Семь цветов числительного
(Обобщающий урок по теме: «Числительное»)
Цели: 1. Обобщить изученное по теме «Числительное» (посредством эффективного вида запоминания эйдетизм). Вспомнить и закрепить правила написания и произношения числительных.
2. Развивать творческую, речевую и мыслительную активность учащихся.
3. Воспитывать речевую грамотность и интерес к русскому языку.
Оборудование: цветной блок; карандаши и альбомные листы; доклад ученика; стихи (на экране телевизора); образец рисунка-радуги (на экране телевизора); музыка.
Ход урока. 1. Учитель:
- Мы с вами познакомились с еще одной частью речи – числительным. Изучили его грамматические признаки, правила написания и произношения. Попытаемся сегодня все это обобщить, пытаясь развивать особый вид памяти – эйдетизм ( способность сохранять яркие образы предметов долгое время).
2. Стихи Ванды Хотомской ( на экране):
3-три
Есть у нас 3 сес3цы,
Вы не знаете их?
Как бы мне ухи3ться
Рассказать о троих?
У одной, что всех с3оже,
Над окошком жил с3ж.
С3чь она мастерица –
Приходи к ней, малыш!
100-сто
У про100го 100рожа непро100рный дом.
Ча100 в нем 100ножка бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка чи100тою ног
И 100личной ваксой чистит 100 сапог.
Вме100 двух непро100 вычистить все 100,
Сразу 100лько обуви не носил никто.
- Почему трудно читать стихи? Когда удобно пользовать записью цифр цифрами, а когда буквами?
- Как называется часть речи, изучающая число, количество и порядок при счете? Расскажите определение.
3. Докажем то, о чем говорится в определении. Работа с предложением (полный синтаксический разбор)
Туристы вышли из дома в пять часов утра и прибыли на берег к девяти часам вечера.
Морфологический разбор: к девяти часам (вечера)
- Какие правила написания мы должны здесь вспомнить? (окончание И в Р и Д падежах, Ь, склонение)
4. Работа с таблицей (блоком)(можно нарисовать в виде радуги)
- Вспомним все правила, которые мы изучили.
- Почему в таблице 7 цветов? Что это вам напоминает? (радугу)
Попробуем по этой таблице рассказать все, что вы знаете, расшифруем.
- Два, тридцать один( простые, составные).
Пятерня, трижды, двойной, центнер, миллион.
- Семьдесят, девять, пятьсот, семнадцать, восемнадцать.
- В Д -
11-19—И----как у сущ. 3 склонения ( к двенадцати)
Р П-
- Восьмисот (Р.п.) рублей, семьюдесятью двумя рублями (Т.п.)
- От трех пятых (р.п.), к семи целым пяти десятым (Д.п)
6.Двое саней, троими парнями, обоими мальчиками.
7.Р, Ч, П.
В тысяча девятьсот пятом году. К Восьмому марта. К дате Девятое мая.
- Словарный диктант ( можно слова из диктанта вписывать в таблицу)
Шестьсот, об одиннадцати, нет сорока, тремястами семьюдесятью, трое саней, к одной целой четырем сотых очка, у четверых мужчин, трех пятых яблока, миллион, миллиард, перед Первым мая.
- Доклад о старинных мерах длины ( сажень, аршин, пядь, локоть, верста; фут, дюйм, ярд)
7.Практические задания.
- Изучение этой темы часто напоминает урок математики.
Известно, что самым сложным у числительных является их правильное произношение при склонении.
Задание: решить примеры, заменяя цифры словами(у доски три человека)
364х10= 236х10= 485х10=
3790+2350= 571- 20= 672+328=
8.Работа с рисунком. Рефлексия.
Посмотрите на рисунок, на котором изображена радуга, река, лес.
Что общего между радугой и числительным (семь правил = семь цветов). Нам понадобится карандаши и бумага. Представьте себе летний день. Только что прошел дождь. В небе появилась радуга. Нарисуйте радугу, а на каждой ее полоске – пункты правила по изучению числительных.
Звучит музыка. Дети рисуют.
9.Домашнее задание.
Дорисовать рисунок(всем).
Индивидуальное задание: 1) придумать кроссворд о числительных; 2) написать сочинение-сказку с использованием числительных.