Организация проектной деятельности на уроках информатики
Моисеенко Элла Анатольевна
учитель информатики
МБОУ СОШ № 56 ст. Варениковской
Крымского района Краснодарского края
В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы.
Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания. Это средство, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности обучающегося: анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач; целеполагания и планирования деятельности; самоанализ и рефлексия.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Рассматривая опыт работы по проектной деятельности в нашей школе, можно констатировать, что интерес к самостоятельной работе появляется уже с младшего звена школы. Ведь дети с раннего возраста обладают навыками исследования, и надо лишь научить их использовать ИКТ для достижения поставленных ими же самими целей. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения интересующую их значимую цель.
Внедряя метод проектов в классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, надо учитывать следующее:
- Проектное обучение, внедряемое в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение.
- Проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной системе.
- К моменту выполнения первого проекта у учащихся должны быть сформированы элементы проектной деятельности как отдельные умения хотя бы на самом элементарном уровне. Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью.
- Организовывать надо такие учебные проекты, которые решали бы и задачи освоения программного материала.
- Учебных проектов, реализуемых в учебном году, не может быть много. Оптимальное количество 1–2.
Цель – обучение школьников на уроках информатики методу проектов, как способу учебной деятельности – может быть достигнута в полной мере при изучении программы создания презентаций Microsoft PowerPoint.
Например, для учащихся 5-6 классов проекты могут быть небольшие (мини-проект на один урок).
Для учащихся 7 – 9 классов проекты более длительные, рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе:
Приёмы организации проектной деятельности в старших классах остаются прежними. Но, по сравнению с базовым курсом, для учителя и учащихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов. А именно:
- большинство учащихся уже имеют навыки работы на персональном компьютере;
- изучение предметов становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы предпрофессиональной деятельности;
- формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с информатикой;
- в силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности. Им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность.
- учащиеся старших классов склонны искать в преподавателе старшего друга, советчика, а не человека, обязанного обучать и контролировать.
Этапы проектирования и деятельность учителя и ученика на каждом из этапов представлена в таблице:
ЭТАПЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
Организационно - подготовительный
Определение темы. Целеполагание
Формирование группы
Осознают цель, обсуждают задание
Объясняет тему, базовые данные, цель работы. Формирует группы. Выдает и объясняет задание.
Планирование
Распределяют роли в группе. Формируют план деятельности.
Помогает в определении плана деятельности.
Поисково-исследовательский
Теоретическая подготовка
Работают с информацией, обсуждают альтернативы.
Консультирует, организует возможность выполнения исследовательской части.
Исследование
Выполняют исследования и работают по заданиям
Наблюдает, консультирует (по просьбе учащихся)
Итоговый
Анализ результатов и оформление проекта
Участвуют в анализе проекта, оформляют проект
Организует конференцию, инструктирует рецензентов
Защита проекта
Защищают проект
Руководит проведением конференции
Оценка и коррекция
Знакомятся с оценкой, подводят итог
Участвует в коллективном анализе, аргументирует оценку.
В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно.
Однако, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах разработки проекта. От того, как учитель исполнит свою роль на первом этапе при формулировании и обосновании актуальности выбранной темы, зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом лишь к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся.
На последнем этапе (формулирование выводов и оценка полученных результатов) роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Самое сложное для учителя в ходе проектирования, это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно использование методики проведения семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление, и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов
Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.
Можно оценивать:
· степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
· степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
· количество новой информации использованной для выполнения проекта;
· степень осмысления использованной информации;
· уровень сложности и степень владения использованными методиками;
· оригинальность идеи, способа решения проблемы;
· осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
· уровень организации и проведения презентации;
· творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
· социальное и прикладное значение полученных результатов.
В частности, учителю информатики предлагается следующий метод фиксации и оценивания учебных достижений при разработке и защите проекта-презентации:
I. При оценивании технологии создания проекта-презентации учитывается:
- работа с текстом:
оптимальность подбора количества и параметров текста на слайдах, грамотность, рациональное использование текстовых полей; - работа с фоном:
присутствие рисуночного фона на слайде с оглавлением, различных видов фонов на других слайдах; - работа с анимацией:
обоснованность выбора различных видов, времени начала и скорости анимации; - система навигации по слайдам:
наличие общего меню переходов на каждом слайде, наличие кнопок переходов между слайдами; - работа с эффектами смены слайдов
- общее дизайнерское решение презентации.
II. При оценивании технологии подачи материала учитывается:
- формулировка и оформление слайдов доклада;
- репетиция и приобретение уверенности в презентации;
- абсолютное владение данной темой;
- максимальное привлечение внимания аудитории;
- получение отзывов у аудитории.
III. Общая оценка проекта в баллах:
- Практическая значимость проекта (от 1 до 3 баллов) означает, может ли проект быть применен в дальнейшем, на уроках в других классах и на других предметах, чем больше сфера применения – тем больше баллов.
- Оформление проекта (от 1 до 5 баллов) – удобен ли интерфейс проекта для пользователя, есть ли инструкции к использованию проекта;
- Презентация проекта (от 1 до 5 баллов) – оценивается выступление авторов: насколько полно и доступно представлен проект, изложены цели, область применения, этапы выполнения проекта; соблюден регламент выступления: не более 5-7 минут.
Общая оценка в баллах: сумма баллов до 8 – оценка “удовлетворительно”,
8 – 11 баллов – оценка “хорошо”,
12 – 13 баллов – оценка “отлично”.
Введение в учебный процесс проектно-исследовательской деятельности позволяет уйти от однообразия и монотонности обучения, создаёт условия для смены видов деятельности. Появляется возможность решать новые дидактические задачи, что существенно повышает эффективность процесса обучения.
Проведение уроков информатики в нетрадиционной форме с применением современных педагогических технологий, в том числе проектно-исследовательских, является мощным инструментом повышения познавательной активности учащихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности.
Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.
Список литературы:
1. Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении Power Point/ Н. О. Гафурова // Информатика и образование. - 2002.- №9.
2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения/В. В. Гузеев// Директор школы.- 1995.-№6.
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.- М.: НИИ школьных технологий, 2005.