Данный урок направлен на создать условия для ознакомления с порядком устного и письменного разбора предложений с чужой речью; обучения выполнению устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения с чужой речью; организации и проведения повторения учебного материала по теме “Чужая речь”
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Синтаксический разбор предложения с чужой речью»
Синтаксический разбор предложения с чужой речью
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с порядком устного и письменного разбора предложений с чужой речью; обучения выполнению устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения с чужой речью; организации и проведения повторения учебного материала по теме “Чужая речь”
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке, как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности, выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний
Метапредметные:
Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Регулятивные- определяют цели деятельности, последовательность действий.
Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверте, все ли готово у вас к уроку.
-Скажите, пожалуйста, о каком разделе русского языка мы с вами говорим на протяжении нескольких уроков? (чужая речь)
-Какие способы передачи чужой речи вы знаете? ( диалог, предложения с прямой речью, с косвенной речью, цитата, рассказ)
-Что такое прямая речь? (это речь какого-либо лица, передаваемая от его имени)
- Что такое косвенная речь? (это речь какого-либо лица, сообщаемая от лиц того кто ее передает)
-Что такое диалог? (это вид речи, при котором происходит обмен репликами в процессе общения)
- Что такое цитата?(это дословная выдержка из какого-либотекста письменного или устного)
На столе у вас лежат карточки, вам необходимо соотнести способы выражения чужой речи и примеры чужой речи.
Способы передачи чужой речи
Примеры
Диалог
Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу».
Цитата
Кирилла Петрович спросил у Маши, где она была.
Предложение с прямой речью
«Формой песни Некрасов владел в совершенстве», - отмечал К. И. Чуковский.
Предложения с косвенной речью
Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Колю.
- А его нет дома.
- Пусть он перезвонит мне, когда придёт.
- Обязательно передам.
- Спасибо большое. Извините за беспокойство.
-Вика, прочитай пример диалога.
-Теперь, Усман, прочитай пример цитаты.
-Никита, пример прямой речи.
-И, Даша, пример косвенной речи.
- Скажите каким видом предложения можно заменить чужую речь? (предложения с прямой речью)
- Давайте вернемся к нашей карточке. Назовите предложение с косвенной речью. Как по другому можно назвать такие предложения? (Сложноподчиненные)
Усман, иди к доске и запиши это предложение. Сделаем его синтаксический разбор. Что такое по сути синтаксический разбор предложения? (характеристика предложения)
-Теперь посмотрим на предложение с прямой речью. Вика иди запиши на доске его.
-Посмотрите внимательно чем предложение с прямой речью отличается от других предложений? ( оно состоит из двух частей)
- Назовите эти части. (Комментирующая часть и чужая речь)
- Это можно отобразить на схеме. ( чертят схему)
- Где находится комментирующая часть, чужая речь.
(Делаем разбор)
-Откройте учебник на странице 243 и проверим все ли мы правильно сделали.
- Где могут находиться слова автора в предложениях с прямой речью?
-Давайте рассмотрим другие варианты предложений с чужой речью.
(По очереди выходят выбирают листок с предложением и делают разбор.)
“Скажите, пожалуйста, который час?” - обратился ко мне прохожий.
«Я говорил вам, - воскликнул Максим Максимович, - что нынче будет погода»
«Славная у тебя лошадь! - говорил Азамат.
А Балда приговаривал с укоризною: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною».
-Давайте усложним задания , у вас на нартах лежат карточки со схемами, по этим схемам вам надо составить предложения и сделать разборы
«П!» — а.
«П, — а, — п».
А: «П?»
«П! — а. — П».
А: «П?»
1. Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составь схемы предложений.
1) Смотрю ему вслед и думаю зачем живут такие люди? 2) Я хотел бы купить масла проговорил крестьянин. 3) Мне кажется нет ничего вкуснее! заметил полковник 4) Не стоит мне уже лучше перебил Иван. 5) Александр спрашивает можно я ещё приду. 6) Что такое десант раздался чей-то голос. 7) Только ты не шуми сказал отец.