Русский язык: преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
Русский язык: преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
Пятый класс… Начальная школа позади… С особым волнением, напряжением дети и их родители приходят в основную школу. Что их ждёт? Всё ли было сделано для того, чтобы заложить прочный фундамент знаний в начальной школе? В чём причина первых успехов и неудач начинающих пятиклассников? Почему многие дети, зная правила по русскому языку, в диктантах допускают большое количество ошибок? Почему предмет «Русский язык» в результате становится у детей одним из нелюбимых предметов в школе?
Эти и многие другие вопросы задают каждый раз все, кто каким-либо образом касается программы изучения русского языка в пятом классе. Но неужели всё так сложно? Что нужно своевременно сделать для того, чтобы избежать возможных трудностей при изучении ( родного! ) языка?
В первую очередь необходимо отказаться от формальной подачи знаний. Дети, окончив начальную школу, не могут чётко объяснить: почему надо уметь выполнять фонетический разбор слова? или зачем мы разбираем слово по составу, выделяя в нём корень, приставку, суффикс, окончание? Получение знаний должно строиться на основе причинно-следственных связей, в результате чего дети учатся думать, у них развивается логическое мышление.
Особое внимание следует уделять развитию устной речи учащихся, поскольку она первична по отношению к речи письменной. На уроке русского языка дети обязательно должны учиться говорить. Говорить чётко, выразительно. Учиться слушать свою речь и речь одноклассников. Именно правильная речь и хороший слух являются основой обучения грамотному письму. Поэтому в урок русского языка важно включать аудирование. На каждом уроке должен звучать текст. На этом этапе работы возможны следующие задания: прослушайте текст; определите тему, основную мысль; назовите ключевые слова; перескажите текст и т.п. Безусловно, работая над текстом, мы реализуем на уроке и воспитательные задачи. Хорошим примером будет заучивание наизусть текстов разного уровня сложности и объёма. Ребёнок должен иметь в запасе образцы правильной речи.
Устную речь необходимо формировать постоянно. Наши дети не получают достаточного языкового запаса. В школьной программе нет системного обучения словарю, так как предполагается, что мы говорим с русскоязычным населением. Например, пятиклассники затрудняются ответить, в чём разница между словами долина и далёкий, прославлять и благословлять, раздражение и задрожать, сметать и смятение и т.д. Так получается, что русский язык подчас приходится преподавать как иностранный: учить слова, тем самым постоянно расширять лексикон учащихся (2-3 новых слова на каждый урок). Только на базе достаточного лексического запаса можно формировать письменную грамотность.
Почему так получается: ребёнок знает все правила, а применить их на практике не может? У нас правило поясняется на очень узком количестве слов. Крайне необходимо при изучении определённой темы вводить всё новые и новые слова, где это правило используется. Учитель должен задействовать зрительную, слуховую, логическую, эмоциональную, моторную память ребёнка. Важно, чтобы слова были написаны грамотно, без пропусков букв и скобок и обязательно включены в контекст. Ребёнок на этом этапе знакомства со словом должен зрительно представлять его в полном объёме, при этом чётко произнести слово, объяснить лексическое значение, подчеркнуть или выделить букву, в написании которой можно допустить ошибку, объяснить её правописание. Например, робкий мужчина – обладающий робостью, образовалось от робя, ребёнок, т.е. подобный ребёнку; праздник, праздный человек – празден, т.е. не занят делом, образовано от порожний, т.е. пустой.
Для эффективности освоения русского языка очень важно постоянно устанавливать сходство и различие его явлений. В нашем языке очень много одинаково звучащих слов, но отличающихся смыслом, а потому и написанием: запивать молоком – запевать в хоре, развивается ребёнок – развивается общество, свивать гнездо – свести краску, обаяние личности – обоняние острое, разрядить обстановку – разредить посевы и т.д. Установление сходства и различия погружает в глубинный смысл слова и мобилизует воображение учащихся.
Важным этапом в работе над правописанием является «узнавание» слова в предложении, в тексте, где ничего не обозначено. Приведём пример задания: спишите текст, выделите во всех словах корни; обозначьте буквы, в написании которых можно допустить ошибку; докажите правильное написание слова.
Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далёкое солнце уходило за горизонт и бросало на землю свои последние лучи. Лесные поляны наливались густой пеленой, и она ползла от земли к верхушкам деревьев.
Но вот воцарилась тишина, только иногда раздавался одинокий голосок птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва освещали лес.
Когда солнце скрылось за верхушками деревьев, след знакомой тропинки стал пропадать. Вот над ёлочкой появилась первая звёздочка. Ночь вступала в свои права. «Пора возвращаться домой», - решили мы.
Ребёнок должен усвоить материал. А что значит усвоить? Сделать своим. Включить в свою речь. Очень эффективным заданием будет следующее: составьте по опорным словосочетаниям сочинение-миниатюру (можно указать тему). Творческому заданию должна отводиться особая роль на уроке. В связи с этим нелепо отделять в учебном процессе уроки развития речи. Развитие речи должно идти из урока в урок.
Сегодня при преподавании языка уже в начальной школе мы уводим детей от самого языка в лингвистику, в науку о языке. Мы хотим сформировать лингвистический интерес и уводим детей от того, что есть язык на самом деле. Что такое корень слова? Почему эта морфема так называется? Как «растёт» слово? О каких собственных корнях должен знать человек и как это важно для самопознания? Насколько важно уметь видеть корень слова и понимать его смысл? К сожалению, достаточно часто приходится наблюдать у пятиклассников в начале учебного года (а у некоторых детей и дольше) своего рода путаницу: корень и проверочное слово для них абсолютно не связаны. Понятно, ни о каком смысловом письме и речи быть не может. А ведь русское письмо смысловое!
В начальной школе нужно сформировать смысловое письмо через осознание его корневой сути. И только после этого изучать правописание приставок, а далее другие орфограммы. Ребёнок должен усвоить: в слове суть заключается в корне, в предложении – в грамматической основе, в тексте – это основная мысль. Именно на этом фундаменте необходимо формировать дальнейшие знания о языке.
Знакомство детей с частями речи следует начинать с истолкования самого названия. Учащиеся должны осознать, почему именно все слова, обозначающие предмет, называются именами существительными, а слова, характеризующие признак предмета, - именами прилагательными. Почему в названии этих частей речи есть слово «имя»? В чём особенность названия глагола? Почему, к примеру, писатель А.Югов назвал глагол «самой живой» частью речи? Раскрыв смысл слова «наречие», можно не только объяснить грамматическое значение этой части речи, но и научить детей безошибочно отличать её от других слов, в частности от кратких прилагательных, а впоследствии и от прилагательных в сравнительной степени.
Анализируя знания детей о служебных частях речи, можно отметить, что учащиеся младших классов чаще просто запоминают, что, например, И, А, НО – это союзы, все остальные «маленькие» слова – предлоги, некоторые иногда вспоминают о частице НЕ. И опять, чтобы не зубрить, а понять материал, ребёнок должен осознать смысл названий служебных частей речи, и уже, отталкиваясь от смысла, понять их служебную роль. И ещё (более важно!) осмыслить значимость каждого слова в языке!
Одна из самых трудных тем при изучении морфологии в 4-5 классах – это спряжение глагола. Отрабатывая правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени, учителя часто сталкиваются с тем, что дети не могут применить на практике умение определять спряжение глагола. Типичная ошибка: «туман стел…тся – стелить – значит пишу И». Почему так происходит? Потому что в начальной школе (чтобы было проще) дети учат так называемые глаголы-исключения скороговоркой. «Скороговорку» знают хорошо, но с практикой это не сопоставляется. Правило определения спряжения глагола и его практическую направленность надо давать в начальной школе сразу всё в полном объёме, а не разрывать на несколько тем. Это даёт возможность учащимся разобраться в необходимости изучения данной темы и в логичности своих действий на практике. Именно таким образом давая знания детям, мы будем уверены в том, что в жизни они им пригодятся.
Не надо запутывать детей. Учебный материал необходимо изучать так, чтобы он был востребован и легко применим в какой-либо речевой ситуации. К сожалению, некоторые правила в начальной школе да и в программе пятого класса представлены так, что их, кроме как зубрить, иначе выучить очень сложно. Выучить так, чтобы через месяц, год успешно применить. Это касается, к примеру, правила правописания букв Е,И в окончаниях имён существительных. Ребёнок, чтобы правильно написать на яблон(е,и), на дуэл(е,и), к Наталь(Е,И) – к Натали(е,и), должен поставить существительное в начальную форму, определить род, склонение, падеж… Почему бы не дать тот же материал по-другому? Схема-алгоритм, предложенная И.В.Барановой, значительно быстрее и надёжнее «работает». Она выглядит так:
Кого? Чего?
Она моя с Ь И
Буква И
Иначе - Е
Если существительное стоит в родительном падеже, или оно третьего склонения, или его основа оканчивается на – И, то в окончании пишется буква –И. Если же такие условия не соблюдаются, то в окончании надо писать букву –Е.
Изучив таким образом правило правописания однобуквенных безударных окончаний существительных, дети легко применяют его на практике.
Ещё одна трудность, с которой сталкиваются младшие школьники, - это изучение правописания словарных слов, которых в учебниках очень много. Все объяснения учащихся в таких случаях сходятся в одном: «Это словарное слово. Его надо запомнить». Но ведь всё ребёнку запомнить невозможно. Да ещё если учитывать, что речь у многих детей далеко не правильная. Уже в начальных классах работу со словарными словами надо вести с опорой на правильное произношение, происхождение, образование слова.
Например, отразились в зеркале – произошло от уст. войти в РАЖ, т.е. волнение; впечатление от фильма – фильм оставил отПЕЧАТок – от др.-русск. ПЕЧАТЬ – выжженный знак; сверстник – произошло от корня верст в слове верста – мера длины, дословно – прошедший те же вёрсты, т.е. жизненный путь той же длины
Отрабатывая таким образом правила, ученик понимает, что правописание в русском языке совсем не сложное, самое главное – научиться думать, размышлять. Так появляется интерес к предмету, родному языку. Не надо бояться показывать детям процессы, изменения, происходящие в языке. Удивительно то, что современные дети, в малом владеющие информацией, тянутся к осознанию глубинных процессов жизни. Любой ребёнок сегодня хочет понять, что такое мир, в котором мы живём, кто он в этом мире и как ему в этом мире жить. Преподавание языка на такой основе увлекает детей бесконечно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Русский язык: преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено »
Богданова Ольга Викторовна, учитель высшей квалификационной категории БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей»
Русский язык: преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
Пятый класс… Начальная школа позади… С особым волнением, напряжением дети и их родители приходят в основную школу. Что их ждёт? Всё ли было сделано для того, чтобы заложить прочный фундамент знаний в начальной школе? В чём причина первых успехов и неудач начинающих пятиклассников? Почему многие дети, зная правила по русскому языку, в диктантах допускают большое количество ошибок? Почему предмет «Русский язык» в результате становится у детей одним из нелюбимых предметов в школе?
Эти и многие другие вопросы задают каждый раз все, кто каким-либо образом касается программы изучения русского языка в пятом классе. Но неужели всё так сложно? Что нужно своевременно сделать для того, чтобы избежать возможных трудностей при изучении ( родного! ) языка?
В первую очередь необходимо отказаться от формальной подачи знаний. Дети, окончив начальную школу, не могут чётко объяснить: почему надо уметь выполнять фонетический разбор слова? или зачем мы разбираем слово по составу, выделяя в нём корень, приставку, суффикс, окончание? Получение знаний должно строиться на основе причинно-следственных связей, в результате чего дети учатся думать, у них развивается логическое мышление.
Особое внимание следует уделять развитию устной речи учащихся, поскольку она первична по отношению к речи письменной. На уроке русского языка дети обязательно должны учиться говорить. Говорить чётко, выразительно. Учиться слушать свою речь и речь одноклассников. Именно правильная речь и хороший слух являются основой обучения грамотному письму. Поэтому в урок русского языка важно включать аудирование. На каждом уроке должен звучать текст. На этом этапе работы возможны следующие задания: прослушайте текст; определите тему, основную мысль; назовите ключевые слова; перескажите текст и т.п. Безусловно, работая над текстом, мы реализуем на уроке и воспитательные задачи. Хорошим примером будет заучивание наизусть текстов разного уровня сложности и объёма. Ребёнок должен иметь в запасе образцы правильной речи.
Устную речь необходимо формировать постоянно. Наши дети не получают достаточного языкового запаса. В школьной программе нет системного обучения словарю, так как предполагается, что мы говорим с русскоязычным населением. Например, пятиклассники затрудняются ответить, в чём разница между словами долина и далёкий, прославлять и благословлять, раздражение и задрожать, сметать и смятение и т.д. Так получается, что русский язык подчас приходится преподавать как иностранный: учить слова, тем самым постоянно расширять лексикон учащихся (2-3 новых слова на каждый урок). Только на базе достаточного лексического запаса можно формировать письменную грамотность.
Почему так получается: ребёнок знает все правила, а применить их на практике не может? У нас правило поясняется на очень узком количестве слов. Крайне необходимо при изучении определённой темы вводить всё новые и новые слова, где это правило используется. Учитель должен задействовать зрительную, слуховую, логическую, эмоциональную, моторную память ребёнка. Важно, чтобы слова были написаны грамотно, без пропусков букв и скобок и обязательно включены в контекст. Ребёнок на этом этапе знакомства со словом должен зрительно представлять его в полном объёме, при этом чётко произнести слово, объяснить лексическое значение, подчеркнуть или выделить букву, в написании которой можно допустить ошибку, объяснить её правописание. Например, робкий мужчина – обладающий робостью, образовалось от робя, ребёнок, т.е. подобный ребёнку; праздник, праздный человек – празден, т.е. не занят делом, образовано от порожний, т.е. пустой.
Для эффективности освоения русского языка очень важно постоянно устанавливать сходство и различие его явлений. В нашем языке очень много одинаково звучащих слов, но отличающихся смыслом, а потому и написанием: запивать молоком – запевать в хоре, развивается ребёнок – развивается общество, свивать гнездо – свести краску, обаяние личности – обоняние острое, разрядить обстановку – разредить посевы и т.д. Установление сходства и различия погружает в глубинный смысл слова и мобилизует воображение учащихся.
Важным этапом в работе над правописанием является «узнавание» слова в предложении, в тексте, где ничего не обозначено. Приведём пример задания: спишите текст, выделите во всех словах корни; обозначьте буквы, в написании которых можно допустить ошибку; докажите правильное написание слова.
Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далёкое солнце уходило за горизонт и бросало на землю свои последние лучи. Лесные поляны наливались густой пеленой, и она ползла от земли к верхушкам деревьев.
Но вот воцарилась тишина, только иногда раздавался одинокий голосок птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва освещали лес.
Когда солнце скрылось за верхушками деревьев, след знакомой тропинки стал пропадать. Вот над ёлочкой появилась первая звёздочка. Ночь вступала в свои права. «Пора возвращаться домой», - решили мы.
Ребёнок должен усвоить материал. А что значит усвоить? Сделать своим. Включить в свою речь. Очень эффективным заданием будет следующее: составьте по опорным словосочетаниям сочинение-миниатюру (можно указать тему). Творческому заданию должна отводиться особая роль на уроке. В связи с этим нелепо отделять в учебном процессе уроки развития речи. Развитие речи должно идти из урока в урок.
Сегодня при преподавании языка уже в начальной школе мы уводим детей от самого языка в лингвистику, в науку о языке. Мы хотим сформировать лингвистический интерес и уводим детей от того, что есть язык на самом деле. Что такое корень слова? Почему эта морфема так называется? Как «растёт» слово? О каких собственных корнях должен знать человек и как это важно для самопознания? Насколько важно уметь видеть корень слова и понимать его смысл? К сожалению, достаточно часто приходится наблюдать у пятиклассников в начале учебного года (а у некоторых детей и дольше) своего рода путаницу: корень и проверочное слово для них абсолютно не связаны. Понятно, ни о каком смысловом письме и речи быть не может. А ведь русское письмо смысловое!
В начальной школе нужно сформировать смысловое письмо через осознание его корневой сути. И только после этого изучать правописание приставок, а далее другие орфограммы. Ребёнок должен усвоить: в слове суть заключается в корне, в предложении – в грамматической основе, в тексте – это основная мысль. Именно на этом фундаменте необходимо формировать дальнейшие знания о языке.
Знакомство детей с частями речи следует начинать с истолкования самого названия. Учащиеся должны осознать, почему именно все слова, обозначающие предмет, называются именами существительными, а слова, характеризующие признак предмета, - именами прилагательными. Почему в названии этих частей речи есть слово «имя»? В чём особенность названия глагола? Почему, к примеру, писатель А.Югов назвал глагол «самой живой» частью речи? Раскрыв смысл слова «наречие», можно не только объяснить грамматическое значение этой части речи, но и научить детей безошибочно отличать её от других слов, в частности от кратких прилагательных, а впоследствии и от прилагательных в сравнительной степени.
Анализируя знания детей о служебных частях речи, можно отметить, что учащиеся младших классов чаще просто запоминают, что, например, И, А, НО – это союзы, все остальные «маленькие» слова – предлоги, некоторые иногда вспоминают о частице НЕ. И опять, чтобы не зубрить, а понять материал, ребёнок должен осознать смысл названий служебных частей речи, и уже, отталкиваясь от смысла, понять их служебную роль. И ещё (более важно!) осмыслить значимость каждого слова в языке!
Одна из самых трудных тем при изучении морфологии в 4-5 классах – это спряжение глагола. Отрабатывая правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени, учителя часто сталкиваются с тем, что дети не могут применить на практике умение определять спряжение глагола. Типичная ошибка: «туман стел…тся – стелить – значит пишу И». Почему так происходит? Потому что в начальной школе (чтобы было проще) дети учат так называемые глаголы-исключения скороговоркой. «Скороговорку» знают хорошо, но с практикой это не сопоставляется. Правило определения спряжения глагола и его практическую направленность надо давать в начальной школе сразу всё в полном объёме, а не разрывать на несколько тем. Это даёт возможность учащимся разобраться в необходимости изучения данной темы и в логичности своих действий на практике. Именно таким образом давая знания детям, мы будем уверены в том, что в жизни они им пригодятся.
Не надо запутывать детей. Учебный материал необходимо изучать так, чтобы он был востребован и легко применим в какой-либо речевой ситуации. К сожалению, некоторые правила в начальной школе да и в программе пятого класса представлены так, что их, кроме как зубрить, иначе выучить очень сложно. Выучить так, чтобы через месяц, год успешно применить. Это касается, к примеру, правила правописания букв Е,И в окончаниях имён существительных. Ребёнок, чтобы правильно написать на яблон(е,и), на дуэл(е,и), к Наталь(Е,И) – к Натали(е,и), должен поставить существительное в начальную форму, определить род, склонение, падеж… Почему бы не дать тот же материал по-другому? Схема-алгоритм, предложенная И.В.Барановой, значительно быстрее и надёжнее «работает». Она выглядит так:
Кого? Чего?
Она моя с Ь И
Буква И
Иначе - Е
Если существительное стоит в родительном падеже, или оно третьего склонения, или его основа оканчивается на – И, то в окончании пишется буква –И. Если же такие условия не соблюдаются, то в окончании надо писать букву –Е.
Изучив таким образом правило правописания однобуквенных безударных окончаний существительных, дети легко применяют его на практике.
Ещё одна трудность, с которой сталкиваются младшие школьники, - это изучение правописания словарных слов, которых в учебниках очень много. Все объяснения учащихся в таких случаях сходятся в одном: «Это словарное слово. Его надо запомнить». Но ведь всё ребёнку запомнить невозможно. Да ещё если учитывать, что речь у многих детей далеко не правильная. Уже в начальных классах работу со словарными словами надо вести с опорой на правильное произношение, происхождение, образование слова.
Например, отразились в зеркале – произошло отуст. войти в РАЖ, т.е. волнение; впечатление от фильма – фильм оставил отПЕЧАТок – от др.-русск. ПЕЧАТЬ – выжженный знак; сверстник – произошло от корня верст в слове верста – мера длины, дословно – прошедший те же вёрсты, т.е. жизненный путь той же длины
Отрабатывая таким образом правила, ученик понимает, что правописание в русском языке совсем не сложное, самое главное – научиться думать, размышлять. Так появляется интерес к предмету, родному языку. Не надо бояться показывать детям процессы, изменения, происходящие в языке. Удивительно то, что современные дети, в малом владеющие информацией, тянутся к осознанию глубинных процессов жизни. Любой ребёнок сегодня хочет понять, что такое мир, в котором мы живём, кто он в этом мире и как ему в этом мире жить. Преподавание языка на такой основе увлекает детей бесконечно.
Библиографический список
Баранова И. В., Баранов Д. М. Русский язык: Периодическая система элементов русской речи: путь познания: полный учебный курс. /И.В. Баранова, Д.М. Баранов.//4-е изд. перераб. и доп. – СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. – 456 с. + Табличные модели элементов русской речи – 32 с.
Баранова И. В., Баранов Д. М. Русский язык как образовательная метасистема. Книга для учителя / И.В. Баранова, Д.М. Баранов. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. – 256 с. + Периодическая таблица элементов русской речи.
Баранова И. В. Метасистема освоения курса русского языка как предметной образовательной области / И.В. Баранова. – СПб: ГНУ «ИОВ РАО», 2006. – 192 с. + Периодическая таблица элементов русской речи.
Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Цитадель-трейд, 2008. – 576 с.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – 3-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2000. – 400 с.