kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему: Не с глаголами

Нажмите, чтобы узнать подробности

5 класс                                                            

Открытый урок на тему: «Не с глаголами»(слайд 1)

Цели урока:

- уметь применять правило написания «не» с глаголами;

-развивать орфографическую зоркость, внимание, память, творческое мышление, умение рассуждать и делать выводы, логически излагать свои мысли

-формировать аккуратность и соблюдение орфографических норм работы в тетрадях (слайд 2)

Тип урока: урок-путешествие

Оборудование: Презентация, раздаточный материал, рабочая тетрадь

Ход урока

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста! Оглянитесь, кто пришел к нам?

-К нам пришли учителя,

И поэтому сегодня

Мы покажем знания.

Что мы знаем о глаголе.

Как частицу НЕ писать.

А на все мои вопросы

Только полно отвечать.

Открываем рабочие тетради и записываем число и тему урока. Я хочу вам  пожелать сегодня на уроке  интересных открытий, радости, познания и хороших оценок.

Нравственная тема нашего урока сегодня –дружба. Что в вашем понимании означает это слово? (ответ детей)

Сегодня мы с вами докажем может ли частица НЕ дружить с глаголом.

Эпиграфом нашего урока станут слова:

НЕ говори-Не умею,

А говори- научусь! (слайд 3)

-Объясните смысл этой пословицы. Какие орфограммы вам встретились?

2.Актуализация знаний орфографических правил

А сейчас, чтобы вспомнить правописание глаголов, мы с вами поиграем. Игра эта орфографическая и называется «Третий лишний». Вы должны в ряду слов найти лишнее по какому-либо признаку и записать его в тетрадь. (слайд 4)

1) Глагол, снег, Поднимается.

2) Ночь, Прилечь, дочь.

3) Рисуешь, тушь, рожь.

4) Недоумение, ненависть, Негодовать.

5) Связь, красота, Недомогаю.

Проверяем задание, объясняем орфограммы.

Вывод: повторили правописание некоторых глаголов, учились отличать глаголы от других частей речи.

3.Мозговой штурм (слайд 5)

Прежде чем перейти к нашей теме, давайте вспомним:

1.На какие вопросы отвечают глаголы?

2.Что обозначает глагол?

3.Каким членом предложения является глагол?

4.Как определить вид глагола?

По вопросам.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», а глаголы несовершенного вида на вопрос «что делать?». Например: (что сделал?) посмотрел, (что делал?) смотрел.

На основании словообразовательного оформления.

Совершенный вид глаголов образуется с помощью приставок, несовершенный вид — с помощью суффиксов. Так, глаголы совершенного вида «посмотрел, сделал» имеют приставки, а глаголы несовершенного вида «смотрел, делал» не имеют.

По сочетаемости.

Глаголы несовершенного вида сочетаются с наречиями «долго», «медленно», со словами «каждый день» и другими, а глаголы совершенного вида не имеют такой возможности. Так, можно сказать «долго смотрел», но нельзя употребить выражение «долго посмотрел».

5.Как определить спряжение глагола?

Чтобы определить спряжение глагола, нужно:

  • перевести его в начальную форму (по другому называется "неопределенная форма", "инфинитив"). Начальная форма глагола сохраняет только признаки вида, переходности/непереходности, возвратности/невозвратности. Например, от глагола "послушайте" начальная форма - "послушать", "вдохнём" - "вдыхать", "шёл" - идти, "завертятся" - завертеть и т.д.
  • посмотреть, падает ли ударение на окончание глагола?
  • все глаголы с безударным окончанием на "-ить" относятся ко 2-му спряжению.
  • также ко 2-му спряжению относятся - 11 глаголов-исключений, которые нужно запомнить.

гнать, держать, дышать, зависеть,

видеть, слышать и обидеть,

а ещё терпеть, вертеть,

ненавидеть и смотреть.

  • все остальные глаголы относятся к 1-му спряжению (за небольшим исключением).

К 1-му спряжению принято относить такие редкие глаголы, как зиждиться, зыбиться.

6. Какие постоянные признаки имеет глагол?

вид;

переходность;

возвратность;

спряжение

7.Какие непостоянные признаки имеет глагол?

К непостоянным формам относятся: число; наклонение; род; лицо; время.

Молодцы! Вспомнили, что мы знаем о глаголе.

4.Работа по теме урока

Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании не с глаголами. Что вы помните по этой теме из начальных классов?

Задача нашего урока - закрепить ваши знания о раздельном написании Не с глаголами на практике.

Закончите пословицы (слова в скобках закрыты).(слайд 6)

С добрым делом ( (не) опоздаешь).

Крепкую дружбу и топором ( (не) разрубишь).

Объясните написание слов в скобках.

2)А теперь запишите под диктовку предложение и сделайте синтаксический разбор предложения.

Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождя и вьюг.

Читаем предложение.

Кто помнит продолжение этой песни?

Найдите изучаемую орфограмму.

Вывод: Не с глаголами пишется раздельно и входит в состав глагола-сказуемого.

5.Этимологическая остановка (слайд 7)

На протяжении путешествия, на нашем пути будут встречаться несколько остановок. И вот первая остановка- этимологическая.

Минутка на шутку

-А знаете почему Не пишется раздельно? Вот как объясняется в шуточном стихотворении это явление.

Задание: выписать из прослушенного стихотворения слова с Не

Не- известная частица

Всем перечит, отрицает

Как же эта озорница

О глаголе мало знает.

Кто-то ночью в темноте

Меж глаголами и Не

Яму выкопать решил

Чтоб глагол с Не не дружил.

Их теперь не соединяют,

Пробел меж ними оставляют.

Вопросы:

1.Какой частью речи является НЕ?

2. Каково значение частицы Не?

Вывод: Не-это служебная часть речи. Она называется частицей и имеет отрицательное значение.

Вопрос: какие слова с Не вы выписали?

Не дружил, не соединяют.

6. Сказочная остановка (инсценировка) (слайд 8)

Ребята, прослушайте Грамматическую сказку Федора Кривина и заполните таблицу, которая лежит у вас на парте.

Задание: выпишите в 2 столбика глаголы.1 столбик-глаголы, которые пишутся с частицей Не раздельно, а во 2-глаголы, которые пишутся с частицей Не слитно

Раздельно

слитно

Сила любви

Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: « Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды  Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

         Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же  он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама Частица  Не жить друг без друга не могут. 

Вопросы

На вашем пути встретилась проблема. Вы видите, что есть слова, которые пишутся слитно.

-Как узнать, когда слова пишутся слитно, когда отдельно? (рассуждения учащихся)

-задание, где ученики должны самостоятельно выявить слова, где Не пишется с глаголами слитно, а где раздельно (слайд 9)

7. Остановка Физкультурная.(физминутка) (слайд 10)

8. Орфографическая остановка

Работа в парах (два человека у доски: 1 ученик выписывает слова, где Не  с глаголами пишется раздельно. 2 ученик- Не с глаголами пишутся слитно)

(слайд 11)Задание: распределить слова по группам. Обозначить орфограмму.

(Не) сказал, (не) выполнил, (не) годовал, (не) пришел, (не)навидел, (не) сделал, недовыполнить, (не)досыпать, (не)волить

-Давайте проверим ребят. Правильно ли они выполнили задание у доски?

Вывод: Всем классом правило проговорить. Частица Не с глаголами пишется раздельно, но если глагол не может употребляться без частицы, то пишется  слитно.

9.Остановка словарная (слайд 12)

Работа со словарем. Объяснить смысл слов: неволить, негодовать, ненавидеть.

Неволить-принуждать, заставлять делать.

Ненавидеть-испытывать неприязнь, отвращение.

Негодовать- проявлять недовольство, возмущение.

10. Остановка Тестовая.(слайд 13)

1.Укажите вариант ответа, в котором не с глаголами пишется слитно.

А.нельзя его (не)волить

Б. (не)растаял

В.( не) увидел

2.Укажите вариант ответа, в котором не  с глаголом пишется раздельно.

А. (не)навидел

Б.(не) был в школе

В. (не)домогать

3.Частица не с глаголами пишется:

А. раздельно всегда

Б. слитно всегда

В. раздельно, но в некоторых случаях встречается и слитное написание.

4. Укажите вариант ответа, в котором не с глаголами пишется слитно

А. (не) успокоишься

Б. шторм (не)истовствует

В. (не)видишь

5.  Глагол – это часть речи, которая обозначает:

А) признак

Б) действие

В) признак по действию

(слайд 14)Проверка

11.Остановка Итоговая. (слайд 15)

И вот наконец-то мы с вами добрались до нашей конечной остановки, которая называется- итоговая.

Вопросы:

1.Дружит ли  частица Не с глаголами?

2. В каких случаях Не с глаголами пишется слитно?

Рефлексия: понравился урок покажите солнышко.

12. Остановка Домашняя. (слайд 16)

-выучить правило

-написать письмо однокласснику, используя глаголы с частицей Не

Спасибо за урок! Оценки, которые вы сегодня заработали……

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: Не с глаголами »

5 класс

Открытый урок на тему: «Не с глаголами»(слайд 1)

Цели урока:

- уметь применять правило написания «не» с глаголами;

-развивать орфографическую зоркость, внимание, память, творческое мышление, умение рассуждать и делать выводы, логически излагать свои мысли

-формировать аккуратность и соблюдение орфографических норм работы в тетрадях (слайд 2)

Тип урока: урок-путешествие

Оборудование: Презентация, раздаточный материал, рабочая тетрадь

Ход урока

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста! Оглянитесь, кто пришел к нам?

-К нам пришли учителя,

И поэтому сегодня

Мы покажем знания.

Что мы знаем о глаголе.

Как частицу НЕ писать.

А на все мои вопросы

Только полно отвечать.

Открываем рабочие тетради и записываем число и тему урока. Я хочу вам пожелать сегодня на уроке интересных открытий, радости, познания и хороших оценок.

Нравственная тема нашего урока сегодня –дружба. Что в вашем понимании означает это слово? (ответ детей)

Сегодня мы с вами докажем может ли частица НЕ дружить с глаголом.

Эпиграфом нашего урока станут слова:

НЕ говори-Не умею,

А говори- научусь!! (слайд 3)

-Объясните смысл этой пословицы. Какие орфограммы вам встретились?

2.Актуализация знаний орфографических правил

А сейчас, чтобы вспомнить правописание глаголов, мы с вами поиграем. Игра эта орфографическая и называется «Третий лишний». Вы должны в ряду слов найти лишнее по какому-либо признаку и записать его в тетрадь. (слайд 4)

1) Глагол, снег, Поднимается.

2) Ночь, Прилечь, дочь.

3) Рисуешь, тушь, рожь.

4) Недоумение, ненависть, Негодовать.

5) Связь, красота, Недомогаю.

Проверяем задание, объясняем орфограммы.

Вывод: повторили правописание некоторых глаголов, учились отличать глаголы от других частей речи.

3.Мозговой штурм (слайд 5)

Прежде чем перейти к нашей теме, давайте вспомним:

1.На какие вопросы отвечают глаголы?

2.Что обозначает глагол?

3.Каким членом предложения является глагол?

4.Как определить вид глагола?

По вопросам.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», а глаголы несовершенного вида на вопрос «что делать?». Например: (что сделал?) посмотрел, (что делал?) смотрел.

На основании словообразовательного оформления.

Совершенный вид глаголов образуется с помощью приставок, несовершенный вид — с помощью суффиксов. Так, глаголы совершенного вида «посмотрел, сделал» имеют приставки, а глаголы несовершенного вида «смотрел, делал» не имеют.

По сочетаемости.

Глаголы несовершенного вида сочетаются с наречиями «долго», «медленно», со словами «каждый день» и другими, а глаголы совершенного вида не имеют такой возможности. Так, можно сказать «долго смотрел», но нельзя употребить выражение «долго посмотрел».

5.Как определить спряжение глагола?

Чтобы определить спряжение глагола, нужно:

  • перевести его в начальную форму (по другому называется "неопределенная форма", "инфинитив"). Начальная форма глагола сохраняет только признаки вида, переходности/непереходности, возвратности/невозвратности. Например, от глагола "послушайте" начальная форма - "послушать", "вдохнём" - "вдыхать", "шёл" - идти, "завертятся" - завертеть и т.д.

  • посмотреть, падает ли ударение на окончание глагола?

  • все глаголы с безударным окончанием на "-ить" относятся ко 2-му спряжению.

  • также ко 2-му спряжению относятся - 11 глаголов-исключений, которые нужно запомнить.

гнать, держать, дышать, зависеть,

видеть, слышать и обидеть,

а ещё терпеть, вертеть,

ненавидеть и смотреть.

  • все остальные глаголы относятся к 1-му спряжению (за небольшим исключением).

К 1-му спряжению принято относить такие редкие глаголы, как зиждиться, зыбиться.

6. Какие постоянные признаки имеет глагол?

вид;

переходность;

возвратность;

спряжение

7.Какие непостоянные признаки имеет глагол?

К непостоянным формам относятся: число; наклонение; род; лицо; время .

Молодцы! Вспомнили, что мы знаем о глаголе.

4.Работа по теме урока

Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании не с глаголами. Что вы помните по этой теме из начальных классов?

Задача нашего урока - закрепить ваши знания о раздельном написании Не с глаголами на практике.

Закончите пословицы (слова в скобках закрыты).(слайд 6)

С добрым делом ( (не) опоздаешь).

Крепкую дружбу и топором ( (не) разрубишь).

Объясните написание слов в скобках.

2)А теперь запишите под диктовку предложение и сделайте синтаксический разбор предложения.

Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождя и вьюг.

Читаем предложение.

Кто помнит продолжение этой песни?

Найдите изучаемую орфограмму.

Вывод: Не с глаголами пишется раздельно и входит в состав глагола-сказуемого.

5.Этимологическая остановка (слайд 7)

На протяжении путешествия, на нашем пути будут встречаться несколько остановок. И вот первая остановка- этимологическая.

Минутка на шутку

-А знаете почему Не пишется раздельно? Вот как объясняется в шуточном стихотворении это явление.

Задание: выписать из прослушенного стихотворения слова с Не

Не- известная частица

Всем перечит, отрицает

Как же эта озорница

О глаголе мало знает.

Кто-то ночью в темноте

Меж глаголами и Не

Яму выкопать решил

Чтоб глагол с Не не дружил.

Их теперь не соединяют,

Пробел меж ними оставляют.

Вопросы:

1.Какой частью речи является НЕ?

2. Каково значение частицы Не?

Вывод: Не-это служебная часть речи. Она называется частицей и имеет отрицательное значение.

Вопрос: какие слова с Не вы выписали?

Не дружил, не соединяют.

6. Сказочная остановка (инсценировка) (слайд 8)

Ребята, прослушайте Грамматическую сказку Федора Кривина и заполните таблицу, которая лежит у вас на парте.

Задание: выпишите в 2 столбика глаголы.1 столбик-глаголы, которые пишутся с частицей Не раздельно, а во 2-глаголы, которые пишутся с частицей Не слитно

Раздельно

слитно











Сила любви

Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: « Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама Частица Не жить друг без друга не могут.

Вопросы

На вашем пути встретилась проблема. Вы видите, что есть слова, которые пишутся слитно.

-Как узнать, когда слова пишутся слитно, когда отдельно? (рассуждения учащихся)

-задание, где ученики должны самостоятельно выявить слова, где Не пишется с глаголами слитно, а где раздельно (слайд 9)

7. Остановка Физкультурная.(физминутка) (слайд 10)

8. Орфографическая остановка

Работа в парах (два человека у доски: 1 ученик выписывает слова, где Не с глаголами пишется раздельно. 2 ученик- Не с глаголами пишутся слитно)

(слайд 11)Задание: распределить слова по группам. Обозначить орфограмму.

(Не) сказал, (не) выполнил, (не) годовал, (не) пришел, (не)навидел, (не) сделал, недовыполнить, (не)досыпать, (не)волить

-Давайте проверим ребят. Правильно ли они выполнили задание у доски?

Вывод: Всем классом правило проговорить. Частица Не с глаголами пишется раздельно, но если глагол не может употребляться без частицы, то пишется слитно.

9.Остановка словарная (слайд 12)

Работа со словарем. Объяснить смысл слов: неволить, негодовать, ненавидеть.

Неволить-принуждать, заставлять делать.

Ненавидеть-испытывать неприязнь, отвращение.

Негодовать- проявлять недовольство, возмущение.

10. Остановка Тестовая.(слайд 13)

1.Укажите вариант ответа, в котором не с глаголами пишется слитно.

А.нельзя его (не)волить

Б. (не)растаял

В.( не) увидел

2.Укажите вариант ответа, в котором не с глаголом пишется раздельно.

А. (не)навидел

Б.(не) был в школе

В. (не)домогать

3.Частица не с глаголами пишется:

А. раздельно всегда

Б. слитно всегда

В. раздельно, но в некоторых случаях встречается и слитное написание.

4. Укажите вариант ответа, в котором не с глаголами пишется слитно

А. (не) успокоишься

Б. шторм (не)истовствует

В. (не)видишь

5. Глагол – это часть речи, которая обозначает:

А) признак

Б) действие

В) признак по действию

(слайд 14)Проверка

11.Остановка Итоговая. (слайд 15)

И вот наконец-то мы с вами добрались до нашей конечной остановки, которая называется- итоговая.

Вопросы:

1.Дружит ли частица Не с глаголами?

2. В каких случаях Не с глаголами пишется слитно?

Рефлексия: понравился урок покажите солнышко.

12. Остановка Домашняя. (слайд 16)

-выучить правило

-написать письмо однокласснику, используя глаголы с частицей Не

Спасибо за урок! Оценки, которые вы сегодня заработали……






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Открытый урок на тему: Не с глаголами

Автор: Васильева Валерия Юрьевна

Дата: 15.04.2015

Номер свидетельства: 201492

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Открытый урок Роль глаголов в речи "
    ["seo_title"] => string(37) "otkrytyi-urok-rol-ghlagholov-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "229707"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441829890"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Открытый урок. Тема: Подготовка к сочинению по картине А. А. Пластова «Первый снег». 4 класс "
    ["seo_title"] => string(94) "otkrytyi-urok-tiema-podghotovka-k-sochinieniiu-po-kartinie-a-a-plastova-piervyi-sniegh-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "100387"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402379204"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Открытый урок "В стране Грамматике: личные местоимения" "
    ["seo_title"] => string(59) "otkrytyi-urok-v-stranie-grammatikie-lichnyie-miestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "111874"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408017518"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Части речи. Глагол" "
    ["seo_title"] => string(75) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-v-4-klassie-na-tiemu-chasti-riechi-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "115042"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411801189"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Открытый урок на тему "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(30) "otkrytyi-urok-na-tiemu-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "195610"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427944484"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства