kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коспект урока русского языка в 4 классе по теме "Мягкий знак в глаголах после шипящих"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме "Мягкий знак в глаголах после шипящих". Программа "Начальная школа 21 века", автор учебника С.В. Иванов. На уроке реализуется системно-деятельностный подход в обучении учащихся. Обучающиеся сталкиваются с противоречием в знаниях, планируют свои действия по открытию нового знания, открывают новую орфографическую тайну русского языка, а также контролируют и оценивают свою работу и работу одноклассников на протяжении всего урока.Урок соответствует требованиям ФГОС НОО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«4кл. русс.яз. Мягкий Ь после шипящих в глаголах»

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Учитель: Степаненко Ирина Ивановна

Русский язык. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах.

Тип: изучение нового материала (по теме первый урок из 2-ух).

Цели:

  • Образовательная: учить писать мягкий знак после шипящих в глаголах; отрабатывать навык правописания мягкого знака на конце слова после шипящих в именах существительных именах прилагательных краткой формы.



  • Воспитательная: формировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном осуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

  • Развивающая: создать условия для развития внимания, памяти, речи; расширения кругозора обучающихся.

  • Создать условия для формирования УУД обучающихся.





Оборудование: ИД; учебник «Русский язык» 4 кл., 1часть, автор – С.В. Иванов, М. «Вентана –Граф» 2011; рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 4кл., №1, автор – М.И. Кузнецова, М. «Вентана-Граф», 2011; карточки для работы.



Формы работы на уроке:

  • работа в группах;

  • работа в парах;

  • самостоятельная работа;

  • самопроверка;

  • взаимопроверка;

  • самоанализ;

  • анализ;

  • контроль результата











Ход урока.



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Формирование положительного психологического настроя на предстоящую работу.





















ИД

Слайд

№1



























































































ИД

Слайд №2




















ИД

Слайд №3
































ИД

Слайд №4















































ИД слайд №3


























































ИД

слайд№5
































































ИД

Слайд №6

- Я рада нашему уроку,

Мне с вами интересно, друзья!

Разные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся дружок.

- Урок русского языка. Мы снова отправляемся в страну родного языка.


- Чему учимся на уроках русского языка?



- Какие области русского языка мы изучаем?



-В какой области мы остановимся, вы определите сами чуть позже.

















- Говорить и писать правильно.




- Области: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи».

2.Актуализация знаний по теме « Мягкий знак после шипящих на конце слов». Мотивационный.


-Сегодня на уроке я предлагаю организовать работу в группах, парах и индивидуально.


- Ваши предложения?


- Какие организационные правила применим в работе?

















1.Работа по карточкам.

Задание. Прочитайте слова. Распределите слова на группы по общему основанию. Запишите слова, раскройте скобки и докажите свой выбор.

Молодёж(ь), береч(ь), кирпич(ь), реч(ь), хорош(ь), жду встреч(ь), отреж(ь), много задач(ь), морж(ь), колюч(ь), плащ(ь), поеш(ь).


- Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.



- Какое основание для определения групп слов?


- Обозначьте правило правописания орфограммы в словах каждой группы графической моделью.





Миниитог.

- Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с шипящими на конце разных частей речи?




- Какую работу выполнили?





Оцените свое знание изученного материала и результат работы на данном этапе работы.




Поднимите руку тот, у кого были затруднения.

Над чем нужно поработать?


-Какая группа слов вызвала противоречие?


-Какой частью речи являются слова? Как вы определили, что это глаголы?



- Почему возникло противоречие?








  1. Высказывать свое мнение, слушать мнение других, обсуждать, доказывать, делать вывод.

  2. Контролировать действия и результат работы.

  3. Оценивать действия и результат работы символами.

  • + - самостоятельно и без ошибок выполнял работу.

  • ? – работал самостоятельно, но были ошибки.

  • - – самостоятельно работать не мог.

  • Фиксируем в тетрадях на полях.


1.Работа в группах. (Итог работы фиксируется на доске)

1)молодёжь, речь – ж.р., 3-склонение.

2)кирпич, плащ, морж –м.р., 2-склон.

3)хорош, колюч –кр. форма им. прилагат.

4)много задач, жду встреч – 1- скл., мн.ч., Р.п.

5)береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ? не изучали.



-Орфографическое.



Обозначают правило правописания орфограммы каждой группы слов графической моделью и устно проговаривают.

(на доске)

С 3ск.- ш,ж,щ,ч + Ь;

С 1,2ск. –ж,ш,щ,ч –нет

П кр.ф. – ш,ж,щ,ч - нет


1) Какой частью речи выражено слово.

2) Лексическое значение слова.

3)Правило написания орфограммы в слове.


- Вспомнили и закрепили правописание мягкого знака на конце слов после шипящих разных частей речи.


Самооценка.

  • + - самостоятельно и без ошибок выполнял работу.

  • ? – работал самостоятельно, но были ошибки.

  • - – самостоятельно работать не мог.




5)береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ?


-Глаголы. Обозначают действия и отвечают на вопросы: что делать? что сделай? что сделаешь? и др.



- Не изучали правописание мягкого знака после шипящих в глаголах.

3.Определение темы урока.

-В какой области русского языка мы сегодня остановимся?


- Какую цель поставите себе на уроке?


- Сформулируйте тему урока, опираясь на цель урока.

- Правописание.



- Узнать, нужно писать или нет мягкий знак после шипящих в глаголах.

«Мягкий знак после шипящих в глаголах»

4. Целеполагание. Планирование.

- А кто сможет определить задачи нашего урока?

У – О чем должны узнать на уроке?


- Чему мы сегодня будем учиться?


Р – Что будем развивать?


О – Что будем объяснять?


К – Что будем контролировать?



-Как построим нашу работу?




У узнать о правописании мягкого знака в глаголах после шипящих;

- учиться писать правильно мягкий знак в глаголах после шипящих.

Р развивать орфографическую зоркость, внимание, речь.

О объяснять правописание и значение слов.

К контролировать свою работу и работу одноклассников.


По плану.

И + Н (исследуем и наблюдаем)

ОНЗ (открываем новые знания)

ВП (выводим правило)

ПЗ (применяем знания)

К + О – Р (контролируем и оцениваем результат работы)

5. Открытие детьми нового знания.

  1. Работа по учебнику.

Стр.94, рубрика «Давай подумаем»

Задание.

- Прочитайте предложения.

- Найдите слова, в которых на конце после шипящих стоит мягкий знак.

- Определи, к какой части речи относятся выделенные слова?

- В каких формах они стоять?


- Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.


- Что вы прочитали?



- Объясните значение любой пословицы по выбору.

- Какие слова вы нашли в предложениях?


- Какой частью речи являются выделенные слова?

- В каких формах они стоять?








- Какое общее основание в данных словах?


- Сделайте свой вывод о правописании орфограммы в словах.


- Как вы проверите свой вывод?




- Проверьте, правы ли вы в своём выводе.


- Что скажите о своем выводе.



- Сформулируйте правило.



- Сделайте графическую модель правила (опору).


- Вернемся к пятой группе слов береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ?


- Вы сможете открыть скобки?


- Как напишите глаголы данной группы?


- Откройте скобки карандашом.


- Обозначьте графической моделью правило правописания орфограммы в словах.


- Сформулируйте правило правописания орфограммы в словах, опираясь на модель.


Проследим наше продвижение по плану работы.

- Что выполнили?

- На каком этапе работы находимся?


Миниитог.

Оцените результат своей работы на пройденных этапах.


- Поднимите руку тот, у кого были затруднения.

Над чем нужно поработать?













Работа в группах.


- Предложения, которые являются пословицами.


- Объясняют значение пословицы по выбору.

- Глаголы.

отрежь (что сделай?, 2 л. ед.ч. )

погонишься (что сделаешь?,2 л. ед.ч. )

поймаешь (что сделаешь?, 2л.ед.ч)

едешь (что делаешь?, 2л. ед.ч.)

будешь (что сделаешь?, 2л. ед.ч. )

испечёшь (что сделаешь?, 2л. ед.ч. )

беречь (что делать?, н.ф.г.)


- Орфографическое.



-В глаголах после шипящих нужно писать мягкий знак.



- Нужно прочитать в учебнике рубрику «Тайны языка» и сравнить со своим выводом.


- Читают правило в учебнике на стр. 94, рубрика «Тайны языка»


- Наш вывод совпадает с правилом в учебнике. Значит он верный.


- Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.


Г- ш, щ, ч, ж +Ь




5) береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ?


- Да.


- С мягким знаком после шипящей.



- Открывают скобки карандашом.


- Г- ш, щ, ч, ж +Ь




- Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.





- Анализируют план работы.





- Оценивают символами: +, ?, -

6. Первичное закрепление.

  1. Динамическая пауза.

Мы много работали, давайте отдохнем. Поиграем в игру «Будь внимательным».

- Контролируйте свои действия , чтобы в конце игры вы могли оценить свой результат.

- Я называю слово, если Ь знак пишется – стойте, если отсутствует – присядьте.

Сидишь, мяч, рожь, стеречь, хорош, думаешь, плывёшь, много туч, оторвёшься, могуч, глушь.


Миниитог.

- Сядьте те, кто не ошибся!

(Обращаюсь к тем, кто ошибся.)

- Над чем нужно поработать?


-Оцените результат своей работы.


  1. Работа по учебнику.

Стр. 95, №2.

Записать слова в три столбика. В 1-й – глаголы в начальной форме. Во 2-й – глаголы в форме 2-го лица, ед. числа, в 3-й – глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ (о том, как называется такая форма глаголов, ты узнаешь чуть позже).

Не забывай писать Ь после шипящих!


- Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.


- Что нужно помнить, чтобы правильно писать слова с шипящими?







- Проверьте свою работу, сравните с образцом на доске.











-Оцените результат своей работы.


- Поднимите руку тот, кто допустил ошибки.

Над чем нужно поработать?


  1. Работа в рабочей тетради «Пишем грамотно» №1.

Стр. 34, №2.

Исследуйте таблицу. Запишите свои примеры в таблицы.

- Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.

- Проведите контроль результата работы своих одноклассников.












- Оцените результат своей работы.




  1. Экспресс – опрос.

(Лист размером 5см на 20 см оформлен заранее: на листочках сверху имя, слева числа от 1 до 13).

Учитель называет слова, но дети их не записывают, а обозначают символами.

- Обозначения: нет Ь в слове - ; есть Ь в слове - +.

- Если затрудняетесь написать -?








- Какое слово вызвало затруднение?


- Почему?



- Как узнать лексическое значение слова – фальшь?


- Откройте словарь по закладке. Прочитайте словарную статью ФАЛЬШЬ.



- Обменяйтесь листочками и проверьте работу друг друга в паре по образцу.


- Кто получил +?

- Уже сегодня вы получаете оценку 5, а остальные смогут поучиться писать Ь знак после шипящих завтра на уроке и дома, выполняя домашнее задание.



















- Оценивают символами: +, ?, -












- Задают вопросы.



1) Какой частью речи выражено слово.

2) Лексическое значение слова.

3)Правило написания орфограммы в слове.



2.Работа в группах.


Самопроверка.

нач. ф. гл. 2 л.,ед.ч.

беречь думаешь

обжечь стоишь

поджечь говоришь

стричь сидишь

помочь бежишь

кричишь

идёшь

съешь поёшь

спрячь летишь

льёшь



- Оценивают символами: +, ?, -






3.Работа в группах.






- Фронтальная проверка результата работы.

После шипящих Ь пишется:

  1. у имен сущ. 3-его скл.: дочь, ночь и т.д.

  2. у глаголов во все формах: идёшь, поешь, слышишь и т.д.

После шипящих Ь не пишется:

  1. у имен сущ. 1-го и 2-го скл.: нет туч, мног задач, плащ, нож и т.д.

  2. у имён прилаг. в краткой форме: пригож, хорош, могуч, скрипуч и т.д.

Самооценка результата работы.




4.Самостоятельная работа.

  1. ночь +

  2. луч -

  3. беречь +

  4. кирпич -

  5. знаешь +

  6. отрежьте +

  7. хорош -

  8. зажечь +

  9. дремлешь +

  10. могуч -

  11. чертишь +

  12. желаю удач -

  13. фальшь ?, +

- Фальшь.



- Мы не знаем значение слова фальшь, поэтому не можем определить часть речи.


- По толковому словарю.


- ФАЛЬШЬ – 1. Несоответствие тону в пении, музыкальном исполнении. 2. Неискренность, лицемерие. 3. Обман, мошенничество. Сущ. ж.р.


Взаимопроверка пастой другого цвета. Взаимооценка.

ИД. Образец на слайде №6.

7. Подведение итога урока.

- Предлагаю определить домашнее задание.



- Почему?


- Проанализируем, насколько мы выполнили наш план работы на уроке и решили задачи урока по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах»

- Что не выполнили из запланированного на урок?

План.

И + Н (исследуем и наблюдаем)

ОНЗ (открываем новые знания)

ВП (выводим правило)

ПЗ (применяем знания)

К + О – Р (контролируем и оцениваем результат работы)

- Какие задачи не решили?

У – узнать правописание мягкого знака в глаголах после шипящих;

- учиться писать правильно мягкий знак в глаголах после шипящих.

Р – развивать орфографическую зоркость, внимание, речь.

О – объяснять правописание и значение слов.

К – контролировать свою работу и работу одноклассников.


-Какую задачу возьмем на следующий урок и продолжим её решать.


-Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с шипящими на конце?





- Что нового узнали о правописании Ь после шипящих?


- Где эти знания сможете применить?




- Проанализируйте свою систему оценок результата работы в течение всего урока.


- Ребята, встаньте, пожалуйста, те, кто доволен результатом своей работы на уроке и с хорошим настроением уходит с урока?

(Обращаюсь к тем, у кого возникали противоречия в работе).

- Какие вопросы необходимо решить?

-Спасибо всем за работу


- Д/з: уч. С. 94, правило; Р.Т. стр. 34№1, №2(повыбору)


- Обосновывают выбор Д/з.







- Выполнили все.









- Решили все задачи.












- Учиться писать правильно мягкий знак в глаголах после шипящих.



1) Какой частью речи выражено слово.

2) Лексическое значение слова.

3)Правило написания орфограммы в слове.


- Во всех глагольных формах после шипящих пишется Ь.


- На уроках русского языка.

- Для того чтобы двигаться вперед, изучая русский язык.

- В жизни, например, чтобы написать письмо т.д.

Анализируют систему самооценки результата работы на каждом этапе урока.






2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Коспект урока русского языка в 4 классе по теме "Мягкий знак в глаголах после шипящих"

Автор: Степаненко Ирина Ивановна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127074


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства