kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Язык Интернета и SMS. Бережное отношение к русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

7 класс

Урок по русскому языку

Тема: Язык Интернета и SMS. Бережное отношение к русскому языку.

 

Цели занятия:

  • Обучающая: работать над формированием у обучающихся исследовательских умений и навыков, закрепить и углубить знания учащихся о структуре языка.
  • Развивающая: развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, содействовать развитию личности ученика.
  • Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к родному языку, интерес к слову, внимательное отношение к своей речи, умение ценить красивую и правильную речь, воспитывать толерантность, умение работать в группе.

 

Ход занятия.

I. Организационный момент.

–Здравствуйте, ребята. Поприветствуем гостей. Мы собрались, чтобы обсудить очень актуальную тему:

СЛАЙД №1 : Язык Интернета и SMS. Бережное отношение к русскому языку.

– Мы поговорим о некоторых сторонах таких недавно вошедших в жизнь нашего общества явлений, как Интернет и СМС. Сегодня мы поработаем, возможно, узнаем что-то новое и примем какие-то решения, чтобы успешнее учиться дальше.

 

II . Разминка.

1) Лексическая работа

– У нас есть ученики, которые занимались словарной работой. Начнем с того, что такое Интернет? И что такое СМС?

СООБЩЕНИЕ 1

СЛАЙД №2 Интерне?т, SMS

 

2) Обсуждение вопроса с целью перехода к основной теме.

 

СТРУКТУРА №1 (РАУНД ТЕЙБЛ)

– Мы сейчас уже не представляем, как можно обходиться без Интернета. Он открывает нам столько возможностей! А знаем ли мы о них?

– Сейчас в каждой команде №1 берет лист А5, записывает название одной из возможностей, предоставляемых нам Интернетом, и передает листок по часовой стрелке. Времени вам на это – 1 минуту. Не повторяемся в команде. Начали! Время!

–Подвели черту.

– Итак, узнаем, какая из команд лучше ориентируется во «Всемирной паутине». Листок с записями в руках у №1. По очереди зачитываем, а остальные команды вычеркивают то, что зачитывается. Начинает команда №1.

–У кого есть что добавить? (Добавления)

– Сколько записей у каждой команды? Победители молодцы!

– Это, конечно, не все. Услуг огромное количество! И у каждой много достоинств.  Но мы говорим сегодня только об общении.

 

III. Основная часть.

  1. Лексическая работа.

–  Интернет-общение и общение при помощи СМС (то есть виртуальное) становится самым популярным во всем мире и нередко даже вытесняет реальное общение. Что значат эти слова?

СООБЩЕНИЕ №2  

СЛАЙД №3 : ВИРТУАЛЬНЫЙ, РЕАЛЬНЫЙ

 

– Скажите, где именно  происходит общение в Интернете? ( В основном в социальных сетях, в блогах, чатах, форумах )

– Что означают слова, которые недавно вошли в нашу жизнь?

СООБЩЕНИЕ №3

СЛАЙД №4 Блог, форум, чат

 

2) Общее обсуждение по теме

–Кто из вас часто общается в Интернете? Часто отправляет СМС?

Какие положительные стороны такого рода общения мы можем отметить? (Ответы учащихся)

– Обобщим:  

СЛАЙД №5  Положительные стороны интернет-общения.

–  Но, как известно, у каждого явления есть плюсы и минусы.

Назовите, пожалуйста, отрицательные стороны, возникающие при общении в интернете и при помощи СМС?

СТРУКТУРА №2 (ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН):

Каждый из вас думает 30 сек.- запишите на стикере свое мнение, приклейте на лист А4, обсудите 1 минуту.  Повторяющиеся ответы вычеркиваем. Что-то можно дописать.

– Начинает команда 2. От команды выступают  №2.

Что добавят остальные команды: 3, 4, 5, 1? (Ответы учащихся, кто-то должен назвать искажение ЯЗЫКА).

 

3) Формулирование проблемы

– Мы подошли к ПРОБЛЕМЕ ЗАНЯТИЯ, которую я обозначила так:

СЛАЙД №6    

ИНТЕРНЕТ: ПРАВИЛ НЕТ?

            СМС: ПО ПРАВИЛАМ ИЛИ БЕЗ?

– На эти вопросы мы ответим в конце урока

 

4) Сценка

– К нам приехали знаменитые артисты. Благодаря им мы переносимся в 20-е годы 20 века, то есть примерно на 90 лет назад.

СЛАЙД №7    «12 стульев» - обложка,  Памятник в Харькове Эллочке

– Спасибо артистам!

Вывод: Что подметили И.Ильф и Евгений Петров еще примерно 90 лет назад? Чем объясняется такой небольшой словарный запас Эллочки – всего 30 слов?

(Ответы: Живет только материальными заботами – не читает, не учится)

 

5) Лексическая работа

– Итак, речь Эллочки – пример жаргона. Что значит это слово?

СООБЩЕНИЕ №4, Жаргон Очень близко по значение и такое явление, как сленг

 

СЛАЙД № 8  ЖАРГОН | СЛЕНГ |

Какие виды сленга существуют сейчас? (Ответы... В том числе и интернет-сленг)

 

6) Практическая работа с искаженным в Интернете текстом.

– Некоторые пользователи сознательно искажают язык. Я активный пользователь Интернета. Это мой хороший помощник в работе. Недавно совершенно случайно я увидела в интернете текст, который сначала не поняла. Посмотрите на перевернутый листок с красной галочкой. Что это за произведение? ( – КОЛОБОК!!!)

СТРУКТУРА №3 (СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЕЙБЛ)

– Поработайте корректорами. Посмотрим, можно ли взять вас на работу в редакцию? Не просто исправляем ошибки, а фактически пишем перевод на русский язык, потому что этот текст не принадлежит русскому языку. 2 минуты.

Обменяйтесь с собеседником напротив. Проверяем, зачеркиваем ошибки, исправляем. 1 минута   

– ЕСТЬ ОШИБКИ????

Отвечают ученики под №3. Начинает 3 команда, потом 4, 5, 1, 2

– Переверните, оставьте на столах. Я проверю.

 

ВОПРОС: Хотели бы вы, чтобы ваши дети изучали вот такой язык, читали бы книжки на таком языке?  (Ответы… Нет!)

Берем на заметку ваше мнение!!!!

 

7) Анализ ошибок в Интернете

– С какими еще видами ошибок вы встречаетесь в Интернете?

            ОБЩЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ Называют виды ошибок.

Обобщим

СЛАЙД №9  РАЗНОВИДНОСТИ ОШИБОК

- И еще одно явление мне хотелось бы отметить: сокращение слов, которое переходит уже и в реальную жизнь. Примеры встречаются постоянно. Не будем их называть: СПС, ПЖЛС…

– А еще мы все активно  используем смайлики .

– Для чего они? (-Общение при помощи знаков).

            – Что передаем при помощи смайликов? (– Мы хотим передать наши чувства, а времени мало, да и слов подобрать уже не можем!  Вербальное общение заменяем на знаковое)

– Что значит  вербальный (Словесный).

Вывод об использовании смайликов: Общение символами развивает речь? (-Нет. Общение символами не развивает речь. Нажимаешь кнопочку: вот улыбка, вот любовь, вот печаль. Даже обезьяну можно научить нажимать нужную кнопочку.)

 

8) Проблемный вопрос.

Мы поговорили только о нескольких особенностях Общения в Интернете и при помощи СМС.

ВОПРОС: Как вы считаете, все виды ошибок в Интернете и СМС – ЭТО БЕЗОБИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ? Может быть, это просто игра и последствий нет? Предлагаю каждому ответить на вопрос:

СЛАЙД №10 Влияет ли неправильное написание слов в Интернете и СМС на вашу грамотность?

Отвечают №4 ( - Ответы.)

- Советую понаблюдать за собой.

 

IV. ВЫВОДЫ:

  1. Слово учителя.

– Сегодня проблема языковой грамотности и чистоты русского языка является  очень актуальной. Об говорят ученые, преподаватели, писатели, да и все культурные люди страны.

По данным Министерства образования и науки, в последние годы в школьных сочинениях увеличилось количество ошибок вообще, в том числе связанных с употреблением Интернет-сленга, а также учителя все чаще вылавливают в письменных работах российских учеников смайлики и сокращения. Преподаватели, в том числе и вузов, жалуются, что выпускники, абитуриенты, студенты зачастую вполне серьезно пишут свои работы на искаженном языке, даже не понимая, что они творят.

 

  1. Творческая работа

–   Итак, возвращаемся к проблеме:

СЛАЙД №11 : ИНТЕРНЕТ: ПРАВИЛ НЕТ? СМС: ПО ПРАВИЛАМ ИЛИ БЕЗ?

 

СТРУКТУРА №4 (РАФТ )

Вы обсуждаете 1 минуту в команде ответ на эти вопросы, затем берете лист А3, фломастер и один кто-то пишет общее мнение, при этом используя пословицы и поговорки, высказывания великих людей о языке и речи, которые вы должны были подготовить. Таким образом вы создаете постер для своих одноклассников. Можете начать словами:

Мы считаем, мы убеждены, мы думаем…3 минуты.

– Встаем, прикрепляем к стене и доске магнитами свои работы!!!!!!

Выступает один из команды.

 – Спасибо! Ваша позиция ясна. Садитесь, пожалуйста.

 

V. Заключение.

1) Слово учителя.

– Все мы, для кого русский язык дорог, несём ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность. И пусть никто не забывает, что сила и мощь русского слова зависит от того, как каждый из нас владеет неисчерпаемыми богатствами русской речи.

– И пусть никогда мы не увидим в Интернете подобного сообщения:

СЛАЙД №12 : «Дорогие блоггеры, форумчане, журналисты… Вы измучили меня…Я устал… Я ухожу…

 Подпись: Ваш русский зык.»

– Это, конечно, шутка. Но давайте еще раз осмыслим слова нашего великого, замечательного писателя И.С. Тургенева:

СЛАЙД №13 И.С. Тургенев : «БЕРЕГИТЕ русский язык….»

 

2) Структура «ПАРКОВКА».

– Сейчас, пожалуйста, пусть  каждый из вас на липком листочке напишет, какое мнение сложилось о сегодняшнем занятии (Понравилось ли наше сегодняшнее общение?) и прикрепит на доску. Спасибо!

 

СЛАЙД №14 Спасибо!!!

Домашнее задание для желающих: Написать заметку в нашу школьную газету по проблеме занятия : «ИНТЕРНЕТ: ПРАВИЛ НЕТ? СМС: ПО ПРАВИЛАМ ИЛИ БЕЗ?»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Язык Интернета и SMS. Бережное отношение к русскому языку »

5




МАОУ «Гимназия №37»

Авиастроительного района г. Казани







Урок

по русскому языку в 7 классе


Тема:

«Язык Интернета и SMS. Бережное отношение к русскому языку»


(с использованием структур сингапурской методики обучения)













Учитель русского языка и литературы

Яковлева Татьяна Борисовна
















Казань 2013



7 класс

Урок по русскому языку

Тема: Язык Интернета и SMS. Бережное отношение к русскому языку.


Цели занятия:

  • Обучающая: работать над формированием у обучающихся исследовательских умений и навыков, закрепить и углубить знания учащихся о структуре языка.

  • Развивающая: развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, содействовать развитию личности ученика.

  • Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к родному языку, интерес к слову, внимательное отношение к своей речи, умение ценить красивую и правильную речь, воспитывать толерантность, умение работать в группе.



Ход занятия.

I. Организационный момент.

–Здравствуйте, ребята. Поприветствуем гостей. Мы собрались, чтобы обсудить очень актуальную тему:

СЛАЙД №1 : Язык Интернета и SMS. Бережное отношение к русскому языку.

– Мы поговорим о некоторых сторонах таких недавно вошедших в жизнь нашего общества явлений, как Интернет и СМС. Сегодня мы поработаем, возможно, узнаем что-то новое и примем какие-то решения, чтобы успешнее учиться дальше.


II . Разминка.

1) Лексическая работа

– У нас есть ученики, которые занимались словарной работой. Начнем с того, что такое Интернет? И что такое СМС?

СООБЩЕНИЕ 1

СЛАЙД №2 Интерне́т, SMS


2) Обсуждение вопроса с целью перехода к основной теме.


СТРУКТУРА №1 (РАУНД ТЕЙБЛ)

– Мы сейчас уже не представляем, как можно обходиться без Интернета. Он открывает нам столько возможностей! А знаем ли мы о них?

– Сейчас в каждой команде №1 берет лист А5, записывает название одной из возможностей, предоставляемых нам Интернетом, и передает листок по часовой стрелке. Времени вам на это – 1 минуту. Не повторяемся в команде. Начали! Время!

–Подвели черту.

– Итак, узнаем, какая из команд лучше ориентируется во «Всемирной паутине». Листок с записями в руках у №1. По очереди зачитываем, а остальные команды вычеркивают то, что зачитывается. Начинает команда №1.

