kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок – игра по русскому языку в 6 классе по теме "Склонение количественных числительных «Путешествие по городу Числительных в волшебной стране Русского языка»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово учителя:

- Сегодня я хочу познакомить вас с одним мальчиком по имени Марк. Реже всего Марк заглядывал в учебник русского языка, поэтому однажды совсем разучился правильно говорить по-русски. Говорить-то он мог, но слова изменял неправильно, предложения составлял короткие и невыразительные, а про предлоги и частицы и вовсе забыл, будто их никогда и не было. Наконец люди совсем перестали понимать, что Марк говорит, и отправили его к доктору. Тот поразмыслил и решил, что лучшим лечением для мальчика будет путешествие в Страну Русского языка: ведь там он сможет познакомиться со всеми словами, узнать их истории и разобраться в правилах их жизни.

Вот так мой знакомый и оказался в волшебной Стране Русского языка, в городе Числительных и вдруг увидел, как все числительные однажды перессорились, разъехались по разным улицам и разным домам только потому, что не могли решить, как им всем правильно изменяться по числам и падежам.

Итак, сначала Марк оказался на большой улице Количественных числительных. Но войти на улицу можно было только через ворота, а они были заперты. Чтобы их открыть, Марку пришлось рассказывать строгому человечку, который охранял ворота - привратнику, какие числительные относятся к разряду количественных. А как вы бы ответили на этот вопрос привратника?

Ответы учащихся.

Марк, так же как и вы, вспомнил правильный ответ и прошел за ворота. На всех домах были прибиты таблички с именами жильцов – разных Количественных Числительных.

На первом доме – самом маленьком, потому что там обитало только одно Числительное, красовалась табличка с надписью “Один”. В маленьком садике среди цветов копалось в земле Числительное. Заметив Марка, ОДИН начал быстро-быстро говорить:

“Ну вот, опять пришел один мальчик, и опять одно несчастное Числительное должно отвлекаться от одной любимой розы и одного куста малины, чтобы объяснить одному мальчику, как склонять числительные по одной секретной таблице окончаний! Конечно, в этом можно винить только одну мою судьбу, но как же я устало. Я прошу об одном: позвольте мне посвятить жизнь одним только моим растениям и заботиться только о них одних!”.

С этими словами числительное убежало в дом, хлопнув дверью, и даже забыло показать Марку обещанную таблицу склонения.

Тогда Марк решил попытать счастья в другом месте и пошел в гости к другим Числительным. Везде его принимали с радостью, везде с ним разговаривали и шутили, но ни одно из Числительных так и не подарило ему таблицы склонений. А когда Марк попытался расстроиться и заплакать, Числительные в один голос сказали: “Вот чудак! Ведь после того, как мы поговорили с тобой, ты и сам можешь ее составить. Вспомни, каждое из нас произнесло в разговоре с тобой все правильные окончания числительных в разных падежах”. И действительно, Марк припомнил, что еще Числительное ОДИН незаметно подсказало ему, какие окончания должны быть при склонении. Другие Числительные тоже помогали мальчику такими подсказками, но тот не обращал на это внимания.

Вздохнув, Марк принялся за работу. Составление таблиц склонения числительных заняло у него много времени, ведь на улице Количественных Числительных стоит много домов, а в некоторых домах живет много Числительных-приятелей, склоняющихся по одному образцу.

За работой Марк не заметил, как пришел вечер. Он отправился ночевать в избушку гнома-привратника. И пока он спит, давайте попробуем записать составленные им таблицы.Работа у доски. Учащиеся вместе с учителем составляют таблицы.

 

 

Склонение числительного один

Падежи

Ед. число

Мн. число

Муж. и ср. род

Жен. род

Для всех родов

И.

один, одно

одна

одни

Р.

одного

одной

одних

Д.

одному

одной

одним

В.

один, одного, одно

одну

одни, одних

Т.

одним

одной (-ою)

одними

П.

об (одном)

(об) одной

(об) одних

Склонение числительных два, три, четыре

Падежи

Для всех родов

И.

два (жен. род две)

три

четыре

Р.

двух

трёх

четырёх

Д.

двум

трём

четырём

В.

как И. или Р.

Т.

двумя

тремя

четырьмя

П.

(о) двух

(о) трёх

(о) четырёх

Дом Числительных от ПЯТИ до ДВАДЦАТИ и ТРИДЦАТЬ

Склонение числительных от пяти до двадцати
и тридцать

И. В.

пять

восемь

десять

двадцать

тридцать

Р. Д. П.

пяти

восьми

десяти

двадцати

тридцати

Т.

пятью

восемью

десятью

двадцатью

тридцатью

Дом Числительных СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО

Склонение числительных сорок, девяносто, сто

И. В.

сорок

девяносто

сто

Р. Д. Т. П.

сорока

девяноста

ста

Дом Числительных ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ

Склонение числительных
пятьдесят, шестьдесят,
семьдесят, восемьдесят

И.

пятьдесят

Р.

пятидесяти

Д.

пятидесяти

В.

пятьдесят

Т.

пятьюдесятью

П.

(о) пятидесяти

Дом Числительного ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА, ПЯТЬСОТ

Склонение числительных двести, триста,
четыреста, пятьсот

И.

двести

триста

четыреста

пятьсот

Р.

двухсот

трёхсот

четырёхсот

пятисот

Д.

двумстам

трёмстам

четыремстам

пятистам

В.

двести

триста

четыреста

пятьсот

Т.

двумястами

тремястами

четырьмястами

пятьюстами

П.

(о) двухстах

(о) трёхстах

(о) четырёхстах

(о) пятистах

Дом Числительного ПОЛТОРА

Склонение числительного полтора, полторы

И.

полтора (рубля)

полторы (копейки)

Р.

полутора (рублей)

полутора (копеек)

Д.

полутора (рублям)

полутора (копейкам)

В.

полтора (рубля)

полторы (копейки)

Т.

полутора (рублям)

полутора (копейками)

П.

(о) полутора (рублях)

(о) полутора (копейках)

А теперь, думаю, нам нужно проверить, правильно ли Марк составил таблицы. Вам будет легко это сделать, поскольку числительные с правильными окончаниями мы произносим каждый день, но просто не обращаем на это внимания. Не знаю, стоит ли нам подробно останавливаться на склонении таких простых числительных, как ОДИН, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ. Обратите, пожалуй, внимание на то, что два из этих числительных изменяются по родам. Какие это числительные?

Как вы думаете, от чего зависит изменение этих числительных по родам? Сравните такие словосочетания: один мальчик и одно числительноедве розы и два куста малины. Обратили ли вы внимание на какую-нибудь закономерность? (Род числительных ОДИН, ДВА зависит от рода существительного, которое с ним согласуется).

Теперь давайте остановимся у дома Числительных ПЯТЬ, ДВАДЦАТЬ, ТРИДЦАТЬ. Посмотрите, все эти числительные в именительном падеже имеют нулевое окончание и заканчиваются на мягкий знак. Вам не напоминает это группу существительных женского рода третьего склонения, таких, как рожькостьсовесть? Действительно, в некоторых падежах окончания этих числительных и существительных третьего склонения одинаковы. Это сходство поможет вам, если вы вдруг начнете сомневаться, какое окончание употребить при склонении числительных от пяти до двадцати и тридцать.

Вы, я думаю, обратили внимание на странную частичку -дцать в сложных числительных от одиннадцати до двадцати и тридцать. Подумайте, что она может значить?

Я помогу вам. Русский язык имеет долгую историю, на нем говорили еще прабабушки и прадедушки ваших прабабушек и прадедушек. Многие непонятные для нас языковые явления сформировались еще в ту далекую пору и даже раньше. Особенно заметны проявления традиции в облике числительных. Так, частичка –дцать в сложных числительных – это по своему происхождению не что иное, как сокращенное и измененное в произношении числительное десятьОдиннадцать обозначало один на десяте(и), тринадцать – три на десяте(и) и т. д.

Числительные двадцать и тридцать произошли от два десятитри десяти, то есть два раза десятьтри раза десять.

А вторая часть сложных числительных пятьдесятшестьдесятсемьдесят и восемьдесят - это старая форма родительного падежа множественного числа от числительного десять. Эти числительные обозначали пять десятковшесть десятковсемь десятковвосемь десятков.

Еще одна странная частичка есть в числительных двеститристачетыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. В слове двести – две сотни – вторая часть произошла из старой формы именительного падежа двойственного числа слова сто. Кстати, двойственное число, которого сейчас в русском языке уже нет, раньше употреблялось, когда нужно было посчитать парные предметы, например, руки, глаза, уши. Для двойственного числа существовали особые формы, следы одной из них и сохранились в числительном двести.

Вторая часть числительных триста и четыреста – три сотни, четыре сотни, произошла из старой формы именительного падежа множественного числа слова сто. А частичка –сот в числительном пятьсот и ему подобных произошла тоже из старой формы множественного числа слова сто, но только в родительном падеже.

Практическая часть урока

Что ж, мы разобрались со строением сложных числительных, и теперь переходим к самому интересному – к склонению числительных, выражающих очень большие, просто огромные числа.

А теперь предлагаю вам всем вместе вслух просклонять все составные числительные, которые мы найдем в этом тексте. Вы помните, какие числительные называются составными?

Начнем, пожалуй, с самого длинного числительного, оно самое интересное.

Итак, перед нами числительное триста шестьдесят две тысячи шестьсот одиннадцать. Предлагаю вам вместе со мной просклонять его.

Вслух учитель и ученики склоняют числительное.

После этого учитель подводит учеников к выводу о том, что в сложных числительных изменяются обе части слова, а в составных числительных склоняется каждое слово в составе конструкции – по образцу, данному в таблицах.

Таким образом – также вместе с учителем склоняются остальные составные числительные из упражнения учебника.

Далее учитель просит учеников придумать для склонения как можно более объемные составные числительные, записывает их на доске цифрами и предлагает детям составить и написать предложения, где были бы употреблены разные падежные формы числительных. Индивидуальная работа.

Затем можно попросить учеников прочитать наиболее интересные на их взгляд предложения, предложить коллегам проверить, правильная ли использована падежная форма.

Домашнее задание: придумайте свою небольшую историю, героями которой были бы составные числительные, опишите их приключения, но так, чтобы использовать длинные и интересные составные числительные в разных падежных формах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок – игра по русскому языку в 6 классе по теме "Склонение количественных числительных «Путешествие по городу Числительных в волшебной стране Русского языка»" »

Урок – игра по русскому языку в 6-м классе по теме "Склонение количественных числительных «Путешествие по городу Числительных в волшебной стране Русского языка»"

Слово учителя:

- Сегодня я хочу познакомить вас с одним мальчиком по имени Марк. Реже всего Марк заглядывал в учебник русского языка, поэтому однажды совсем разучился правильно говорить по-русски. Говорить-то он мог, но слова изменял неправильно, предложения составлял короткие и невыразительные, а про предлоги и частицы и вовсе забыл, будто их никогда и не было. Наконец люди совсем перестали понимать, что Марк говорит, и отправили его к доктору. Тот поразмыслил и решил, что лучшим лечением для мальчика будет путешествие в Страну Русского языка: ведь там он сможет познакомиться со всеми словами, узнать их истории и разобраться в правилах их жизни.

Вот так мой знакомый и оказался в волшебной Стране Русского языка, в городе Числительных и вдруг увидел, как все числительные однажды перессорились, разъехались по разным улицам и разным домам только потому, что не могли решить, как им всем правильно изменяться по числам и падежам.

Итак, сначала Марк оказался на большой улице Количественных числительных. Но войти на улицу можно было только через ворота, а они были заперты. Чтобы их открыть, Марку пришлось рассказывать строгому человечку, который охранял ворота - привратнику, какие числительные относятся к разряду количественных. А как вы бы ответили на этот вопрос привратника?

Ответы учащихся.

Марк, так же как и вы, вспомнил правильный ответ и прошел за ворота. На всех домах были прибиты таблички с именами жильцов – разных Количественных Числительных.

На первом доме – самом маленьком, потому что там обитало только одно Числительное, красовалась табличка с надписью “Один”. В маленьком садике среди цветов копалось в земле Числительное. Заметив Марка, ОДИН начал быстро-быстро говорить:

“Ну вот, опять пришел один мальчик, и опять одно несчастное Числительное должно отвлекаться от одной любимой розы и одного куста малины, чтобы объяснить одному мальчику, как склонять числительные по одной секретной таблице окончаний! Конечно, в этом можно винить только одну мою судьбу, но как же я устало. Я прошу об одном: позвольте мне посвятить жизнь одним только моим растениям и заботиться только о них одних!”.

С этими словами числительное убежало в дом, хлопнув дверью, и даже забыло показать Марку обещанную таблицу склонения.

Тогда Марк решил попытать счастья в другом месте и пошел в гости к другим Числительным. Везде его принимали с радостью, везде с ним разговаривали и шутили, но ни одно из Числительных так и не подарило ему таблицы склонений. А когда Марк попытался расстроиться и заплакать, Числительные в один голос сказали: “Вот чудак! Ведь после того, как мы поговорили с тобой, ты и сам можешь ее составить. Вспомни, каждое из нас произнесло в разговоре с тобой все правильные окончания числительных в разных падежах”. И действительно, Марк припомнил, что еще Числительное ОДИН незаметно подсказало ему, какие окончания должны быть при склонении. Другие Числительные тоже помогали мальчику такими подсказками, но тот не обращал на это внимания.

Вздохнув, Марк принялся за работу. Составление таблиц склонения числительных заняло у него много времени, ведь на улице Количественных Числительных стоит много домов, а в некоторых домах живет много Числительных-приятелей, склоняющихся по одному образцу.

За работой Марк не заметил, как пришел вечер. Он отправился ночевать в избушку гнома-привратника. И пока он спит, давайте попробуем записать составленные им таблицы.Работа у доски. Учащиеся вместе с учителем составляют таблицы.



Склонение числительного один

Падежи

Ед. число

Мн. число

Муж. и ср. род

Жен. род

Для всех родов

И.

один, одно

одна

одни

Р.

одного

одной

одних

Д.

одному

одной

одним

В.

один, одного, одно

одну

одни, одних

Т.

одним

одной (-ою)

одними

П.

об (одном)

(об) одной

(об) одних







Склонение числительных два, три, четыре

Падежи

Для всех родов

И.

два (жен. род две)

три

четыре

Р.

двух

трёх

четырёх

Д.

двум

трём

четырём

В.

как И. или Р.

Т.

двумя

тремя

четырьмя

П.

(о) двух

(о) трёх

(о) четырёх


Дом Числительных от ПЯТИ до ДВАДЦАТИ и ТРИДЦАТЬ


Склонение числительных от пяти до двадцати
и
тридцать

И. В.

пять

восемь

десять

двадцать

тридцать

Р. Д. П.

пяти

восьми

десяти

двадцати

тридцати

Т.

пятью

восемью

десятью

двадцатью

тридцатью






Дом Числительных СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО


Склонение числительных сорок, девяносто, сто

И. В.

сорок

девяносто

сто

Р. Д. Т. П.

сорока

девяноста

ста


Дом Числительных ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ


Склонение числительных
пятьдесят, шестьдесят,
семьдесят, восемьдесят

И.

пятьдесят

Р.

пятидесяти

Д.

пятидесяти

В.

пятьдесят

Т.

пятьюдесятью

П.

(о) пятидесяти


Дом Числительного ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА, ПЯТЬСОТ


Склонение числительных двести, триста,
четыреста, пятьсот

И.

двести

триста

четыреста

пятьсот

Р.

двухсот

трёхсот

четырёхсот

пятисот

Д.

двумстам

трёмстам

четыремстам

пятистам

В.

двести

триста

четыреста

пятьсот

Т.

двумястами

тремястами

четырьмястами

пятьюстами

П.

(о) двухстах

(о) трёхстах

(о) четырёхстах

(о) пятистах

Дом Числительного ПОЛТОРА


Склонение числительного полтора, полторы

И.

полтора (рубля)

полторы (копейки)

Р.

полутора (рублей)

полутора (копеек)

Д.

полутора (рублям)

полутора (копейкам)

В.

полтора (рубля)

полторы (копейки)

Т.

полутора (рублям)

полутора (копейками)

П.

(о) полутора (рублях)

(о) полутора (копейках)




А теперь, думаю, нам нужно проверить, правильно ли Марк составил таблицы. Вам будет легко это сделать, поскольку числительные с правильными окончаниями мы произносим каждый день, но просто не обращаем на это внимания. Не знаю, стоит ли нам подробно останавливаться на склонении таких простых числительных, как ОДИН, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ. Обратите, пожалуй, внимание на то, что два из этих числительных изменяются по родам. Какие это числительные?

Как вы думаете, от чего зависит изменение этих числительных по родам? Сравните такие словосочетания: один мальчик и одно числительноедве розы и два куста малины. Обратили ли вы внимание на какую-нибудь закономерность? (Род числительных ОДИН, ДВА зависит от рода существительного, которое с ним согласуется).

Теперь давайте остановимся у дома Числительных ПЯТЬ, ДВАДЦАТЬ, ТРИДЦАТЬ. Посмотрите, все эти числительные в именительном падеже имеют нулевое окончание и заканчиваются на мягкий знак. Вам не напоминает это группу существительных женского рода третьего склонения, таких, как рожькостьсовесть? Действительно, в некоторых падежах окончания этих числительных и существительных третьего склонения одинаковы. Это сходство поможет вам, если вы вдруг начнете сомневаться, какое окончание употребить при склонении числительных от пяти до двадцати и тридцать.

Вы, я думаю, обратили внимание на странную частичку -дцать в сложных числительных от одиннадцати до двадцати и тридцать. Подумайте, что она может значить?

Я помогу вам. Русский язык имеет долгую историю, на нем говорили еще прабабушки и прадедушки ваших прабабушек и прадедушек. Многие непонятные для нас языковые явления сформировались еще в ту далекую пору и даже раньше. Особенно заметны проявления традиции в облике числительных. Так, частичка –дцать в сложных числительных – это по своему происхождению не что иное, как сокращенное и измененное в произношении числительное десятьОдиннадцать обозначало один на десяте(и), тринадцать  три на десяте(и) и т. д.

Числительные двадцать и тридцать произошли от два десятитри десяти, то есть два раза десятьтри раза десять.

А вторая часть сложных числительных пятьдесятшестьдесятсемьдесят и восемьдесят - это старая форма родительного падежа множественного числа от числительного десять. Эти числительные обозначали пять десятковшесть десятковсемь десятковвосемь десятков.

Еще одна странная частичка есть в числительных двеститристачетыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. В слове двести – две сотни – вторая часть произошла из старой формы именительного падежа двойственного числа слова сто. Кстати, двойственное число, которого сейчас в русском языке уже нет, раньше употреблялось, когда нужно было посчитать парные предметы, например, руки, глаза, уши. Для двойственного числа существовали особые формы, следы одной из них и сохранились в числительном двести.

Вторая часть числительных триста и четыреста – три сотни, четыре сотни, произошла из старой формы именительного падежа множественного числа слова сто. А частичка –сот в числительном пятьсот и ему подобных произошла тоже из старой формы множественного числа слова сто, но только в родительном падеже.

Практическая часть урока

Что ж, мы разобрались со строением сложных числительных, и теперь переходим к самому интересному – к склонению числительных, выражающих очень большие, просто огромные числа.

А теперь предлагаю вам всем вместе вслух просклонять все составные числительные, которые мы найдем в этом тексте. Вы помните, какие числительные называются составными?

Начнем, пожалуй, с самого длинного числительного, оно самое интересное.

Итак, перед нами числительное триста шестьдесят две тысячи шестьсот одиннадцать. Предлагаю вам вместе со мной просклонять его.

Вслух учитель и ученики склоняют числительное.

После этого учитель подводит учеников к выводу о том, что в сложных числительных изменяются обе части слова, а в составных числительных склоняется каждое слово в составе конструкции – по образцу, данному в таблицах.

Таким образом – также вместе с учителем склоняются остальные составные числительные из упражнения учебника.

Далее учитель просит учеников придумать для склонения как можно более объемные составные числительные, записывает их на доске цифрами и предлагает детям составить и написать предложения, где были бы употреблены разные падежные формы числительных. Индивидуальная работа.

Затем можно попросить учеников прочитать наиболее интересные на их взгляд предложения, предложить коллегам проверить, правильная ли использована падежная форма.

Домашнее задание: придумайте свою небольшую историю, героями которой были бы составные числительные, опишите их приключения, но так, чтобы использовать длинные и интересные составные числительные в разных падежных формах.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сатарина Лариса Александровна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197319


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства