Урок русского языка
4 класс
Тема урока: «Части речи (повторение)»
Цели урока: - обобщить знания, усвоенные учащимися в процессе изучения отдельных тем, установить связи между ними;
- развивать умение применять эти знания при решении разнообразных практических задач; умение сравнивать, анализировать и делать выводы;
- воспитывать любовь к природе.
Ход урока
Определение темы урока.
РАДОС.НЫЙ
С.СНА
НАПИТ.СЯ
- Объясните орфограммы, которые встречаются в данных словах.
- Какой частью речи является каждое слово?
- Проанализируйте все три слова и сделайте вывод, о чём пойдёт речь.
- Что вы знаете об имени существительном?
- Как изменяются имена прилагательные?
- Продолжите фразу: «Спряжение глаголов можно определить ….»
Орфографическая минутка.
- Допишите на каждую орфограмму по 3 слова, выполняя определённое условие
РАДОСТНЫЙ – прелестный, ненастный, поздний
СЛОВО – окно, озеро, ведро
НАПИТЬСЯ – закутаться, потянуться, вертеться
Вывод: как проверить безударную гласную в корне слова?
как проверить непроизносимые согласные?
правописание –тся и –ться в глаголах
Работа по теме урока.
- А сейчас мы отправимся к самой холодной точке Земного шара – Антарктиде. Там живут птицы, которые приспособились к этому суровому климату. Это пингвины. Их тело покрыто густым, непромокаемым оперением, а толстый слой жира помогает спасаться от морозов. На суше они очень неуклюжи и не умеют летать, зато в воде могут соперничать с дельфинами: крылья служат им великолепными вёслами, с их помощью пингвины могут развивать скорость до 40 км/час.
Например, очковые пингвины ныряют на глубину до 130 м, плавают со скоростью до 36 км/час; причем на глубине более 3 м проводят в среднем около 80 минут в сутки. По суше пингвины ходят неуклюже, переваливаясь и держа туловище вертикально. В случае нужды они падают брюхом на снег и скользят по нему, отталкиваясь всеми четырьмя конечностями.
По размерам пингвины различны. Самый крупный — императорский пингвин (массой 35-40 кг) — достигает в длину 117 см. Самый мелкий — малый пингвин имеет длину 40 см.
- А что вам известно о пингвинах?
ВИДЕОФРАГМЕНТ
Чтение текста
- Что нового узнали?
- Что вас больше всего удивило?
Задание:
1 группа – выпишите все имена прилагательные и определите их род
2 группа – выпишите глаголы и определите их спряжение
3 группа – выпишите глаголы и определите их спряжение
4 группа – выпишите существительное предложного падежа и сделайте его
морфологический разбор
Вывод: правила
Выборочный диктант.
- Из текста выпишите только глаголы в два столбика: 1 и 2 спряжения
Детский сад для пингвинов
Прошло пять недель со дня рождения пингвиненка. Малыш ступает лапками на снег и уходит в детский сад. Там уже стоят сотни сверстников. Они сбиваются тесной толпой и согревают друг другу бока. Такие сборища называют детскими садами. Взрослые пингвины оберегают их от буревестников. Родители приходят и в крике и гаме находят своих детей среди тысяч чужих. Они кормят только своих птенцов. Самые прожорливые за один раз глотают по шесть килограммов рыбы. Летом выпускники пингвиньих детских садов плывут на практику в море.
ВЗАИМОПРОВЕРКА
- Что является родиной для пингвинов?
- Что они используются для постройки гнезда?
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В природе пингвин для постройки гнезда ищет траву или валежник.
Морфологический разбор выделенных слов.
Закрепление материала.
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ.
1 УРОВЕНЬ
В данном предложении найдите прилагательное и выполните морфологический разбор.
Ноги у пингвинов отнесены далеко назад, благодаря чему обеспечивается вертикальное положение туловища на суше.
2 УРОВЕНЬ
К данной схеме составьте предложение так, чтобы
3 УРОВЕНЬ
Определите, какой частью речи являются подчёркнутые слова
Посадила мама в печь пирожки с капустой печь.
Снежное покрывало всю землю покрывало.
Итог урока
- Какие части речи вы знаете?
- Что вы знаете об имени сущ., прил. и глаголе?
Составление диаграммы Венна
На тетради На тетрадке