5 класс
Открытый урок на тему: «Не с глаголами»(слайд 1)
Цели урока:
- уметь применять правило написания «не» с глаголами;
-развивать орфографическую зоркость, внимание, память, творческое мышление, умение рассуждать и делать выводы, логически излагать свои мысли
-формировать аккуратность и соблюдение орфографических норм работы в тетрадях (слайд 2)
Тип урока: урок-путешествие
Оборудование: Презентация, раздаточный материал, рабочая тетрадь
Ход урока
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста! Оглянитесь, кто пришел к нам?
-К нам пришли учителя,
И поэтому сегодня
Мы покажем знания.
Что мы знаем о глаголе.
Как частицу НЕ писать.
А на все мои вопросы
Только полно отвечать.
Открываем рабочие тетради и записываем число и тему урока. Я хочу вам пожелать сегодня на уроке интересных открытий, радости, познания и хороших оценок.
Нравственная тема нашего урока сегодня –дружба. Что в вашем понимании означает это слово? (ответ детей)
Сегодня мы с вами докажем может ли частица НЕ дружить с глаголом.
Эпиграфом нашего урока станут слова:
НЕ говори-Не умею,
А говори- научусь! (слайд 3)
-Объясните смысл этой пословицы. Какие орфограммы вам встретились?
2.Актуализация знаний орфографических правил
А сейчас, чтобы вспомнить правописание глаголов, мы с вами поиграем. Игра эта орфографическая и называется «Третий лишний». Вы должны в ряду слов найти лишнее по какому-либо признаку и записать его в тетрадь. (слайд 4)
1) Глагол, снег, Поднимается.
2) Ночь, Прилечь, дочь.
3) Рисуешь, тушь, рожь.
4) Недоумение, ненависть, Негодовать.
5) Связь, красота, Недомогаю.
Проверяем задание, объясняем орфограммы.
Вывод: повторили правописание некоторых глаголов, учились отличать глаголы от других частей речи.
3.Мозговой штурм (слайд 5)
Прежде чем перейти к нашей теме, давайте вспомним:
1.На какие вопросы отвечают глаголы?
2.Что обозначает глагол?
3.Каким членом предложения является глагол?
4.Как определить вид глагола?
По вопросам.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», а глаголы несовершенного вида на вопрос «что делать?». Например: (что сделал?) посмотрел, (что делал?) смотрел.
На основании словообразовательного оформления.
Совершенный вид глаголов образуется с помощью приставок, несовершенный вид — с помощью суффиксов. Так, глаголы совершенного вида «посмотрел, сделал» имеют приставки, а глаголы несовершенного вида «смотрел, делал» не имеют.
По сочетаемости.
Глаголы несовершенного вида сочетаются с наречиями «долго», «медленно», со словами «каждый день» и другими, а глаголы совершенного вида не имеют такой возможности. Так, можно сказать «долго смотрел», но нельзя употребить выражение «долго посмотрел».
5.Как определить спряжение глагола?
Чтобы определить спряжение глагола, нужно:
- перевести его в начальную форму (по другому называется "неопределенная форма", "инфинитив"). Начальная форма глагола сохраняет только признаки вида, переходности/непереходности, возвратности/невозвратности. Например, от глагола "послушайте" начальная форма - "послушать", "вдохнём" - "вдыхать", "шёл" - идти, "завертятся" - завертеть и т.д.
- посмотреть, падает ли ударение на окончание глагола?
- все глаголы с безударным окончанием на "-ить" относятся ко 2-му спряжению.
- также ко 2-му спряжению относятся - 11 глаголов-исключений, которые нужно запомнить.
гнать, держать, дышать, зависеть,
видеть, слышать и обидеть,
а ещё терпеть, вертеть,
ненавидеть и смотреть.
- все остальные глаголы относятся к 1-му спряжению (за небольшим исключением).
К 1-му спряжению принято относить такие редкие глаголы, как зиждиться, зыбиться.
6. Какие постоянные признаки имеет глагол?
вид;
переходность;
возвратность;
спряжение
7.Какие непостоянные признаки имеет глагол?
К непостоянным формам относятся: число; наклонение; род; лицо; время.
Молодцы! Вспомнили, что мы знаем о глаголе.
4.Работа по теме урока
Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании не с глаголами. Что вы помните по этой теме из начальных классов?
Задача нашего урока - закрепить ваши знания о раздельном написании Не с глаголами на практике.
Закончите пословицы (слова в скобках закрыты).(слайд 6)
С добрым делом ( (не) опоздаешь).
Крепкую дружбу и топором ( (не) разрубишь).
Объясните написание слов в скобках.
2)А теперь запишите под диктовку предложение и сделайте синтаксический разбор предложения.
Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождя и вьюг.
Читаем предложение.
Кто помнит продолжение этой песни?
Найдите изучаемую орфограмму.
Вывод: Не с глаголами пишется раздельно и входит в состав глагола-сказуемого.
5.Этимологическая остановка (слайд 7)
На протяжении путешествия, на нашем пути будут встречаться несколько остановок. И вот первая остановка- этимологическая.
Минутка на шутку
-А знаете почему Не пишется раздельно? Вот как объясняется в шуточном стихотворении это явление.
Задание: выписать из прослушенного стихотворения слова с Не
Не- известная частица
Всем перечит, отрицает
Как же эта озорница
О глаголе мало знает.
Кто-то ночью в темноте
Меж глаголами и Не
Яму выкопать решил
Чтоб глагол с Не не дружил.
Их теперь не соединяют,
Пробел меж ними оставляют.
Вопросы:
1.Какой частью речи является НЕ?
2. Каково значение частицы Не?
Вывод: Не-это служебная часть речи. Она называется частицей и имеет отрицательное значение.
Вопрос: какие слова с Не вы выписали?
Не дружил, не соединяют.
6. Сказочная остановка (инсценировка) (слайд 8)
Ребята, прослушайте Грамматическую сказку Федора Кривина и заполните таблицу, которая лежит у вас на парте.
Задание: выпишите в 2 столбика глаголы.1 столбик-глаголы, которые пишутся с частицей Не раздельно, а во 2-глаголы, которые пишутся с частицей Не слитно
Раздельно
слитно
Сила любви
Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: « Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама Частица Не жить друг без друга не могут.
Вопросы
На вашем пути встретилась проблема. Вы видите, что есть слова, которые пишутся слитно.
-Как узнать, когда слова пишутся слитно, когда отдельно? (рассуждения учащихся)
-задание, где ученики должны самостоятельно выявить слова, где Не пишется с глаголами слитно, а где раздельно (слайд 9)
7. Остановка Физкультурная.(физминутка) (слайд 10)
8. Орфографическая остановка
Работа в парах (два человека у доски: 1 ученик выписывает слова, где Не с глаголами пишется раздельно. 2 ученик- Не с глаголами пишутся слитно)
(слайд 11)Задание: распределить слова по группам. Обозначить орфограмму.
(Не) сказал, (не) выполнил, (не) годовал, (не) пришел, (не)навидел, (не) сделал, недовыполнить, (не)досыпать, (не)волить
-Давайте проверим ребят. Правильно ли они выполнили задание у доски?
Вывод: Всем классом правило проговорить. Частица Не с глаголами пишется раздельно, но если глагол не может употребляться без частицы, то пишется слитно.
9.Остановка словарная (слайд 12)
Работа со словарем. Объяснить смысл слов: неволить, негодовать, ненавидеть.
Неволить-принуждать, заставлять делать.
Ненавидеть-испытывать неприязнь, отвращение.
Негодовать- проявлять недовольство, возмущение.
10. Остановка Тестовая.(слайд 13)
1.Укажите вариант ответа, в котором не с глаголами пишется слитно.
А.нельзя его (не)волить
Б. (не)растаял
В.( не) увидел
2.Укажите вариант ответа, в котором не с глаголом пишется раздельно.
А. (не)навидел
Б.(не) был в школе
В. (не)домогать
3.Частица не с глаголами пишется:
А. раздельно всегда
Б. слитно всегда
В. раздельно, но в некоторых случаях встречается и слитное написание.
4. Укажите вариант ответа, в котором не с глаголами пишется слитно
А. (не) успокоишься
Б. шторм (не)истовствует
В. (не)видишь
5. Глагол – это часть речи, которая обозначает:
А) признак
Б) действие
В) признак по действию
(слайд 14)Проверка
11.Остановка Итоговая. (слайд 15)
И вот наконец-то мы с вами добрались до нашей конечной остановки, которая называется- итоговая.
Вопросы:
1.Дружит ли частица Не с глаголами?
2. В каких случаях Не с глаголами пишется слитно?
Рефлексия: понравился урок покажите солнышко.
12. Остановка Домашняя. (слайд 16)
-выучить правило
-написать письмо однокласснику, используя глаголы с частицей Не
Спасибо за урок! Оценки, которые вы сегодня заработали……