Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему «Русский алфавит, или Азбука»»
Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему
«Русский алфавит, или Азбука»
Подготовила:
учитель начальных классов
МКОУ «ООШ №10» г. Коркино
Петухова Екатерина Андреевна
Предмет: русский язык
Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (Школа России) – М.: Просвещение, 2015. – 143 с.
Название раздела, темы:Звуки и буквы.
Тема урока:«Русский алфавит, или Азбука»
Тип урока: урок овладения (открытия) новыми знаниями.
Цель урока: познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение, формировать умения располагать слова в алфавитном порядке.
Задачи урока:
Образовательные: систематизировать знания учащихся об алфавите;
формировать умения пользоваться алфавитом.
Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь; формирование опыта работы с учебником; развитие речи, мышления, воображения;
Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы.
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения.
- понимание причины успеха в учебной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные:
- учащиеся научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке;
- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- давать оценку своим действиям, оценивать результат;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.
Предметные:
- усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;
- умение использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту.
Материал: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, презентация по теме урока, аудиоматериал.
Ход урока:
1. Организационный момент. (1-2 мин)
-Начинаем урок русского языка. К нам на урок, ребята, пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Повернитесь, улыбнитесь! Итак, настроились на работу! Я желаю вам успехов! Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Учебник, тетрадь, письменные принадлежности? Сели на свои места.
2. Сообщение темы и цели урока. (3 мин)
- Ребята, начнем урок с загадки. Отгадайте ее:
«33 родных сестрицы-
Писаны красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся»
- Что это за сёстры? Про кого так сказано?
- Верно, это алфавит. А как по-другому можно назвать? Какое близкое слово по значению к слову алфавит вы знаете? (Азбука)
-Правильно! Сегодня у нас в гостях сам Король Алфавит и Королева Азбука. Они пришли к нам в гости не просто так. Вы сегодня должны повторить названия букв русского алфавита, и научиться им пользоваться.
-А что такое алфавит? (Это все буквы русского языка в определенном порядке. Каждая буква имеет свое место и меняться местами буквы не могут).
- Для чего нам нужно знать алфавит? (Чтобы уметь читать, писать, общаться).
3. Чистописание. (5-8мин)
Минутка чистописания.
Пальчиковая гимнастика.
- Открываем тетради.
«Я тетрадочку открою
И с наклоном положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не нагнусь,
За работу я возьмусь»
- Какая задача стоит перед нами? (писать красиво).
- Что значит «красиво»? (соблюдая наклон, высоту букв).
-Отступаем 2 строчки вниз, на 3 строчке записываем число 7 апреля, ниже запишем тему сегодняшнего урока «Алфавит или азбука».
-Ребята, назовите первую букву алфавита (А), а последнюю (Я). Мы с вами уже научились писать. Давайте покажем королю и королеве как мы красиво пропишем две эти буквы. Прописываем чередованием буквы А и Я.
А а Я я А а Я я
Работа с учебником стр.52. Посмотрите на русский алфавит. Кто из вас знает, сколько букв в алфавите? (33)Молодцы!Обратите внимание, все буквы стоят строго друг за другом и в определенном порядке. Сначала изображена буква так, как мы ее пишем, а чуть ниже так, как мы ее читаем. Давайте ребята для Королевы Азбуки и Короля Алфавита дружно хором прочитаем алфавит. Хорошо! Теперь (Сергей) прочитает только 1 строчку. Маша прочитает 4 строчку. Все девочки прочитают 2 строчку. Молодцы, ребята!
- Поем алфавит на мотив песни про кузнечика.
-А как вы думаете, люди живущие в Англии говорят на русском языке? (Нет, они говорят на английском). Посмотрите на английский алфавит, некоторые буквы похожи с нашим русским алфавитом, но произносятся они совсем по-другому. Английский алфавит произнести можно…
-Скажите, пожалуйста, алфавит и азбука это одно и то же? (Затруднение) Стр.53 «Страничка для любознательных» - о происхождении.
Так и живут у нас слова–близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и тоже.
Возвращаемся к работе в тетради. Положите учебник перед собой.
4. Работа по теме урока. (10 мин)
Работа по учебнику с.54. Упр.4. Раздаточный материал на столе у детей. Ребята, что это у нас? (Алфавит). Да, это алфавит, но некоторые буквы потерялись и Король Алфавит очень вас просит найти пропущенные буквы и вставить их. Будем внимательны, возьмем в руки ручку. Вместе читаем и ищем где же потерялась буква. Вставляем буквы Ё и Х. А что вы еще заметили? (Некоторые буквы поменялись местами). Можно ли меняться им местами? (Нет). Меняем местами буквы К, С, Ш. Молодцы, вы вставили буквы и поменяли местами некоторые из них.
5. Физминутка (подвижная) (5 мин)
Продолжаем работать по теме урока. Поработаем устно.
-Ребята, как вы думаете, где используется алфавит? (Ответы детей).
Книги в библиотеке и формуляры учащихся расположены в алфавитном порядке. Список учеников в классном журнале, в больнице карточки больных хранятся в алфавитном порядке. Вот как важен алфавит!
-А еще алфавит используется в словарях. Я хочу познакомить вас с разнообразными видами словарей. Давайте посмотрим, какие словари у нас есть: В толковом словаре объясняются значения различных слов, орфографический-это словарь слов с правильным написанием, орфоэпический-это словарь с постановкой ударения слов и т.д, словарей очень много. В нашем учебнике тоже имеются словари. Откроем с.136, орфоэпический словарь. Посмотрите на слово алфавит. Ударение падает на 3 слог, на букву и. Бабушки многие говорят алфАвит, но правильно говорить алфавИт. Рядом на с.137 расположен орфографический словарь. Это наши словарные слова.
-В толковом словаре на с.138мы можем посмотреть значение слова: азбука. Давайте его найдем. Маша прочитай. Это многозначное слово.
6. Закрепление. (5 мин)
Раздаточный материал «Расколдуй слово». Меняем буквы местами в алфавитном порядке, и получаем расколдованное слово (Осы, аист, весы, лось).
Стр.55 упр.6. Прочитаем выразительно. Чтение по ролям? Кто неверно произнес буквы? (Гусь и Жук). Назовите эти буквы правильно (Гэ и Жэ). Запишем упр.6. Ниже с красной строчки запишем имена «учеников» в алфавитном порядке. 1 ученик у доски: Барашек, Гусь, Жук, Ослик, Рыбка.
7. Рефлексия (3 мин)
- Что такое алфавит? (Это буквы русс.языка в строгом порядке).
- Чему вы сегодня научились? (Правильно называть буквы в алфавитном порядке).
- Кто уже запомнил алфавит, поднимите руку?
Игра «Да – Нет» (приготовили ладошки, если верное утверждение – хлопаем, если неверное - не хлопаем):
- Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке. (Да).
- Я – первая буква в алфавите. (Нет)
- Фамилии учеников в классном журнале расположены в алфавитном порядке? (Да)
- В русском алфавите 35 букв. (Нет).
8.Подведение итогов. (3 мин)
-Завтра мы продолжим изучение темы сегодняшнего урока.
- Урок подходит к концу. Спасибо всем за работу. Хотелось бы особо отметить (фамилии, имена детей, хорошо работавших на уроке).
Алфавит – наш лучший друг, Знают все на свете. Букв есть множество вокруг, Учат их все дети. Книжки чтобы прочитать, Азбуку должны все знать.
Домашнее задание:
- Мы теперь знаем, что книги в библиотеках расположены в алфавитном порядке. Дома попробуйте несколько книг из семейной библиотеки расположить в алфавитном порядке. Также вам нужно будет выучить алфавит и выполнить задание…
Дополнительный материал:
Фонетический разбор.
-Отгадайте слово: 1-ая буква этого слова стоит в алфавите после буквы з, 2-ая буква-перед буквой н, 3-я буква- самая последняя буква в алфавите.
- Кто догадался?
- Да, это слово имя. Кстати, есть такой словарь имён, в котором имена даны тоже в алфавитном порядке. Сделаем звукобуквенный анализ слова имя. (имя-(и м* а)-1сл., 3б., 3зв.) (1ученик- у доски).
Из повести А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»
« — Папа Карло, — сказал Буратино, — а как же я пойду в школу без Азбуки?
— Эге, ты прав, малыш…
Папа Карло почесал в затылке. Накинул на плечи свою единственную старую куртку и пошел на улицу.
Он скоро вернулся, но без куртки. В руке он держал книжку с большими буквами и занимательными картинками.
— Вот тебе Азбука. Учись на здоровье.
— Папа Карло, а где твоя куртка?
— Куртку-то я продал. Ничего, обойдусь и так… Только ты живи на здоровье.
Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло.
— Выучусь, вырасту, куплю тебе тысячу новых курток…»