Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». Словарная работа. 1. – Прочитайте стихотворение Александра Шибаева. – Какими словами играет поэт? – Что эти слова означают в тексте? – А есть ли в словах сидит и идёт этот смысл, если взять вне текста? В таких сочетаниях «сидит на мне, мне идёт» слова получили другое значение и сблизились по смыслу. – Выпишите словарные слова к теме «Гардероб». Запишите ещё одно слово: платок. – Что общего между словами платье и платок? Слово плат используется в художественно-поэтической речи. Например: «Софья схватила с кровати чёрный плат, накинула на голову и встретила князя» (А.Н. Толстой) или «А ты всё та же: лес, да поле, да плат узорный до бровей...» (А. Блок). – Как вы запомните правописание слов платок, платье? 2. – Составьте и запишите со словом платок словосочетания к схемам: Прил. – платок платок – сущ. Глагол – платок Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?– Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Дату Пишут в тетрадях Платье новое – Вполне Хорошо сидит на мне. Это платье мне идёт. А костюм – наоборот, Потому что плохо сшит, Он на вешалке висит. Подходит к фигуре по цвету, фасону. Нет. Часть плат. Это древнерусское слово, оно лежит в основе этих слов и означает «кусок материи Объяснение Красный платок, платок с каймой, закутаться в платок. Один ученик отвечает у доски (письменно) Самооценивание. Выставление оценки | Индивидуальная Беседа Фронтальная Индивидуальная Индивидуальная |
Постановка проблемы, темы урока | Используется мотивирующий приём. Учитель читает стихотворение Ю. Вронского. (Упр. 147, «Дидактический материал» для 3-го кл.) Постановка цели перед чтением: – Попробуйте подобрать название к стихотворению. Завести велели мне Я согласен даже не Новые привычки: Рисовать на карте! Никогда девчонок не И согласен даже не Дёргать за косички! Танцевать на парте! Никогда с братишкой не Но не смейте делать мне Драться за обедом! Никаких упрёков, На уроках больше не Если даже я и не Говорить с соседом! Выучу уроков. Стихотворение называется «Не». – Как вы думаете почему? – Может ли оно употребляться самостоятельно, само по себе? А с какими словами оно употребляется? – Предположите, какая будет тема урока. Запись темы на доске. – Какие вопросы у вас возникают? Всё ли здесь вам понятно? | Подбирают названия к стихотворению Высказывают свои предположения. Не с глаголами Что такое не? К какой части речи относится? Когда это слово употребляют в речи? Как пишется не с глаголами? | Беседа Фронтальная |
Открытие новых знаний. | 1. Наблюдение над употреблением частицы не. Упр. 360. – Прочитайте предложения. В чём разница между ними? – Почему изменился смысл предложения? Запись на доске: Читал – не читал Любит – не любит – Посмотрите, как записаны глаголы с не. Какое будет значение в записанных парах слов? – Что же придаёт отрицательный смысл? 2. Чтение правила в рамке учебника на с. 112. Вопросы после чтения. – Как называется новое слово не? – Это часть речи. Какие ещё части речи вы знаете? – К какой группе частей речи её можно отнести – к самостоятельным или служебным? Почему? – Какую роль выполняет она в речи? – Сколько в тексте правила частей? О чём 1-я часть? О чём 2-я часть? – Как пишется частица не с глаголами? Как обозначается орфограмма? 3. Рассказ учителя. Творческое задание. – Глаголы терпеть не могут частицу не. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя. 4. Работа с иллюстрацией в начале параграфа (с. 112). – Что делает Афанасий? – Как вы напишете эту фразу? Почему? Запишите её в тетради. – Это для вас закон. | Ученик читает предложения. В двух предложениях есть частица «Не», а в двух нет Противоположное Частица НЕ Частица, отрицательная частица Самостоятельно в речи не употребляется, нельзя понять, что это – не. Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению Показывает, что частицу не надо писать раздельно Не забудь! | Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная |
Первичное закрепление | Работа в учебнике. 1. Упр. 361 – – Найдите глаголы. Как написана частица не с глаголом? – Какое значение вносит частица не? Запись пословиц по вариантам I вариант: первые 3 пословицы; II вариант: 3 следующие пословицы. 2. Выполнение упражнения 362 3. Упр. 363 – самостоятельная работа. . 4. Упр. 364 – письмо по памяти. | Упр 361. Объясняют смысл пословиц, где это необходимо Записывают пословицы по вариантам Объясняют смысл пословиц, записывают и выделяют орфограмму Выполняют самостоятельную работу | Беседа Индивидуальная Индивидуальная |