kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синтаксическая роль имен прилагательных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Синтаксическая роль имен прилагательных.

Задачи: способствовать формированию представлений о синтаксичес­кой роли имен прилагательных; способствовать формированию каллигра­фических навыков, орфографической грамотности, умению находить опре­деление в предложении, развитию логического мышления, речи, внимания; способствовать воспитанию организованности, активности, интереса к предмету, бережного отношения к природе.

Тип урока: нестандартный.

Методы: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, проблемный.

Формы урока: Индивидуальные, групповые, коллективные. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синтаксическая роль имен прилагательных»

Тема: Синтаксическая роль имен прилагательных.

Задачи: способствовать формированию представлений о синтаксичес­кой роли имен прилагательных; способствовать формированию каллигра­фических навыков, орфографической грамотности, умению находить опре­деление в предложении, развитию логического мышления, речи, внимания; способствовать воспитанию организованности, активности, интереса к предмету, бережного отношения к природе.

Тип урока: нестандартный.

Методы: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, проблемный.

Формы урока: Индивидуальные, групповые, коллективные.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, задач урока. Мотивация:

«Грамматика, грамматика!

Наука очень строгая.

Тебя моя грамматика,

Осилю понемногу я »

- В каком значении употребили слово «осилю».

- Подберите к этому глаголу синонимы, (выучу, узнаю, изучу, преодолею трудности, научусь грамотно писать)

- А вы хотите этому научиться?

- Если так, я приглашаю всех вас и эту удивительную страну Грамматику, в которой правят Король Синтаксис, Королева Морфология и Принцесса Фонетика.

- Как вы думаете, с чем они нас познакомят сегодня?

- Принцесса Фонетика предоставит возможность вспомнить о буквах и звуках, Королева Морфология напомнит о частях слова, частях речи и с многозначностью слов, а Король Синтаксис познакомит нас с синтаксической ролью имен прилагательных в предложении. Это значит, что мы узнаем, какую роль играет в предложении имя прилагательное.

3. Минутка чистописания.

- Начнем с минутки чистописания.

- Откройте тетради, запишите чис­ло, классная работа.

- Поиграем в игру «Буква заблудилась». Б, в, г, л, д, ж, з - дайте характе­ристику букве.

- Пропишите буквы, выполните упражнение для скорописи.

4. Орфографическая минутка.

По овражкам заиграли говорливые ручьи.

- Что значит заиграли? Подберите синонимы? (зажурчали, зазвенели, побежали, потекли)

- Что значит говорливые? (звонкие, весёлые, шумные)

- Как вы думаете, когда это могло быть? (Весной)

- Почему? (Снег тает, бегут ручьи, природа пробуждается с приходом весны).

- Какие стихотворения вы знаете о весне?

Вешний снег

Оседает и тает,

Аромат его невыразим,

и медленно отцветают

Меховые цветы наших зим.

Л.Мартынов

5. Самостоятельная работа по вариантам: 1-2 ряды.

1 вариант: Образуйте родственные слова от глагола "заиграли". Произведите разбор слов по составу.

2 вариант: Образуйте родственные слова от прилагательного "говорливые". Разберите слова по составу. (Фронтальная проверка).


Индивидуальная работа по карточкам: 3 ряд (деформированный текст в конвертах).

- Составить предложения из разрозненных слов, вставить орфограммы, указать части речи, падежи сущ. + прил., разобрать по членам предложения.

6. Фронтальный опрос. 1-2 ряды

- Назовите части слова?

- Как пишутся корни однокоренных слов?

- Что такое окончание?

- Что необходимо знать, чтобы правильно написать безударные окончания существительных?

- Что надо знать, чтобы правильно написать окончание прилагательных?

- Какие части речи вы знаете?

- Какую часть речи изучаем сейчас?

- Что такое имя прилагательное?

7. Инсценирование сказки «Скромные просители».

- Послушайте и ответьте, почему так называется сказка?

Действующие лица: Автор, Имя Прилагательное, Имя Существитель­ное.

Автор: Прилагательные появились в стране Русского Языка удивительно несамостоятельными, но с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с Существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа и падежа. И решили они пойти к существительным.

Имя Прилагательное: - Милые Существительные, пустите нас в свои владения, мы будем вам помогать, мы так всё приукрасим, что глаз не отвести!

Имя Существительное: - Пожалуйста, прелестные Прилагательные. Мо­жете пользоваться нашими формами: родом, числом и падежом. Пусть всё кругом станет ещё прекраснее!

Автор: Понравились Скромные просители Существительным, взяли их к себе, а заодно и формы свои одолжили. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа

Все: Вместе служим - вместе дружим.

Учитель: Итак, кого и сказке называют Скромными просителями?

* Почему?

* Как изменяется имя прилагательное?

* От чего зависит род, число, падеж прилагательных?

Вывод: Какого рода, числа и падежа имя существительное, такого рода, числа и падежа имя прилагательное.

8. Лингвистическое задание - игра «Подбери слово».

(Указать род, число прилагательного с помощью сигнальных карточек)

* Солнечный, весёлый день (м.р.)

* Ясная, холодная погода (ж. р.)

* Серое, хмурое утро (ср.р.)

* Школьные, весенние каникулы (мн.ч.)

* Устное упражнение с сигнальными карточками в подборе прилагательных к существительных по иллюстративным карточкам.

* Грачи (какие?) белоносые, чёрные, (мн.ч.)

* Тетерев - глухарь (какой?) лесной, (м.р.)

* Птицы кайры (какие?) северные, (мн. ч.)

* Суслик (какой?) степной, (м.р.)

* Журавли (какие?) перелётные, (мн. ч.)

* Ласточки (какие?) юркие, острокрылые, быстрые, (мн. ч.)

9. Словарная работа по перфокартам. Сн-гирь, в-рона, п-тух, с-ница, скв-рец, с-ловей, в-р-бей.

Проверка:

- Назовите «лишнее» слово?

- Назовите слова с проверяемой безударной гласной, проверьте их?

- Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков? Назовите существительные первого склонения? Составьте предложения, употребив имена прилагательные?

10. Письменная работа.

Коллективное составление предложений из разрозненных слов с изменением числа прилагательных.

- Птичий, на, стаи, родину, летят.

- Птицы, уютный, гнёзда, вьют.

- Много, уничтожают, наши, гусениц, друзья, пернатый.

Запись предложений с объяснением учащихся у доски. Разбор по чле­нам предложения.

Вывод: Имена прилагательные в предложении являются определением.

11. Чтение отрывка из рассказа Н. Сладкова «Птицы».

Выборочное письмо.

Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни.

Птицы - дети радуги: перья их раскрашены во все мыслимые и немысли­мые цвета. Птицы - вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.

- Как автор называет птиц? Почему? Найдите словосочетание прилага­тельного с существительным, укажите число и падеж.

Самопроверка с комментированием учащихся.

12. Физкультминутка. Солнце спит. Небо спит, даже ветер не шумит... Рано утром солнце встало, вам лучи свои послало. Вдруг повеял ветерок, небо тучей заволок и деревья раскачал. Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крышам, солнце клонится всё ниже. Ваг и спряталось за тучи. Ни один не видно лучик.

13. Работа с учебником. Страница 180. Чтение правила учащимися об определении.

- Что такое имя прилагательное?

- Какую роль в предложении играет имя прилагательное?

- Что такое определение?

- На какие вопросы отвечает определение?

- Как обозначаем на письме определение?

Упр. 678. Самостоятельная работа. Спишите. Разберите по членам предложения: Прошли сильные дожди. Журчат быстрые ручьи. Дружные ребята бегут к оврагу.

Самопроверка.

- Назовите определение? Упр. 683. Устно.

Признак предмета или явления обозначает определение.

Чей и какой? - ответы просты, лишь не хватает волнистой черты.

Вывод: Определением может быть признак предмета и явления.

14. Кроссворд «Погода».

По горизонтали:

1.Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)

2. Без рук, без ног, под окном стучится, в избу просится. (Ветер)

3. Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь)

4. Старику ворот тепло уволок, сам не бежит, и стоять не велит. (Мороз)

2. По вертикали:

Конь бежит, земля дрожит. (Гром)

- Подберите к отгадкам прилагательные?

- Составьте предложения с ними.

15. Письмо под диктовку.

Земля - наш дом родной.

- Берегите мир природы. Что значит беречь природу?

- Назовите словосочетание прилагательного с существительным.

- Определите род, число, падеж.

16. Итог урока.

- В какую страну мы совершили путешествие?

С чем познакомили нас Принцесса Фонетика, Королева Морфология, Король Синтаксис? Какую роль в предложении играет имя прилагательное?

17. Домашнее задание. Страница 181 упр. 682. Указать падежи прилагательных. Разобрать по членам предложения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Синтаксическая роль имен прилагательных

Автор: Заплатинская Олеся Ивановна

Дата: 22.02.2016

Номер свидетельства: 297231

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Синтаксическая роль имен прилагательных. "
    ["seo_title"] => string(45) "sintaksichieskaia-rol-imien-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "181811"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425397781"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Проект «Синтаксическая  роль имени  прилагательного»."
    ["seo_title"] => string(55) "proiekt-sintaksichieskaia-rol-imieni-prilaghatiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "248378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446720177"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Роль имени прилагательного в предложении (определение). "
    ["seo_title"] => string(62) "rol-imieni-prilaghatiel-nogho-v-priedlozhienii-opriedielieniie"
    ["file_id"] => string(6) "164371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422630820"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "технологическая карта "Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются  имена прилагательные""
    ["seo_title"] => string(112) "tiekhnologhichieskaiakartarolimienprilaghatielnykhviazykiechtooboznachaiutikakobrazuiutsiaimienaprilaghatielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "293786"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455547176"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Степени сравнения имен прилагательных. "
    ["seo_title"] => string(47) "stiepieni-sravnieniia-imien-prilaghatiel-nykh-1"
    ["file_id"] => string(6) "235021"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443564782"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства