kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему «Русский алфавит, или Азбука»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему

«Русский алфавит, или Азбука»

Цель урока: познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение, формировать умения располагать слова в алфавитном порядке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему «Русский алфавит, или Азбука»»

Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему

«Русский алфавит, или Азбука»

Подготовила:

учитель начальных классов

МКОУ «ООШ №10» г. Коркино

Петухова Екатерина Андреевна

Предмет: русский язык

Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (Школа России) – М.: Просвещение, 2015. – 143 с.

Название раздела, темы: Звуки и буквы.

Тема урока: «Русский алфавит, или Азбука»

Тип урока: урок овладения (открытия) новыми знаниями.

Цель урока: познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение, формировать умения располагать слова в алфавитном порядке.

Задачи урока:

Образовательные: систематизировать знания учащихся об алфавите;

формировать умения пользоваться алфавитом.

Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь; формирование опыта работы с учебником; развитие  речи, мышления, воображения;

Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы.

Планируемые результаты:

Личностные:

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

- понимание причины успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные:

- учащиеся научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке;

- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- давать оценку своим действиям, оценивать результат;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Предметные:

- усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;

- умение  использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту.

Материал: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, презентация по теме урока, аудиоматериал.

Ход урока:

1. Организационный момент. (1-2 мин)

-Начинаем урок русского языка.  К нам на урок, ребята, пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Повернитесь, улыбнитесь! Итак, настроились на работу! Я желаю вам успехов! Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Учебник, тетрадь, письменные принадлежности? Сели на свои места.


2. Сообщение темы и цели урока. (3 мин)

- Ребята, начнем урок с загадки. Отгадайте ее:

«33 родных сестрицы-

Писаны красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся»

- Что это за сёстры? Про кого так сказано?

- Верно, это алфавит. А как по-другому можно назвать? Какое близкое слово по значению к слову алфавит вы знаете? (Азбука)

-Правильно! Сегодня у нас в гостях сам Король Алфавит и Королева Азбука. Они пришли к нам в гости не просто так. Вы сегодня должны повторить названия букв русского алфавита, и научиться им пользоваться.

-А что такое алфавит? (Это все буквы русского языка в определенном порядке. Каждая буква имеет свое место и меняться местами буквы не могут).

- Для чего нам нужно знать алфавит? (Чтобы уметь читать, писать, общаться).


  3. Чистописание. (5-8мин)

Минутка чистописания.

Пальчиковая гимнастика.

- Открываем тетради.

«Я тетрадочку открою

И с наклоном положу,

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не нагнусь,

За работу я возьмусь»

- Какая задача стоит перед нами? (писать красиво).

- Что значит «красиво»? (соблюдая наклон, высоту букв).

-Отступаем 2 строчки вниз, на 3 строчке записываем число 7 апреля, ниже запишем тему сегодняшнего урока «Алфавит или азбука».

-Ребята, назовите первую букву алфавита (А), а последнюю (Я). Мы с вами уже научились писать. Давайте покажем королю и королеве как мы красиво пропишем две эти буквы. Прописываем чередованием буквы А и Я.

А а Я я А а Я я

Работа с учебником стр.52. Посмотрите на русский алфавит. Кто из вас знает, сколько букв в алфавите? (33) Молодцы! Обратите внимание, все буквы стоят строго друг за другом и в определенном порядке. Сначала изображена буква так, как мы ее пишем, а чуть ниже так, как мы ее читаем. Давайте ребята для Королевы Азбуки и Короля Алфавита дружно хором прочитаем алфавит. Хорошо! Теперь (Сергей) прочитает только 1 строчку. Маша прочитает 4 строчку. Все девочки прочитают 2 строчку. Молодцы, ребята!

- Поем алфавит на мотив песни про кузнечика.


-А как вы думаете, люди живущие в Англии говорят на русском языке? (Нет, они говорят на английском). Посмотрите на английский алфавит, некоторые буквы похожи с нашим русским алфавитом, но произносятся они совсем по-другому. Английский алфавит произнести можно…

-Скажите, пожалуйста, алфавит и азбука это одно и то же? (Затруднение) Стр.53 «Страничка для любознательных» - о происхождении.

Так и живут у нас слова–близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и тоже.

Возвращаемся к работе в тетради. Положите учебник перед собой.


4. Работа по теме урока. (10 мин)

Работа по учебнику с.54. Упр.4. Раздаточный материал на столе у детей. Ребята, что это у нас? (Алфавит). Да, это алфавит, но некоторые буквы потерялись и Король Алфавит очень вас просит найти пропущенные буквы и вставить их. Будем внимательны, возьмем в руки ручку. Вместе читаем и ищем где же потерялась буква. Вставляем буквы Ё и Х. А что вы еще заметили? (Некоторые буквы поменялись местами). Можно ли меняться им местами? (Нет). Меняем местами буквы К, С, Ш. Молодцы, вы вставили буквы и поменяли местами некоторые из них.

5. Физминутка (подвижная) (5 мин)

Продолжаем работать по теме урока. Поработаем устно.

-Ребята, как вы думаете, где используется алфавит? (Ответы детей).

Книги в библиотеке и формуляры учащихся расположены в алфавитном порядке. Список учеников в классном журнале, в больнице карточки больных хранятся в алфавитном порядке. Вот как важен алфавит!

-А еще алфавит используется в словарях. Я хочу познакомить вас с разнообразными видами словарей. Давайте посмотрим, какие словари у нас есть: В толковом словаре объясняются значения различных слов, орфографический-это словарь слов с правильным написанием, орфоэпический-это словарь с постановкой ударения слов и т.д, словарей очень много. В нашем учебнике тоже имеются словари. Откроем с.136, орфоэпический словарь. Посмотрите на слово алфавит. Ударение падает на 3 слог, на букву и. Бабушки многие говорят алфАвит, но правильно говорить алфавИт. Рядом на с.137 расположен орфографический словарь. Это наши словарные слова.

-В толковом словаре на с.138 мы можем посмотреть значение слова: азбука. Давайте его найдем. Маша прочитай. Это многозначное слово.


6. Закрепление. (5 мин)

Раздаточный материал «Расколдуй слово». Меняем буквы местами в алфавитном порядке, и получаем расколдованное слово (Осы, аист, весы, лось).

Стр.55 упр.6. Прочитаем выразительно. Чтение по ролям? Кто неверно произнес буквы? (Гусь и Жук). Назовите эти буквы правильно (Гэ и Жэ). Запишем упр.6. Ниже с красной строчки запишем имена «учеников» в алфавитном порядке. 1 ученик у доски: Барашек, Гусь, Жук, Ослик, Рыбка.


7. Рефлексия (3 мин)

- Что такое алфавит? (Это буквы русс.языка в строгом порядке).

- Чему вы сегодня научились? (Правильно называть буквы в алфавитном порядке).

- Кто уже запомнил алфавит, поднимите руку?

Игра «Да – Нет» (приготовили ладошки, если верное утверждение – хлопаем, если неверное - не хлопаем):

- Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке. (Да).

- Я – первая буква в алфавите. (Нет)

- Фамилии учеников в классном журнале расположены в алфавитном порядке? (Да)

- В русском алфавите 35 букв. (Нет).


8.Подведение итогов. (3 мин)

-Завтра мы продолжим изучение темы сегодняшнего урока.

- Урок подходит к концу. Спасибо всем за работу. Хотелось бы особо отметить (фамилии, имена детей, хорошо работавших на уроке).

Алфавит – наш лучший друг, 
Знают все на свете. 
Букв есть множество вокруг, 
Учат их все дети. 
Книжки чтобы прочитать, 
Азбуку должны все знать.



Домашнее задание:

- Мы теперь знаем, что книги в библиотеках расположены в алфавитном порядке. Дома попробуйте несколько книг из семейной библиотеки расположить в алфавитном порядке. Также вам нужно будет выучить алфавит и выполнить задание…


Дополнительный материал:

Фонетический разбор.

- Отгадайте слово: 1-ая буква этого слова стоит в алфавите после буквы з, 2-ая буква-перед буквой н, 3-я буква- самая последняя буква в алфавите.

- Кто догадался?  

- Да, это слово имя. Кстати, есть такой словарь имён, в котором имена даны тоже в алфавитном порядке. Сделаем звукобуквенный анализ слова имя. (имя-(и м* а)-1сл., 3б., 3зв.) (1ученик- у доски).


Из повести А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»

« — Папа Карло, — сказал Буратино, — а как же я пойду в школу без Азбуки?

— Эге, ты прав, малыш…

Папа Карло почесал в затылке. Накинул на плечи свою единственную старую куртку и пошел на улицу.

Он скоро вернулся, но без куртки. В руке он держал книжку с большими буквами и занимательными картинками.

— Вот тебе Азбука. Учись на здоровье.

— Папа Карло, а где твоя куртка?

— Куртку-то я продал. Ничего, обойдусь и так… Только ты живи на здоровье.

Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло.

— Выучусь, вырасту, куплю тебе тысячу новых курток…»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему «Русский алфавит, или Азбука»

Автор: Петухова Екатерина Андреевна

Дата: 07.05.2023

Номер свидетельства: 630947

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "КВН « Звуки и буквы» (среди 5-ых классов)"
    ["seo_title"] => string(31) "kvnzvukiibukvysriedi5ykhklassov"
    ["file_id"] => string(6) "272796"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452066337"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства