Язык Интернета и SMS. Бережное отношение к русскому языку
Язык Интернета и SMS. Бережное отношение к русскому языку
7 класс
Урок по русскому языку
Тема: Язык Интернета и SMS. Бережное отношение к русскому языку.
Цели занятия:
Обучающая: работать над формированием у обучающихся исследовательских умений и навыков, закрепить и углубить знания учащихся о структуре языка.
Развивающая: развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, содействовать развитию личности ученика.
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к родному языку, интерес к слову, внимательное отношение к своей речи, умение ценить красивую и правильную речь, воспитывать толерантность, умение работать в группе.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
–Здравствуйте, ребята. Поприветствуем гостей. Мы собрались, чтобы обсудить очень актуальную тему:
СЛАЙД №1 : Язык Интернета и SMS. Бережное отношение к русскому языку.
– Мы поговорим о некоторых сторонах таких недавно вошедших в жизнь нашего общества явлений, как Интернет и СМС. Сегодня мы поработаем, возможно, узнаем что-то новое и примем какие-то решения, чтобы успешнее учиться дальше.
II . Разминка.
1) Лексическая работа
– У нас есть ученики, которые занимались словарной работой. Начнем с того, что такое Интернет? И что такое СМС?
СООБЩЕНИЕ 1
СЛАЙД №2 Интерне?т, SMS
2) Обсуждение вопроса с целью перехода к основной теме.
СТРУКТУРА №1 (РАУНД ТЕЙБЛ)
– Мы сейчас уже не представляем, как можно обходиться без Интернета. Он открывает нам столько возможностей! А знаем ли мы о них?
– Сейчас в каждой команде №1 берет лист А5, записывает название одной из возможностей, предоставляемых нам Интернетом, и передает листок по часовой стрелке. Времени вам на это – 1 минуту. Не повторяемся в команде. Начали! Время!
–Подвели черту.
– Итак, узнаем, какая из команд лучше ориентируется во «Всемирной паутине». Листок с записями в руках у №1. По очереди зачитываем, а остальные команды вычеркивают то, что зачитывается. Начинает команда №1.
–У кого есть что добавить? (Добавления)
– Сколько записей у каждой команды? Победители молодцы!
– Это, конечно, не все. Услуг огромное количество! И у каждой много достоинств. Но мы говорим сегодня только об общении.
III. Основная часть.
Лексическая работа.
– Интернет-общение и общение при помощи СМС (то есть виртуальное) становится самым популярным во всем мире и нередко даже вытесняет реальное общение. Что значат эти слова?
СООБЩЕНИЕ №2
СЛАЙД №3 : ВИРТУАЛЬНЫЙ, РЕАЛЬНЫЙ
– Скажите, где именно происходит общение в Интернете? ( В основном в социальных сетях, в блогах, чатах, форумах )
– Что означают слова, которые недавно вошли в нашу жизнь?
СООБЩЕНИЕ №3
СЛАЙД №4 Блог, форум, чат
2) Общее обсуждение по теме
–Кто из вас часто общается в Интернете? Часто отправляет СМС?
Какие положительные стороны такого рода общения мы можем отметить? (Ответы учащихся)
– Обобщим:
СЛАЙД №5 Положительные стороны интернет-общения.
– Но, как известно, у каждого явления есть плюсы и минусы.
Назовите, пожалуйста, отрицательные стороны, возникающие при общении в интернете и при помощи СМС?
СТРУКТУРА №2 (ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН):
Каждый из вас думает 30 сек.- запишите на стикере свое мнение, приклейте на лист А4, обсудите 1 минуту. Повторяющиеся ответы вычеркиваем. Что-то можно дописать.
– Начинает команда 2. От команды выступают №2.
Что добавят остальные команды: 3, 4, 5, 1? (Ответы учащихся, кто-то должен назвать искажение ЯЗЫКА).
3) Формулирование проблемы
– Мы подошли к ПРОБЛЕМЕ ЗАНЯТИЯ, которую я обозначила так:
СЛАЙД №6
ИНТЕРНЕТ: ПРАВИЛ НЕТ?
СМС: ПО ПРАВИЛАМ ИЛИ БЕЗ?
– На эти вопросы мы ответим в конце урока
4) Сценка
– К нам приехали знаменитые артисты. Благодаря им мы переносимся в 20-е годы 20 века, то есть примерно на 90 лет назад.
СЛАЙД №7 «12 стульев» - обложка, Памятник в Харькове Эллочке
– Спасибо артистам!
Вывод: Что подметили И.Ильф и Евгений Петров еще примерно 90 лет назад? Чем объясняется такой небольшой словарный запас Эллочки – всего 30 слов?
(Ответы: Живет только материальными заботами – не читает, не учится)
5) Лексическая работа
– Итак, речь Эллочки – пример жаргона. Что значит это слово?
СООБЩЕНИЕ №4, Жаргон Очень близко по значение и такое явление, как сленг
СЛАЙД № 8 ЖАРГОН | СЛЕНГ |
– Какие виды сленга существуют сейчас? (Ответы... В том числе и интернет-сленг)
6) Практическая работа с искаженным в Интернете текстом.
– Некоторые пользователи сознательно искажают язык. Я активный пользователь Интернета. Это мой хороший помощник в работе. Недавно совершенно случайно я увидела в интернете текст, который сначала не поняла. Посмотрите на перевернутый листок с красной галочкой. Что это за произведение? ( – КОЛОБОК!!!)
СТРУКТУРА №3 (СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЕЙБЛ)
– Поработайте корректорами. Посмотрим, можно ли взять вас на работу в редакцию? Не просто исправляем ошибки, а фактически пишем перевод на русский язык, потому что этот текст не принадлежит русскому языку. 2 минуты.
Обменяйтесь с собеседником напротив. Проверяем, зачеркиваем ошибки, исправляем. 1 минута
– ЕСТЬ ОШИБКИ????
Отвечают ученики под №3. Начинает 3 команда, потом 4, 5, 1, 2
– Переверните, оставьте на столах. Я проверю.
ВОПРОС: Хотели бы вы, чтобы ваши дети изучали вот такой язык, читали бы книжки на таком языке?(Ответы… Нет!)
Берем на заметку ваше мнение!!!!
7) Анализ ошибок в Интернете
– С какими еще видами ошибок вы встречаетесь в Интернете?
ОБЩЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ Называют виды ошибок.
Обобщим
СЛАЙД №9 РАЗНОВИДНОСТИ ОШИБОК
- И еще одно явление мне хотелось бы отметить: сокращение слов, которое переходит уже и в реальную жизнь. Примеры встречаются постоянно. Не будем их называть: СПС, ПЖЛС…
– А еще мы все активно используем смайлики .
– Для чего они? (-Общение при помощи знаков).
– Что передаем при помощи смайликов? (– Мы хотим передать наши чувства, а времени мало, да и слов подобрать уже не можем! Вербальное общение заменяем на знаковое)
– Что значит вербальный (Словесный).
Вывод об использовании смайликов: Общение символами развивает речь? (-Нет. Общение символами не развивает речь. Нажимаешь кнопочку: вот улыбка, вот любовь, вот печаль. Даже обезьяну можно научить нажимать нужную кнопочку.)
8) Проблемный вопрос.
Мы поговорили только о нескольких особенностях Общения в Интернете и при помощи СМС.
ВОПРОС: Как вы считаете, все виды ошибок в Интернете и СМС – ЭТО БЕЗОБИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ? Может быть, это просто игра и последствий нет? Предлагаю каждому ответить на вопрос:
СЛАЙД №10 Влияет ли неправильное написание слов в Интернете и СМС на вашу грамотность?
– Отвечают №4 ( - Ответы.)
- Советую понаблюдать за собой.
IV. ВЫВОДЫ:
Слово учителя.
– Сегодня проблема языковой грамотности и чистоты русского языка является очень актуальной. Об говорят ученые, преподаватели, писатели, да и все культурные люди страны.
По данным Министерства образования и науки, в последние годы в школьных сочинениях увеличилось количество ошибок вообще, в том числе связанных с употреблением Интернет-сленга, а также учителя все чаще вылавливают в письменных работах российских учеников смайлики и сокращения. Преподаватели, в том числе и вузов, жалуются, что выпускники, абитуриенты, студенты зачастую вполне серьезно пишут свои работы на искаженном языке, даже не понимая, что они творят.
Творческая работа
– Итак, возвращаемся к проблеме:
СЛАЙД №11 : ИНТЕРНЕТ: ПРАВИЛ НЕТ? СМС: ПО ПРАВИЛАМ ИЛИ БЕЗ?
СТРУКТУРА №4 (РАФТ )
Вы обсуждаете 1 минуту в команде ответ на эти вопросы, затем берете лист А3, фломастер и один кто-то пишет общее мнение, при этом используя пословицы и поговорки, высказывания великих людей о языке и речи, которые вы должны были подготовить. Таким образом вы создаете постер для своих одноклассников. Можете начать словами:
Мы считаем, мы убеждены, мы думаем…3 минуты.
– Встаем, прикрепляем к стене и доске магнитами свои работы!!!!!!
Выступает один из команды.
– Спасибо! Ваша позиция ясна. Садитесь, пожалуйста.
V. Заключение.
1) Слово учителя.
– Все мы, для кого русский язык дорог, несём ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность. И пусть никто не забывает, что сила и мощь русского слова зависит от того, как каждый из нас владеет неисчерпаемыми богатствами русской речи.
– И пусть никогда мы не увидим в Интернете подобного сообщения:
СЛАЙД №12 : «Дорогие блоггеры, форумчане, журналисты… Вы измучили меня…Я устал… Я ухожу…
Подпись: Ваш русский зык.»
– Это, конечно, шутка. Но давайте еще раз осмыслим слова нашего великого, замечательного писателя И.С. Тургенева:
СЛАЙД №13 И.С. Тургенев : «БЕРЕГИТЕ русский язык….»
2) Структура «ПАРКОВКА».
– Сейчас, пожалуйста, пусть каждый из вас на липком листочке напишет, какое мнение сложилось о сегодняшнем занятии (Понравилось ли наше сегодняшнее общение?) и прикрепит на доску. Спасибо!
СЛАЙД №14 Спасибо!!!
Домашнее задание для желающих: Написать заметку в нашу школьную газету по проблеме занятия : «ИНТЕРНЕТ: ПРАВИЛ НЕТ? СМС: ПО ПРАВИЛАМ ИЛИ БЕЗ?»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Язык Интернета и SMS. Бережное отношение к русскому языку »
5
МАОУ «Гимназия №37»
Авиастроительного района г. Казани
Урок
по русскому языку в 7 классе
Тема:
«Язык Интернета и SMS. Бережное отношение к русскому языку»
(с использованием структур сингапурской методики обучения)
Учитель русского языка и литературы
Яковлева Татьяна Борисовна
Казань 2013
7 класс
Урок по русскому языку
Тема: Язык Интернета и SMS. Бережное отношение к русскому языку.
Цели занятия:
Обучающая: работать над формированием у обучающихся исследовательских умений и навыков, закрепить и углубить знания учащихся о структуре языка.
Развивающая: развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, содействовать развитию личности ученика.
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к родному языку, интерес к слову, внимательное отношение к своей речи, умение ценить красивую и правильную речь, воспитывать толерантность, умение работать в группе.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
–Здравствуйте, ребята. Поприветствуем гостей. Мы собрались, чтобы обсудить очень актуальную тему:
СЛАЙД №1 : Язык Интернета и SMS. Бережное отношение к русскому языку.
– Мы поговорим о некоторых сторонах таких недавно вошедших в жизнь нашего общества явлений, как Интернет и СМС. Сегодня мы поработаем, возможно, узнаем что-то новое и примем какие-то решения, чтобы успешнее учиться дальше.
II . Разминка.
1) Лексическая работа
– У нас есть ученики, которые занимались словарной работой. Начнем с того, что такое Интернет? И что такое СМС?
СООБЩЕНИЕ 1
СЛАЙД №2 Интерне́т, SMS
2) Обсуждение вопроса с целью перехода к основной теме.
СТРУКТУРА №1 (РАУНД ТЕЙБЛ)
– Мы сейчас уже не представляем, как можно обходиться без Интернета. Он открывает нам столько возможностей! А знаем ли мы о них?
– Сейчас в каждой команде №1 берет лист А5, записывает название одной из возможностей, предоставляемых нам Интернетом, и передает листок по часовой стрелке. Времени вам на это – 1 минуту. Не повторяемся в команде. Начали! Время!
–Подвели черту.
– Итак, узнаем, какая из команд лучше ориентируется во «Всемирной паутине». Листок с записями в руках у №1. По очереди зачитываем, а остальные команды вычеркивают то, что зачитывается. Начинает команда №1.
–У кого есть что добавить? (Добавления)
– Сколько записей у каждой команды? Победители молодцы!
– Это, конечно, не все. Услуг огромное количество! И у каждой много достоинств.Но мы говорим сегодня только об общении.
III. Основная часть.
Лексическая работа.
– Интернет-общение и общение при помощи СМС (то есть виртуальное) становится самым популярным во всем мире и нередко даже вытесняет реальное общение. Что значат эти слова?
СООБЩЕНИЕ №2
СЛАЙД №3 : ВИРТУАЛЬНЫЙ, РЕАЛЬНЫЙ
– Скажите, где именно происходит общение в Интернете? ( В основном в социальных сетях, в блогах, чатах, форумах )
– Что означают слова, которые недавно вошли в нашу жизнь?
СООБЩЕНИЕ №3
СЛАЙД №4 Блог, форум, чат
2) Общее обсуждение по теме
–Кто из вас часто общается в Интернете? Часто отправляет СМС?
Какие положительные стороны такого рода общения мы можем отметить? (Ответы учащихся)
– Обобщим:
СЛАЙД №5 Положительные стороны интернет-общения.
– Но, как известно, у каждого явления есть плюсы и минусы.
Назовите, пожалуйста, отрицательные стороны, возникающие при общении в интернете и при помощи СМС?
СТРУКТУРА №2 (ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН):
Каждый из вас думает 30 сек.- запишите на стикере свое мнение, приклейте на лист А4, обсудите 1 минуту. Повторяющиеся ответы вычеркиваем. Что-то можно дописать.
– Начинает команда 2. От команды выступают №2.
Что добавят остальные команды: 3, 4, 5, 1? (Ответы учащихся, кто-то должен назвать искажение ЯЗЫКА).
3) Формулирование проблемы
– Мы подошли к ПРОБЛЕМЕ ЗАНЯТИЯ, которую я обозначила так:
СЛАЙД №6
ИНТЕРНЕТ: ПРАВИЛ НЕТ?
СМС: ПО ПРАВИЛАМ ИЛИ БЕЗ?
– На эти вопросы мы ответим в конце урока
4) Сценка
– К нам приехали знаменитые артисты. Благодаря им мы переносимся в 20-е годы 20 века, то есть примерно на 90 лет назад.
СЛАЙД №7 «12 стульев» - обложка, Памятник в Харькове Эллочке
– Спасибо артистам!
Вывод: Что подметили И.Ильф и Евгений Петров еще примерно 90 лет назад? Чем объясняется такой небольшой словарный запас Эллочки – всего 30 слов?
(Ответы: Живет только материальными заботами – не читает, не учится)
5) Лексическая работа
– Итак, речь Эллочки – пример жаргона. Что значит это слово?
СООБЩЕНИЕ №4, Жаргон Очень близко по значение и такое явление, как сленг
СЛАЙД № 8 ЖАРГОН | СЛЕНГ |
– Какие виды сленга существуют сейчас? (Ответы... В том числе и интернет-сленг)
6) Практическая работа с искаженным в Интернете текстом.
– Некоторые пользователи сознательно искажают язык. Я активный пользователь Интернета. Это мой хороший помощник в работе. Недавно совершенно случайно я увидела в интернете текст, который сначала не поняла. Посмотрите на перевернутый листок с красной галочкой. Что это за произведение? ( – КОЛОБОК!!!)
СТРУКТУРА №3 (СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЕЙБЛ)
– Поработайте корректорами. Посмотрим, можно ли взять вас на работу в редакцию? Не просто исправляем ошибки, а фактически пишем перевод на русский язык, потому что этот текст не принадлежит русскому языку. 2 минуты.
Обменяйтесь с собеседником напротив. Проверяем, зачеркиваем ошибки, исправляем. 1 минута
– ЕСТЬ ОШИБКИ????
Отвечают ученики под №3. Начинает 3 команда, потом 4, 5, 1, 2
– Переверните, оставьте на столах. Я проверю.
ВОПРОС: Хотели бы вы, чтобы ваши дети изучали вот такой язык, читали бы книжки на таком языке?(Ответы… Нет!)
Берем на заметку ваше мнение!!!!
7) Анализ ошибок в Интернете
– С какими еще видами ошибок вы встречаетесь в Интернете?
ОБЩЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ Называют виды ошибок.
Обобщим
СЛАЙД №9 РАЗНОВИДНОСТИ ОШИБОК
- И еще одно явление мне хотелось бы отметить: сокращение слов, которое переходит уже и в реальную жизнь. Примеры встречаются постоянно. Не будем их называть: СПС, ПЖЛС…
– А еще мы все активно используем смайлики .
– Для чего они? (-Общение при помощи знаков).
– Что передаем при помощи смайликов? (– Мы хотим передать наши чувства, а времени мало, да и слов подобрать уже не можем! Вербальное общение заменяем на знаковое)
– Что значит вербальный (Словесный).
Вывод об использовании смайликов: Общение символами развивает речь? (-Нет. Общение символами не развивает речь. Нажимаешь кнопочку: вот улыбка, вот любовь, вот печаль. Даже обезьяну можно научить нажимать нужную кнопочку.)
8) Проблемный вопрос.
Мы поговорили только о нескольких особенностях Общения в Интернете и при помощи СМС.
ВОПРОС: Как вы считаете, все виды ошибок в Интернете и СМС – ЭТО БЕЗОБИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ? Может быть, это просто игра и последствий нет? Предлагаю каждому ответить на вопрос:
СЛАЙД №10 Влияет ли неправильное написание слов в Интернете и СМС на вашу грамотность?
– Отвечают №4( - Ответы.)
- Советую понаблюдать за собой.
IV. ВЫВОДЫ:
Слово учителя.
– Сегодня проблема языковой грамотности и чистоты русского языка является очень актуальной. Об говорят ученые, преподаватели, писатели, да и все культурные люди страны.
По данным Министерства образования и науки, в последние годы в школьных сочинениях увеличилось количество ошибок вообще, в том числе связанных с употреблением Интернет-сленга, а также учителя все чаще вылавливают в письменных работах российских учеников смайлики и сокращения. Преподаватели, в том числе и вузов, жалуются, что выпускники, абитуриенты, студенты зачастую вполне серьезно пишут свои работы на искаженном языке, даже не понимая, что они творят.
Творческая работа
– Итак, возвращаемся к проблеме:
СЛАЙД №11 : ИНТЕРНЕТ: ПРАВИЛ НЕТ? СМС: ПО ПРАВИЛАМ ИЛИ БЕЗ?
СТРУКТУРА №4 (РАФТ )
Вы обсуждаете 1 минуту в команде ответ на эти вопросы, затем берете лист А3, фломастер и один кто-то пишет общее мнение, при этом используя пословицы и поговорки, высказывания великих людей о языке и речи, которые вы должны были подготовить. Таким образом вы создаете постер для своих одноклассников. Можете начать словами:
Мы считаем, мы убеждены, мы думаем…3 минуты.
– Встаем, прикрепляем к стене и доске магнитами свои работы!!!!!!
Выступает один из команды.
– Спасибо! Ваша позиция ясна. Садитесь, пожалуйста.
V. Заключение.
1) Слово учителя.
– Все мы, для кого русский язык дорог, несём ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность. И пусть никто не забывает, что сила и мощь русского слова зависит от того, как каждый из нас владеет неисчерпаемыми богатствами русской речи.
– И пусть никогда мы не увидим в Интернете подобного сообщения:
СЛАЙД №12 : «Дорогие блоггеры, форумчане, журналисты… Вы измучили меня…Я устал… Я ухожу…
Подпись: Ваш русский зык.»
– Это, конечно, шутка. Но давайте еще раз осмыслим слова нашего великого, замечательного писателя И.С. Тургенева:
СЛАЙД №13 И.С. Тургенев : «БЕРЕГИТЕ русский язык….»
2) Структура «ПАРКОВКА».
– Сейчас, пожалуйста, пусть каждый из вас на липком листочке напишет, какое мнение сложилось о сегодняшнем занятии (Понравилось ли наше сегодняшнее общение?) и прикрепит на доску. Спасибо!
СЛАЙД №14 Спасибо!!!
Домашнее задание для желающих: Написать заметку в нашу школьную газету по проблеме занятия : «ИНТЕРНЕТ: ПРАВИЛ НЕТ? СМС: ПО ПРАВИЛАМ ИЛИ БЕЗ?»