Объявление
Цель: формирование понятия объявления как речевого жанра
Задачи:
познакомить обучающихся с жанром объявления и его структурой;
мотивировать необходимость знаний и возможность их использования в жизни;
обогащать речь;
учить работать в парах, прислушиваться к мнению друг друга, уважать мнение товарищей;
создать условия для самооценки и самовыражения каждого учащегося.
Ход занятия.
I.Оргмомент
Организационный момент
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети, соберитесь,
И друг другу улыбнитесь! (слайд 1)
-Улыбнулись друг другу и нашим гостям. Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.
А начнём мы наше занятие с отрывка из мультфильма (слайд 2)
Детям показывается отрывок из мультфильма “Чебурашка”, где Крокодил Гена пишет и развешивает объявления.
- Вы узнали этого персонажа? (Да, это Крокодил Гена.)
- А кто из вас обратил внимание, что писал Крокодил Гена? (Объявления.)
- Вы знакомы с данным видом текста? (Нет, да)
- Как будет звучать тема нашего занятия?
- А как вы думаете, часто ли человек в своей жизни встречается с объявлениями? (Да.)
-Нам нужно знать, что такое объявление? (Да.)
- Так чему мы сегодня будем учиться? (слайд 3)
- Вы готовы? (Да.)
- Я желаю вам удачи. Я знаю, что у вас всё получится.
II.Актуализация знаний и фиксация затруднения
- Итак, начнём. Скажите мне, пожалуйста, если мы чего-то не знаем, где мы можем узнать эту информацию? (Посмотреть в книге, в интернете, по телевизору, спросить у родителей, у учителя, понаблюдать).
- Толковый словарь дает такое определение (Объявление – это деловой текст, в котором кратко сообщается, что, где, когда произошло или будет происходить.) ( слайд 4)
- А сейчас для вам необходимо выполнить следующее задание. (Чтобы понять, чего мы ещё не знаем.)
Работа в парах. Вспомните правила работы в парах ( уметь слушать собеседника, уважать чужое мнение, спокойно доказывать свою точку зрения)
- Задание для пробного действия: попробуйте составить объявление из предложенных частей, выбрав только необходимое ПРАЗДНИЧНЫЙ КОНЦЕРТ, смотрим прямо, 7 марта, актовом зале , в , собачки, администрация школы, 17 часов, поболтаем, состоится, домашние животные, в. (слайд 5)
- Стоп. Поднимите руку те, кто смог составить объявление? Поднимите руку те ученики, у кого не получилось?
- Те ученики, у которых не получилось составить объявление, в чём ваше затруднение? (Я не могу составить объявление из предложенных частей.)
- Те ученики, у которых, по их мнению, получилось составить объявление, вы можете обосновать свой ответ? (Нет.)
- Значит, в чём ваше затруднение? (Я не уверен в том, что правильно составил объявление из предложенных частей.)
- Что необходимо выделить?
Части объявления
Что? - Название мероприятия, события
Где? – Место проведения
Когда?- Число, время (слайд 6)
Сравните со следующим слайдом (слайд 7)
Пожалуйста, оцените себя по этим критериям, насколько успешно вы справились с заданием?
Поставьте соответствующий знак в графе таблицы.
Слово учителя.
- Скажите, что мы с вами уже узнали (что такое объявление, из каких частей состоит объявление)
Задание 2. Разделить на группы, определить, о чем в них говорится.
- А как вы думаете, во всех объявлениях говорится об одном и том же?
- Чтобы это выяснить, выполним следующее задание. Работаем в парах. Перед вами несколько
объявлений, посмотрите, можно ли их разделить на группы и по какому признаку вы это сделали?
Внимательно прочитайте их, подумайте, о чем в них говорится.
5 марта в районе магазина “Заря”потерялся щенок породы далматин. О местонахождении собачки можно сообщить по тел. 22-22-22 | Внимание! Рыбалка на озере запрещена. Тонкий лед! | Высококачественные розетки, выключатели на любой вкус и цвет от импортных производителей: Испания, Германия, Чехия Наш адрес: ул. Строительная 14, м-н “Дом”, тел. 44-44-44 |
20 февраля в районе метро «Омское» были утеряны документы на имя Кошевого Михаила Андреевича. Нашедшего просьба сообщить по адресу Песчаная улица, №8, кв. 3, тел. 25-26-27 | Внимание! Купаться запрещено! Вода холодная! | Продаётся лошадь с жеребенком. Адрес: д. Аксёновка, ул. Центральная, 24, тел. 24-45-22 |
Проверка
Давайте назовем виды объявлений. ( слайд 8)
объявление – запрет
объявление-просьба
объявление-купли, продажи
- Давайте обобщим, для чего людям нужны объявления? (Для того, чтобы сообщить о каком-либо событии.)
Оцените себя : смогли ли разделить объявления по группам, определить, о чем говорится в каждой группе объявлений
ФИЗМИНУТКА
(слайд 9)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Итак, ребята… (Чтение учителем веселой песенки про объявления Э. Успенского.)
Известно, объявления Нужны нам для того, Чтоб знало население, Читая объявления: Что? Где? Когда? и Почему? Зачем? И для кого? “Нужна детсаду прачка, Звоните в детский сад”. “Потеряна собачка По кличке Мармелад”. “Сдается дача летняя С козой и гаражом”. “В театре будет лекция Про жизнь за рубежом”. “Нужна телега с лошадью И грузчики на склад”. “Меняется жилплощадь: Москва на Ленинград”. “Учитель учит пению И рисованию”. И “Требуется няня В хорошую семью. | Наборщик в типографии Вдруг выронил набор… Смешались в объявлениях Слова и предложения, И в этих “Где?”, “Когда?”, “Зачем?” Произошел сыр-бор. “Нужна детсаду прачка С телегою на склад”. “Меняется учитель: Москва на Ленинград”. “Сдается дача летняя И грузчик с гаражом”. “В театре будет лекция: Коза за рубежом”. “Собачка учит пению И рисованию”. И “Требуется лошадь В хорошую семью”. Смеялось население, Читая объявления, А кто смеяться не умел, Пришел в недоумение. |
б) Наборщик типографии, о котором поется в песенке про объявления, еще раз уронил набор и все перепутал. Получилась какая-то каша из объявлений. Помоги наборщику разобраться в этой путанице: составь правильные объявления:
1) Пропали шкаф и стол. (Пропали болонка Кет и Мэри)
2) Продаются уроки физики и математики с верандой. (Продаются шкаф и стол в хорошем состоянии)
3) Даю полдачи. (Даю уроки физики и математики )
4) Сдается болонка Кэт и Мэри в хорошем состоянии. (Сдается полдачи с верандой)
Проверка (слайд 11 ).
За каждое верно составленное объявление поставьте себе «+»
VIII. Включение в систему знаний
- Как вы думаете, если мне нужно узнать о каком-то событии, то, где я могу найти объявление о нём?
- Вспомните мультфильм, куда повесил объявления в мультфильме “Чебурашка” Крокодил Гена? (На доску объявлений, на телефонную будку.)
- Существуют специально отведённые места для объявлений. Их так и называют “Доска объявлений” или “Информация”.
- А можно ли развешивать объявления там, где хочется? (Нет.)
- Почему? (Будет некрасиво.)
- Правильно. Давайте будем любить и беречь свою Родину!
IX. Рефлексия учебной деятельности (слайд 11)
- Вспомните цель вашей деятельности на занятии? (Нужно было узнать, что такое объявление, и из каких частей оно состоит.)
- Вы достигли поставленной цели? (Да.)
- Докажите. (Мы узнали, что такое объявление - это деловой текст. В нём есть части: Что произошло (произойдёт)? Где? Когда? От кого?
А теперь вернемся к нашим оценочным листам
- У нас остался последний пункт – пожалуйста, оцените , как вы сегодня поработали в парах.
- Какие затруднения вы испытывали при выполнении заданий?
- Какое задание вызвало наибольшее затруднение?
Вы сегодня прекрасно поработали на занятии. Благодарю всех за сотрудничество!
Спасибо за внимание
Оценочный лист
ФИ______________________________________
Тема_____________________________________
| +/- |
Задание №1. Определить части объявления: 1. Я определил название мероприятия, события (т.е. что за мероприятие?) | |
2.Я определил время проведения (т.е. когда оно будет?) | |
3.Я определил место проведения (т.е. где это будет?) | |
4. Я определил, кто написал объявление (т.е. кто автор) | |
| |
Задание №2. Разделить на группы, определить, о чем говорится в объявлении ( вид) | |
1.Я смог правильно разделить объявления на 3 группы | |
2. Я смог определить, что эта группа - объявления-просьба | |
3. Я смог определить, что эта группа – объявления- запрет | |
4. Я смог определить, что эта группа – объявления – купли, продажи | |
| |
Задание №3. Правильно составить объявления: | |
1. объявление | |
2.объявление | |
3.объявление | |
4.объявление | |
| |
Задание №4. Самооценка работы в паре | |
1.Умею слушать других | |
2.Уважаю мнение других | |
3.Спокойно доказываю свою точку зрения | |