kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Организация проектной деятельности на уроках информатики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация проектной деятельности на уроках информатики

Моисеенко Элла Анатольевна

учитель информатики

МБОУ СОШ № 56 ст. Варениковской

Крымского района Краснодарского края

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы.

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания. Это средство, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности обучающегося: анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач; целеполагания и планирования деятельности;  самоанализ и рефлексия.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Рассматривая опыт работы по проектной деятельности в нашей школе, можно констатировать, что интерес к самостоятельной работе появляется уже с младшего звена школы. Ведь дети с раннего возраста обладают навыками исследования, и надо лишь научить их использовать ИКТ для достижения поставленных ими же самими целей. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения интересующую их значимую цель.
Внедряя метод проектов в классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, надо учитывать следующее:

  • Проектное обучение, внедряемое в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение.
  • Проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной системе.
  • К моменту выполнения первого проекта у учащихся должны быть сформированы элементы проектной деятельности как отдельные умения хотя бы на самом элементарном уровне. Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью.
  • Организовывать надо такие учебные проекты, которые решали бы и задачи освоения программного материала.
  • Учебных проектов, реализуемых в учебном году, не может быть много. Оптимальное количество 1–2.

Цель – обучение школьников на уроках информатики методу проектов, как способу учебной деятельности – может быть  достигнута  в полной мере при изучении программы создания презентаций Microsoft PowerPoint.

Например, для учащихся 5-6 классов проекты могут быть небольшие (мини-проект на один урок).

Для учащихся 7 – 9 классов проекты более длительные, рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе:

Приёмы организации проектной деятельности в старших классах остаются прежними. Но, по сравнению с базовым курсом, для учителя и учащихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов. А именно:

  • большинство учащихся уже имеют навыки работы на персональном компьютере;
  • изучение предметов становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы предпрофессиональной деятельности;
  • формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с информатикой;
  • в силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности. Им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность.
  • учащиеся старших классов склонны искать в преподавателе старшего друга, советчика, а не человека, обязанного обучать и контролировать.

Этапы проектирования  и деятельность учителя и ученика  на каждом из этапов представлена в таблице:

ЭТАПЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Организационно - подготовительный

Определение темы. Целеполагание

Формирование группы

Осознают цель, обсуждают задание

Объясняет тему, базовые данные, цель работы. Формирует группы. Выдает и объясняет задание.

Планирование

Распределяют роли в группе. Формируют план деятельности.

Помогает в определении плана деятельности.

Поисково-исследовательский

Теоретическая подготовка

Работают с информацией, обсуждают альтернативы.

Консультирует, организует возможность выполнения исследовательской части.

Исследование

Выполняют исследования и работают по заданиям

Наблюдает, консультирует (по просьбе учащихся)

Итоговый

Анализ результатов и оформление проекта

Участвуют в анализе проекта, оформляют проект

Организует конференцию, инструктирует рецензентов

Защита проекта

Защищают проект

Руководит проведением конференции

Оценка и коррекция

Знакомятся с оценкой, подводят итог

Участвует в коллективном анализе, аргументирует оценку.

 

В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно.

Однако, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах разработки проекта. От того, как учитель исполнит свою роль на первом этапе при формулировании и обосновании актуальности выбранной темы, зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом лишь к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся.

На последнем этапе (формулирование выводов и оценка полученных результатов) роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования,­ это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно использование методики проведения семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школь­ников.

 У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление, и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.

Можно оценивать:

·        степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

·        степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

·        количество новой информации использованной для выполнения проекта;

·        степень осмысления использованной информации;

·        уровень сложности и степень владения использованными методиками;

·        оригинальность идеи, способа решения проблемы;

·        осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

·        уровень организации и проведения презентации;

·        творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

·        социальное и прикладное значение полученных результатов.

В частности, учителю информатики предлагается следующий метод фиксации и оценивания учебных достижений при разработке и защите проекта-презентации:

 

I. При оценивании технологии создания проекта-презентации учитывается:

  • работа с текстом:
    оптимальность подбора количества и параметров текста на слайдах, грамотность, рациональное использование текстовых полей;
  • работа с фоном:
    присутствие рисуночного фона на слайде с оглавлением, различных видов фонов на других слайдах;
  • работа с анимацией:
    обоснованность выбора различных видов, времени начала и скорости анимации;
  • система навигации по слайдам:
    наличие общего меню переходов на каждом слайде, наличие кнопок переходов между слайдами;
  • работа с эффектами смены слайдов
  • общее дизайнерское решение презентации.

II. При оценивании технологии  подачи материала  учитывается:

  • формулировка и оформление слайдов доклада;
  • репетиция и приобретение уверенности в презентации;
  • абсолютное владение данной темой;
  • максимальное привлечение внимания аудитории;
  • получение отзывов у аудитории.

III. Общая оценка проекта в баллах:

  • Практическая значимость проекта (от 1 до 3 баллов) означает, может ли проект быть применен в дальнейшем, на уроках в других классах и на других предметах, чем больше сфера применения – тем больше баллов.
  • Оформление проекта (от 1 до 5 баллов) – удобен ли интерфейс проекта для пользователя, есть ли инструкции к использованию проекта;
  • Презентация проекта (от 1 до 5 баллов) – оценивается выступление авторов: насколько полно и доступно представлен проект, изложены цели, область применения, этапы выполнения проекта; соблюден регламент выступления: не более 5-7 минут.

Общая оценка в баллах: сумма баллов до 8 – оценка “удовлетворительно”,
 8  – 11 баллов – оценка “хорошо”,
12 – 13 баллов – оценка “отлично”.

Введение в учебный процесс проектно-исследовательской деятельности позволяет уйти от однообразия и монотонности обучения, создаёт условия для смены видов деятельности. Появляется возможность решать новые дидактические задачи, что существенно повышает эффективность процесса обучения.

Проведение уроков информатики в нетрадиционной форме с применением современных педагогических технологий, в том числе проектно-исследовательских, является мощным инструментом повышения познавательной активности учащихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности.

Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

Список литературы:

1.     Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении Power Point/ Н. О. Гафурова // Информатика и образование. - 2002.- №9.

2.     Гузеев В.В.  Метод проектов  как частный случай интегративной технологии обучения/В. В. Гузеев// Директор школы.- 1995.-№6.

3.     Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.-  М.: НИИ школьных технологий, 2005. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Организация проектной деятельности на уроках информатики" »

Организация проектной деятельности на уроках информатики


Моисеенко Элла Анатольевна

учитель информатики

МБОУ СОШ № 56 ст. Варениковской

Крымского района Краснодарского края


В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы.

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания. Это средство, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности обучающегося: анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач; целеполагания и планирования деятельности; самоанализ и рефлексия.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Рассматривая опыт работы по проектной деятельности в нашей школе, можно констатировать, что интерес к самостоятельной работе появляется уже с младшего звена школы. Ведь дети с раннего возраста обладают навыками исследования, и надо лишь научить их использовать ИКТ для достижения поставленных ими же самими целей. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения интересующую их значимую цель.
Внедряя метод проектов в классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, надо учитывать следующее:

  • Проектное обучение, внедряемое в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение.

  • Проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной системе.

  • К моменту выполнения первого проекта у учащихся должны быть сформированы элементы проектной деятельности как отдельные умения хотя бы на самом элементарном уровне. Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью.

  • Организовывать надо такие учебные проекты, которые решали бы и задачи освоения программного материала.

  • Учебных проектов, реализуемых в учебном году, не может быть много. Оптимальное количество 1–2.


Цель – обучение школьников на уроках информатики методу проектов, как способу учебной деятельности – может быть достигнута в полной мере при изучении программы создания презентаций Microsoft PowerPoint.

Например, для учащихся 5-6 классов проекты могут быть небольшие (мини-проект на один урок).

Для учащихся 7 – 9 классов проекты более длительные, рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе:

Приёмы организации проектной деятельности в старших классах остаются прежними. Но, по сравнению с базовым курсом, для учителя и учащихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов. А именно:

  • большинство учащихся уже имеют навыки работы на персональном компьютере;

  • изучение предметов становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы предпрофессиональной деятельности;

  • формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с информатикой;

  • в силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности. Им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность.

  • учащиеся старших классов склонны искать в преподавателе старшего друга, советчика, а не человека, обязанного обучать и контролировать.

Этапы проектирования и деятельность учителя и ученика на каждом из этапов представлена в таблице:



ЭТАПЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Организационно - подготовительный

Определение темы. Целеполагание

Формирование группы

Осознают цель, обсуждают задание

Объясняет тему, базовые данные, цель работы. Формирует группы. Выдает и объясняет задание.

Планирование

Распределяют роли в группе. Формируют план деятельности.

Помогает в определении плана деятельности.

Поисково-исследовательский

Теоретическая подготовка

Работают с информацией, обсуждают альтернативы.

Консультирует, организует возможность выполнения исследовательской части.

Исследование

Выполняют исследования и работают по заданиям

Наблюдает, консультирует (по просьбе учащихся)

Итоговый

Анализ результатов и оформление проекта

Участвуют в анализе проекта, оформляют проект

Организует конференцию, инструктирует рецензентов

Защита проекта

Защищают проект

Руководит проведением конференции

Оценка и коррекция

Знакомятся с оценкой, подводят итог

Участвует в коллективном анализе, аргументирует оценку.


В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно.

Однако, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах разработки проекта. От того, как учитель исполнит свою роль на первом этапе при формулировании и обосновании актуальности выбранной темы, зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом лишь к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся.

На последнем этапе (формулирование выводов и оценка полученных результатов) роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования,­ это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно использование методики проведения семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школь­ников.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление, и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.



Можно оценивать:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

  • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

  • количество новой информации использованной для выполнения проекта;

  • степень осмысления использованной информации;

  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;

  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;

  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

  • уровень организации и проведения презентации;

  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

  • социальное и прикладное значение полученных результатов.


В частности, учителю информатики предлагается следующий метод фиксации и оценивания учебных достижений при разработке и защите проекта-презентации:


I. При оценивании технологии создания проекта-презентации учитывается:

  • работа с текстом:
    оптимальность подбора количества и параметров текста на слайдах, грамотность, рациональное использование текстовых полей;

  • работа с фоном:
    присутствие рисуночного фона на слайде с оглавлением, различных видов фонов на других слайдах;

  • работа с анимацией:
    обоснованность выбора различных видов, времени начала и скорости анимации;

  • система навигации по слайдам:
    наличие общего меню переходов на каждом слайде, наличие кнопок переходов между слайдами;

  • работа с эффектами смены слайдов

  • общее дизайнерское решение презентации.

II. При оценивании технологии  подачи материала учитывается:

  • формулировка и оформление слайдов доклада;

  • репетиция и приобретение уверенности в презентации;

  • абсолютное владение данной темой;

  • максимальное привлечение внимания аудитории;

  • получение отзывов у аудитории.

III. Общая оценка проекта в баллах:

  • Практическая значимость проекта (от 1 до 3 баллов) означает, может ли проект быть применен в дальнейшем, на уроках в других классах и на других предметах, чем больше сфера применения – тем больше баллов.

  • Оформление проекта (от 1 до 5 баллов) – удобен ли интерфейс проекта для пользователя, есть ли инструкции к использованию проекта;

  • Презентация проекта (от 1 до 5 баллов) – оценивается выступление авторов: насколько полно и доступно представлен проект, изложены цели, область применения, этапы выполнения проекта; соблюден регламент выступления: не более 5-7 минут.

Общая оценка в баллах: сумма баллов до 8 – оценка “удовлетворительно”,
8 – 11 баллов – оценка “хорошо”,
12 – 13 баллов – оценка “отлично”.



Введение в учебный процесс проектно-исследовательской деятельности позволяет уйти от однообразия и монотонности обучения, создаёт условия для смены видов деятельности. Появляется возможность решать новые дидактические задачи, что существенно повышает эффективность процесса обучения.

Проведение уроков информатики в нетрадиционной форме с применением современных педагогических технологий, в том числе проектно-исследовательских, является мощным инструментом повышения познавательной активности учащихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности.

Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.


Список литературы:

  1. Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении Power Point/ Н. О. Гафурова // Информатика и образование. - 2002.- №9.

  2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения/В. В. Гузеев// Директор школы.- 1995.-№6.

  3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.- М.: НИИ школьных технологий, 2005.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья "Организация проектной деятельности на уроках информатики"

Автор: Моисеенко Элла Анатольевна

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124316

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Проектная деятельность младших школьников"
    ["seo_title"] => string(45) "proektnaia_deiatelnost_mladshikh_shkolnikov_2"
    ["file_id"] => string(6) "582863"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1623128758"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Проектная деятельность на уроках английского языка - как важная составляющая  ФГОС в начальной и основной школе. "
    ["seo_title"] => string(127) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-kak-vazhnaia-sostavliaiushchaia-fgos-v-nachal-noi-i-osnovnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "221660"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435508185"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ." "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-sovriemiennyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "160929"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422134465"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект интегрированного урока (музыка+информатика) "Мир композитора" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-muzyka-informatika-mir-kompozitora"
    ["file_id"] => string(6) "102166"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402483071"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Развитие логического мышления обучающихся на внеурочных занятиях по информатике "
    ["seo_title"] => string(101) "razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-obuchaiushchikhsia-na-vnieurochnykh-zaniatiiakh-po-informatikie"
    ["file_id"] => string(6) "134688"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416769234"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства