Зубко Любовь Николаевна МКОУ Митрофановская СОШ
Предмет | Русский язык | Класс | 6 |
Тема урока | Секреты выразительности речи. |
Количество часов | 1 час |
Цель урока | Организовать условия и среду, комфортную для развития речи учащихся, обобщения и систематизации знания о художественном стиле речи. |
Задачи урока | Обучающие: определение функций художественного стиля, роли выразительных средств в нем. Развивающие: развитие речи, мышления, внимания, наблюдательности, умения анализировать. Пробудить внутреннюю мотивацию на ведение здорового образа жизни. Воспитательные: воспитание правил говорения; повышение уровня познавательного интереса к изучению русского языка; формирование у учащихся представления о здоровом образе жизни, стойкого неприятия вредных привычек. |
Тип урока: | урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений, подготовка к сочинению-описанию в художественном стиле |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Предметные результаты 1)систематизация и обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках развития речи; умение применять знания о тексте; 2)совершенствование коммуникативных умений и творческих способностей; 3) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение нормам языка и их использованию в речи; 4)обучать навыкам культуры речи и речевого общения; 5)обучать лингвистическому и содержательному анализу текста: - учить соотносить выбор языковых средств, использованных в тексте; - определить систему языковых средств, использованных в тексте; | 1)развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания и чтения; 2)развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи; 3)эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, литературы и т.д. 4)развивать творческие возможности школьников. Включать учащихся в творческую деятельность, результатом которой будут их сочинения. 5)развивать умение использовать знания по истории города на уроках русского языка. | 1)формировать нравственные представления учащихся; формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нём. 2)повышать познавательный интерес учащихся, проявляемый в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время; 3)воспитывать уважительное и бережное отношение к своему городу, к людям, живущим в нём, к памятникам архитектуры; |
Решаемые учебные проблемы | Закрепление имеющихся знаний по теории литературы, развитию речи; развитие понятий: текст, типы речи, стили речи; формирование орфографической и пунктуационной зоркости учащихся; диалог о Петербурге. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Микроцель этапа урока | Ход занятия | Деятельность учащихся | Комментарии |
I. Организационный этап |
Цель: Включение в деятельность | Учитель приветствует учащихся | | |
II. Элемент неожиданности. Постановка цели и задач урока. |
Цель: определение содержательных рамок урока | Учитель выставляет на стол макет корабля Как мы свяжем с темой урока? А какова цель такого урока? | Ученики стараются узнать тему и цель урока. | |
III. Словарная работа |
| Изобразить Романы, повести, рассказы, стихотворения, поэмы, басни Художественность, Образность, Эмоциональность Средства выразительности речи 1+1+2+3+4=10+1 | Вставляют буквы, затем объясняют правописание, показывая результаты магнитными карточками | |
IV. Проблемный диалог. |
Цель: Обогащение активного и пассивного словаря | Что такое художественный стиль речи | | |
V. Выразительное чтение наизусть. |
| Люблю тебя, Петра творенье… Мы будем описывать Петербург по фотоиллюстрации в художественном стиле. | Читает наизусть заранее подготовленная ученица | |
VI. Повторение теории литературы(художественно-выразительные средства) |
Цель: Выявление места и причины затруднения Построение проекта выхода из затруднения | Начнем с повторения теории - Индивидуальные задания на компьютере получают (2 человека): определить художественно-выразительные средства в строчках о городе на Неве. 1. Санкт-Петербург - гранитный город… (Эпитет.) 2. Звезды падают с неба К миллиону миллион. (Гипербола.) 3. Всюду бело и пусто, Снегом все замело, И так весело-грустно… (Оксюморон.) 4. Где небосвод давно распорот Адмиралтейскою иглой! (Метафора.) 5. Два факела, как две звезды, Горят, чтоб освещались волны Моей сверкающей Невы (Сравнение.) Два ученика готовятся представить свой проект-рассказ «Моя встреча с Петербургом» | Записывают ответы | |
VII. Определение художественно-выразительных средств. |
Цель: Систематизация знаний о выразительных средствах речи | В это время каждая группа выполняет одно из этих заданий и находит свои примеры из строк стихотворений. Группы дают ответ и приводят свои примеры. | Ответы по карточкам | |
VIII . VII. Физкультминутка |
Цель: Забота о здоровье учащихся. | Офтальмотренажёр (в кабинете – он размещён стационарно) | Занятие проводят дежурные учащиеся | |
IX. Проекты «Встреча с Петербургом» |
Цель: Творческий отчет по проекту | 1 группа – художники 2 группа – математики 3 группа – историки 4 группа – архитекторы | Выступление заранее подготовленной ученицы. В это время дети выполняют задания по группам: Рисуют, каким они представляют город. Город в цифрах. С какими историческими событиями связано имя города. Из пазлов собирают фотографию памятника Петру I | |
X.Ситуация неожиданности |
Цель: Активизация учебной деятельности | Учитель роняет цветные карандаши (роль цветовых прилагательных в описании картины) | Дети поднимают и дают карандаш каждой группе | |
XI. Проблемный вопрос |
Цель: Умение рассуждать и делать выводы | Какие цветовые прилагательные чаще других используются при описании картин или фотоиллюстраций. | Дети должны назвать, что это сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета. | |
ХII. Творческая работа |
Цель: Развитие воображения, творческого мышления. Умение слушать другого. | Выполняется в группах и индивидуально Первая, третья группы. Игра "Соревнование с поэтом". Введите в стихотворение свои худ.средства Здесь воздух будто бы искрится, Асфальт от листьев золотой, А солнцу хочется умыться Студеной невскою водой. Еще мгновенье и потонет Октябрьский медленный закат.... С.Скаченков Вторая, четвертая группы. Игра "Я - писатель!" Дети получают прозаический текст на карточках (с пропусками). Нева одарила Петербург особой мощью, широким дыханием, пространственным размахом, гордой морской душой, величественной красотой. | Выполнение творческого задания. Дети получают карточки со стихотворением (с пропусками). Дети получают прозаический текст на карточках (с пропусками). | |
ХIII. Минутка релаксации. |
Цель: Забота о здоровье учащихся, отдых, спокойствие | Звучит спокойная классическая музыка. | Одна группа отвечает, а другие дети принимают удобное положение и отдыхают | |
ХIV. Рабочий материал |
Цель: Умение систематизировать материал, оформлять устную речь в письменную | Вспомнив рассказы и ответы своих товарищей, используя свои знания, подбираем рабочий материал: Река Город (здания) Небо Сфинкс | Дети записывают эпитеты, сравнения, метафоры, составляют короткие предложения, Проговаривают из в классе. | |
ХV. Задание на дом. |
Цель: нацелить на выполнение творческого домашнего задания | Написать сочинение в художественном стиле «Город на Неве» или сочинение-описание в художественном стиле иллюстрации или выполнить упражнение 52. | Дети сами выбирают задание | |
ХVI. Рефлексия |
Цель: Подведение итогов урока, оценка своей деятельности на уроке. | генератор идей Урок подошёл к концу! Он знаний прибавил! Ответы нашёл! Мы стали умнее! Мы стали дружнее! У нас появилась мечта? Какая? Спасибо за урок! А если у кого-то поменялось настроение, подойдите к дереву настроения и поменяйте свой листочек. | Ученики высказывают свои мнения по уроку. Подошёл? Прибавил! Нашёл! Да! Да! Да! | |