Урок русского языка 4 класс
Программа: «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой.
Тема урока: Правописание числительных
Цель урока: Закрепить знания учащихся о правильном написании числительных
Задачи урока:
1. Обобщить знания о числительных, их написании, склонении.
2. Развивать речь, внимание, воображение, логическое мышление.
3. Воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету, умение работать в коллективе.
Ход урока
- Организационный момент:
Учитель: Ребята, какое у вас настроение?
- Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.
(Далее вводится игра «Введите роль». Цель данной игры – стимулировать познавательную активность учащихся. Содержание игры: вводятся роли, которые ученики выполняют в течение всего урока, а в конце – отчитываются о проделанной работе.
«Хранитель времени» - следит за тем, чтобы время не теряли даром, чтобы все этапы урока были своевременны.
«Фома неверующий» - не верит ни во что, дети должны доказать ему правильность своих суждений.
«Психолог» - следит за психологическим климатом в течение урока.
«Смотрящий» - следит в целом за всем происходящим на уроке.
«Подводящий итоги» - подводит итоги в конце урока. Дает оценку работе класса и отдельных учеников.)
- Минутка чистописания
ч и с л и т е л ь н о е (на доске запись строчными c 'элементом "петелька")
Учитель: Что вы заметили при написании данных букв и элементов букв? (Числительное)
- А что такое числительное?
(После ответов учащихся на доску вывешивается правило)
Числительное – часть речи, которая называет количество предметов или порядок предметов при счете.
- Какие вы знаете числительные? (Порядковые и количественные) Приведите примеры
- А еще, на какие группы делятся числительные? (Простые, составные, сложные). Примеры.
- Сегодня, мы продолжим работать с числительными, но сначала поработаем со словами из словаря.
- Работа со словами из словаря
На доске запись:
- Один пуд – это приблизительно 16 (килограммов)
- Протяженность реки Абакан в нашей республики составляет
514 (километров) - Н а уроках литературного чтения мы читаем сказку С.Я. Маршака
« (Двенадцать) месяцев» - 60 секунд составляют одну (минуту)
- (Председателю) (правительства) республики Хакасия А.И. Лебедю 49 лет.
- В 1992 году в Москве был открыт (памятник) Кириллу и Мефодию.
- Мы занимаемся в (кабинете) под номером 116.
(Дети должны записать только пропущенные слова из словаря. Два человека работают на индивидуальных досках).
- Что интересного вы увидели при работе со словами из словаря? (Числительные). Поделите их на группы (Устно)
- Закрепление изученного
- Учитель: А в чем состоит трудность при написании числительных? Какие вы знаете правила?
(После ответов детей на доску вывешивается правило)
У числительных пять – девятнадцать, а также двадцать и тридцать мягкий знак пишется на конце слова.
У числительных пятьдесят – восемьдесят и пятьсот – девятьсот мягкий знак пишется в середине слова.
Учитель: А для чего нужно знать, как правильно произносить и писать числительные? Где мы в жизни с ними встречаемся?
- Работа в парах
Упражнение 1 стр. 73 в учебнике.
Чья пара быстрее выполнит задание, поднимает флажок. Проверка – фронтально.
Физминутка для глаз
С закрытыми глазами нарисовать круг, квадрат, треугольник, ромб. Представить белый экран и закрасить мысленно его сначала зеленым цветом, затем желтым, красным, голубым без пробелов.
Физминутка
По стенам класса развешаны таблички с названиями числительных. Я называю – дети находят глазами, поворачиваясь корпусом, но не отрывая ног от пола.
Учитель: Назовите мне порядковые числительные из тех, что вы увидели. Теперь – количественные. Кто нашел составные числительные?
- Выборочное письмо
(Включаю аудиозапись со стихотворением, дети должны выписать услышанные числительные)
Знал я невысокий дом в переулке за углом.
Здесь когда-то проживало 333 жильца.
На работу шли, бывало, 82 отца.
Уходили по делам 98 мам.
В школу шли до перекрестка 92 подростка.
38 дошколят в ясли шли и в детский сад.
20 бабушек вставали, всем жильцам носки вязали
Шли гулять в аллеях сквера 3 седых пенсионера.
Замечательный был дом! Дружно люди жили в нем.
Учитель: В каких случаях написали мягкий знак? Какие виды числительных вам встретились.
- Работа в группах
Каждой группе выдается индивидуальное задание. За 5-7 минут они должны выполнить его и отчитаться о проделанной работе.
1 группа
Записать примеры, заменяя числа словами. Определить вид числительного и падеж.
38+2=40
54-13=41
2 группа
Поставить числительное в нужный падеж. Определить падеж числительного. Объяснить смысл одной поговорки.
Конь на (четыре) ногах и то спотыкается.
За ученого (два) неученых дают, да и то не берут.
За (два) зайцами погонишься, ни (один) не поймаешь.
3 группа
Найти числительное в тексте, определить вид. Просклонять числительное, подчеркнутое одной чертой.
Общая численность населения Хакасии составляет около 581000 человек.
На территории республики отмечено 76 видов млекопитающих, насчитывается 1526 видов растений.
- Тестовый контроль. (Время выполнения 3-5 минут)
Всем детям выдается тест следующего содержания:
- Отметить « х » все слова, которые пишутся раздельно
- ? сто (восемь)
- ? восемь (десят)
- ? сорок (пять)
- ? шест (надцать)
- ? двести (десять)
- Отметить « х » все числительные, в которых пропущен ь
1. ? восем….десят
2. ? сем….сот
3. ? сем….надцать
4. ? сем….
5. ? восем….надцать
- Отметить « х » строчку с ошибкой в слове
1. ? на четвертом этаже
2. ? нет десятого игрока
3. ? до девятаго класса
4. ? к первай учительнице
5. ? на пятом уроке
Тесты проверяются после урока
- Итог урока:
Учитель: Предоставляю слово моим помощникам. (Выступают дети, которые получили роли в начале урока и высказывают свои суждения об уроке).
Учитель: Спасибо, я учту ваши замечания, вы отлично справились со своими ролями.
- Рефлексия
С обратной стороны доски помещена схема:
Сегодня на уроке
Я узнал, открыл для себя…
Я научился, смог…
Я могу похвалить себя и своих одноклассников за …
(Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме.)
- Дача домашнего задания:
Учитель: Домашнее задание будете выполнять по выбору:
упр. 2 стр.73 из учебника или упр. 1 стр. 25 из печатной тетради «Пишем грамотно».
- Окончание урока.
Учитель: Спасибо всем за урок! Вы мне доставили удовольствие своей активной и плодотворной работой. Успехов вам в дальнейшем.