kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме:" Синтаксический разбор предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип предложения по цели высказывания(повеств., побуд., вопрос.). Тип по эмоциональной окраске (воскл., невоскл.) По наличию грамматических основ(простое, сложное). По наличию главных членов предложения(двусост., односост*). По наличию второстепенных членов(распр., нераспр.). По наличию структурно необходимых членов(полное, неполное). Чем осложнено(однор., обращ., вводн.сл., обос. и уточняющими членами). Предложения с чужой речью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме:" Синтаксический разбор предложения"»

Составила учитель русского языка Юрьевцева Л.В.

Составила учитель русского языка Юрьевцева Л.В.

Тип предложения по  цели высказывания (повеств., побуд., вопрос.). Тип по эмоциональной окраске (воскл., невоскл.) По наличию грамматических основ(простое , сложное). По наличию главных членов предложения(двусост., односост*). По наличию второстепенных членов (распр., нераспр.). По наличию структурно необходимых членов (полное, неполное). Чем осложнено (однор., обращ., вводн.сл., обос. и уточняющими членами). Предложения с чужой речью.
  • Тип предложения по цели высказывания (повеств., побуд., вопрос.).
  • Тип по эмоциональной окраске (воскл., невоскл.)
  • По наличию грамматических основ(простое , сложное).
  • По наличию главных членов предложения(двусост., односост*).
  • По наличию второстепенных членов (распр., нераспр.).
  • По наличию структурно необходимых членов (полное, неполное).
  • Чем осложнено (однор., обращ., вводн.сл., обос. и уточняющими членами).
  • Предложения с чужой речью.
Повествовательные Вопросительные Побудительные* Мир изменился. Солнышко садится? Будьте здоровы! Мир изменился. Солнышко садится? Будьте здоровы!
  • Повествовательные
  • Вопросительные
  • Побудительные*
  • Мир изменился. Солнышко садится? Будьте здоровы!
  • Мир изменился.
  • Солнышко садится?
  • Будьте здоровы!
Совет, просьба, приказ – резко, категорично, мягко, ласково.  (Не) переб…вайте г…в…рящего.
  • Совет, просьба, приказ – резко, категорично, мягко, ласково.
  • (Не) переб…вайте г…в…рящего.

ПРОСТОЕ ИЛИ СЛОЖНОЕ Грамматическая основа- подлежащее и сказуемое, включает в себя два главных члена в двусоставных  предложениях и один главный член в односоставных.
  • ПРОСТОЕ ИЛИ СЛОЖНОЕ
  • Грамматическая основа- подлежащее и сказуемое, включает в себя два главных члена в двусоставных предложениях и один главный член в односоставных.

ПРОСТОЕ  СЛОЖНОЕ* Мир Выпал снег ,  прекрасен! наступила      зима.  !        ,   .

ПРОСТОЕ СЛОЖНОЕ*

Мир Выпал снег ,

прекрасен! наступила

зима.

!

, .

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И  СКАЗУЕМЫМ-? Москва столица России. Санкт-Петербург северная столица России. Она петербурженка.
  • ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ-?
  • Москва столица России.
  • Санкт-Петербург северная столица России.
  • Она петербурженка.
Было ясно и тихо и дымились трубы. После грозы всё благоухало и сверкало .
  • Было ясно и тихо и дымились трубы.
  • После грозы всё благоухало и сверкало .

1)

2)

И

,

и

Двусоставное или односоставное*. Односоставное : назывное, глагольно-личное:  определённо- личное,  неопределённо-личное, безличное.
  • Двусоставное или односоставное*.
  • Односоставное :
  • назывное,
  • глагольно-личное: определённо- личное,

неопределённо-личное,

  • безличное.

Это простые предложения с одним главным членом-сказуемым: определённо- личное, неопределённо-личное, безличное, обобщённо-личные. Вечереет .(Пов., нев., прост., однос., назывное, неполное.) Вот смерклось
  • Это простые предложения с одним главным членом-сказуемым:
  • определённо- личное,
  • неопределённо-личное,
  • безличное,
  • обобщённо-личные.

Вечереет .(Пов., нев., прост., однос., назывное, неполное.) Вот смерклось .

А1.  Какое из предложений является односоставным?  1). Всё это было чрезвычайно ново в той губернии.  2). Сырая земля упруга под ногами.  3).Нам и в голову не приходило подозревать в Сильвио что-нибудь похожее на робость.  4). Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми.

А1. Какое из предложений является односоставным?

1). Всё это было чрезвычайно ново в той губернии.

2). Сырая земля упруга под ногами.

3).Нам и в голову не приходило подозревать в Сильвио что-нибудь похожее на робость.

4). Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми.

А2 . Какое из предложений не является односоставным?  1). Делать было нечего.  2). Вдруг мелькнула ей мысль.  3). Мне всё же нельзя будет с ним познакомиться…  4). Не до смеху было чопорной англичанке

А2 . Какое из предложений не является односоставным?

1). Делать было нечего.

2). Вдруг мелькнула ей мысль.

