Урок русского языка во 2 классе Учитель: Капустина Елена Викторовна |
Тема | Русский алфавит, или Азбука. |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления с алфавитом (азбукой) и его ролью в жизни людей, правописанием словарных слов: алфавит, декабрь; способствовать обобщению имеющихся знаний. |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) | Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владеют умением проверять написанное. |
Личностные результаты | Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные: владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; осуществляют логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам); устанавливают аналогии и причинно-следственные связи; осуществляют построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. |
Основные понятия и термины | Русский алфавит. Азбука. Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Слова с непроверяемым написанием: алфавит, декабрь. |
Методы, формы работы | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесные (беседа, объяснение), наглядные (демонстрация), практические. |
Образовательные ресурсы | Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г Русский язык. 2 класс, 1 часть.; м/м презентация. |
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Оргмомент | Слайд 1. - Здравствуйте, ребята! Я скажу слова "Доброе утро ..." и назову кого то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие. - Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!" - Доброе утро всем мальчикам!... - Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!... - Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ... - Доброе утро всем, кто любит конфеты! ... - Доброе утро всем, кто хочет отправится в путешествие в страну Русского языка | организация своего рабочего места; приветствие учителя; слушают, выполняют действия , обозначенные в задании |
2 | Мотивация учебной деятельности | Слайд 2 - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие в сказочный город. Кто является жителями этого города, вы узнаете, если отгадаете загадку. Сели на странички Тридцать три сестрички. Сели рядом — не молчат, Нам загадки говорят. - Кто же является жителями сказочного города? - Правильно, это буквы. Сегодня мы отправимся в город Алфавитный. . Жители этого города приготовили для вас разные испытания. Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа. Вспомним, как пишется словарное слово декабрь, классная, работа. - А теперь мы отправляемся в путешествие. А путешествовать мы будем на нашем волшебном трамвайчике. У вас у каждого на столе лежат проездные билеты (листы самооценки). Давайте на них посмотрим. Слайд 3 Лист самооценки № задания | Оценка | Всё получилось | Были затруднения | Не получилось | 1 | | | | 2 | | | | 3 | | | | 4 | | | | После выполнения каждого задания вы будете оценивать себя сами | соблюдение правильной осанки; отгадывают загадки, отвечают на вопросы работа в тетрадях знакомство с листом самооценки |
3 | Актуализация опорных знаний, умений и навыков | Слайд 4 Звучит песенка: «Мы едем, едем , едем….» - Вот мы и в сказочной стране, на площади Встречи нас вышли встречать самые почетные жители города: Буковка, Словарик, Ударение, Звук, Алфавит. Увидев нас, они стали спорить, кому же из них подойти к нам первому. Ребята помогите жителям города, попробуйте разрешить их спор. - Почему вы не смогли выполнить это задание? Что нам для этого нужно знать? Что такое алфавит? (Алфавит – это буквы, расположенные в определённом порядке) Как по-другому можно назвать алфавит? Азбука. Эти слова называются синонимами. Какие задачи стоят перед нами? Повторим алфавит Давайте помирим почетных жителей и поставим их имена в алфавитном порядке: Алфавит, Буковка, Звук, Словарик, Ударение. | ребята предлагают свои варианты дети проговаривают алфавит |
| Физкультминутка для глаз | Слайд 5 Раз –налево, два – направо, Три –наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в тыщу раз! |
4 | Изучение нового материала | Слайд 6. Едем дальше на нашем трамвайчике Следующая остановка: квартал Библиотечный Жители города так любят читать и часто берут книги из библиотеки и работники не справляются – не успевают расставлять книги по местам. Давайте поможем им. Расскажите, как вы будете действовать? Составьте памятку «Как расположить слова в алфавитном порядке» Слайд 7 (памятка на слайде) Пользуясь памяткой помогите жителям города поставить книги в алфавитном порядке Перед вами лежат листочки, на них написаны названия сказок. Поставьте их в правильном порядке: «Кот в сапогах», «Золушка», «Бармалей», «Репка», «Путаница». Какая из сказок является народной и почему? | составляют памятку определяют, что «Репка» - народная сказка |
Слайд 8. Едем дальше. Следующая остановка: микрорайон «Вопросный» 1) Повторить название букв алфавита. Учителем предлагаются вопросы, дети в парах готовят ответы, а потом идет совместное обсуждение: 2) Выяснить какие буквы гласные, согласные, не имеют звука. 3) Какие буквы не могут стоять в начале слова? | работают в паре оценивают себя в листе самооценки |
| Физкультминутка | Слайд 9. А теперь, ребята встаньте, выйдите из-за парт и повторяйте движения за мной: Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.) На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком) Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.) Ох, считать не сосчитать! (Наклоны головой.) За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.) Шесть, семь, восемь, девять, десять.(Хлопки в ладоши.) Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.) Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.) Тихонечко присядьте и продолжим работу. |
5 | Закрепление изученного | Слайд 10. Едем дальше. Следующая остановка проспект «Почётный» Пред вами лежат листы с фамилиями почетных граждан нашей Родины, ваше задание: расположить их в алфавитном порядке и назвать, в какой области деятельности они стали известными: Кобзон, Быков, Гринченко, Скрыпник, Береговой, Подкопаева. | работают в тетради, проводят взаимопроверку, оценивают соседа по парте, а потом себя в листе самооценки |
| | Слайд 11. Едем дальше. Следующая остановка бульвар «Учебниково» Работа с упр. 123 стр.82 | работают по учебнику, в тетради |
6 | Итог урока. Домашнее задание. | Слайд 12. Вот мы и в классе. Закончилось наше путешествие. Задание: Дополните предложения: Я узнал на уроке…. Мне было трудно …. Я научился(лась) на уроке… Разбор домашнего задания: упр. 125 стр.83 | оценивают себя в листе самооценки |
7 | Рефлексия учебной деятельности | Слайд 13. В конце урока выразите свое настроение солнышками или капельками дождя | Показывают свое настроение в конце урока |