Ержанова Гульшат Багитжановна
Учитель русского языка I категории средней школы № 19 имени К.И.Сатпаева города Атырау
Урок русского языка в 4 – классе
Лексическая тема: Что такое мир?
Грамматическая тема: Будущее сложное время глагола.
Цели:
- образовательные: формирование знаний учащихся об изменении глаголов будущего простого и будущего сложного времени и окончаний глаголов прошедшего времени единственного и множественного числа; формирование умений и навыков составления предложений со словами, отвечающими на вопрос где? Формирование знаний о морфологии русского языка;
- развивающие:
- развитие устной речи и пополнение словарного запаса; совершенствование навыков беглого выразительного чтения; развитие навыков работы с текстом; совершенствование орфографической зоркости учащихся;
- воспитательные: расширить представления учащихся о богатстве, таинствах окружающего мира, дать возможность заглянуть в себя, изменить своё отношение к жизни, научить учащихся видеть хорошее во всём, везде и в любое время; воспитывать умение приносить радость себе и окружающим.
Оборудование: презентация Power Point, видео «Красота подводного мира» www.youtube.com/watch?v=WCKMdlKAs7Y, «Верблюды в пустыне», «Белые медведи» www.youtube.com/watch?v=UP0sajp73CY, видеоклип «Мир, который нужен мне» www.youtube.com/watch?v=eb1lkb0ehNA.
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие. Деление класса на две команды.
II.Опрос домашнего задания: пересказ текста «Кто поступил правильно?». Задание командам. Первой команде – защита позиции Вани, второй – защита позиции Сани. Вывод. Чья позиция верна? Демонстрация фотографий подобных «автографов» (Слайд № 1)
III.Вступительное слово учителя:
- Ребята, мы с вами живём в мире, в котором живут люди разного цвета кожи, с разными убеждениями. А рядом с людьми живут различные звери, птицы, насекомые.Не тесно ли нам в этом мире? Кто главный в этом мире? Может, у кого – то больше прав жить, у кого - то меньше? Сегодня мы попробуем ответить на эти очень важные вопросы. Прежде чем мы начнём читать текст, ответьте на вопрос «Что такое мир?» (ответы учащихся).
IV. Чтение текста «Что такое мир?» (по ролям – два раза).
Демонстрация слайдов и ответы на вопросы по содержанию прочитанного.
Слайд 2. Маленькая рыбка.
Слайд 3. Подводный мир.
Слайд 4. Белый медвежонок.
Слайд 5. Верблюжонок.
Слайд 6. Мир человека.
V. Слайд 7. Словарная работа.
У медведицы – медвежонок
У верблюдицы – верблюжонок
У кобылицы – жеребёнок
У коровы – телёнок
У овцы – ягнёнок
У козы – козлёнок
У рыбы - рыбка
Слайд 8. Орфографическая минутка.
Сказка – сказывать; лёд, поля из льда, горы из льда, ледяные горы.
Видео «Красота подводного мира», «Верблюды в пустыне», «Белые медведи».
Впечатления детей после просмотренных видео.
Слайд 9. Словарная работа. Красота и гармония.
Красота – это всё то, что доставляет наслаждение, радует сердце.
Гармония – согласие человека и мира.
VI. Видеофизкультминутка.
VII. Работа в группах. Творческая деятельность.
Описать мир других животных и насекомых: 1 – команда – лягушка, белка; 2 – команда – обезьяна, лебедь.
Слайды 10. Где в тексте сказка и где быль?
Сказка – это жанр устного народного творчества; вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.
Быль - то, что было в действительности, происходило на самом деле.
Выполнение упражнений:
Упражнение 2. Составить предложения и записать.
Белый медвежонок живёт ……………..
Маленькая рыбка живёт ………………….
Рыжий верблюжонок живёт …………….
Человек живёт ………………………….
Упражнение 4. Составить словосочетания с данными словами.
Что сделают?
принесут задачу
решат завтрак
кончат фабрику
построят театр
откроют библиотеку
Что будут делать?
будут приносить библиотека
будут решать театр
будут кончать фабрика
будут строить задача
будут открывать завтрак
Отработка выразительного чтения текста «Дети Земли».
VIII. Слайд 11. Дети мира. Тема и идея текста.
IX. Слайд 12. Клип «Мир, который нужен мне». Под музыку команды выполняют задание «Кто больше соберёт слов » на повторение темы «Род имени существительного»:1) мужского и среднего рода с начальными буквами из слова верблюжонок; 2) женского и среднего рода с начальными буквами из слова медвежонок.
XI. Слайд 13. Что такое мир? Вывод. Заполнение диаграммы.
- В чём заключается смысл человеческой жизни? (Ответы учащихся).
XII. Выводы по теме урока.
- С тех пор, как человек появился на земле, он слышит капли дождя, жужжание пчелы, музыку ветра, шелест деревьев, чувствует прикосновения тёплых солнечных лучей. Это музыка природы, музыка жизни. И человеку надо научиться поступать так, чтобы не нарушать этой музыки. Окружающий мир преподносит нам каждый час, каждую минуту что-то новое, удивительное. Умей слушать музыку жизни, умей наслаждаться ею, умей видеть и слышать всё, что происходит вокруг.
XIII.Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Дети Земли».
XIV. Оценивание.