kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Степени сравнения имен прилагательных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Степени сравнения имен прилагательных. (Слайд 1)

Цель: усвоить значение  прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Языковая разминка. (Слайд 2)

Словарный диктант на грамматическую тему.

Записать слова в 2 колонки: 1 – слова с мягким знаком; 2 – без мягкого знака.

Горяч, плач, отрежь, палач, помощь, могуч, везешь, туч, хорош, возьмешь, зрелищ, стричь, крыш, намажь, смерч, беречь, речь, даешь, назначь, глушь, плачь.

Объясните написание.

Проверь себя. (Слайд 3)

Без мягкого знака

С мягким знаком

Горяч

 плач

палач

могуч

туч

хорош

зрелищ

крыш

смерч

Отрежь

помощь

везешь

возьмешь

стричь

намажь

беречь

речь

даешь

назначь

глушь

плачь

Без мягкого знака

С мягким знаком

Прил. кр.ф

Сущ. мн. ч

Сущ. м. р

Глаг. инф.

Глаг.2 лиц.

Глаг. пов. н.

Сущ. ж. р.

горяч

хорош

могуч

зрелищ крыш

туч

смерч

палач

плач

беречь стричь намажь

возьмешь везешь

даешь

отрежь назначь

плачь

речь

глушь помощь

IV. Введение в тему.

Учитель читает сказку Феликса Кривина «Степени сравнения»

Степени сравнения

Превосходная степень, конечно, превосходит Сравнительную и не скрывает своего превосходства. Одно дело, если это дерево выше того, а другое — если оно самое        высокое, высочайшее дерево. И сравнивать тут нечего, потому что это дерево выше всех. Разумеется, деревьев.

Потому что Превосходная степень выбирает для сравнения только себе подобных, общается только с себе подобными. Самый твёрдый металл — только среди металлов (алмазы уже не считаются). Красивейший пейзаж — только среди пейзажей (не вздумайте сравнивать его с красивой внешностью или красивым поступком). Превосходная степень признает только своих, и превосходство её — над своими.

Довольно скучный удел. Прямо-таки скучнейший (опять же — среди уделов).

Сравнительная степень живет веселей, у неё широкий круг общения. Дерево может быть выше куста и не считает это для себя унизительным. Оно может быть выше дома или столба. А студент может быть умнее профессора (тогда как самый умный студент — самый умный среди студентов).

Видимо, настоящее превосходство познаётся не в узком кругу своих, а в более широком общении. Да так и жить интересней. С этим себя сравнишь, с тем себя сравнишь — и сам станешь выше, умнее, красивее.

А когда ты самый красивый — в узком кругу и самый умный — в узком кругу. Рано или поздно наверняка обнаружится, что самое высокое дерево ниже не слишком высокого дома.

Запись темы в тетрадь,   формулирование  целей  урока.

V. Открытие новых знаний. (Слайд 4 - 7)

                                                    

                                                   

1.Сравните дома по высоте.

Высокий  -  выше

   

2. А этот дом по сравнению с предыдущими?

Высочайший,   (самый высокий).

3. Запишем эти слова.

Высокий  -  выше – высочайший (самый высокий).

- Какое прилагательное показывает, что признак проявляется в большей степени, чем в другом? (Выше)

- Какое прилагательное обозначает самую высокую степень проявления признака? (Высочайший)

- Где признак предмета сравнивается с другим? (Высокий – выше)

- Как назовем такую степень? (Сравнительная)

- Как назовем вторую степень, если известно, что она превосходит всех? (Превосходная)

- Подберите к прилагательным в форме сравнительной и превосходной степени существительные м., ж., с., рода и мн. числа. Сделайте вывод.

- Просклоняйте имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени по падежам. Сделайте вывод.

4. Работа с учебником. Сравните свои выводы с текстом учебника.

Что обозначает сравнительная степень прилагательных? Превосходная?  Как изменяются  прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени.

VI. Начало формирования умений. (Слайд 8)

1. Сравните тетрадь и книгу по толщине, куст и дерево по высоте. 

 Сравните по размеру озеро, море и океан.

 Найдите свои предметы для сравнения.

2. Найдите признак, по которому различаются предметы. Сравните их. Составьте предложения, запишите. (Слайд 9)

Гранит и алмаз, месяц и неделя, газете и журнал, золото и серебро, скорый и пассажирский, учитель и ученик.

Найдите свои предметы для сравнения.

3.  Закончите предложения, употребляя глагол становится. (Слайд 10)

С наступлением зимы дни.

При охлаждении вода.

Изучая науки, человек.

В полдень тени.

В старших классах домашнее задание.

4. Подберите к данным существительных прилагательные в форме превосходной степени. (Слайд 11)

Эверест, Амазонка, Тихий океан, Юпитер, мама, бабушка, отец, атом,

Для справок: высокий, длинный, великий, огромный, добрый, любимый, строгий, мелкий.

Выполните синтаксический разбор одного предложения. Сделайте вывод о роли прилагательных в форме превосходной степени

5. Записать предложения. Выполнить разборы, отмеченные цифровыми индексами. Сделать вывод о синтаксической роли имен прилагательных  в форме сравнительной  (Слайд 12)

Маленькое2 дело лучше большого безделья4. Скупой богач3 беднее щедрого бедняка4.

Упасть и сильный может, но кто встанет, тот сильнейший. Утро вечера мудренее. Доброе братство1 сильнее богатства. Правда светлее солнца. Человеческое слово стрелы острее.

6. Творческая работа. (Слайд 13)

Выполняется дифференцированно.

- Напишите мини-сочинение о зиме, о наступающем Новом годе, о зимних каникулах.

   ( Пришла зима.  Дни становятся короче, небо ниже, ветер резче, воздух холоднее. Ночью небо кажется выше, а звезды ярче. 

    Скоро Новый год -  самый веселый праздник.  В детском парке будет установлена высочайшая ёлка. А вокруг неё появятся огромнейшие фигуры Деда Мороза, Снегурочки и других сказочных героев. 

     Детский парк – любимейшее место отдыха ноябрьской детворы.)

- Вставьте   имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени. (Слайд 14)

    Пришла зима.  Дни становятся., небо., ветер., воздух. Ночью небо кажется., а звезды. 

    Скоро Новый год - . праздник.  В детском парке будет установлена. ёлка. А вокруг неё появятся. фигуры Деда Мороза, Снегурочки и других сказочных героев. 

     Детский парк –. место отдыха ноябрьской детворы.

- Замените имена прилагательные другими в форме сравнительной и превосходной степени.  (Слайд 15)

  Пришла зима.  Дни становятся короткими, небо низким, ветер резким, воздух холодным. Ночью небо кажется высокими, а звезды яркими. 

    Скоро Новый год -  веселый праздник.  В детском парке будет установлена высокая ёлка. А вокруг неё появятся огромные фигуры Деда Мороза, Снегурочки и других сказочных героев. 

     Детский парк – любимое место отдыха ноябрьской детворы.

- Составьте словосочетания, используя прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени. (Слайд 16)

VII. Итоги урока.

Что нового узнали на уроке?

- Что обозначают прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени? Как изменяются? Роль в предложении?

VII. Домашнее задание. (Слайд 17)

- Подготовить связный рассказ о прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени.

- Написать грамматическую сказку о приключениях прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени.

- Выписать из учебника литературы (или из художественной литературы) 5 предложений с прилагательными в форме сравнительной и превосходной степени.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Степени сравнения имен прилагательных. »

Тема: Степени сравнения имен прилагательных. (Слайд 1)

Цель: усвоить значение прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Языковая разминка. (Слайд 2)

Словарный диктант на грамматическую тему.

Записать слова в 2 колонки: 1 – слова с мягким знаком; 2 – без мягкого знака.

Горяч, плач, отрежь, палач, помощь, могуч, везешь, туч, хорош, возьмешь, зрелищ, стричь, крыш, намажь, смерч, беречь, речь, даешь, назначь, глушь, плачь.

Объясните написание.

Проверь себя. (Слайд 3)

Без мягкого знака

С мягким знаком

Горяч

плач

палач

могуч

туч

хорош

зрелищ

крыш

смерч

Отрежь

помощь

везешь

возьмешь

стричь

намажь

беречь

речь

даешь

назначь

глушь

плачь



Без мягкого знака

С мягким знаком

Прил. кр.ф

Сущ. мн. ч

Сущ. м. р

Глаг. инф.

Глаг.2 лиц.

Глаг. пов. н.

Сущ. ж. р.

горяч

хорош

могуч

зрелищ крыш

туч

смерч

палач

плач

беречь стричь намажь

возьмешь везешь

даешь

отрежь назначь

плачь

речь

глушь помощь



IV. Введение в тему.

Учитель читает сказку Феликса Кривина «Степени сравнения»

Степени сравнения

Превосходная степень, конечно, превосходит Сравнительную и не скрывает своего превосходства. Одно дело, если это дерево выше того, а другое — если оно самое высокое, высочайшее дерево. И сравнивать тут нечего, потому что это дерево выше всех. Разумеется, деревьев.

Потому что Превосходная степень выбирает для сравнения только себе подобных, общается только с себе подобными. Самый твёрдый металл — только среди металлов (алмазы уже не считаются). Красивейший пейзаж — только среди пейзажей (не вздумайте сравнивать его с красивой внешностью или красивым поступком). Превосходная степень признает только своих, и превосходство её — над своими.

Довольно скучный удел. Прямо-таки скучнейший (опять же — среди уделов).

Сравнительная степень живет веселей, у неё широкий круг общения. Дерево может быть выше куста и не считает это для себя унизительным. Оно может быть выше дома или столба. А студент может быть умнее профессора (тогда как самый умный студент — самый умный среди студентов).

Видимо, настоящее превосходство познаётся не в узком кругу своих, а в более широком общении. Да так и жить интересней. С этим себя сравнишь, с тем себя сравнишь — и сам станешь выше, умнее, красивее.

А когда ты самый красивый — в узком кругу и самый умный — в узком кругу... Рано или поздно наверняка обнаружится, что самое высокое дерево ниже не слишком высокого дома.

Запись темы в тетрадь, формулирование целей урока.

V. Открытие новых знаний. (Слайд 4 - 7)






1.Сравните дома по высоте.


Высокий - выше



2. А этот дом по сравнению с предыдущими?

Высочайший, (самый высокий).

3. Запишем эти слова.

Высокий - выше – высочайший (самый высокий).

- Какое прилагательное показывает, что признак проявляется в большей степени, чем в другом? (Выше)

- Какое прилагательное обозначает самую высокую степень проявления признака? (Высочайший)

- Где признак предмета сравнивается с другим? (Высокий – выше)

- Как назовем такую степень? (Сравнительная)

- Как назовем вторую степень, если известно, что она превосходит всех? (Превосходная)

- Подберите к прилагательным в форме сравнительной и превосходной степени существительные м., ж., с., рода и мн. числа. Сделайте вывод.

- Просклоняйте имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени по падежам. Сделайте вывод.

4. Работа с учебником. Сравните свои выводы с текстом учебника.

Что обозначает сравнительная степень прилагательных? Превосходная? Как изменяются прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени.

VI. Начало формирования умений. (Слайд 8)

1. Сравните тетрадь и книгу по толщине, куст и дерево по высоте.

Сравните по размеру озеро, море и океан.

Найдите свои предметы для сравнения.

2. Найдите признак, по которому различаются предметы. Сравните их. Составьте предложения, запишите. (Слайд 9)

Гранит и алмаз, месяц и неделя, газете и журнал, золото и серебро, скорый и пассажирский, учитель и ученик.

Найдите свои предметы для сравнения.

3. Закончите предложения, употребляя глагол становится. (Слайд 10)

С наступлением зимы дни...

При охлаждении вода ...

Изучая науки, человек...

В полдень тени...

В старших классах домашнее задание...

4. Подберите к данным существительных прилагательные в форме превосходной степени. (Слайд 11)

Эверест, Амазонка, Тихий океан, Юпитер, мама, бабушка, отец, атом,

Для справок: высокий, длинный, великий, огромный, добрый, любимый, строгий, мелкий.

Выполните синтаксический разбор одного предложения. Сделайте вывод о роли прилагательных в форме превосходной степени

5. Записать предложения. Выполнить разборы, отмеченные цифровыми индексами. Сделать вывод о синтаксической роли имен прилагательных в форме сравнительной (Слайд 12)

Маленькое2 дело лучше большого безделья4. Скупой богач3 беднее щедрого бедняка4.

Упасть и сильный может, но кто встанет, тот сильнейший. Утро вечера мудренее. Доброе братство1 сильнее богатства. Правда светлее солнца. Человеческое слово стрелы острее.

6. Творческая работа. (Слайд 13)

Выполняется дифференцированно.

- Напишите мини-сочинение о зиме, о наступающем Новом годе, о зимних каникулах.

( Пришла зима. Дни становятся короче, небо ниже, ветер резче, воздух холоднее. Ночью небо кажется выше, а звезды ярче.

Скоро Новый год - самый веселый праздник. В детском парке будет установлена высочайшая ёлка. А вокруг неё появятся огромнейшие фигуры Деда Мороза, Снегурочки и других сказочных героев.

Детский парк – любимейшее место отдыха ноябрьской детворы.)


- Вставьте имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени. (Слайд 14)

Пришла зима. Дни становятся ..., небо ..., ветер ..., воздух .... Ночью небо кажется ..., а звезды ....

Скоро Новый год - ... праздник. В детском парке будет установлена ... ёлка. А вокруг неё появятся ... фигуры Деда Мороза, Снегурочки и других сказочных героев.

Детский парк – ... место отдыха ноябрьской детворы.


- Замените имена прилагательные другими в форме сравнительной и превосходной степени. (Слайд 15)

Пришла зима. Дни становятся короткими, небо низким, ветер резким, воздух холодным. Ночью небо кажется высокими, а звезды яркими.

Скоро Новый год - веселый праздник. В детском парке будет установлена высокая ёлка. А вокруг неё появятся огромные фигуры Деда Мороза, Снегурочки и других сказочных героев.

Детский парк – любимое место отдыха ноябрьской детворы.

- Составьте словосочетания, используя прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени. (Слайд 16)

VII. Итоги урока.

Что нового узнали на уроке?

- Что обозначают прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени? Как изменяются? Роль в предложении?

VII. Домашнее задание. (Слайд 17)

- Подготовить связный рассказ о прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени.

- Написать грамматическую сказку о приключениях прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени.

- Выписать из учебника литературы (или из художественной литературы) 5 предложений с прилагательными в форме сравнительной и превосходной степени.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Степени сравнения имен прилагательных.

Автор: Мухаметшина Лилия Иршатовна

Дата: 30.09.2015

Номер свидетельства: 235021

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Сравнительная степень прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. "
    ["seo_title"] => string(88) "sravnitiel-naia-stiepien-prilaghatiel-nykh-stiepieni-sravnieniia-imien-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "165914"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422889458"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Степени сравнения имен прилагательных"  6 класс казахской школы "
    ["seo_title"] => string(71) "stiepieni-sravnieniia-imien-prilaghatiel-nykh-6-klass-kazakhskoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "214786"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432475614"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Степени сравнения имен прилагательных конспект уроков по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(81) "stiepieni-sravnieniia-imien-prilaghatiel-nykh-konspiekt-urokov-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "145728"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418982972"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект к уроку "Степени сравнения имен прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-k-uroku-stiepieni-sravnieniia-imien-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "145731"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418983136"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень прилагательных. "
    ["seo_title"] => string(88) "stiepieni-sravnieniia-imien-prilaghatiel-nykh-sravnitiel-naia-stiepien-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "154036"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421087654"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства