бушуют снежные метели.
II группа
Разнообразен животный мир нашей страны. Каких только животных и птиц не встретишь в горах, на равнинах и в пустынях! Высоко в горах водятся снежные барсы и круторогие архары, а высоко в небе парят стремительные беркуты и орлы. В Каспийском море обитает тюлень.
Из ледников и озер начинают свой стремительный бег в долины быстрые речки.
( Широко раскинулись, раскинулись земли, земли Казахстана, снежные горы, плоские равнины, стремительные реки, увидеть горы, ранней весной, южных долинах, в долинах зацветает, золотым дождем, в землю падают, падают семена, покрывается ковром, ковром трав, зеленым ковром, с ярким узором, алых тюльпанов, на севере республики, бушуют на севере, снежные метели,
животный мир, нашей страны, встретишь животных, встретишь птиц, встретишь в горах, в горах водятся, водятся высоко, снежные барсы, круторогие архары, в небе парят, парят высоко, стремительные беркуты, в Каспийском море, в море обитает.
Начинают из ледников, начинают бег, бег в долины, стремительный бег, быстрые речки.)
Коллективная проверка
2 .Распределительный диктант. Там даны словосочетания. Задание: подписать одной буквой (С, У, П) способ связи слов в данных с/соч.
1вар: громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говорить шёпотом, рисовать карандашом, светит ярче.
2 вар: моя профессия, желанный гость, нарушение правил, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь, светит ярче,
Согласование: громкий шорох, моя профессия, желанный гость, ясным утром;
Управление: сходить за багажом, совершить прыжок, говорить шёпотом, рисовать карандашом, нарушение правил, ягоды крыжовника, замеченный тобою;
Примыкание: горячо спорить, стало свежо, , говорить шёпотом, говори тише, упасть навзничь, светит ярче;
Способ проверки – взаимопроверка.
III. Отработка задания ЕНТ. «Бурная река».
Чтобы перейти реку, нужно проложить мостик из брёвен
А теперь мы подошли к формулировке задания в тесте ЕН
Тестирование.
IV. Выборочный диктант:
На доске написаны группы слов. Выпишите только словосочетания.
(У доски работают двое учащихся. Один выписывает словосочетания, другой – сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями)
V. Выпиши из пословиц словосочетания.
Маленький воробей и тот свое гнездо оберегает(Маленький воробей, свое гнездо, гнездо оберегает)
Береги землю родимую, как мать любимую.( Береги землю, землю родимую, мать любимую)
Родная земля – золотая колыбель.( Родная земля, золотая колыбель)
Человек без Родины, что соловей без леса.( Человек без Родины, соловей без леса)
Родину предать – себя заживо схоронить.( Родину предать, заживо схоронить, схоронить себя)
Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.( служит Родине, служит верно, долг исполняет, исполняет примерно)
«Грамматический калейдоскоп».
Задание №3. Выполни синтаксический разбор данных словосочетаний
Жить припеваючи, расстроиться из-за неудачи, степные просторы.
Ключ проверки задания.
VIII. Домашнее задание. Написать небольшой рассказ «Мое село». Выделить все словосочетания из предложений и определить способ связи в словосочетаний
IX. Подведение итогов урока
Мы сегодня неплохо поработали. Но давайте критически отнесёмся к своим знаниям. Ответьте на вопрос: «Каковы мои шансы при выполнении этого задания теста и почему?» У вас есть последний чистый листок с надписью «Добрые пожелания». Прошу. (Листочки потом сдаются учителю).
А закончить урок мне хочется словами поэта Николая Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!