Цель: создание условий для повторения и обобщения знаний о глаголе в предложении, в речи и написании с частицей не, через групповую форму работы.
Задачи:
- учить детей самостоятельно воспроизводить и использовать материал по данному вопросу о глаголе;
- развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
- формировать способности к применению знаний на практике;
- формировать умение работать в группах;
- воспитывать сотрудничество, ответственность.
Оборудование к уроку:
- рабочие листы для работы в группах;
- карточки
- ИКТ
Реализация: активизация умственной деятельности учащихся через групповую форму работы.
Тип урока: обобщение знаний
Основной метод: деятельностный
I. Организационный момент.
Этап подготовки учащихся к активному сознательному обобщению знаний.
Оештыру ?леше.
Укытучы: Х?ерле к?н, балалар !
Имин ?тсен к?негез.
К?ефл?регез ничек со? ?
Укучылар: Кояшлы ирт? кебек,
Тукай телен , анам телен
?йр?нерг? дип килдек.
- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы покажем свои знания по двум языкам: татарскому и русскому языку.
II. Актуализация знаний.
1. К?п нокталар урынына тиешле с?зл?рне куегыз.
Чуар тавык.
Бер бабай бел?н бер ?би..Аларны? чуар тавыклары булган .Берк?нне тавык йомырка.
Ул йомырка гади т?гел, алтын булган.Бабай йомырканы.,. ..?би ватып.,... Бер тычкан..Аны? йомыркага койрыгы..Йомырка т?г?р?п..Ул урталай ..Бабай да, ?би д? елый башлаганнар.? тавык болай диг?н:-.,бабай,. ?би.Сезг? мин йомырка.. Алтынны т?гел, гади йомырка!(Рус халык ?кияте)
(яш?г?н,салган,ваткан,вата алмаган,караган,вата алмаган,килг?н,тиг?н,китк?н,ярылган,елама,салырмын)
- Бу с?зл?р нинди сорауларга ?авап бир?? Н?рс?не белдер?л?р? Нинди с?з т?ркеме була? Нинди ??мл? кис?ге булып кил?? Бу фигыльл?р нинди заманда кулланылган?
2. Наблюдение над ролью глаголов в речи.
У детей на партах карточки с текстами. Тексты вслух читают выразительно читающие ученики.
РОДНИЧОК ВЕСНОЙ.
В лесу родничок приветливо … (журчит). Вокруг … (поют) птицы. А он вместе с ними … (радуется) и … (улыбается). Белым подснежникам он … (поёт) нежные и добрые песни.
- Какая часть речи пропущена? Что обозначает и на какие вопросы отвечает эта часть речи? Каким членом предложения является? Какие грамматические признаки ещё можем назвать?
III. Постановка цели урока.
- О чём этот текст? (О природе)
- Ребята, какой год идёт? Каким годом он объявлен? (Годом экологии). ЭМБЛЕМА
- Мы живём в нефтяном крае. Представьте, что произошла утечка нефти на нефтепроводе, который находится около леса. Что же может произойти с природой в лесу? Измените наш текст.
1)РОДНИЧОК ВЕСНОЙ.
В лесу родничок приветливо … (не журчит). Вокруг … (не поют) птицы. А он вместе с ними … (не радуется) и … (улыбается). Белым подснежникам он … (не поёт) нежные и добрые песни.
- Что нам помогло изменить форму глаголов? (Частица НЕ)
- О чём пойдёт речь на уроке? (О роли глаголов в предложении и речи и о правописании глаголов с частицей НЕ).
2) ? х?зер укучылар рус теленнн?н татарчага т?р?ем? итик:
не поет- ?ырламый не радуется- шатланмый, с?енми
не загрязняй- пычратма не рви- ?зм?
Чагыштырып карыйк ?ле. Рус теленн?н аермалы буларак –ма, -м?, -мый, -ми кушымчалары кушылып языла.
-мый -ми
-ма -м?
Укучылар, ни ?чен ике т?ркемг? б?леп була?(калын ??м нечк? ?йтелеш)
III. Первичное закрепление.
- Бирелг?н фигыльл?рне 2 т?ркемг? аерыгыз.Юклык формасыны? кушымчаларын к?рс?тегез. Барлык формасы Юклык формасы
карый ты?ламады
эшл?де ашамады
кайтыр с?йл?м?де
утырган укымый
с?йл?яч?к килми
с?рт?ч?к с?ртм?яч?к
яуды бармый
оча язмаячак
Физминутка «Весёлый гном»
– Теперь прочитайте пословицы.
2)Прочитайте пословицы:
- За работой (не)видишь, как время летит.
- (Не)спеши языком, торопись делом.
- Под лежачий камень и вода (не)течёт.
– О чём эти пословицы? (Одним словом – о труде.)
– На какое качество человека они указывают? (На трудолюбие.) - Как вы понимаете её смысл?
- Назовите глаголы, встретившиеся вам в пословицах.
- Запишите одну из понравившихся вам пословиц. Выделите орфограмму.
IV. Закрепление.
- “Весна” Роза Ахмадишина
Пришла весна в мои края,
Вновь зацвели весенние рассветы,
Вновь жизнь теплом весны озарена,
И всё вокруг мне шлёт приветы!
Цветёт душистая сирень,
Черёмуха в наряде белом,
Весны прекрасен каждый день,
В её цветенье буйном, смелом.
- Выпишите глаголы в столбик и образуйте от них отрицательную форму.
2) Работа с текстом песни.
–?ырны ты?ларга,фигыльл?рне язып алырга.Барлык формасындагы фигыльл?рне юклык формасына куярга.
?ыр”Яз кил?”.
?ил ?ылы ??м ирк?,
Кояш та елмая.
Бар д?нья уяна,
Бар д?нья уяна.
Яз кил?,яз кил?,
Ч?ч?кл?р уяна.
Й?р?кк? яз килде.
Бар д?нья куана.
Канатлы ?ырчылар
Мо?лана талларда.
Бар д?нья уяна,
Бар д?нья уяна.
3)работа в группах:
- Выполните творческое задание по группам. Задание такое: составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не.
Тексты посвящены разным темам:
1 группа будет говорить о правилах поведения в лесу (тат. яз.)
2 группа - о правилах поведения на водоёмах (рус.яз.)
3 группа - о правилах поведения в лесу (рус.яз.)
4 группа - о правилах поведения на водоёмах (тат.яз.)
4) Тест на нетбуках «О глаголе» (на тат. и рус.языках)
V. Рефлексия (звучит тихая мелодия)
Сядьте удобнее, закройте глаза
И прикройте их сверху ладонями.
Отдохнём одну минутку,
Восстановим зоркость глаз
И почувствуем всем телом
Как тепло согрело нас.
Как уютно в нашем классе,
Нет печали и тревог.
Потрудились славно дети,
Завершается урок!
VI. Итог урока.
– Как пишется частица не с глаголами?
– К какой части речи относятся частицы?
Домашнее задание.
– Молодцы! Мы рады, что вы всё запомнили. Дома постарайтесь ещё найти три загадки на двух языках, в которых есть частица НЕ с глаголами, и запишите их в тетрадь, а завтра мы с вами поделимся своими находками.
ИЛИ
На материале любого произведения (стихотворения, сказки) понаблюдайте, как пишутся глаголы с частицей не. Выпишите эти примеры (10 слов).