kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль глаголов в речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - познакомить учащихся с особенностями и приёмами использования глаголов в речи (основное знание глаголов, синонимические ряды глаголов), ввести в речевую практику учащихся глаголы разных лексических групп.

Просмотр содержимого документа
«урок Роль глаголов в речи»

Тема урока: Роль глаголов в речи.

Цель урока - познакомить учащихся с особенностями и приёмами использования глаголов в речи (основное знание глаголов, синонимические ряды глаголов), ввести в речевую практику учащихся глаголы разных лексических групп.


Эпиграф к уроку: Люблю я всё, что плещется, струится,

Рождается, меняется, растёт,

И старится, и смерти не боится…

Не выношу безжизненных красот!

В.Тушнова


Ход урока:


Подбираем глаголы с различными значениями


  1. Связанные с трудовой деятельностью: делать, …;

  2. Связанные с умственной и речевой деятельностью: говорить, …;

  3. Называющие перемещение и положение в пространстве: идти, …;

  4. Называющие различные состояния человека: грустить, …;

  5. Называющие состояние природы: вечереет, …;

Кто больше?

  • Обозначьте словообразовательные суффиксы.



Составляем синонимические ряды с глаголами


В русском языке глаголы образуют большие ряды синонимов, вот и мы попробуем это сделать, а в случае затруднения обратимся к словарю. Какому?

1 вариант подбирает синоним к слову шуметь

2 вариант – к слову говорить (сообщать, заявлять, высказывать, изрекать, вещать, толковать, изъясняться, объясняться, болтать, лопотать, лепетать, произносить и др.)


Выбираем самое точное слово

Работаем с учебником

Волки (рыскают, рыщут) в лесу. На перроне кто-то (машет, махает) платком. Портниха (мечет, метает) петли. Осётры (мечут, метают) икру. Со стен (капает, каплет). Мама (полоскает, полощет) бельё.


Небольшая переменка


Образуйте глаголы из букв, входящих в глагол сосредоточиться (точить, сидеть, сердиться, есть, сорить, строить, родиться, рядитьчтить).

Проводим наблюдение над глаголами в поэтической речи


Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

  1. Пч..лы тихо жуж..али над купами верб. (В.Белов.)

  2. Индеве..т берег солью и сланцем, и алеют улы..ки. (М.Волошин.)

  3. Я открыл глаза: утро зачиналось… Всё зашев..лилось пр..снулось запело зашумело заг..ворило. (И.Тургенев.)

  • Какие глаголы передают звуки? Какие глаголы позволяют увидеть краски предметов?

  • Синтаксическая пятиминутка: объясните графически знаки препинания в предложениях


Подбираем самое точное слово


А теперь обратимся к мастерам слова и попробуем восстановить предложения, написанные поэтами и писателями. Помните: они люди необычные, у них что ни слово, то образ. Не пользуйтесь нейтральной лексикой, постарайтесь придумать слово тоже необычное.

А сама-то величава, _______________, будто пава.

На улице _______________ дождик.

________________ вода за кормой.

Тарантас взвизгнул, тронулся, колокольчики _______________, бубенчики _____________.

Сравниваем!

А сама-то величава, выступает, будто пава. (А.Пушкин)

На улице пляшет дождик. (Д.Кедрин)

Трепетала вода за кормой. (Н.Гумилёв)

Тарантас взвизгнул, тронулся, колокольчики заплакали, бубенчики засмеялись. (А.Чехов)


  • Объясните отмеченные орфограммы.

  • Найдите слова с безударной гласной в корне. (трепетала, вода, кормой, величава, тарантас, колокольчики, засмеялись)

  • Выделенное слово разберите по составу.



Заменяем фразеологизмы глаголами


Зарубить на носу – (запомнить)

уносить ноги – (убегать)

надуть губы – (обидеться)

намылить шею – (избить)

пустить красного петуха – (поджечь)


Задание наоборот – заменяем глаголы фразеологизмами


Бездельничать – (бить баклуши)

Зазнаваться – (задирать нос)

Обманывать – (пускать пыль в глаза)

Улыбаться – (скалить зубы)

Очаровать – (вскружить голову)


Готовимся к домашнему заданию. Делаем вывод

Сегодня мы познакомились с особенностями использования глаголов в речи, составляли синонимические ряды, использовали в речи глаголы разных лексических групп. Повторили орфограммы: безударная гласная в корне, парная согласная, о/ё после шипящих, личные окончания глаголов. Вспомнили о знаках препинания в сложном предложении и при однородных членах.


Работаем с учебником

Запишите глаголы, которые сочетаются с существительными тучи, небо, дожди, облака, ветер, листья, солнце, туман.


Записываем домашнее задание


  • Сочинение-миниатюра «Дни поздней осени бранят обыкновенно…» (А.Пушкин), используя записанные вами глаголы. (Задание № 298)

  • Устное сообщение на тему «Роль глаголов в речи» (§ 72)


Карточки для индивидуальных заданий

№1

  1. Повторите орфограммы «Мягкий знак в глаголах».

  2. Вставьте буквы, графически объясните орфограммы.

Береч.. честь, учит..ся хорошо, вернёш.. долг, стрич..ся у мастера, надеят..ся на себя, посееш.. рож.., зажеч.. костёр, стучат..ся в дверь, извиниш..ся перед мамой.

№2

  1. Повторите орфограммы «Правописание суффиксов глаголов».

  2. Вставьте буквы, графически объясните орфограммы.

Раста..л снег, окле..л окна, выпл..ло облако, вылет..л самолёт, крикн..те громче, вытр..те ноги, разбер..те книги, команд..вать отрядом, оканч..вает работу, совет..вать другу.

№3

  1. Повторите орфограмму «Буквы Е и И в окончаниях глаголов».

  2. Вставьте буквы, графически объясните орфограммы.

Легко дыш..шь, хорошо труд..шься, быстро беж..шь, далеко вид..т, прекрасно держ..тесь, они стро..т дом.

№4

  1. Повторите орфограммы о правописании частиц с глаголами.

  2. Раскройте скобки, графически объясните орфограммы.

(Не)навидеть зло, (не)съел завтрак, (не)знали урока, (не)годовал от злости, никто (не)обижал. Посадили(бы), погрузились(бы), участвовали(бы), (не)хотелось(бы), (не)здоровилось, (не)обидел(бы).

Просмотр содержимого презентации
«Урок Роль глаголов в речи»

Восемнадцатое ноября.  Классная работа. Роль глаголов в речи  Цель урока - познакомиться с особенностями и приёмами использования глаголов в речи, ввести в речевую практику глаголы разных лексических групп.   Люблю я всё, что плещется, струится,  Рождается, меняется, растёт,  И старится, и смерти не боится…  Не выношу безжизненных красот!  В. Тушнова

Восемнадцатое ноября. Классная работа.

Роль глаголов в речи

Цель урока - познакомиться с особенностями и приёмами использования глаголов в речи, ввести в речевую практику глаголы разных лексических групп.

Люблю я всё, что плещется, струится,

Рождается, меняется, растёт,

И старится, и смерти не боится…

Не выношу безжизненных красот!

В. Тушнова

Подбираем глаголы с различными лексическими значениями  Связанные с трудовой деятельностью: делать , …, _______________________________________________________ Связанные с умственной и речевой деятельностью: говорить , ... _______________________________________________________ Называющие различные состояния человека: грустить , … ___________________________________________________ Называющие состояние природы: вечереет , … __________________________________________________

Подбираем глаголы с различными лексическими значениями

Связанные с трудовой деятельностью: делать , …,

_______________________________________________________

Связанные с умственной и речевой деятельностью: говорить , ...

_______________________________________________________

Называющие различные состояния человека: грустить , …

___________________________________________________

Называющие состояние природы: вечереет , …

__________________________________________________

Составляем синонимические ряды с глаголами и знакомимся с приёмами использования синонимов Приём противопоставления синонимов: «…Ведь они не ходят, а шествуют по сцене, не сидят, а восседают, не лежат, а возлежат, не стоят, а позируют». (К.Станиславский.) Приём «нанизывания» синонимов: «Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, визжали поварята, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля». (По Л. Кассилю.) Прием нагнетания синонимов или градация ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________

Составляем синонимические ряды с глаголами и знакомимся с приёмами использования синонимов

Приём противопоставления синонимов:

«…Ведь они не ходят, а шествуют по сцене, не сидят, а восседают, не лежат, а возлежат, не стоят, а позируют». (К.Станиславский.)

Приём «нанизывания» синонимов:

«Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, визжали поварята, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля». (По Л. Кассилю.)

Прием нагнетания синонимов или градация

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Заменяем фразеологизмы глаголами Бросаться в глаза – ________________ Свалиться с ног – _________________ Набраться сил – __________________ Брать за душу – __________________ Заменяем глаголы фразеологизмами    Удивляться –_____________________  Показаться – _____________________  Говорить красиво – ________________  Проявляться в полную силу -________

Заменяем фразеологизмы глаголами

Бросаться в глаза – ________________

Свалиться с ног – _________________

Набраться сил – __________________

Брать за душу – __________________

Заменяем глаголы фразеологизмами

 

Удивляться –_____________________

Показаться – _____________________

Говорить красиво – ________________

Проявляться в полную силу -________

Небольшая переменка Образуйте глаголы из букв, входящих в глагол с о с р е д о т о ч и т ь с я . ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________

Небольшая переменка

Образуйте глаголы из букв, входящих в глагол

с о с р е д о т о ч и т ь с я .

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

Проводим наблюдение над глаголами в поэтической речи Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Изрыдалась осен..яя ночь ледян..ыми слезами. (А.Фет.) На родину тян..тся туча чтоб только поплакать над ней. (А.Фет.) Индеве..т берег солью и сланцем и алеют улы..ки. (М.Волошин.) Я открыл глаза: утро зачиналось… Всё зашев..лилось пр..снулось запело зашумело заг..ворило. (И.Тургенев.) ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________

Проводим наблюдение над глаголами в поэтической речи

Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Изрыдалась осен..яя ночь ледян..ыми слезами. (А.Фет.)

На родину тян..тся туча чтоб только поплакать над ней. (А.Фет.)

Индеве..т берег солью и сланцем и алеют улы..ки. (М.Волошин.)

Я открыл глаза: утро зачиналось… Всё зашев..лилось пр..снулось запело зашумело заг..ворило. (И.Тургенев.)

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко (шепчут, лепечут, шушукаются, гудят) над вами; длинные, висячие ветки берёз едва (колышутся, шевелятся, двигаются); могучий дуб (стоит, возвышается, растёт), как боец, подле красивой липы. Выбираем самое точное слово Сравниваем! Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И. Тургенев.)  

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко (шепчут, лепечут, шушукаются, гудят) над вами; длинные, висячие ветки берёз едва (колышутся, шевелятся, двигаются); могучий дуб (стоит, возвышается, растёт), как боец, подле красивой липы.

Выбираем самое точное слово

Сравниваем!

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И. Тургенев.)

 

Собираем материал  к сочинению-миниатюре Запишите глаголы, которые сочетаются с данными существительными. Составьте предложения, используя те приёмы, с которыми познакомились на уроке.  Тучи ______________________ небо _______________________ дождь _____________________ ветер ______________________ листья _____________________ солнце ______________________ туман ______________________

Собираем материал к сочинению-миниатюре

Запишите глаголы, которые сочетаются с данными существительными. Составьте предложения, используя те приёмы, с которыми познакомились на уроке.

Тучи ______________________

небо _______________________

дождь _____________________

ветер ______________________

листья _____________________

солнце ______________________

туман ______________________

Вернисаж

Вернисаж

Записываем домашнее задание   Написать сочинение – миниатюру «Дни поздней осени бранят обыкновенно…», используя записанные вами глаголы. (Задание № 298)

Записываем домашнее задание

  • Написать сочинение – миниатюру

«Дни поздней осени бранят обыкновенно…», используя записанные вами глаголы. (Задание № 298)

  • Устное сообщение на тему «Роль глаголов в речи» (Теория § 72)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Роль глаголов в речи

Автор: Фролова Марина Юрьевна

Дата: 06.09.2020

Номер свидетельства: 557038

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока по русскому языку в 6 кл по теме: "Роль глагола в речи" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-6-kl-po-tiemie-rol-ghlaghola-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "119391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413396176"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Открытый урок Роль глаголов в речи "
    ["seo_title"] => string(37) "otkrytyi-urok-rol-ghlagholov-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "229707"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441829890"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Глагол. Роль глаголов в речи."
    ["seo_title"] => string(27) "glagholrolghlagholovvriechi"
    ["file_id"] => string(6) "309388"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458800167"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Конспект  бинарного урока русского языка  в 4 классе на тему: "Роль глаголов в речи, в предложении. Правописание глаголов с частицей "не". "
    ["seo_title"] => string(148) "konspiekt-binarnogho-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-rol-ghlagholov-v-riechi-v-priedlozhienii-pravopisaniie-ghlagholov-s-chastitsiei-nie"
    ["file_id"] => string(6) "214799"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432479842"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Роль глагола в предложении."
    ["seo_title"] => string(27) "rolghlagholavpriedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "293002"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455383293"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства