Задачи: способствовать формированию представлений о синтаксической роли имен прилагательных; способствовать формированию каллиграфических навыков, орфографической грамотности, умению находить определение в предложении, развитию логического мышления, речи, внимания; способствовать воспитанию организованности, активности, интереса к предмету, бережного отношения к природе.
Просмотр содержимого документа
«Синтаксическая роль имен прилагательных»
Тема: Синтаксическая роль имен прилагательных.
Задачи:способствовать формированию представлений о синтаксической роли имен прилагательных; способствовать формированию каллиграфических навыков, орфографической грамотности, умению находить определение в предложении, развитию логического мышления, речи, внимания; способствовать воспитанию организованности, активности, интереса к предмету, бережного отношения к природе.
Формы урока:Индивидуальные, групповые, коллективные.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, задач урока. Мотивация:
«Грамматика, грамматика!
Наука очень строгая.
Тебя моя грамматика,
Осилю понемногу я »
- В каком значении употребили слово «осилю».
- Подберите к этому глаголу синонимы, (выучу, узнаю, изучу, преодолею трудности, научусь грамотно писать)
- А вы хотите этому научиться?
- Если так, я приглашаю всех вас и эту удивительную страну Грамматику, в которой правят Король Синтаксис, Королева Морфология и Принцесса Фонетика.
- Как вы думаете, с чем они нас познакомят сегодня?
- Принцесса Фонетика предоставит возможность вспомнить о буквах и звуках, Королева Морфология напомнит о частях слова, частях речи и с многозначностью слов, а Король Синтаксис познакомит нас с синтаксической ролью имен прилагательных в предложении. Это значит, что мы узнаем, какую роль играет в предложении имя прилагательное.
1 вариант: Образуйте родственные слова от глагола "заиграли". Произведите разбор слов по составу.
2 вариант: Образуйте родственные слова от прилагательного "говорливые". Разберите слова по составу. (Фронтальная проверка).
Индивидуальная работа по карточкам: 3 ряд (деформированный текст в конвертах).
- Составить предложения из разрозненных слов, вставить орфограммы, указать части речи, падежи сущ. + прил., разобрать по членам предложения.
6. Фронтальный опрос. 1-2 ряды
- Назовите части слова?
- Как пишутся корни однокоренных слов?
- Что такое окончание?
- Что необходимо знать, чтобы правильно написать безударные окончания существительных?
- Что надо знать, чтобы правильно написать окончание прилагательных?
- Какие части речи вы знаете?
- Какую часть речи изучаем сейчас?
- Что такое имя прилагательное?
7. Инсценирование сказки «Скромные просители».
- Послушайте и ответьте, почему так называется сказка?
Действующие лица: Автор, Имя Прилагательное, Имя Существительное.
Автор: Прилагательные появились в стране Русского Языка удивительно несамостоятельными, но с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с Существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа и падежа. И решили они пойти к существительным.
Имя Прилагательное: - Милые Существительные, пустите нас в свои владения, мы будем вам помогать, мы так всё приукрасим, что глаз не отвести!
Имя Существительное: - Пожалуйста, прелестные Прилагательные. Можете пользоваться нашими формами: родом, числом и падежом. Пусть всё кругом станет ещё прекраснее!
Автор: Понравились Скромные просители Существительным, взяли их к себе, а заодно и формы свои одолжили. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа
Все:Вместе служим - вместе дружим.
Учитель: Итак, кого и сказке называют Скромными просителями?
* Почему?
* Как изменяется имя прилагательное?
* От чего зависит род, число, падеж прилагательных?
Вывод:Какого рода, числа и падежа имя существительное, такого рода, числа и падежа имя прилагательное.
8. Лингвистическое задание - игра «Подбери слово».
(Указать род, число прилагательного с помощью сигнальных карточек)
* Солнечный, весёлый день (м.р.)
* Ясная, холодная погода (ж. р.)
* Серое, хмурое утро (ср.р.)
* Школьные, весенние каникулы (мн.ч.)
* Устное упражнение с сигнальными карточками в подборе прилагательных к существительных по иллюстративным карточкам.
9. Словарная работа по перфокартам. Сн-гирь, в-рона, п-тух, с-ница, скв-рец, с-ловей, в-р-бей.
Проверка:
- Назовите «лишнее» слово?
- Назовите слова с проверяемой безударной гласной, проверьте их?
- Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков? Назовите существительные первого склонения? Составьте предложения, употребив имена прилагательные?
10. Письменная работа.
Коллективное составление предложений из разрозненных слов с изменением числа прилагательных.
Запись предложений с объяснением учащихся у доски. Разбор по членам предложения.
Вывод:Имена прилагательные в предложении являются определением.
11. Чтение отрывка из рассказа Н. Сладкова «Птицы».
Выборочное письмо.
Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни.
Птицы - дети радуги: перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета. Птицы - вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.
- Как автор называет птиц? Почему? Найдите словосочетание прилагательного с существительным, укажите число и падеж.
Самопроверка с комментированием учащихся.
12. Физкультминутка. Солнце спит. Небо спит, даже ветер не шумит... Рано утром солнце встало, вам лучи свои послало. Вдруг повеял ветерок, небо тучей заволок и деревья раскачал. Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крышам, солнце клонится всё ниже. Ваг и спряталось за тучи. Ни один не видно лучик.
13. Работа с учебником.Страница 180. Чтение правила учащимися об определении.
- Что такое имя прилагательное?
- Какую роль в предложении играет имя прилагательное?
- Что такое определение?
- На какие вопросы отвечает определение?
- Как обозначаем на письме определение?
Упр. 678. Самостоятельная работа. Спишите. Разберите по членам предложения: Прошли сильные дожди. Журчат быстрые ручьи. Дружные ребята бегут к оврагу.
Самопроверка.
- Назовите определение? Упр. 683. Устно.
Признак предмета или явления обозначает определение.
Чей и какой? - ответы просты, лишь не хватает волнистой черты.
Вывод:Определением может быть признак предмета и явления.
14. Кроссворд «Погода».
По горизонтали:
1.Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)
2. Без рук, без ног, под окном стучится, в избу просится. (Ветер)
3. Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь)
4. Старику ворот тепло уволок, сам не бежит, и стоять не велит. (Мороз)
2. По вертикали:
Конь бежит, земля дрожит. (Гром)
- Подберите к отгадкам прилагательные?
- Составьте предложения с ними.
15. Письмо под диктовку.
Земля - наш дом родной.
- Берегите мир природы. Что значит беречь природу?
- Назовите словосочетание прилагательного с существительным.
- Определите род, число, падеж.
16. Итог урока.
- В какую страну мы совершили путешествие?
С чем познакомили нас Принцесса Фонетика, Королева Морфология, Король Синтаксис? Какую роль в предложении играет имя прилагательное?
17. Домашнее задание.Страница 181 упр. 682. Указать падежи прилагательных. Разобрать по членам предложения.