Роль современных технологий в повышении познавательного интереса на уроках математики
Роль современных технологий в повышении познавательного интереса на уроках математики
Проектная работа на тему:
"Роль современных технологий в повышении познавательного интереса на уроках математики"
Объект моего исследования - процесс использования современных технологий на уроках математики.
Предмет исследования - использование современных технологий в организации занятий математикой как способ повышения мотивации, познавательного интереса учащихся.
Цель исследования: развитие познавательной активности школьников, мотивации к изучению предмета, как необходимых условий формирования потребности в самообразовании и саморазвитии в процессе использования современных технологий.
Задачи исследования:
1. Исследовать и обосновать целесообразность использования современных технологий в учебно – образовательном процессе.
2. Выявить пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с использованием современных технологий на уроках математики.
3.На основе полученных данных разработать комплекс уроков математики с применением современных технологий.
Анализ состояния данной проблемы.
Но анализ результатов итоговой аттестации за 2013-2014 учебные года показал, что средний балл невысокий на основной ступени образования.
Итак, мы видим несоответствие требованиям времени к современному человеку и результатами, которые я имею.
Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Задача состоит в том, чтобы использование информационно-коммуникационных технологий стало обычным и привычным в деятельности учителя предметника, стало неотъемлемой, органичной частью любого урока.
По данным современных исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно, ¾ части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности образовательного процесса, раздвигает возрастные возможности обучения.
Цели использования информационных технологий в обучении:
1. повысить наглядность учебного материала;
2. расширить спектр активных методов обучения;
3. разнообразить содержание учебного материала;
4. разнообразить формы подачи учебного материала.
Мотивация учащихся на уроке при использовании ИКТ:
1. наглядность
2. активизация методов обучения
3. разнообразие форм обучения на уроке
Конструирование урока с применением компьютера, электронной доски и проектора.
При проектировании будущего мультимедийного урока учитель должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:
·для изучения нового материала, предъявления новой информации;
·для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
·для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
·для обобщения, систематизации знаний.
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными очевидны.
· помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
· повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
· автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;
· развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
· помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
· приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.
Инновационные качества ЭОР
К основным инновационным качествам ЭОР относятся:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
·получение информации;
·практические занятия;
·аттестация (контроль учебных достижений).
Заметим, что книга обеспечивает только получение информации.
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
Инновационная деятельность
С 1января 2014 года школа принимает участие в реализации проекта "Электронный дневник"
Современные компьютерные технологии уверенно внедряются в жизнь школы, в учебно-воспитательный процесс и работу классного руководителя. Для более эффективного осуществления взаимосвязи с родителями возникла необходимость в использовании Интернет-технологий, позволяющих оперативно информировать родителей о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса, общаться с ними с использованием электронных сообщений. В этом году наша школа вступила в работу над проектом по внедрению электронного журнала и электронного дневника.
Цель участия в проекте:
Вовлечение обучающихся, педагогов и родителей в образовательный процесс через новые информационные технологии
Главная задача - своевременно информировать родителей по вопросам успеваемости и посещаемости их детей. Использование электронного дневника ориентировано на решение одной из главных проблем школы – обеспечение открытости образовательного процесса для родителей.
Перспектива развития на 2014-2015 учебный год:
- возможность повышения уровня успеваемости обучающихся (более ответственное отношение к обучению и усиление контроля со стороны родителей);
- повышение престижа школы.
Выводы;
1. Диагностика результатов обучения показала, что в классах, где регулярно проводятся уроки с ИКТ, учащиеся лучше усвоили тему, у них выше успеваемость, чем показатели по темам, изученным традиционным путем. По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выявления уровня усвоения основных понятий.
2. Повышение качества учебной деятельности: средний балл по предмету вырос с 3,3 до 3,6.
Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над узколичностными.
3. 84% учащихся удовлетворены результатами своей деятельности. (По результатам анкетирования).
4. При изучении темы у школьников проявился рост мотивированности к изучению темы, к саморазвитию и самообразованию. Составление презентаций, выполнение различных заданий на компьютере (работа с Интернет, электронными дисками, тесты, интерактивные задания, кроссворды и др.) развивают интерес к предмету, учебной деятельности.
Заключение;
Изучив закон об образовании, определенную литературу, а также опыт многих преподавателей математики я определила требования, которые предъявляются к современной школе и к современным выпускникам. И пришла к заключению, что особенность нашего времени – предъявление к работнику следующих требований: высокий профессионализм, оперативность в использовании нового знания, технологий. Школа должна ориентироваться на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей. Было проанализировано состояние процесса обучения и несоответствия современным требованиям. Необходимо пробудить желание учиться, формировать познавательный интерес, направленный на развитие личности. Было проведено анкетирование учащихся и сделаны выводы, что необходимо менять традиционную модель урока, она исчерпала себя, так как она ставит своей целью запоминание и последующее воспроизведение информации. На смену ей должна прийти новая модель, основанная на активных и интерактивных формах обучения. В отличие от традиционных методик, где учитель давал определённые знания и воспроизводил их, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам открывает путь к познанию, усвоение знаний в этом случае - следствие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль современных технологий в повышении познавательного интереса на уроках математики»
Содержание
Введение…………………………………………………………..2
Основная часть:
Глава I; Анализ состояния данной проблемы……………..5
Глава II; Конструирование урока с применением компьютера и проектора…………………………….7
Глава III; Использование электронных образовательных
ресурсов……………………………..10
Глава IV; Инновационная деятельность………………15
Выводы…………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………..19
Список литературы…………………………………………….20
Введение
«Интерес — как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах...»
Т.Е.Соклова
В современном мире проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Поэтому стало необходимым создание новой модели учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу учащихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков. Большую роль должно сыграть активное применение в учебном процессе современных технологий, поскольку: изучение и применение современных технологий в учебном процессе позволяет получить учащимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе; современные технологии являются эффективным средством для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования. Обучение, которое осуществляется с применением современных технологий, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.
Поэтому, в каждом конкретном случае нужно стремиться выбрать такой метод или методический прием, который бы максимально стимулировал развитие творческой активности учащихся.
В данное время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков, применение только традиционной методики преподавания.
Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление постоянства разрушает и убивает интерес, особенно детский. Поэтому возникает проблема:
успешность личности во многом зависит от внутренней потребности к саморазвитию и самообразованию, но на протяжении ряда лет наблюдается снижение познавательной активности учащихся, мотивации к изучению предмета, что не способствует развитию внутренних резервов личности учащихся.
Анализ затруднений учащихся по математике показывает, что главной причиной снижения успеваемости является не наличие пробелов в знаниях предшествующего материала, а неподготовленность к изучению математики и применении полученных знаний. У отстающих школьников отсутствуют или находятся на низком уровне навыки аудирования, чтения, устной и письменной речи, умения выделять в тексте логические части и главную мысль, анализировать, сопоставлять, участвовать в беседе, точно отвечая на поставленный вопрос. Отсюда не способность понять материал, который становится не интересным.
Данную проблему можно решить с освоением современных технологий. Уроки с применением современных технологий могут быть яркими, эмоциональными, с привлечением иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей, что несомненно ведет к активизации познавательной деятельности учащихся. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Объект моего исследования - процесс использования современных технологий на уроках математики.
Предмет исследования - использование современных технологий в организации занятий математикой как способ повышения мотивации, познавательного интереса учащихся.
Гипотеза – процесс обучения математике школьников может быть эффективным, если в учебной деятельности будут использованы современные технологии, так как: их использование оптимизирует деятельность учителя и учащихся;
применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;
использование современных технологий усиливает мотивацию и активность школьников.
Цель исследования: развитие познавательной активности школьников, мотивации к изучению предмета, как необходимых условий формирования потребности в самообразовании и саморазвитии в процессе использования современных технологий.
Задачи исследования:
1. Исследовать и обосновать целесообразность использования современных технологий в учебно – образовательном процессе.
2. Выявить пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с использованием современных технологий на уроках математики.
3.На основе полученных данных разработать комплекс уроков математики с применением современных технологий.
Ожидаемые результаты:
• повышение качества учебной деятельности (повышение среднего балла по предмету с 3,3 до 3,5);
•удовлетворённость учащихся результатами своей деятельности;
•повышение уровня познавательного интереса.
Тема: «Роль современных технологий в повышении познавательного интереса на уроках математики»
Любая деятельность может быть либо искусством,
либо технологией. Искусство основано на интуиции.
Технология – на науке. С искусства все начинается,
технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала.
В. П.Беспалько
ГлаваI
Анализ состояния данной проблемы.
Научить детей трудиться и мыслить - основная задача школы: учитель должен уметь создавать творческий, деловой настрой на уроке. Требованиям современного процесса обучения и воспитания отвечает умелое применение на уроке всех средств современных технологий. Каждое средство имеет свои дидактические функции, свои возможности использования - отсюда следует и комплексное использование всех видов технологий. Если слово учителя подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, если на помощь приходит разнообразные средства, то урок становится живым и интересным для каждого ученика. Перед учителями школ поставлена важнейшая задача - осуществлять комплексный подход к воспитанию школьников. Но эту задачу невозможно решать без воспитания активной познавательной деятельности и самостоятельности учащихся. Наша задача, как преподавателей, прежде всего, воспитать активно мыслящую личность. От нашего умения управлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу.
Мы можем сделать очень много, чтобы окрасить школьную жизнь детей одним из самых прекрасных человеческих чувств – радостью познания.
Но анализ результатов итоговой аттестации за 2013-2014 учебные года показал, что средний балл невысокий на основной ступени образования.
Итак, мы видим несоответствие требованиям времени к современному человеку и результатами, которые я имею.
Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Задача состоит в том, чтобы использование информационно-коммуникационных технологий стало обычным и привычным в деятельности учителя предметника, стало неотъемлемой, органичной частью любого урока.
По данным современных исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно, ¾ части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности образовательного процесса, раздвигает возрастные возможности обучения.
Цели использования информационных технологий в обучении:
повысить наглядность учебного материала;
расширить спектр активных методов обучения;
разнообразить содержание учебного материала;
разнообразить формы подачи учебного материала.
Мотивация учащихся на уроке при использовании ИКТ:
наглядность
активизация методов обучения
разнообразие форм обучения на уроке
Глава II
Конструирование урока с применением компьютера, электронной доски и проектора.
При проектировании будущего мультимедийного урока учитель должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:
для изучения нового материала, предъявления новой информации;
для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
для обобщения, систематизации знаний.
Следует затронуть и другой аспект: проведение самого мультимедийного урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Учитель должен не только и не столько уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.
Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит шум за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Глава III
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Итак, необходимо освоение новых технологий, например, информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными очевидны.
· помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
· повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
· автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;
· большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
· возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
· развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
· помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
· приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.
На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях.
За время реализации проекта «Информатизация системы образования» было разработано свыше 130 тысяч различных электронных образовательных ресурсов. К ним относятся комплекты к школьным учебникам, мультимедийные образовательные модули по предметам школьной программы, интерактивные карты, виртуальные лаборатории, электронные энциклопедии и словари, подборки музыкальных художественных произведений в цифровом виде. Всё это было выложено в Федеральную систему информационных образовательных ресурсов и стало доступно каждой российской школе через Интернет. В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ «Закон Ома», ТЭ «Теорема Пифагора» и т.д.
Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):
модуль получения информации (И-тип);
модуль практических занятий (П-тип);
модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).
При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Иными словами, каждый ЭУМ – это самостоятельный учебный продукт объёмом несколько Мбайт, так что получение его по сетевому запросу не представляет принципиальных трудностей даже для узкополосных (низкоскоростных) компьютерных сетей.
Инновационные качества ЭОР
К основным инновационным качествам ЭОР относятся:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
получение информации;
практические занятия;
аттестация (контроль учебных достижений).
Заметим, что книга обеспечивает только получение информации.
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов. Но хочется акцентировать внимание на двух коллекциях. Это:
Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР)(http://fcior.edu.ru);
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК)
(http://school-collection.edu.ru)
На сайте ФЦИОР ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).
По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс – открытая образовательная модульная мультимедиа система. В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов сформирована по предметно-тематическому принципу и состоит из следующих основных разделов: каталог, коллекции, инструменты, электронные издания, региональные коллекции, новости.
Участники образовательного процесса могут использовать ЦОР Единой коллекции в своих целях – учителя в методических и практических, учащиеся – в образовательных, используя отдельные ресурсы в своих рефератах, докладах и т.д.
Глава IV
Инновационная деятельность
С 1января 2014 года школа принимает участие в реализации проекта "Электронный дневник"
Современные компьютерные технологии уверенно внедряются в жизнь школы, в учебно-воспитательный процесс и работу классного руководителя. Для более эффективного осуществления взаимосвязи с родителями возникла необходимость в использовании Интернет-технологий, позволяющих оперативно информировать родителей о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса, общаться с ними с использованием электронных сообщений. В этом году наша школа вступила в работу над проектом по внедрению электронного журнала и электронного дневника.
Цель участия в проекте:
Вовлечение обучающихся, педагогов и родителей в образовательный процесс через новые информационные технологии
Главная задача - своевременно информировать родителей по вопросам успеваемости и посещаемости их детей. Использование электронного дневника ориентировано на решение одной из главных проблем школы – обеспечение открытости образовательного процесса для родителей.
Перспектива развития на 2014-2015 учебный год:
- организация эффективного взаимодействия между учениками, родителями и педагогами;
- повышение компьютерной грамотности педагогов, постепенное включение всех педагогов в работу с электронным дневником в независимости от уровня владения ИКТ, что должно привести к повышению их компетентности при использовании современных технологий в педагогической деятельности;
- возможность повышения уровня успеваемости обучающихся (более ответственное отношение к обучению и усиление контроля со стороны родителей);
- повышение престижа школы.
Выводы:
1. Диагностика результатов обучения показала, что в классах, где регулярно проводятся уроки с ИКТ, учащиеся лучше усвоили тему, у них выше успеваемость, чем показатели по темам, изученным традиционным путем. По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выявления уровня усвоения основных понятий.
2. Повышение качества учебной деятельности: средний балл по предмету вырос с 3,3 до 3,6.
Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над узколичностными.
3. 84% учащихся удовлетворены результатами своей деятельности. (По результатам анкетирования).
4. При изучении темы у школьников проявился рост мотивированности к изучению темы, к саморазвитию и самообразованию. Составление презентаций, выполнение различных заданий на компьютере (работа с Интернет, электронными дисками, тесты, интерактивные задания, кроссворды и др.) развивают интерес к предмету, учебной деятельности.
1. Результаты анкетирования
Работая с компьютерами, не стоит забывать о здоровье детей. Необходимо не только чередовать виды деятельности на уроке, но и выполнять упражнения, позволяющие снимать напряжение с глаз и расслаблять мышцы спины.
Упражнения для глаз.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. (4-5 раз)
Упражнения для укрепления осанки.
Правую руку поднять и сцепить замком за спиной, прогнуться назад. Поменять руки.
Руки сцепить замком перед собой и потянуться вперед. Затем развести руки в стороны, расслабиться.
Выполнить наклоны вправо, влево, положив руки на пояс.
Опереться спиной о спинку стула, руки сцепить снизу (за спинкой стула) и потянуть плечи назад.
Наклоны головы вперед-назад, влево-вправо.
Заключение:
Изучив закон об образовании, определенную литературу, а также опыт многих преподавателей математики я определила требования, которые предъявляются к современной школе и к современным выпускникам. И пришла к заключению, что особенность нашего времени – предъявление к работнику следующих требований: высокий профессионализм, оперативность в использовании нового знания, технологий. Школа должна ориентироваться на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей. Было проанализировано состояние процесса обучения и несоответствия современным требованиям. Необходимо пробудить желание учиться, формировать познавательный интерес, направленный на развитие личности. Было проведено анкетирование учащихся и сделаны выводы, что необходимо менять традиционную модель урока, она исчерпала себя, так как она ставит своей целью запоминание и последующее воспроизведение информации. На смену ей должна прийти новая модель, основанная на активных и интерактивных формах обучения. В отличие от традиционных методик, где учитель давал определённые знания и воспроизводил их, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам открывает путь к познанию, усвоение знаний в этом случае - следствие.
Литература:
Бетин О.И. Информатизация региональной системы образования – приоритетное направление образовательной политики. Информатика и образование. – 2008- №4. с.96.
Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: «Учитель», 2008.