учитель русского языка и литературы Костылева З.Г.
г. Карабаш
интернет – ресурсы (картинки – иллюстрации для презентации).
| Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1 | Организационный этап. | Приветствие. | Проверка наличия учебных принадлежностей к уроку. |
2 | Мотивация учебной деятельности. | Сегодня мы продолжим знакомство с темой «Глагол» и узнаем новое о правописании глаголов. Четвёртое «лишнее». калач… (с,з)жеч… ноч..… (с,з)береч.. реч.. и(с,з)печ.. печ… (с,з)делаеш (слайд 2) | Записывают число, классная работа, четвёртое «лишнее». |
3 | Целеполагание | Учитель: Назовите лишнее слово в каждом столбике и докажите правильность своего мнения. - Что общего в словах первого столбика? (это существительные, потому что обозначают предмет, лишнее слово –КАЛАЧ, потому что это существительное 2 склонения мужского рода) - Что объединяет слова второго столбика? (это глаголы, потому что обозначают действие, во всех глаголах после шипящих пишется мягкий знак). - Чем отличается глагол «сделаешь» от других глаголов второго столбика? (он 2 лица единственного числа ). - Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Сформулируйте её. - Чему мы должны научиться на уроке, каковы наши задачи? Результат: определить уровень знаний у обучающихся и недостатки, актуализировать и скорректировать опорные понятия изучаемой темы | Учащиеся записывают слова, находят «лишнее» слово в каждом столбике, доказывают. По каким признакам оно не похоже на другие слова в столбике. Обучающиеся высказывают свои предположения, самостоятельно формулируют тему урока, ставят цели и задачи этого урока. |
4 | Актуализация знаний | - Прежде чем изучить новый материал, давайте разберем предложение и определим роль глагола 2 лица единственного числа в этом предложении. Синтаксический разбор предложения. Если ты совершаешь добрые поступки, добро обязательно вернётся к тебе и сделает тебя счастливым. (повеств., невоскл., сложное, союзное, союз ЕСЛИ, 2 пр. пред., СПП). | Один ученик работает у доски, остальные обучающиеся на месте разбирают предложение, составляют его схему и дают характеристику предложения. |
5 | Первичное восприятие и усвоение нового материала. | - Назовите глагол 2 лица единственного числа. - Как можно найти в предложении такие глаголы? (по вопросу и местоимению ТЫ, которое сочетается с глаголом). - Давайте составим алгоритм – подсказку. - 1.Находим в предложении глагол. 2. Задаём к нему вопрос: что делаешь? Что сделаешь? 3. Подставляем местоимение ТЫ. 4. Пишем такой глагол с мягким знаком после шипящего на конце слова. Работа с учебником. - Прочитайте теоретический материал на стр. 130. - Выучите правило и проговорите его в парах, проверьте знания друг друга в паре. | | | Составляют алгоритм. Читают теоретический материал, учат правило и проговаривают его в парах. |
6 | Первичное закрепление. | - Расскажите, что вы узнали о правописании мягкого знака после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа? Упражнение 690. Устно выполнить, работая в парах, потом сделать записи в тетрадях по образцу учебника. | Обучающиеся рассказывают, как найти глаголы 2 лица единственного числа с основой на шипящий, как применить правило. Выполнение упражнения устно в парах, запись примеров по образцу в тетрадях. |
7 | Самостоятельная работа с проверкой | По рисункам на слайдах вспомнить и записать пословицы с глаголами 2 лица единственного числа, обозначить изученную орфограмму. (Слайды 3 – 18) | Обучающиеся определяют по рисункам слайдов пословицы, записывают их и обозначают изученную орфограмму. Выполняют задания. 2. Сверяют по образцу для проверки.и оценивают результат. |
8 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 2. Выполнить упражнение 691. | Записывают в дневник задание, выясняют непонятное. |
9 | Рефлексия (подведение итогов занятия). | - Что нового вы узнали на уроке? - Какие трудности встретили вы? - Как оцениваете свои способности: хорошо усвоили тему или нужно ещё поработать, чтобы усвоить новый материал? Попробуйте выразить своё отношение к тому, что узнали на уроке, при помощи синквейна. | Обучающиеся высказывают свои мнения, составляют синквейн. Например: Глагол Нужный, занимательный. Изучаем, узнаём, пригодится. Изучать его интересно. |