3). Мне всё же нельзя будет с ним познакомиться…

4). Не до смеху было чопорной англичанке

Распространённое, нераспространённое:
  • Распространённое, нераспространённое:

Мы получили приказ отступать.

Он болен.

Сущ.  Гл.

Сущ. Гл.

  • Ночь уходит . (Повеств., невоскл., простое, двусост., нераспростр., полное.) .
Полное Неполное Найди полные и неполные предложения: И Таня входит в дом пустой,
  • Полное
  • Неполное
  • Найди полные и неполные предложения:
  • И Таня входит в дом пустой,

где жил недавно наш герой. ...Таня дале;

Старушка ей:

«А вот камин;

Здесь барин сиживал один...»

Однородными членами:
  • Однородными членами:

подлежащими

сказуемыми

дополнениями

определениями

обстоятельствами

есть ли обобщающее слово

сколько рядов однородных членов

Детям нравились и фрукты ,  и сладости. Детям нравились фрукты ,  и сладости ,  и представление артистов. и , и  .    , и   , и.   и , и  .    , и   , и.
  • Детям нравились и фрукты , и сладости.
  • Детям нравились фрукты , и сладости , и представление артистов.

и , и . , и , и.

  • и , и . , и , и.
В вазе лежали фрукты яблоки груши сливы .  Яблоки груши сливы  эти фрукты лежали в вазе.  Фрукты - обобщающее слово.
  • В вазе лежали фрукты

яблоки груши сливы .

  • Яблоки груши сливы эти фрукты лежали в вазе.
  • Фрукты - обобщающее слово.
Обособленными или необособленными членами:  ОПРЕДЕЛЕНИЯ  (причастный оборот, прилагательное с пояснительными словами, однородные согласованные определения, приложения, несогласованные определения) О БСТОЯТЕЛЬСТВА ( деепричастный оборот, одиночное деепричастие, оборот с предлогами несмотря на, согласно и т.д., сравнительный оборот с союзами как, словно, будто) ДОПОЛНЕНИЯ
  • Обособленными или необособленными членами:
  • ОПРЕДЕЛЕНИЯ (причастный оборот, прилагательное с пояснительными словами, однородные согласованные определения, приложения, несогласованные определения)
  • О БСТОЯТЕЛЬСТВА ( деепричастный оборот, одиночное деепричастие, оборот с предлогами несмотря на, согласно и т.д., сравнительный оборот с союзами как, словно, будто)
  • ДОПОЛНЕНИЯ с предлогами кроме, исключая и др.,
  • УТОЧНЯЮЩИЙ ЧЛЕН (без союза или с союзом, одиночный или распространённый)
ОБОСОБЛЕННОЕ  НЕ ОБОСОБЛЕННОЕ Картина ,  написанная художником ,  прекрасна . Написанная       художником      картина       прекрасна
  • ОБОСОБЛЕННОЕ НЕ ОБОСОБЛЕННОЕ

Картина ,

написанная

художником ,

прекрасна . Написанная художником картина прекрасна .

Пр.об.      Пр.об.      Пр.об.      . необос.оборот   . необос.оборот   . необос.оборот   . необос.оборот  . необос.оборот   , пр.об. ,  . Обособленный оборот обособленное согласованное распространённое определение, выраженное причастным оборотом

Пр.об.

  • Пр.об.
  • Пр.об.
  • . необос.оборот
  • . необос.оборот
  • . необос.оборот
  • . необос.оборот
  • . необос.оборот

, пр.об. ,

.

Обособленный оборот обособленное согласованное распространённое определение, выраженное причастным оборотом

  • , пр.об. , . Обособленный оборот обособленное согласованное распространённое определение, выраженное причастным оборотом
  • , пр.об. , . Обособленный оборот обособленное согласованное распространённое определение, выраженное причастным оборотом
Всегда обособл ., Всегда обособл. , кроме слов кроме         фразеологизмов: стоя     Говорил  вешая  сидя   лапшу на уши  лёжа ( фразеол. ).     молча  Ехали молча  (= тихо).

Всегда обособл ., Всегда обособл. ,

кроме слов кроме фразеологизмов:

стоя Говорил вешая сидя лапшу на уши

лёжа ( фразеол. ).

молча

Ехали молча

(= тихо).

Стр..мясь выполнить задание в срок стр..ители работали без устали.  Строители стремивш..ся выполнить задание в срок работали без устали.
  • Стр..мясь выполнить задание в срок стр..ители работали без устали.

  • Строители стремивш..ся выполнить задание в срок работали без устали.
Вводными словами, словосочетаниями, предложениями, конструкциями :  Горный воздух ,  без всякого сомнения , действует благотворно на здоровье человека.
  • Вводными словами, словосочетаниями, предложениями, конструкциями :
  • Горный воздух , без всякого сомнения , действует благотворно на здоровье человека.
схема пример [ ВВОДН . СЛОВО ,…. ] К счастью,  нам повезло с погодой . ++++++++++++++++++ [.. , ВОДН.СЛОВО , … ] Завтра , наверное,  будет холодно.  ++++++++++++++++++ [... , ВВОДН. СЛОВО. ] Я был неправ , конечно.  ++++++++++++++++ [... , ВВОДН.ПРЕДЛО - ЖЕНИЕ .,…. ] Моя душа , я помню,  с детских лет чудесного искала. ++++++++ [... - ВВОДН.ПРЕДЛО-ЖЕНИЕ - … ] Мой приход  - это я мог заметить -  сначала несколько смутил гостей. [... ( ВВОДН.ПРЕДЛО- ЖЕНИЕ ) … ] Птенец упал из гнезда  (ветер сильно качал березы аллеи)  и сидел неподвижно.

схема

пример

[ ВВОДН . СЛОВО ,…. ]

К счастью, нам повезло с погодой .

++++++++++++++++++

[.. , ВОДН.СЛОВО , ]

Завтра , наверное, будет холодно.

++++++++++++++++++

[... , ВВОДН. СЛОВО. ]

Я был неправ , конечно.

++++++++++++++++

[... , ВВОДН.ПРЕДЛО - ЖЕНИЕ .,…. ]

Моя душа , я помню, с детских лет чудесного искала. ++++++++

[... - ВВОДН.ПРЕДЛО-ЖЕНИЕ - ]

Мой приход - это я мог заметить - сначала несколько смутил гостей.

[... ( ВВОДН.ПРЕДЛО-

ЖЕНИЕ ) ]

Птенец упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно.

Обращением (распространённым или нераспространённым), междометием Что , царевич , ты не весел?
  • Обращением (распространённым или нераспространённым), междометием
  • Что , царевич , ты не весел?
Приплыла к нему золотая рыбка спросила Что тебе надобно старче?    Ей с поклоном
  • Приплыла к нему золотая рыбка спросила Что тебе надобно старче?

  • Ей с поклоном

старик отвечает Смилуйся

государыня рыбка!

Всем известны слова И.А.Крылова: «У сильного всегда бессильный виноват ».(Повеств., невоскл., с прямой речью, состоит из двух частей, первая -комментирующая, вторая передаёт чужую речь.) А: «П». или К: «Ч». Можно разобрать каждое предложение отдельно.
  • Всем известны слова И.А.Крылова: «У сильного всегда бессильный виноват ».(Повеств., невоскл., с прямой речью, состоит из двух частей, первая -комментирующая, вторая передаёт чужую речь.) А: «П». или К: «Ч».
  • Можно разобрать каждое предложение отдельно.
Листки , сорванные ветром , вертелись  в воздухе и порхающим  ручейком уносились вдаль . (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., полное, осложнено однор. сказ. и обособл. согласов. распр. определ., выраженным причастным оборотом.)    ,  прич.об.
  • Листки , сорванные ветром , вертелись в воздухе и порхающим ручейком уносились вдаль . (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., полное, осложнено однор. сказ. и обособл. согласов. распр. определ., выраженным причастным оборотом.)

, прич.об. , и .

Бл..стая облака л..пились в лазури пламенного дня. Благоухая сохли травы дымясь курились облака.(И.А.Бунин) Сл…ва имеющие несколько значений называют(ся) мн…гозначными.
  • Бл..стая облака л..пились в лазури пламенного дня.
  • Благоухая сохли травы дымясь курились облака.(И.А.Бунин)
  • Сл…ва имеющие несколько значений называют(ся) мн…гозначными.
Стены были украш..н(н)ы великолепными картинками изображавшими д..ковин(н)ых ж..вотных. Остывшая за ночь степь окута..а сизым туманом.
  • Стены были украш..н(н)ы великолепными картинками изображавшими д..ковин(н)ых ж..вотных.
  • Остывшая за ночь степь окута..а сизым туманом.

Лес ст..явший всё лето сухим заг..релся и в небо стал подн..мат..ся удушл..вый дым нап..лнявший воздух густыми кольцами.
  • Лес ст..явший всё лето сухим заг..релся и в небо стал подн..мат..ся удушл..вый дым нап..лнявший воздух густыми кольцами.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме:" Синтаксический разбор предложения"

Автор: Юрьевцева Любовь Васильевна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 286661

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Урок по теме «Синтаксический разбор предложения». "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-po-tiemie-sintaksichieskii-razbor-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "236370"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444050910"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему: "Синтаксический разбор предложения""
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sintaksichieskii-razbor-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "249155"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446830071"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Карточки для индивидуальной работы на уроках русского языка по теме "Синтаксический разбор предложения" 3 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "kartochki_dlia_individual_noi_raboty_na_urokakh_russkogho_iazyka_po_tiemie_sinta"
    ["file_id"] => string(6) "390797"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486887988"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "конспект урока "Синтаксический разбор предложения""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt_uroka_sintaksichieskii_razbor_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "348172"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476136577"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока: Синтаксический разбор предложения"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_uroka_sintaksichieskii_razbor_priedlozhieniia_1"
    ["file_id"] => string(6) "419143"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496011683"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства