kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль имени прилагательного в предложении (определение).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе 

Тема: Роль прилагательного в предложении. Определение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Цель: ознакомление обучающихся с синтаксической ролью прилагательных в предложении.

Цели урока:

  1. Сформировать понятие о синтаксической роли имени прилагательного в предложении.
  2. Развивать навыки синтаксического разбора предложения, орфографическую зоркость, память.
  3. Воспитывать интерес к чтению поэтических произведений.

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально – коллективные, индивидуальные, коллективные, в группах.

Оборудование: запись на доске, таблица «Синтаксический разбор простого предложения», схема, учебник.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Эмоциональный настрой.

Посмотри, дружок, в оконце,

до чего же день хороший!

Словно летом, светит солнце,

Ветер -  ласковый прохожий.

А ко мне в класс сегодня

тоже лучики вбежали,

И смеются, и играют,

и нисколько не устали!

Пусть такое настроение

будет длиться весь урок.

Скажем нет, друзья безделью,

пусть урок нам будет в прок!

   «Вы - талантливые дети, когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению!»

- Я желаю вам сегодня убедиться в правильности слов французского философа Жан Жака Руссо.

  1. Проверка домашнего задания.

Определение имени прилагательного.

-Отгадай часть речи:

Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую.

Соцветьем дивных слов легко определю я!

       - Что вы знаете об имени прилагательном?

 - Поделитесь своими знаниями с нами!

         (уч-ся вспоминают все что знают о прилагательном:

          на какие вопросы отвечает, что обозначает,

          какой речью является, как изменяется.

          С чем согласуется, какую роль играет в речи).

План ответа (слайд 6)

- Что называется именем прилагательным?

- Как изменяются имена прилагательные?

- В речи употребляются…. ( прилагательные – синонимы, прилагательные – антонимы)

- определение.

Обобщение: ( слайд 7)

•     Самостоятельная часть речи.

•     Обозначает признак предмета.

•     Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

  1.  Актуализация опорных знаний.

Работа в группах.

1 группа «Зима» - выпишите прилагательные по группам:

          м. р.,                   ж. р.                  с. р.    

        белый               зелёная            холодное

        пушистый          нежная             жёлтое

        первый             маленькая         яркое  

 мн. число: высокие, мягкие

2 группа Весна» - подбери антонимы

      Белый – чёрный

      Кривой – прямой

     Длинный – короткий

     Горячий – холодный

     Толстый – худой (тонкий)

     Мягкий – твёрдый

     Сытый – голодный

3 группа «Лето» - замени повторяющиеся имена прилагательные синонимами

4 группа «Осень» - «собери»  предложение, нарисуй рисунок.

На крыше избушки лежало много пушистого снега.

 

Физминутка

 «Рисование носом» (упражнение для укрепления мышц шеи)

 - Закройте глазки и представьте себе ,что нос стал длинным.

 - Напишите своим носом слово жёлтый. Что обозначает жёлтый цвет?

    (цвет тепла, радости, спокойствия..) 

 « Далеко - близко» (упражнение для укрепления глазных мышц).

 - Быстро глазками отыскать предмет .

    (окно, тетрадь, доска, учебник, дверь, парта ,потолок ,ручка)

 Дыхательная гимнастика.

- На счёт 1, 2, 3, 4 глубокий вдох ,

   на 1, 2, 3, 4 - остановить дыхание,

   1 ,2, 3, 4 - медленный выдох.

  1. Работа по теме урока.
  1. Оформление тетради под диктовку с доски. (слайд 16 )
  2. Минутка чистописания
  3. Словарная работа « Загадки»

- ответы записываем в тетрадь ( запись на доске )

*Внутри алый сахарный, кафтан зеленый бархатный. (арбуз)

*На грядке длинный  зелёный,  а в кадке желтый соленый. (огурец)

*В сенокос горька ,а в мороз сладка. Что за ягодка? ( рябина)

*На лесной поляне растет ягода спелая душистая. ( земляника )

*Стоит Аленка: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. ( берёза )

*Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. ( баран )

*Сама пестрая, ест зелёное, дает белое. ( корова )

*Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки собирает. ( воробей )

*Голубой аэропланчик сел на желтый одуванчик. (стрекоза )

*Пушистая вата плывет куда-то. (облако )

*Сам деревянный, а голова железная. ( молоток )

- Проверь себя: (слайд 30)

   4. Знакомство с новой темой урока:

Творческая работа: «Сочиняй – ка» (слайд 31)

        Наступила холодная снежная зима. С неба падает легкий снег. Он укутал мягким пушистым одеялом маленькую зеленую елочку. Под старой большой сосной вырос огромный сугроб. Красив лес зимой!

- вставь пропущенные имена прилагательные;

- определи падеж прилагательных;

- 1,2 предложения – выполнить синтаксический разбор, определить каким членом предложения является прилагательное? – (новая тема – объясняет учитель)

-Значит, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ   О П Р Е Д Е Л Я Е Т    признак предмета!

-как  можно назвать член предложения, который определяет признак предмета?

ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.

-определим, каким членом предложения являются прилагательные.

- Какие у вас есть предположения?

- нам известно: 

(мы уже знаем подлежащее – это существительное –кто?, что?,

   сказуемое – это глагол – что делает?)

- прилагательные являются второстепенными членами предложения.

Вывод: Имя прилагательное в предложении является второстепенным членом предложения – определением. Подчёркивается волнистой чертой.

5.Чтение правила на стр. 132

  1. Проверь себя: Проверка усвоения изученного материала.

- Логический диктант. (поставить знак +, если согласны с утверждением;

знак - ,  если с утверждением не согласны; )

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  имя прилагательное – это часть слова;

2.  имя прилагательное отвечают на вопросы кто? что? ;

3.  имя прилагательное обозначает признак предмета;

4.  имя прилагательное изменяется по родам;

5.  имена прилагательные бывают только мужского или женского рода;

6.  имя прилагательное не изменяется по числам;

7.  имена прилагательные являются второстепенными членами предложения;

8.  имя прилагательное в предложении является второстепенным членом - определением;

9.  имя прилагательное мужского роды имеет окончания – ый, - ой, - ий;

10. имя прилагательное женского рода имеет окончания – ая, - яя;

Взаимопроверка

VI. Подведение итогов урока.

- О какой части речи мы говорили и закрепляли наши знания?

- Каким членом предложения может быть имя прилагательное?

- Как имя прилагательное обозначается в предложении?

 Рефлексия.

- Сегодня на уроке мы много заданий выполняли вместе, работая в группах и парах. ( хлопаем)

Как вы оцениваете свою работу? работу в паре? работу в группе? (хлопаем)

-я думаю, что вы убедились в том, что вы талантливые и умные дети. Надо только научиться правильно применять свои знания. Успехов вам в достижении своих целей! Спасибо за урок!

VII. Оценки за урок с комментированием.

VIII. Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль имени прилагательного в предложении (определение). »

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Роль прилагательного в предложении. Определение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Цель: ознакомление обучающихся с синтаксической ролью прилагательных в предложении.

Цели урока:

  1. Сформировать понятие о синтаксической роли имени прилагательного в предложении.

  2. Развивать навыки синтаксического разбора предложения, орфографическую зоркость, память.

  3. Воспитывать интерес к чтению поэтических произведений.

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально – коллективные, индивидуальные, коллективные, в группах.

Оборудование: запись на доске, таблица «Синтаксический разбор простого предложения», схема, учебник.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Эмоциональный настрой.

Посмотри, дружок, в оконце,

до чего же день хороший!

Словно летом, светит солнце,

Ветер - ласковый прохожий.

А ко мне в класс сегодня

тоже лучики вбежали,

И смеются, и играют,

и нисколько не устали!

Пусть такое настроение

будет длиться весь урок.

Скажем нет, друзья безделью,

пусть урок нам будет в прок!


«Вы - талантливые дети, когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению!»

- Я желаю вам сегодня убедиться в правильности слов французского философа Жан Жака Руссо.



  1. Проверка домашнего задания.

Определение имени прилагательного.

-Отгадай часть речи:

Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую.

Соцветьем дивных слов легко определю я!


- что вы знаете об имени прилагательном?

- Поделитесь своими знаниями с нами!

(уч-ся вспоминают все что знают о прилагательном:

на какие вопросы отвечает, что обозначает,

какой речью является, как изменяется.

С чем согласуется, какую роль играет в речи).

План ответа (слайд 6)

- Что называется именем прилагательным?

- Как изменяются имена прилагательные?

- В речи употребляются…. ( прилагательные – синонимы, прилагательные – антонимы)

- определение.

Обобщение: ( слайд 7)

  • Самостоятельная часть речи.

  • Обозначает признак предмета.

  • Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?


  1. Актуализация опорных знаний.

Работа в группах.

1 группа «Зима» - выпишите прилагательные по группам:

м. р., ж. р. с. р.

белый зелёная холодное

пушистый нежная жёлтое

первый маленькая яркое

мн. число: высокие, мягкие

2 группа Весна» - подбери антонимы

Белый – чёрный

Кривой – прямой

Длинный – короткий

Горячий – холодный

Толстый – худой (тонкий)

Мягкий – твёрдый

Сытый – голодный

3 группа «Лето» - замени повторяющиеся имена прилагательные синонимами



4 группа «Осень» - «собери» предложение, нарисуй рисунок.

На крыше избушки лежало много пушистого снега.



Физминутка

«Рисование носом» (упражнение для укрепления мышц шеи)

- Закройте глазки и представьте себе ,что нос стал длинным.

- Напишите своим носом слово жёлтый. Что обозначает жёлтый цвет?

(цвет тепла, радости, спокойствия..)

« Далеко - близко» (упражнение для укрепления глазных мышц).

- Быстро глазками отыскать предмет .

(окно, тетрадь, доска, учебник, дверь, парта ,потолок ,ручка)

Дыхательная гимнастика.

- На счёт 1, 2, 3, 4 глубокий вдох ,

на 1, 2, 3, 4 - остановить дыхание,

1 ,2, 3, 4 - медленный выдох.


  1. Работа по теме урока.

  1. Оформление тетради под диктовку с доски. (слайд 16 )

  2. Минутка чистописания

  3. Словарная работа « Загадки»

- ответы записываем в тетрадь ( запись на доске )


*Внутри алый сахарный, кафтан зеленый бархатный. (арбуз)

*На грядке длинный зелёный, а в кадке желтый соленый. (огурец)

*В сенокос горька ,а в мороз сладка. Что за ягодка? ( рябина)

*На лесной поляне растет ягода спелая душистая. ( земляника )

*Стоит Аленка: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. ( берёза )

*Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. ( баран )

*Сама пестрая, ест зелёное, дает белое. ( корова )

*Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки собирает. ( воробей )

*Голубой аэропланчик сел на желтый одуванчик. (стрекоза )

*Пушистая вата плывет куда-то. (облако )

*Сам деревянный, а голова железная. ( молоток )

- Проверь себя: (слайд 30)

4. Знакомство с новой темой урока:

Творческая работа: «Сочиняй – ка» (слайд 31)

Наступила холодная снежная зима. С неба падает легкий снег. Он укутал мягким пушистым одеялом маленькую зеленую елочку. Под старой большой сосной вырос огромный сугроб. Красив лес зимой!



- вставь пропущенные имена прилагательные;

- определи падеж прилагательных;

- 1,2 предложения – выполнить синтаксический разбор, определить каким членом предложения является прилагательное? – (новая тема – объясняет учитель)

-Значит, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ О П Р Е Д Е Л Я Е Т признак предмета!

-как можно назвать член предложения, который определяет признак предмета?

ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.

-определим, каким членом предложения являются прилагательные.

- Какие у вас есть предположения?


- нам известно:

(мы уже знаем подлежащее – это существительное –кто?, что?,

сказуемое – это глагол – что делает?)

- прилагательные являются второстепенными членами предложения.



Вывод: Имя прилагательное в предложении является второстепенным членом предложения – определением. Подчёркивается волнистой чертой.

5.Чтение правила на стр. 132



  1. Проверь себя: Проверка усвоения изученного материала.

- Логический диктант. (поставить знак +, если согласны с утверждением;

знак - , если с утверждением не согласны; )




1

2

3

4

5

6

7


8

9

10

да



+

+



+


+

+

+

нет

-

-



-

-








1. имя прилагательное – это часть слова;

2. имя прилагательное отвечают на вопросы кто? что? ;

3. имя прилагательное обозначает признак предмета;

4. имя прилагательное изменяется по родам;

5. имена прилагательные бывают только мужского или женского рода;

6. имя прилагательное не изменяется по числам;

7. имена прилагательные являются второстепенными членами предложения;

8. имя прилагательное в предложении является второстепенным членом - определением;

9. имя прилагательное мужского роды имеет окончания – ый, - ой, - ий;

10. имя прилагательное женского рода имеет окончания – ая, - яя;

Взаимопроверка


VI. Подведение итогов урока.

- О какой части речи мы говорили и закрепляли наши знания?

- Каким членом предложения может быть имя прилагательное?

- Как имя прилагательное обозначается в предложении?

Рефлексия.

- Сегодня на уроке мы много заданий выполняли вместе, работая в группах и парах. ( хлопаем)

Как вы оцениваете свою работу? работу в паре? работу в группе? (хлопаем)



-я думаю, что вы убедились в том, что вы талантливые и умные дети. Надо только научиться правильно применять свои знания. Успехов вам в достижении своих целей! Спасибо за урок!

VII. Оценки за урок с комментированием.

VIII. Домашнее задание.



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль имени прилагательного в предложении (определение).

Автор: Грибова Людмила Алексеевна

Дата: 30.01.2015

Номер свидетельства: 164371

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Синтаксическая роль имен прилагательных. "
    ["seo_title"] => string(45) "sintaksichieskaia-rol-imien-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "181811"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425397781"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "технологическая карта "Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются  имена прилагательные""
    ["seo_title"] => string(112) "tiekhnologhichieskaiakartarolimienprilaghatielnykhviazykiechtooboznachaiutikakobrazuiutsiaimienaprilaghatielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "293786"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455547176"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Проект «Синтаксическая  роль имени  прилагательного»."
    ["seo_title"] => string(55) "proiekt-sintaksichieskaia-rol-imieni-prilaghatiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "248378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446720177"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "конспект урока на тему "Портрет имени прилагательного" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-na-tiemu-portriet-imieni-prilaghatiel-nogho-1"
    ["file_id"] => string(6) "109605"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404815086"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему "Закрепление имени прилагательного" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zakrieplieniie-imieni-prilaghatiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "185822"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426243954"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства