Зубко Любовь Николаевна  МКОУ Митрофановская СОШ
          | Предмет | Русский язык | Класс   | 6 | 
  | Тема урока | Секреты выразительности речи. | 
  | Количество часов | 1 час | 
  | Цель урока | Организовать условия и среду, комфортную для развития речи учащихся, обобщения и систематизации знания о художественном стиле речи. | 
  | Задачи урока   
 | Обучающие: определение функций художественного стиля, роли выразительных средств в нем. Развивающие: развитие речи, мышления, внимания, наблюдательности, умения анализировать. Пробудить внутреннюю мотивацию на ведение здорового образа жизни. Воспитательные: воспитание правил говорения; повышение уровня познавательного интереса к изучению русского языка; формирование у учащихся представления о здоровом образе жизни, стойкого неприятия вредных привычек. | 
  | Тип урока: | урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений, подготовка к сочинению-описанию в художественном стиле | 
  | Планируемые образовательные результаты | 
  | Предметные | Метапредметные | Личностные | 
  | Предметные результаты 1)систематизация и обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках развития речи; умение применять знания о тексте; 2)совершенствование коммуникативных умений и творческих способностей; 3) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение нормам языка и их использованию в речи; 4)обучать навыкам культуры речи и речевого общения; 5)обучать лингвистическому и содержательному анализу текста: - учить соотносить выбор языковых средств, использованных в тексте; - определить систему языковых средств, использованных в тексте; |  1)развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания и чтения; 2)развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи; 3)эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, литературы и т.д. 4)развивать творческие возможности школьников. Включать учащихся в творческую деятельность, результатом которой будут их сочинения. 5)развивать умение использовать знания по истории города на уроках русского языка. | 1)формировать нравственные представления учащихся; формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нём. 2)повышать познавательный интерес учащихся, проявляемый в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время; 3)воспитывать уважительное и бережное отношение к своему городу, к людям, живущим в нём, к памятникам архитектуры; | 
  | Решаемые учебные проблемы | Закрепление имеющихся знаний по теории литературы, развитию речи; развитие понятий: текст, типы речи, стили речи; формирование орфографической и пунктуационной зоркости учащихся; диалог о Петербурге.   
 | 
  | ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | 
  | Микроцель этапа урока | Ход занятия | Деятельность учащихся | Комментарии | 
  | I. Организационный этап | 
  | Цель:   Включение в деятельность | Учитель приветствует учащихся | 
 |  
 | 
  | II. Элемент неожиданности. Постановка цели и задач урока. | 
  | Цель:   определение содержательных рамок урока | Учитель выставляет на стол макет корабля 
 Как мы свяжем с темой урока? А какова цель такого урока? 
 | 
 
 Ученики стараются узнать тему и цель урока. | 
 | 
  | III. Словарная работа | 
  | 
 | Изобразить Романы, повести, рассказы, стихотворения, поэмы, басни Художественность, Образность, Эмоциональность Средства выразительности речи 
 1+1+2+3+4=10+1   | Вставляют буквы, затем объясняют правописание, показывая результаты магнитными карточками | 
 | 
  | IV. Проблемный диалог. | 
  | Цель: Обогащение активного и пассивного словаря 
 | Что такое художественный стиль речи 
 
 
 | 
 | 
 | 
  | V. Выразительное чтение наизусть. | 
  | 
 | Люблю тебя, Петра творенье… 
 Мы будем описывать Петербург по фотоиллюстрации в художественном стиле. | Читает наизусть заранее подготовленная ученица | 
 | 
  | VI. Повторение теории литературы(художественно-выразительные средства) | 
  | Цель: Выявление места и причины затруднения   Построение проекта выхода из затруднения 
 | Начнем с повторения теории - Индивидуальные задания на компьютере получают (2 человека): определить художественно-выразительные средства в строчках о городе на Неве. 1. Санкт-Петербург - гранитный город… (Эпитет.) 2. Звезды падают с неба   К миллиону миллион. (Гипербола.) 3. Всюду бело и пусто,   Снегом все замело,   И так весело-грустно… (Оксюморон.) 4. Где небосвод давно распорот Адмиралтейскою иглой! (Метафора.) 5. Два факела, как две звезды, Горят, чтоб освещались волны Моей сверкающей Невы (Сравнение.) 
 Два ученика готовятся представить свой проект-рассказ «Моя встреча с Петербургом» | 
 Записывают ответы      | 
 | 
  | VII. Определение художественно-выразительных средств. | 
  | Цель: Систематизация знаний о выразительных средствах речи | В это время каждая группа выполняет одно из этих заданий и находит свои примеры из строк стихотворений. Группы дают ответ и приводят свои примеры. 
 | Ответы по карточкам 
 
 
 
 | 
 | 
  | VIII . VII. Физкультминутка   | 
  | Цель: Забота о здоровье учащихся. 
 | Офтальмотренажёр (в кабинете – он размещён стационарно)   
 | Занятие проводят дежурные учащиеся | 
 | 
  | IX. Проекты «Встреча с Петербургом» | 
  |  Цель: Творческий отчет по проекту  
   | 
 
 
 
 1 группа – художники   
 2 группа – математики 3 группа – историки 
 
 4 группа – архитекторы   
 | Выступление заранее подготовленной ученицы. В это время дети выполняют задания по группам: Рисуют, каким они представляют город. Город в цифрах. С какими историческими событиями связано имя города. Из пазлов собирают фотографию памятника Петру I 
 | 
 | 
  | X.Ситуация неожиданности | 
  | Цель: Активизация учебной деятельности | Учитель роняет цветные карандаши (роль цветовых прилагательных в описании картины) | Дети поднимают и дают карандаш каждой группе | 
 | 
  | XI. Проблемный вопрос | 
  | Цель: Умение рассуждать и делать выводы | Какие цветовые прилагательные чаще других используются при описании картин или фотоиллюстраций. | Дети должны назвать, что это сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета. | 
 | 
  | ХII. Творческая работа | 
  | Цель:  Развитие воображения, творческого мышления.   Умение слушать другого.   
 | Выполняется в группах и индивидуально  Первая, третья группы.   Игра "Соревнование с поэтом".   Введите в стихотворение свои худ.средства 
 Здесь воздух будто бы искрится, Асфальт от листьев золотой, А солнцу хочется умыться Студеной невскою водой. Еще мгновенье и потонет Октябрьский медленный закат.... С.Скаченков  Вторая, четвертая группы.   Игра "Я - писатель!" Дети получают прозаический текст на карточках (с пропусками). Нева одарила Петербург особой мощью, широким дыханием, пространственным размахом, гордой морской душой, величественной красотой. | Выполнение творческого задания. 
 Дети получают карточки со стихотворением (с пропусками). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Дети получают прозаический текст на карточках (с пропусками). | 
 | 
  | ХIII. Минутка релаксации. | 
  | Цель: Забота о здоровье учащихся, отдых, спокойствие | Звучит спокойная классическая музыка. | Одна группа отвечает, а другие дети принимают удобное положение и отдыхают | 
 | 
  | ХIV. Рабочий материал | 
  | Цель: Умение систематизировать материал, оформлять устную речь в письменную |  Вспомнив рассказы и ответы своих товарищей, используя свои знания, подбираем рабочий материал:  Река  Город (здания)  Небо   Сфинкс   | Дети записывают эпитеты, сравнения, метафоры, составляют короткие предложения, Проговаривают из в классе. | 
 | 
  | ХV. Задание на дом. | 
  | Цель: нацелить на выполнение творческого домашнего задания | Написать сочинение в художественном стиле «Город на Неве» или сочинение-описание в художественном стиле иллюстрации или выполнить упражнение 52.   
 | Дети сами выбирают задание | 
 | 
  | ХVI. Рефлексия | 
  | Цель: Подведение итогов урока, оценка своей деятельности на уроке. | генератор идей 
 
 Урок подошёл к концу! Он знаний прибавил! Ответы нашёл! Мы стали умнее! Мы стали дружнее! У нас появилась мечта? Какая? 
 
 
 Спасибо за урок! А если у кого-то поменялось настроение, подойдите к дереву настроения и поменяйте свой листочек. | Ученики высказывают свои мнения по уроку. 
 Подошёл? Прибавил! Нашёл! Да! Да! Да! 
 
 
 
 
 
 | 
 |