Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт:
«ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…».
Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования) гласит:
«Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования включают:
непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования.
В системе образования должны быть созданы условия для оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников по вопросам реализации основной образовательной программы основного общего образования…»
Одним из путей непрерывного профессионального развития педагога является самообразование.
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин трактуется более широко, не только как приобретение новых знаний путем самостоятельной работы, но и как самовоспитание, саморазвитие, самосозидание, самооценка, самостроительство собственной личности. Чтобы понять насколько весом феномен самообразования достаточно представить чаши весов. На одну можно положить всевозможные формы методической работы, а на другую - только самообразовательную деятельность учителя. Чаши уравновесятся, а у многих самообразование перевесит.
Сама по себе, даже хорошо организованная методическая работа, без самообразования никогда не может достичь оптимального эффекта. Ключ к ответу прост. Самообразование это – один из добровольных путей повышения профессионального мастерства педагога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««роль самообразования в деятельности учителя»»
ДОКЛАД
на тему
«РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ»
учителя русского языка
АБДУЛЛАЕВОЙ ГУЛЬНОРЫ ХАЙДАРОВНЫ
общеобразовательной школы №16
города Каттакургана
«Мастерство учителя — это специальность,
которой надо учиться»
А.С. Макаренко
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт:
«ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…».
Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования) гласит:
«Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования включают:
непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования.
В системе образования должны быть созданы условия для оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников по вопросам реализации основной образовательной программы основного общего образования…»
Одним из путей непрерывного профессионального развития педагога является самообразование.
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин трактуется более широко, не только как приобретение новых знаний путем самостоятельной работы, но и как самовоспитание, саморазвитие, самосозидание, самооценка, самостроительство собственной личности. Чтобы понять насколько весом феномен самообразования достаточно представить чаши весов. На одну можно положить всевозможные формы методической работы, а на другую - только самообразовательную деятельность учителя. Чаши уравновесятся, а у многих самообразование перевесит.
Сама по себе, даже хорошо организованная методическая работа, без самообразования никогда не может достичь оптимального эффекта. Ключ к ответу прост. Самообразование это – один из добровольных путей повышения профессионального мастерства педагога.
Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования: - "выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);
- "адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности);
- "зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).
Формы самообразования различны:
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
- эпизодичность прохождения курсов;
- время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;
- качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
Главные достоинства такой формы самообразования:
- возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к.
структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
- система "ученый-учитель", при которой обучение ведут ученые специалисты.
Недостатки:
- нехватка у педагогов свободного времени;
- дороговизна обучения.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
- Главные достоинства такой формы самообразования:
- возможность пройти их в удобное для педагогов время;
- возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для
конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
- дистанционные курсы проводятся на платной основе;
- документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.
4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
- посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
- участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
- посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков,
внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.
5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.
Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
- использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
- самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
- освоение информационных концепций, знаний и навыков;
- наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
- обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
- методическая помощь является персональной и адресной;
- попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
Главным в самообразовании является наличие мотива, равноценного наличию личностного смысла в этой деятельности. Мотив – это то, что является побудительной причиной самостоятельной работы учителя над собой, он (мотив) всегда связан с удовлетворением потребностей педагога в профессиональном личностном росте.
Тот факт, что педагог ДОБРОВОЛЬНО участвует в методических мероприятиях, делает их (мероприятия) частью самообразования учителя (недобровольность исключает эти мероприятия из числа факторов профессионального роста педагога ввиду их бесполезности).
Мотив, отсутствие боязни, решительность в постановке для себя сложных, напряженных целей – это главные и обязательные факторы самоорганизации самообразования.
Что же может служить источником самообразования? Полного перечня нет. Источником самообразования, в широком смысле этого слова, является ВСЯ ЕГО ЖИЗНЬ.
Это и
-его детство, юность, его жизненный опыт,
- прочитанные книги, телевидение,
- общение с разными людьми, театр, спорт,
- размышления,
- все способы самопознания (созерцание, медитация, молитва),
- пережитое (счастье, горе, удачи, неприятности),
- выбор (профессии, друга, спутника жизни, ценностей, идеалов, решения, поступки, позиции),
- анализ своей профессиональной деятельности, способов разрешения конфликтных ситуаций,
- размышления о каждом удавшемся и неудавшемся уроке,
- интернет,
- …
Каждый учитель сам выбирает, какие из источников для него приоритетны, какие дополнительные, какие второстепенные. Выбирает из того, что он больше любит, какие у него (учителя) возможности, какие мотивы и цели.
Итак, учитель – субъект своего развития и постоянного профессионального самодостраивания.
Всех педагогов по тому, как они реализуют самообразование, как используют источники, можно (условно) дифференцировать.
Одни – назовём их «люди, укорененные в культуре», никак не планируют свое саморазвитие и специально о нем не думают вообще, специально его не организовывают, НО… заняты самообразованием постоянно. Для них «думанье» (размышление, анализ, рефлексия, медитация) – естесвенный процесс, они жить без этого не могут. Образ их жизни – постоянное саморазвитие.
Таким образом, для одних педагогов, самообразование – процесс самопроизвольный, неуправляемый, возникающий силой внутренних причин, без внешнего воздействия, поэтому абсолютно естественный и не планируемый.
Другие – назовем их «рационалистами - алгоритмистами», тоже понимают самообразование как профессиональную необходимость. Но им необходимо предварительно продумывать, и, возможно, письменно планировать всю эту работу, в чем ничего плохого нет. Просто это другой психотип педагогов.
Для других педагогов, самообразование является самопроектируемым процессом. Как нельзя откуда-то списать проект собственной жизни, так нельзя списать проект профессионального саморазвития, самообразования. Эти учителя не любят спонтанность, им импонирует четкость, проективность работы над собой, письменная фиксация ДЛЯ СЕБЯ своих намерений.
Есть те, кто совмещает в себе черты и одной группы, и другой.
Есть и те, кому ничего не нужно…
Самообразовательная деятельность для учителя незаменима, причем главная в ней часть САМО.
Можно спроектировать работу над собой по следующим направлениям:
- расширение культурного кругозора;
- развитие интеллекта;
- мировоззренческая подготовка;
- дидактическая подготовка;
- воспитательная подготовка;
- психологическая подготовка;
- дефектологическая подготовка;
- частнометодическая подготовка;
- подготовка в сфере ИКТ
Можно спроектировать план самообразования на основе своих ответов на вопросы диагностической анкеты «Требования к современному уроку»
Можно взять перечень компетенций из любого источника, оценить степень владения ими и на этой основе сделать план своего профессионального роста.
Общим для таких планов является то, что они составляются на учебный год и являются выстроенным перечнем задач для себя и действий по их реализации.
Есть учителя, для которых простого плана самообразование, как плана мероприятий на год недостаточно, они способны выстраивать стратегию своей жизнедеятельности в той части, которая зависит от них самих. Эти учителя умеют рассчитывать: через сколько лет они смогут достичь высшей аттестационной категории, когда они могут создать свой целостный опыт, обобщить.., издать.., защитить… чтобы все успеть, они сначала в мыслях, а потом и письменно, моделируют уже не план, а программу своего развития.
Чем же программа отличается от плана по самообразованию?
Назовем главные отличия.
Во-первых, время их действия. План составляется, как правило, на учебный год, а программа – на длительный период (пять – десять лет). Она не всегда получается четкой сразу, но вехи, рубежные моменты, важные этапы в ней формируются.
Во-вторых, программа – более сложный по структуре и содержанию документ, содержит проблемно-ориентированный анализ как основу всего намеченного на перспективу. Чаще всего педагоги выбирают какую-то модель требований, предъявляемых к личности учителя. («Я - идеальное») далее оценивают себя, формулируют проблемы саморазвития, задачи, определяют этапы и только потом пишут план мероприятий по реализации очередного этапа программы профессионально-личностного самообразования на предстоящий год.
Можно ли управлять самообразованием учителя, иначе говоря, стимулировать его, или его активность? Да:
- это личный пример руководителя,
- это прием, который можно назвать «эффект заражения» (когда в школе разработан и реализуется масштабный интересный проект, в котором участвует большинство педагогов и детей, в этом случае даже противникам самообразования некуда деваться),
- другой прием - действенная личностная проблематизация (учителю подбрасывается идея, которая побуждает заняться самообразованием в интересах своего профессионального роста, так как, новое знание привлекает, соблазняет и увлекает любого человека),
- еще прием: приглашение в школу для выступления ярких людей (они выступают в роли внешнего побудителя к саморазвитию),
- часто используемый прием: посещение и последующий анализ урока учителя,
- просвещение, разъяснение, логические, рациональные аргументы в пользу заняться самообразованием.
Результат самообразования.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Каковы могут быть результаты самообразования учителя:
повышение качества преподавания предмета;
разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
повышение престижа образовательного учреждения.
В заключении отмечу, что получение вузовского диплома – лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным – значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.
Использованная литература
Петрова Н.В. Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции. festival.1september.ru/articles/..
2. Ценарева, Н.Н. Модель организации образовательной деятельности учителя в системе повышения квалификации /Н.Н. Ценарева //Стандарты и мониторинг.-2010.-№5.
3.Блохина, Е.В. Повышение квалификации работника образования на
муниципальном уровне /Е.В. Блохина //Народное образование.- 2010.-№8.
4. Норенко, Е. Модель «Учитель XXI века»: проектирование и внедрение
внутришкольной системы повышения квалификации /Е. Норенко //Школьное
планирование.- 2010.-№5.
5. Трунцева, Т.Н. О субъектной (личностной) самообразовательной деятельности учителя /Т.Н. Трунцева // Стандарты и мониторинг.-2010.-№3.
6. Ермоленко, Г. Начни с себя: Метод проектов в системе повышения квалификации /Г. Ермоленко //Спорт в школе. Газет а Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№7.
11. Ясвин, В. Радуга педагогической компетентности, или Модель педагогического портфолио /В. Ясвин // Директор школы.- 2010.-№2