–У кого есть что добавить? (Добавления)

– Сколько записей у каждой команды? Победители молодцы!

– Это, конечно, не все. Услуг огромное количество! И у каждой много достоинств. Но мы говорим сегодня только об общении.


III. Основная часть.

  1. Лексическая работа.

– Интернет-общение и общение при помощи СМС (то есть виртуальное) становится самым популярным во всем мире и нередко даже вытесняет реальное общение. Что значат эти слова?

СООБЩЕНИЕ №2

СЛАЙД №3 : ВИРТУАЛЬНЫЙ, РЕАЛЬНЫЙ


– Скажите, где именно происходит общение в Интернете? ( В основном в социальных сетях, в блогах, чатах, форумах )

– Что означают слова, которые недавно вошли в нашу жизнь?

СООБЩЕНИЕ №3

СЛАЙД №4 Блог, форум, чат


2) Общее обсуждение по теме

–Кто из вас часто общается в Интернете? Часто отправляет СМС?

Какие положительные стороны такого рода общения мы можем отметить? (Ответы учащихся)

– Обобщим:

СЛАЙД №5 Положительные стороны интернет-общения.

– Но, как известно, у каждого явления есть плюсы и минусы.

Назовите, пожалуйста, отрицательные стороны, возникающие при общении в интернете и при помощи СМС?

СТРУКТУРА №2 (ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН):

Каждый из вас думает 30 сек.- запишите на стикере свое мнение, приклейте на лист А4, обсудите 1 минуту. Повторяющиеся ответы вычеркиваем. Что-то можно дописать.

– Начинает команда 2. От команды выступают №2.

Что добавят остальные команды: 3, 4, 5, 1? (Ответы учащихся, кто-то должен назвать искажение ЯЗЫКА).


3) Формулирование проблемы

– Мы подошли к ПРОБЛЕМЕ ЗАНЯТИЯ, которую я обозначила так:

СЛАЙД №6

ИНТЕРНЕТ: ПРАВИЛ НЕТ?

СМС: ПО ПРАВИЛАМ ИЛИ БЕЗ?

– На эти вопросы мы ответим в конце урока


4) Сценка

К нам приехали знаменитые артисты. Благодаря им мы переносимся в 20-е годы 20 века, то есть примерно на 90 лет назад.

СЛАЙД №7 «12 стульев» - обложка, Памятник в Харькове Эллочке

– Спасибо артистам!

Вывод: Что подметили И.Ильф и Евгений Петров еще примерно 90 лет назад? Чем объясняется такой небольшой словарный запас Эллочки – всего 30 слов?

(Ответы: Живет только материальными заботами – не читает, не учится)


5) Лексическая работа

– Итак, речь Эллочки – пример жаргона. Что значит это слово?

СООБЩЕНИЕ №4, Жаргон Очень близко по значение и такое явление, как сленг


СЛАЙД № 8 ЖАРГОН | СЛЕНГ |

– Какие виды сленга существуют сейчас? (Ответы... В том числе и интернет-сленг)


6) Практическая работа с искаженным в Интернете текстом.

– Некоторые пользователи сознательно искажают язык. Я активный пользователь Интернета. Это мой хороший помощник в работе. Недавно совершенно случайно я увидела в интернете текст, который сначала не поняла. Посмотрите на перевернутый листок с красной галочкой. Что это за произведение? ( – КОЛОБОК!!!)

СТРУКТУРА №3 (СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЕЙБЛ)

– Поработайте корректорами. Посмотрим, можно ли взять вас на работу в редакцию? Не просто исправляем ошибки, а фактически пишем перевод на русский язык, потому что этот текст не принадлежит русскому языку. 2 минуты.

Обменяйтесь с собеседником напротив. Проверяем, зачеркиваем ошибки, исправляем. 1 минута

– ЕСТЬ ОШИБКИ????

Отвечают ученики под №3. Начинает 3 команда, потом 4, 5, 1, 2

– Переверните, оставьте на столах. Я проверю.


ВОПРОС: Хотели бы вы, чтобы ваши дети изучали вот такой язык, читали бы книжки на таком языке? (Ответы… Нет!)

Берем на заметку ваше мнение!!!!


7) Анализ ошибок в Интернете

С какими еще видами ошибок вы встречаетесь в Интернете?

ОБЩЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ Называют виды ошибок.

Обобщим

СЛАЙД №9 РАЗНОВИДНОСТИ ОШИБОК

- И еще одно явление мне хотелось бы отметить: сокращение слов, которое переходит уже и в реальную жизнь. Примеры встречаются постоянно. Не будем их называть: СПС, ПЖЛС…

– А еще мы все активно используем смайлики .

– Для чего они? (-Общение при помощи знаков).

– Что передаем при помощи смайликов? (– Мы хотим передать наши чувства, а времени мало, да и слов подобрать уже не можем! Вербальное общение заменяем на знаковое)

– Что значит вербальный (Словесный).

Вывод об использовании смайликов: Общение символами развивает речь? (-Нет. Общение символами не развивает речь. Нажимаешь кнопочку: вот улыбка, вот любовь, вот печаль. Даже обезьяну можно научить нажимать нужную кнопочку.)


8) Проблемный вопрос.

Мы поговорили только о нескольких особенностях Общения в Интернете и при помощи СМС.

ВОПРОС: Как вы считаете, все виды ошибок в Интернете и СМС – ЭТО БЕЗОБИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ? Может быть, это просто игра и последствий нет? Предлагаю каждому ответить на вопрос:

СЛАЙД №10 Влияет ли неправильное написание слов в Интернете и СМС на вашу грамотность?

Отвечают №4 ( - Ответы.)

- Советую понаблюдать за собой.


IV. ВЫВОДЫ:

  1. Слово учителя.

– Сегодня проблема языковой грамотности и чистоты русского языка является очень актуальной. Об говорят ученые, преподаватели, писатели, да и все культурные люди страны.

По данным Министерства образования и науки, в последние годы в школьных сочинениях увеличилось количество ошибок вообще, в том числе связанных с употреблением Интернет-сленга, а также учителя все чаще вылавливают в письменных работах российских учеников смайлики и сокращения. Преподаватели, в том числе и вузов, жалуются, что выпускники, абитуриенты, студенты зачастую вполне серьезно пишут свои работы на искаженном языке, даже не понимая, что они творят.


  1. Творческая работа

Итак, возвращаемся к проблеме:

СЛАЙД №11 : ИНТЕРНЕТ: ПРАВИЛ НЕТ? СМС: ПО ПРАВИЛАМ ИЛИ БЕЗ?


СТРУКТУРА №4 (РАФТ )

Вы обсуждаете 1 минуту в команде ответ на эти вопросы, затем берете лист А3, фломастер и один кто-то пишет общее мнение, при этом используя пословицы и поговорки, высказывания великих людей о языке и речи, которые вы должны были подготовить. Таким образом вы создаете постер для своих одноклассников. Можете начать словами:

Мы считаем, мы убеждены, мы думаем…3 минуты.

– Встаем, прикрепляем к стене и доске магнитами свои работы!!!!!!

Выступает один из команды.

– Спасибо! Ваша позиция ясна. Садитесь, пожалуйста.


V. Заключение.

1) Слово учителя.

– Все мы, для кого русский язык дорог, несём ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность. И пусть никто не забывает, что сила и мощь русского слова зависит от того, как каждый из нас владеет неисчерпаемыми богатствами русской речи.

– И пусть никогда мы не увидим в Интернете подобного сообщения:

СЛАЙД №12 : «Дорогие блоггеры, форумчане, журналисты… Вы измучили меня…Я устал… Я ухожу…

Подпись: Ваш русский зык.»

– Это, конечно, шутка. Но давайте еще раз осмыслим слова нашего великого, замечательного писателя И.С. Тургенева:

СЛАЙД №13 И.С. Тургенев : «БЕРЕГИТЕ русский язык….»


2) Структура «ПАРКОВКА».

Сейчас, пожалуйста, пусть каждый из вас на липком листочке напишет, какое мнение сложилось о сегодняшнем занятии (Понравилось ли наше сегодняшнее общение?) и прикрепит на доску. Спасибо!


СЛАЙД №14 Спасибо!!!

Домашнее задание для желающих: Написать заметку в нашу школьную газету по проблеме занятия : «ИНТЕРНЕТ: ПРАВИЛ НЕТ? СМС: ПО ПРАВИЛАМ ИЛИ БЕЗ?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Язык Интернета и SMS. Бережное отношение к русскому языку

Автор: Яковлева Татьяна Борисовна

Дата: 09.10.2014

Номер свидетельства: 117578


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства