kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык 5 класс Тема урока: Суффиксы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип и форма урока: урок введения нового знания. 

Цель урока:  Ввести понятие суффикса, как значимой части слова.

Задачи.

Обучающие: познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.

Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки.

Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

УУД:

Личностные УУД: 

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель урока,

- проговаривать последовательность действий на уроке,

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.

Познавательные УУД:

- общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать);

- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

Технологии:

проблемный диалог;

здоровьесберегающие;

ИКТ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 5 класс Тема урока: Суффиксы.»

Учитель: Галюго Ирина Михайловна

МОУ ООШ д. Новое Задубенье Унечского района



Русский язык 5 класс

Базовый учебник: Русский язык 5 класс. Автор: Л. Д. Рыбченкова. 2015 г.



Тема урока: Суффиксы.

Тип и форма урока: урок введения нового знания . 

Цель урока:  Ввести понятие суффикса, как значимой части слова.

Задачи.

Обучающие: познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.

Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки.

Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

УУД:

Личностные УУД: 

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель урока,

- проговаривать последовательность действий на уроке,

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.

Познавательные УУД:

- общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать);

- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

Технологии:

проблемный диалог;

здоровьесберегающие;

ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, дифференцированная, фронтальная.

Методы обучения: проблемно-поисковые; практические; словесные.

Оборудование:

компьютер; карточки для групповой работы; карточки для самооценки и рефлексии; классная доска с оформлением; учебник для пятого класса











Структура и ход  урока

I. Организационный момент.

Приветственное слово учителя:

- Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Тихонько сели, приготовились работать.

Какое сегодня число? Прочитаем и запишем в тетрадь.

II. Актуализация знаний.

-Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.

  • Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…(окончанием)

  • Общая часть родственных слов называется…(корнем)

  • Как называется последний месяц осени…(ноябрь)

  • Всего звуков? (42)

  • Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов…(приставка)

  • Назовите слово, противоположное слову враг…(друг)

  • Сколько букв в алфавите? (33)

  • Сколько букв в алфавите, которые обозначают гл.? (10)

III. Формулирование темы и учебных целей урока

а) Наблюдение над ролью суффиксов.

- Вспомните, как называют ребяток-зверяток у животных.

Ёж (ежонок, ежата),

волк (волчонок, волчата),

медведь (медвежонок, медвежата)



-Как называются эти слова? (однокоренные)

- Назовите корень в словах.

- Чем различаются эти слова? (частью слова, стоящей после корня)

- Может кто-то знает, как называется эта часть?

б) Формулирование учащимися темы урока

-Кто попробует сформулировать тему урока?

-Часть слова – суффикс.



  • За корнем суффиксу

Нашлось местечко,

Обозначаю уголком

Называю … (суффиксом)

в) Целеполагание.

- Какие цели поставим перед собой на уроке?

- Какие задания хотели бы вы выполнить?

IV. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.

1. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов.

- Суффиксов в русском языке огромное количество.

-Давайте познакомимся с некоторыми из них ( на слайде )

-Перед вами два слова: цвет и лес. Подберем однокоренные слова.

-Запишите в два столбика. Выделите корень. (слайд)

-А теперь выделите суффикс в этих словах.

-Объясните лексическое значение новых слов.

Цвет- цветник, цветок, цветные,

Лес- лесник, лесок, лесные,

-Что можем сказать о суффиксе? (образует новые слова, стоит после корня)



2. Обобщение знаний о суффиксе. Формулировка правила. Работа с тестом. (Оценочные листы - оценивают свою работу)

- Давайте с помощью теста подведем первые итоги о том, что узнали о суффиксе. (Слайды)

-Найди верное утверждение.

1) Суффикс – это маленькое слово.

Суффикс – это часть слова.

2) Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

3) Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.



- Так что же такое суффикс?

- (Суффикс – это часть слова, которая служит для образования новых слов, стоит после корня)



3. Чтение правила. Учебник с.50

Проверим себя (слайд)

- Сверимся с учебником.

- Совпали ли наши выводы с выводами учебника?

- Давайте оценим свою работу в оценочных листах. (оценивание )

О чем мы не сказали? (значимая часть)

-Как понимаете? (несет значение)

V. Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях по аналогии.

Проверить и оценить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки

2. Работа по выделению суффиксов и выяснению их значений.

а) Работа в парах (оценивают работу друг друга в оценочных листах).

VI. Физминутка.

Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.



VII. Работа в группах по изучению значений суффиксов с последующим отчетом о работе. (оценочные листы - оценивают работу каждого в группе, устно дают оценку работе всей группы)

Задания группе 1.

1) -Представьте себе, что у вас есть двусторонняя лупа и теперь вы с одной стороны видите: не дом, а домище; не хвост, а …; не нос, а …; не лес, а …; не мост, а … . Запишите новые слова.

- Выделите суффиксы. Какое значение они имеют?( увеличительное)

- А с другой стороны….(10)

2) Образуйте новые слова при помощи суффиксов: -оньк, -к, -ушк, -ек, -ок, -юшк. Запишите их. Выделите суффиксы.

Трава, береза, ухо, тополь, мед, хозяйка.(диктует учит.)

- Какое значение придали словам суффиксы?

( уменьшительно - ласкательное).

Задания группе 2 .

1) –Образуйте от данных слов при помощи суффиксов -н, -ист, -лив, -ск слова по образцу : север -северный …

запад, ветвь, дождь, , октябрь(слайд 11)

К какой части речи относятся полученные слова? Сделайте вывод.

(эти суффиксы образуют имена прилагательные, обозначают признаки, принадлежность)

2)- Найдите в словах храбрость , мудрость, хитрость, ловкость суффикс.(словарн. диктант)

- Каково значение суффикса -ость? (слова с этим суффиксом называют черты характера человека)

-С какими суффиксами вы работали? Прикрепите их на дерево.

Задания группе 3.

1)Допиши слова по образцу: водить - водитель, учить - …, скрипка -…, электричество -…, шахта -…, футбол -…, трактор - … .

- Найдите суф-ы. Какое значение они придали словам?

( получились слова, обозначающие профессии)

2) Сам. работа упр. 107 «Как их зовут?»

Подведение итогов работы групп

-Какие значения могут иметь суффиксы?

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…


в)Тест по теме: «Суффикс» (слайды) Найди зашифрованное слово.

Суффикс – это:

О – часть речи,

М – часть слова.

Суффикс служит:

М – для связи слов в предложении,

О – для образования новых слов.

Суффикс стоит:

О – перед корнем,

Л – после корня.

Суффикс – это:

М – изменяемая часть слова,

О – неизменяемая часть слова.

Чтобы найти суффикс в слове, надо:

О – изменить форму слова,

Д – подобрать однокоренные слова.

В каких из этих слов есть суффикс:

О – книга,

Е – книжный,

Ц – книжечка. 



б)Итоговая оценка в оценочных листах (итоговое оценивание)

Д. з. §14, упр. 111 или упр. 112



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русский язык 5 класс Тема урока: Суффиксы.

Автор: Галюго Ирина Михайловна

Дата: 18.11.2016

Номер свидетельства: 360197

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Открытый урок по русскому языку по теме: Правописание суффиксов. "
    ["seo_title"] => string(66) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-pravopisaniie-suffiksov"
    ["file_id"] => string(6) "124216"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414663137"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Урок русского языка по теме «Гласные в суффиксах глаголов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-)» "
    ["seo_title"] => string(83) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-glasnyie-v-suffiksakh-ghlagholov-ova-ieva-i-yva-iva"
    ["file_id"] => string(6) "152008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420796959"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Конспект урока русского языка, презентация для урока..." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-2"
    ["file_id"] => string(6) "130575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415943910"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока по русскому языку в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "168672"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423282079"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по русскому языку по теме «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ» "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-bukvy-o-a-v-kornie-lag-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "107452"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403258117"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства