kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание глаголов с частицей НЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму, осознание себя носителями языка как части культуры на основе освоения устойчивых выражений, русских пословиц, этимологических значений слов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание глаголов с частицей НЕ»

Русский язык

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ

С ГЛАГОЛАМИ

Урок 110 (99).

Тема: Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами

– Развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму.

– Осознание себя носителями языка как части культуры на основе освоения устойчивых выражений, русских пословиц, этимологических значений слов.

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.










– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

3 4

Словарная работа.

1. – Прочитайте стихотворение Александра Шибаева.

Платье новое –

Вполне

Хорошо сидит на мне.

Это платье мне идёт.

А костюм – наоборот,

Потому что плохо сшит,

Он на вешалке висит.

– Какими словами играет поэт?

– Что эти слова означают в тексте? (Подходит к фигуре по цвету, фасону.)

– А есть ли в словах сидит и идёт этот смысл, если взять вне текста? (Нет.) В таких сочетаниях «сидит на мне, мне идёт» слова получили другое значение и сблизились по смыслу.

– Выпишите словарные слова к теме «Гардероб». Запишите ещё одно слово: платок.

– Что общего между словами платье и платок? (Часть плат. Это древнерусское слово, оно лежит в основе этих слов и означает «кусок материи». Слово плат используется в художественно-поэтической речи. Например:

«Софья схватила с кровати чёрный плат, накинула на голову и встретила князя» (А.Н. Толстой) или

«А ты всё та же: лес, да поле, да плат узорный до бровей...» (А. Блок).

– Как вы запомните правописание слов платок, платье?

2. – Составьте и запишите со словом платок словосочетания к схемам:

Прил. – платок платок – сущ.

Глагол – платок

(Красный платок, платок с каймой, закутаться в платок.)


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.


7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулирование проблемы.







1 3 3

Используется мотивирующий приём.

Учитель читает стихотворение Ю. Вронского. (Упр. 147, «Дидактический материал» для 3-го кл.)

Постановка цели перед чтением:

– Попробуйте подобрать название к стихотворению.


Завести велели мне Я согласен даже не

Новые привычки: Рисовать на карте!

Никогда девчонок не И согласен даже не

Дёргать за косички! Танцевать на парте!

Никогда с братишкой не Но не смейте делать мне

Драться за обедом! Никаких упрёков,

На уроках больше не Если даже я и не

Говорить с соседом! Выучу уроков.


После вариантов ответов детей учитель предлагает авторский вариант – стихотворение называется «Не».

– Как вы думаете почему?

– Что же обозначает это слово?

– Может ли оно употребляться самостоятельно, само по себе? А с какими словами оно употребляется?

– Предположите, какая будет тема урока. (Не с глаголами.)

Запись темы на доске.

– Какие вопросы у вас возникают? Всё ли здесь вам понятно? (Что такое не? К какой части речи относится? Когда это слово употребляют в речи? Как пишется не с глаголами? и др.)

– Составим план урока.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

3 4 3

1. Наблюдение над употреблением частицы не.

Упр. 360.

– Прочитайте предложения. В чём разница между ними?

– Почему изменился смысл предложения?

Запись на доске:

Читал – не читал

Любит – не любит

– Посмотрите, как записаны глаголы с не. Какое будет значение в записанных парах слов? (Противоположное.)

– Что же придаёт отрицательный смысл? (Слово не.) За такой смысл это слово (оно называется частица) и получило название «отрицательная частица».

2. Чтение правила в рамке учебника на с. 112.

Вопросы после чтения.

– Как называется новое слово не? (Частица, отрицательная частица.)

– Это часть речи. Какие ещё части речи вы знаете?

– К какой группе частей речи её можно отнести – к самостоятельным или служебным? Почему? (Самостоятельно в речи не употребляется, нельзя понять, что это – не.)

– Какую роль выполняет она в речи? (Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.)

– Сколько в тексте правила частей? О чём 1-я часть? О чём 2-я часть?

– Как пишется частица не с глаголами? Как обозначается орфограмма?

3. Рассказ учителя. Творческое задание.

– Глаголы терпеть не могут частицу не. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.


– Попробуйте проиллюстрировать эти «отношения».

Можно ученикам предложить словесное рисование, а рисунки-иллюстрации дать в качестве домашнего задания.

4. Работа с иллюстрацией в начале параграфа (с. 112).

– Что делает Афанасий? (Показывает, что частицу не надо писать раздельно.)

– Как вы напишете эту фразу? Почему? Запишите её в тетради. (Не забудь!)

– Это для вас закон.




IV. Развитие умений.

3 4 6 1 3

Работа в учебнике.

1. Упр. 361 – развивается умение находить в пословицах глаголы с частицей не, определять их роль.

а) Дети объясняют смысл пословиц, где это необходимо.

– Найдите глаголы. Как написана частица не с глаголом?

– Какое значение вносит частица не?

б) Запись пословиц по вариантам.

I вариант: первые 3 пословицы;

II вариант: 3 следующие пословицы.

2. Упр. 362 – развиваются речевые умения (правильно употреблять пословицы в речи), а также правописные – писать не с глаголами.

Осложнённое списывание с обозначением орфограмм.

3. Упр. 363 – самостоятельная работа. Развиваются умения письменной речи – написания слов с изученными орфограммами и их графического обозначения.

Особое внимание нужно обратить на обозначение орфограммы – не с глаголами.

Затем дети разбирают слова по составу, называют части речи (по рядам).

4. Упр. 364 – письмо по памяти.

Сначала отрабатывается артикуляционный навык, комментируется написание (с графическим обозначением в книге).


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


V. Итог урока.


4 4

– Изобразите изученную орфограмму в виде схемы.


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?






VI. Домашнее задание.



1. Упр. 7, с. 119.

2. Нарисуйте иллюстрацию к правилу (по желанию).



Деятельность учеников:

  • Наблюдать за ролью глаголов в речи.

© ООО «Баласс», 2014 7


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание глаголов с частицей НЕ

Автор: Поспелова Мария Андреевна

Дата: 01.10.2016

Номер свидетельства: 346974

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Конспект  бинарного урока русского языка  в 4 классе на тему: "Роль глаголов в речи, в предложении. Правописание глаголов с частицей "не". "
    ["seo_title"] => string(148) "konspiekt-binarnogho-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-rol-ghlagholov-v-riechi-v-priedlozhienii-pravopisaniie-ghlagholov-s-chastitsiei-nie"
    ["file_id"] => string(6) "214799"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432479842"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Открытый урок на тему: Не с глаголами "
    ["seo_title"] => string(40) "otkrytyi-urok-na-tiemu-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "201492"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429076583"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛА. УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ"
    ["seo_title"] => string(43) "naklonieniia-glagola-uslovnoie-naklonieniie"
    ["file_id"] => string(6) "274552"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452420192"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок по русскому языку "Частица не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(51) "urok-po-russkomu-iazyku-chastitsa-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "142753"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418360884"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока "Правописание частицы не с глаголом" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholom"
    ["file_id"] => string(6) "210548"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431451794"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства