Превосходная степень, конечно, превосходит Сравнительную и не скрывает своего превосходства. Одно дело, если это дерево выше того, а другое — если оно самое высокое, высочайшее дерево. И сравнивать тут нечего, потому что это дерево выше всех. Разумеется, деревьев.
Потому что Превосходная степень выбирает для сравнения только себе подобных, общается только с себе подобными. Самый твёрдый металл — только среди металлов (алмазы уже не считаются). Красивейший пейзаж — только среди пейзажей (не вздумайте сравнивать его с красивой внешностью или красивым поступком). Превосходная степень признает только своих, и превосходство её — над своими.
Довольно скучный удел. Прямо-таки скучнейший (опять же — среди уделов).
Сравнительная степень живет веселей, у неё широкий круг общения. Дерево может быть выше куста и не считает это для себя унизительным. Оно может быть выше дома или столба. А студент может быть умнее профессора (тогда как самый умный студент — самый умный среди студентов).
Видимо, настоящее превосходство познаётся не в узком кругу своих, а в более широком общении. Да так и жить интересней. С этим себя сравнишь, с тем себя сравнишь — и сам станешь выше, умнее, красивее.
А когда ты самый красивый — в узком кругу и самый умный — в узком кругу. Рано или поздно наверняка обнаружится, что самое высокое дерево ниже не слишком высокого дома.
Запись темы в тетрадь, формулирование целей урока.
V. Открытие новых знаний. (Слайд 4 - 7)
1.Сравните дома по высоте.
Высокий - выше
2. А этот дом по сравнению с предыдущими?
Высочайший, (самый высокий).
3. Запишем эти слова.
Высокий - выше – высочайший (самый высокий).
- Какое прилагательное показывает, что признак проявляется в большей степени, чем в другом? (Выше)
- Какое прилагательное обозначает самую высокую степень проявления признака? (Высочайший)
- Где признак предмета сравнивается с другим? (Высокий – выше)
- Как назовем такую степень? (Сравнительная)
- Как назовем вторую степень, если известно, что она превосходит всех? (Превосходная)
- Подберите к прилагательным в форме сравнительной и превосходной степени существительные м., ж., с., рода и мн. числа. Сделайте вывод.
- Просклоняйте имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени по падежам. Сделайте вывод.
4. Работа с учебником. Сравните свои выводы с текстом учебника.
Что обозначает сравнительная степень прилагательных? Превосходная? Как изменяются прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени.
VI. Начало формирования умений. (Слайд 8)
1. Сравните тетрадь и книгу по толщине, куст и дерево по высоте.
Сравните по размеру озеро, море и океан.
Найдите свои предметы для сравнения.
2. Найдите признак, по которому различаются предметы. Сравните их. Составьте предложения, запишите. (Слайд 9)
Гранит и алмаз, месяц и неделя, газете и журнал, золото и серебро, скорый и пассажирский, учитель и ученик.
4. Подберите к данным существительных прилагательные в форме превосходной степени. (Слайд 11)
Эверест, Амазонка, Тихий океан, Юпитер, мама, бабушка, отец, атом,
Для справок: высокий, длинный, великий, огромный, добрый, любимый, строгий, мелкий.
Выполните синтаксический разбор одного предложения. Сделайте вывод о роли прилагательных в форме превосходной степени
5. Записать предложения. Выполнить разборы, отмеченные цифровыми индексами. Сделать вывод о синтаксической роли имен прилагательных в форме сравнительной (Слайд 12)
Маленькое2 дело лучше большого безделья4. Скупой богач3 беднее щедрого бедняка4.
Упасть и сильный может, но кто встанет, тот сильнейший. Утро вечера мудренее. Доброе братство1 сильнее богатства. Правда светлее солнца. Человеческое слово стрелы острее.
6. Творческая работа. (Слайд 13)
Выполняется дифференцированно.
- Напишите мини-сочинение о зиме, о наступающем Новом годе, о зимних каникулах.
( Пришла зима. Дни становятся короче, небо ниже, ветер резче, воздух холоднее. Ночью небо кажется выше, а звезды ярче.
Скоро Новый год - самый веселый праздник. В детском парке будет установлена высочайшая ёлка. А вокруг неё появятся огромнейшие фигуры Деда Мороза, Снегурочки и других сказочных героев.
Детский парк – любимейшее место отдыха ноябрьской детворы.)
- Вставьте имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени. (Слайд 14)
Пришла зима. Дни становятся., небо., ветер., воздух. Ночью небо кажется., а звезды.
Скоро Новый год - . праздник. В детском парке будет установлена. ёлка. А вокруг неё появятся. фигуры Деда Мороза, Снегурочки и других сказочных героев.
Детский парк –. место отдыха ноябрьской детворы.
- Замените имена прилагательные другими в форме сравнительной и превосходной степени. (Слайд 15)
Пришла зима. Дни становятся короткими, небо низким, ветер резким, воздух холодным. Ночью небо кажется высокими, а звезды яркими.
Скоро Новый год - веселый праздник. В детском парке будет установлена высокая ёлка. А вокруг неё появятся огромные фигуры Деда Мороза, Снегурочки и других сказочных героев.
Детский парк – любимое место отдыха ноябрьской детворы.
- Составьте словосочетания, используя прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени. (Слайд 16)
VII. Итоги урока.
Что нового узнали на уроке?
- Что обозначают прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени? Как изменяются? Роль в предложении?
VII. Домашнее задание. (Слайд 17)
- Подготовить связный рассказ о прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени.
- Написать грамматическую сказку о приключениях прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени.
- Выписать из учебника литературы (или из художественной литературы) 5 предложений с прилагательными в форме сравнительной и превосходной степени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Превосходная степень, конечно, превосходит Сравнительную и не скрывает своего превосходства. Одно дело, если это дерево выше того, а другое — если оно самое высокое, высочайшее дерево. И сравнивать тут нечего, потому что это дерево выше всех. Разумеется, деревьев.
Потому что Превосходная степень выбирает для сравнения только себе подобных, общается только с себе подобными. Самый твёрдый металл — только среди металлов (алмазы уже не считаются). Красивейший пейзаж — только среди пейзажей (не вздумайте сравнивать его с красивой внешностью или красивым поступком). Превосходная степень признает только своих, и превосходство её — над своими.
Довольно скучный удел. Прямо-таки скучнейший (опять же — среди уделов).
Сравнительная степень живет веселей, у неё широкий круг общения. Дерево может быть выше куста и не считает это для себя унизительным. Оно может быть выше дома или столба. А студент может быть умнее профессора (тогда как самый умный студент — самый умный среди студентов).
Видимо, настоящее превосходство познаётся не в узком кругу своих, а в более широком общении. Да так и жить интересней. С этим себя сравнишь, с тем себя сравнишь — и сам станешь выше, умнее, красивее.
А когда ты самый красивый — в узком кругу и самый умный — в узком кругу... Рано или поздно наверняка обнаружится, что самое высокое дерево ниже не слишком высокого дома.
Запись темы в тетрадь, формулирование целей урока.
V. Открытие новых знаний. (Слайд 4 - 7)
1.Сравните дома по высоте.
Высокий - выше
2. А этот дом по сравнению с предыдущими?
Высочайший, (самый высокий).
3. Запишем эти слова.
Высокий - выше – высочайший (самый высокий).
- Какое прилагательное показывает, что признак проявляется в большей степени, чем в другом? (Выше)
- Какое прилагательное обозначает самую высокую степень проявления признака? (Высочайший)
- Где признак предмета сравнивается с другим? (Высокий – выше)
- Как назовем такую степень? (Сравнительная)
- Как назовем вторую степень, если известно, что она превосходит всех? (Превосходная)
- Подберите к прилагательным в форме сравнительной и превосходной степени существительные м., ж., с., рода и мн. числа. Сделайте вывод.
- Просклоняйте имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени по падежам. Сделайте вывод.
4. Работа с учебником. Сравните свои выводы с текстом учебника.
Что обозначает сравнительная степень прилагательных? Превосходная? Как изменяются прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени.
VI. Начало формирования умений. (Слайд 8)
1. Сравните тетрадь и книгу по толщине, куст и дерево по высоте.
Сравните по размеру озеро, море и океан.
Найдите свои предметы для сравнения.
2. Найдите признак, по которому различаются предметы. Сравните их. Составьте предложения, запишите. (Слайд 9)
Гранит и алмаз, месяц и неделя, газете и журнал, золото и серебро, скорый и пассажирский, учитель и ученик.
4. Подберите к данным существительных прилагательные в форме превосходной степени. (Слайд 11)
Эверест, Амазонка, Тихий океан, Юпитер, мама, бабушка, отец, атом,
Для справок: высокий, длинный, великий, огромный, добрый, любимый, строгий, мелкий.
Выполните синтаксический разбор одного предложения. Сделайте вывод о роли прилагательных в форме превосходной степени
5. Записать предложения. Выполнить разборы, отмеченные цифровыми индексами. Сделать вывод о синтаксической роли имен прилагательных в форме сравнительной (Слайд 12)
Маленькое2 дело лучше большого безделья4. Скупой богач3 беднее щедрого бедняка4.
Упасть и сильный может, но кто встанет, тот сильнейший. Утро вечера мудренее. Доброе братство1 сильнее богатства. Правда светлее солнца. Человеческое слово стрелы острее.
6. Творческая работа. (Слайд 13)
Выполняется дифференцированно.
- Напишите мини-сочинение о зиме, о наступающем Новом годе, о зимних каникулах.
( Пришла зима. Дни становятся короче, небо ниже, ветер резче, воздух холоднее. Ночью небо кажется выше, а звезды ярче.
Скоро Новый год - самый веселый праздник. В детском парке будет установлена высочайшая ёлка. А вокруг неё появятся огромнейшие фигуры Деда Мороза, Снегурочки и других сказочных героев.
Детский парк – любимейшее место отдыха ноябрьской детворы.)
- Вставьте имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени. (Слайд 14)
Пришла зима. Дни становятся ..., небо ..., ветер ..., воздух .... Ночью небо кажется ..., а звезды ....
Скоро Новый год - ... праздник. В детском парке будет установлена ... ёлка. А вокруг неё появятся ... фигуры Деда Мороза, Снегурочки и других сказочных героев.
Детский парк – ... место отдыха ноябрьской детворы.
- Замените имена прилагательные другими в форме сравнительной и превосходной степени. (Слайд 15)
Пришла зима. Дни становятся короткими, небо низким, ветер резким, воздух холодным. Ночью небо кажется высокими, а звезды яркими.
Скоро Новый год - веселый праздник. В детском парке будет установлена высокая ёлка. А вокруг неё появятся огромные фигуры Деда Мороза, Снегурочки и других сказочных героев.
Детский парк – любимое место отдыха ноябрьской детворы.
- Составьте словосочетания, используя прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени. (Слайд 16)
VII. Итоги урока.
Что нового узнали на уроке?
- Что обозначают прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени? Как изменяются? Роль в предложении?
VII. Домашнее задание. (Слайд 17)
- Подготовить связный рассказ о прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени.
- Написать грамматическую сказку о приключениях прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени.
- Выписать из учебника литературы (или из художественной литературы) 5 предложений с прилагательными в форме сравнительной и превосходной степени.