Этап 1.Формирование положительного психологического настроя на предстоящую работу. | Данный этап работы настраивает обучающихся на определенный вид работы развивая личностные и образовательные компетенции. Учащиеся развивают навыки работы в группе, коллективе по определённым договорным правилам. Эта работа обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. Используется метод «Мозговой штурм», развивающий мыслительно-речевую деятельность, умение отстаивать своё мнение, побуждающий к языковой дискуссии, воспитывающий умение вести деловое общение. Этапы 3, 4 способствуют развитию учебно-познавательной, образовательной компетенции, где обучающиеся в результате возникшего противоречия в знаниях ставят себе цель и задачи работы, планируют её через способы организации целеполагания. На 5, 6 этапе урока добросовестность работы обеспечивается взаимозависимостью членов группы и заинтересованностью в конечном результате. Работа на данном этапе урока способствует развитию информационной, кооперативной компетенций. Дети учатся использовать средства информации, отбирать, преобразовывать необходимую информацию. Развивают УУД, в частности предметные – знакомятся с правописанием глаголов с шипящими, логические – выделять общие признаки, сравнивать, анализировать, обобщать и делать вывод; регулятивные– сохраняют У/З контролируют и оценивают работу свою и одноклассников. Постоянное обращение к графическим опорам на уроке способствует развитию зрительной, слуховой, двигательной (моторной) памяти. Обучающиеся выполняют процессуальный анализ работы на уроке и индивидуальную систему оценок результата работы, делают самооценку работы на уроке. Конкретизируют противоречия в знания, учебных действиях. |
- Нас приветствует солнышко и дарит нам свои волшебные лучики: добра, счастья, здоровья. (дети ловят лучики). Я дарю вам лучик добра. Хочу, чтобы вы были добры друг к другу, и добро поможет вам. - Сегодня у нас с вами необычный урок, а в чем его необычность мы с вами попытаемся ответить в конце урока. - Начать урок я бы хотела с просмотра фрагмента документального фильма. - Какому историческому событию посвящен фрагмент данного фильма? - Наш город это есть великий город-крепость Сталинград. А какую дату мы с вами вспоминали 19 ноября на классном часе? - А что же происходило 19 ноября 1942 г. в Сталинграде? . - Советские солдаты стояли насмерть возле стен Сталинграда, сегодня на уроке я вам желаю доказать что вы достойные внуку и правнуки своих дедов и прадедов. | Просмотр фрагмента документального фильма (1мин 30 сек) ВОВ Ценой невероятных усилий наши войска смогли не только отбить наступление гитлеровских войск 19 ноября 1942 года, но и окружить передовые части немецкой армии во главе с генералом-фельдмаршалом Паулюсом - 2 февраля 1943 года. - В Сталинградской битве Советская Армия разгромила 5 армий противника, пленила 91 тыс. человек. Но и среди советских солдат было много потерь. Я столько раз видала рукопашный, Раз - наяву. И сотни раз – во сне… Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Битва за Сталинград была очень тяжелая. Отстоять город было делом чести. |
Словарная работа. - Начать урок я предлагаю со словарной работы. - Как вы думаете какие слова мы могли бы взять для словарной работы, на тему войны. - Я вам предлагаю следующие слова для работы: герой, город, народ, ноябрь, Москва, Родина, Россия. (слова появляются на интерактивной доске: г…рой, гор..д, нар..д, н…ябрь, М…сква, Род…на, Р…ия) - Какое задание мы могли бы выполнить с данными словами? Выполните задание. *проверка у доски - Возьмите на столах конверт №1, в нем карточки разного цвета различными уровнями заданий, выберите один из уровней и выполните его задания, работая в парах. (1. Образуйте от любых трех слов по одному однокоренному слову. 2. Образуйте от любых трех слов слова другой части речи. 3. Образуйте от любых двух слов по одному однокоренному слову. Образуйте от любых двух слов слова другой части речи. Составьте с ними одно предложение). - Кто выполнял задание первого уровня? Что вам пришлось вспомнить? Какое однокоренное слово вы образовали? - Кто выполнял задание второго уровня? Что повторили, выполняя задание? Назовите новые слова.
- Кто выполнил задания третьего уровня. Возникли ли трудности и в чем сложность? - На своем листе самооценки раскрасьте один из лучиков солнышка, если упри выполнении задания у вас не было никаких вопросов раскрасьте зеленым цветом, желтый цвет – если были какие-то вопросы, а красный, если совсем не справились. - Для выполнения следующего задания вам необходимо объединиться в группы. - Давай обсудим правила работы в группах. - Возьмите конверт №2, в нем карточка со словом и алгоритм выполнения задания. (война, дружба, помощь, зло, доверие) - Можно сказать, что эти слова все относятся к нашей теме? - Встаньте и возьмите словарь для работы. - Какое задание выполняли первым? - Зачитайте словарную статью своего слова. - Какое вы выполняли следующее задание? - Возникли у вас какие-то вопросы когда вы записывали глаголы?
| Высказывание предложений. Вставить пропущенные буквы и подчеркнуть орфограммы Выполняют задание по карточке. убедись, что в разговоре участвует каждый; говорить спокойно и ясно; говорить только по делу; не говорить всем сразу; реагировать жестами и знаками; возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего. обращаться друг к другу по имени. Работают со словарем. Зачитывают словарную статью (3 группы) От имен существительных образовать глаголы в форме 2 лица ед. ч.: Война - воюешь, дружба - дружишь, помощь - помогаешь, зло - злишься, доверие -доверяешь. |
Динамическая пауза. Инсценировка песни «В землянке». - Давайте с вами представим, что мы с вами в землянке военного Сталинграда. - Каждый из солдат будет выполнять определенное действие. Вам необходимо их запомнить. (Солдат пишет письмо. Медсестра перевязывает раны. Солдат играет на гармони. Солдат спит.) - Какие действия совершали герои Великой Отечественной войны? - Я вам предлагаю с одним из глаголов составить устно предложение, но глагол употреблять либо в форме 2 лица или в начальной форме. Работа по учебнику и тетради «Пишем грамотно». Учебник стр. 96, №5 и тетрадь стр.34 упр.2 . -Откройте учебник на странице 96 упражнение 5 и тетрадь на странице 34 упражнение 2. Прочитайте задания. - Поможет ли упражнение №5 из учебника выполнить упражнение в тетради? - Каким образом? - На выполнение этого задания вам 5 минут. - Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу по эталону на доске. - Давайте подведем итог: когда пишется ь после шипящих, а когда нет? 3. Работа по карточкам. - Сталинград—это город, у стен которого в годы Великой Отечественной войны во многом решалась судьба человечества. Подвиг нашего народа и его Вооруженных Сил спас человечество от фашистских варваров, он не померкнет в веках. - Но всегда говорят, что война – это люди… И в той битве были свои герои. - Для выполнения следующего задания разделитесь на три группы по цвету карточки. - Надеюсь, вы помните правила работы в группах. - Возьмите конверты №3, там даны тексты о героях Сталинграда. Вы должны его прочитать, выписать выделенные глаголы. - Какое задание вы могли бы выполнить с этими глаголами. - Я вам предлагаю определить число, лицо и вид глагола, а также поставить в форму 2 лица ед. числа. - Скажите у всех форм глагола можно определить лицо и число? - Какие умения и знания вам понадобятся для выполнения данного задания? (Паникаха Михаил Аверьянович. На защиту Сталинграда прибыл в составе бойцов Тихоокеанского флота. 2 октября 1942 г. в районе завода «Красный Октябрь» Паникаха и его фронтовой товарищ Бедеров находились в окопе, выдвинутым к позициям противника. Со стороны Мамаева кургана немецкие танки перешли в наступление. Бой завязался неравный. У бойца остались только две бутылки с горючей жидкостью. Тогда М.А. Паникаха, взяв их, пополз вперед. Вражеская пуля попала в поднятую матросом бутылку и жидкость, растекшись по солдату, воспламенила его. Превозмогая боль, Михаил вскочил на головной танк и вместе с его экипажем сгорел. Подвиг Михаила Паникахи стал известен всей стране. Паникаха был награжден орденом Отечественной войны I степени посмертно. Василий Григорьевич Зайцев. Сентябрьской ночью 1942 года, вместе с другими тихоокеанцами, Зайцев переправился через Волгу и начал участвовать в боях за город Сталинград. Он умел выбирать самые лучшие позиции, маскировать их; обычно скрывался от вражеских солдат там, где они не могли и предполагать русского снайпера. Прославленный снайпер бил врага беспощадно. Только в период с 10 ноября по 17 декабря 1942 года в боях за Сталинград В. Г. Зайцев уничтожил 225 солдат и офицеров противника, в том числе 11 снайперов, а его товарищи по оружию в 62-й армии — 6000. Особенно прославил Зайцева снайперский поединок с начальником берлинской школы снайперов майором Кёнингсом, присланным в Сталинград со специальным заданием активизировать снайперское движение в немецких войсках. Яков Павлов. Вечером 27 сентября 1942 г. Я. Павлов получил боевое задание командира роты лейтенанта Наумова разведать обстановку в 4-этажном здании. С тремя бойцами (Черноголовом, Глущенко и Александровым) ему удалось выбить немцев из здания и полностью захватить его. Вскоре группа получила подкрепление, боепитание, телефонную линию. Вместе со взводом лейтенанта И.Афанасьева численность защитников дошла до 24 человек. Фашисты непрерывно атаковали здание, пытались разбить его артиллерией и авиабомбами. Умело управляя силами небольшого «гарнизона», Я. Ф. Павлов избегал больших потерь и в течение почти двух месяцев не давал врагу пробиться к Волге. 25 ноября во время атаки Я. Ф. Павлов был ранен в ногу. Лежал в госпитале, затем воевал наводчиком орудия и командиром отделения разведки в артиллерийских частях. Был награждён двумя орденами Красной Звезды, медалями. Вскоре после окончания войны (17 июня 1945 г.) младшему лейтенанту Я. Ф. Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза.) ПРОВЕРКА У ИД. - Что повторили выполняя задание? 4. Экспресс – опрос. (Лист размером 5см на 20 см оформлен заранее: на листочках сверху имя, слева числа от 1 до 13). Учитель называет слова, но дети их не записывают, а обозначают символами. - Обозначения: нет Ь в слове - ; есть Ь в слове - +. - Сейчас я вам буду зачитывать слова, а вы если там пишется мягкий знак, ставите +, если нет, то -. Записываете как математический диктант через запятую. - Теперь давайте произведем проверку. (Самооценка и оценивание) | - Фронтальная проверка результата работы. После шипящих Ь пишется: у имен сущ. 3-его скл.: ночь, вещь, помощь. у глаголов во все формах: беречь, знаешь, чертишь, заплачь, отрежьте, дремлешь, сидишь, съешь, помочь, зажечь После шипящих Ь не пишется: у имен сущ. 1-го и 2-го скл.: луч, кирпич, карандаш, без туч, товарищ у имён прилаг. в краткой форме: колюч, хорош, могуч Вспомнить лица, вид и число глагола. Перешли – мн.ч., сов.в, 3 л., перейти, перейдешь. Завязался – ед.ч., сов.в, 3 л, завязать, завяжешь. Пополз – ед.ч, сов.в, 3 л, ползать, ползаешь. Вскочил – ед.ч, сов.в, 3л., вскочить, вскочишь. Переправился – ед.ч, сов.в, 3 л., переправиться, переправишься. Маскировать – несов.в, маскируешь. Скрывался- ед.ч., несов.в., 3л., скрывать, скрываешь. Уничтожил – ед.ч, сов.в, 3 л., уничтожить, уничтожать. Разведать – сов.в.. разведуешь. Атаковали- мн.ч., несов.в., 3л., атаковать, атакуешь. Избегал – ед.ч., несов.в, 3л., избегать, избегаешь. Пробиться – сов.в., пробьешься. Число, лицо, вид глагола. Орфограмму «Мягкий знак в глаголах после шипящих» 4.Самостоятельная работа. ночь + луч - беречь + кирпич - знаешь + отрежьте + хорош - зажечь + дремлешь + могуч - чертишь + желаю удач - |
Какую орфограмму мы сегодня изучили? Давайте с вами все-таки попробуем определить, в чем необычность нашего урока? - Домашнее задание упражнение 2 стр.95. - Итак, наш урок подошел к концу. Мы говорили сегодня о правописании мягкого знака на конце глаголов после шипящих. А также мы говорили о событиях, произошедших 19 ноября 1942 года.
Ученица читает стихотворение.
Я как-то на кургане видел гостью: Сняв с головы темнеющий платок, С бугра взяла она земли две горсти И завязала землю в узелок. Светлел над ней июньский небосклон, Когда походкой тихой и нестатной, Она прошла мимо берёзок, статуй И замерла у входа в Пантеон. Ей мальчик помогал, наверно, внук, Когда она искала имя сына В том списке долгом, небывало длинном. И узелок вдруг выскользнул из рук… Не вскрикнула она, не разрыдалась И даже не сказала ничего- Шагнув к стене, щекою к ней прижалась, Как будто к лбу сыночка своего… Потом цветы на мрамор положила, Ещё взглянула и ещё прочла, Кулёк конфет мальчишкам раздала, Стояла долго, голову склоняя, и к выходу, усталая, пошла. И с болью той привычной, постоянной, Став сразу ниже ростом и слабей, Ещё минуту тихо постояла У памятника Матери, себе…
Минута молчания.
- Время быстротечно. Как мало осталось в живых участников Великой Отечественной войны. Даже дети войны уходят один за другим, унося с собой столько не сказанного о тех, кому мы обязаны мирной жизнью. Вот почему для вас, юных, так важно быть патриотом своей страны, помнить о боевых подвигах своих предков. Вам в наследство досталась прекрасная, богатая, могучая, гордая страна. Несите сквозь годы память о тех, кто ценой жизни сохранил её для потомков. Мы помним, что фронтовики среди нас. Это наши соседи по дому, улице. Давайте и дальше проявлять к ним внимание, уважение и любовь, потому что , во-первых, они выстояли, а во-вторых, потому, что о них подарили нам мир над головой. И давайте всем ветеранам скажем: «Спасибо за победу!»
Возьмите красный, зеленый или желтый цветок, в зависимости от оценки своей работы на уроке, и возложите его к главному памятнику города Волгограда. -Спасибо всем за работу - Урок окончен. | «Мягкий знак в глаголах после шипящих» Мы связали русский язык и события Сталинградской битвы. Анализ домашнего упражнения. |