Тема урока: Роль глаголов в речи.
Цель урока - познакомить учащихся с особенностями и приёмами использования глаголов в речи (основное знание глаголов, синонимические ряды глаголов), ввести в речевую практику учащихся глаголы разных лексических групп.
Эпиграф к уроку: Люблю я всё, что плещется, струится,
Рождается, меняется, растёт,
И старится, и смерти не боится…
Не выношу безжизненных красот!
В.Тушнова
Ход урока:
Подбираем глаголы с различными значениями
Связанные с трудовой деятельностью: делать, …;
Связанные с умственной и речевой деятельностью: говорить, …;
Называющие перемещение и положение в пространстве: идти, …;
Называющие различные состояния человека: грустить, …;
Называющие состояние природы: вечереет, …;
Кто больше?
Составляем синонимические ряды с глаголами
В русском языке глаголы образуют большие ряды синонимов, вот и мы попробуем это сделать, а в случае затруднения обратимся к словарю. Какому?
1 вариант подбирает синоним к слову шуметь
2 вариант – к слову говорить (сообщать, заявлять, высказывать, изрекать, вещать, толковать, изъясняться, объясняться, болтать, лопотать, лепетать, произносить и др.)
Выбираем самое точное слово
Работаем с учебником
Волки (рыскают, рыщут) в лесу. На перроне кто-то (машет, махает) платком. Портниха (мечет, метает) петли. Осётры (мечут, метают) икру. Со стен (капает, каплет). Мама (полоскает, полощет) бельё.
Небольшая переменка
Образуйте глаголы из букв, входящих в глагол сосредоточиться (точить, сидеть, сердиться, есть, сорить, строить, родиться, рядитьчтить).
Проводим наблюдение над глаголами в поэтической речи
Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Пч..лы тихо жуж..али над купами верб. (В.Белов.)
Индеве..т берег солью и сланцем, и алеют улы..ки. (М.Волошин.)
Я открыл глаза: утро зачиналось… Всё зашев..лилось пр..снулось запело зашумело заг..ворило. (И.Тургенев.)
Какие глаголы передают звуки? Какие глаголы позволяют увидеть краски предметов?
Синтаксическая пятиминутка: объясните графически знаки препинания в предложениях
Подбираем самое точное слово
А теперь обратимся к мастерам слова и попробуем восстановить предложения, написанные поэтами и писателями. Помните: они люди необычные, у них что ни слово, то образ. Не пользуйтесь нейтральной лексикой, постарайтесь придумать слово тоже необычное.
А сама-то величава, _______________, будто пава.
На улице _______________ дождик.
________________ вода за кормой.
Тарантас взвизгнул, тронулся, колокольчики _______________, бубенчики _____________.
Сравниваем!
А сама-то величава, выступает, будто пава. (А.Пушкин)
На улице пляшет дождик. (Д.Кедрин)
Трепетала вода за кормой. (Н.Гумилёв)
Тарантас взвизгнул, тронулся, колокольчики заплакали, бубенчики засмеялись. (А.Чехов)
Объясните отмеченные орфограммы.
Найдите слова с безударной гласной в корне. (трепетала, вода, кормой, величава, тарантас, колокольчики, засмеялись)
Выделенное слово разберите по составу.
Заменяем фразеологизмы глаголами
Зарубить на носу – (запомнить)
уносить ноги – (убегать)
надуть губы – (обидеться)
намылить шею – (избить)
пустить красного петуха – (поджечь)
Задание наоборот – заменяем глаголы фразеологизмами
Бездельничать – (бить баклуши)
Зазнаваться – (задирать нос)
Обманывать – (пускать пыль в глаза)
Улыбаться – (скалить зубы)
Очаровать – (вскружить голову)
Готовимся к домашнему заданию. Делаем вывод
Сегодня мы познакомились с особенностями использования глаголов в речи, составляли синонимические ряды, использовали в речи глаголы разных лексических групп. Повторили орфограммы: безударная гласная в корне, парная согласная, о/ё после шипящих, личные окончания глаголов. Вспомнили о знаках препинания в сложном предложении и при однородных членах.
Работаем с учебником
Запишите глаголы, которые сочетаются с существительными тучи, небо, дожди, облака, ветер, листья, солнце, туман.
Записываем домашнее задание
Сочинение-миниатюра «Дни поздней осени бранят обыкновенно…» (А.Пушкин), используя записанные вами глаголы. (Задание № 298)
Устное сообщение на тему «Роль глаголов в речи» (§ 72)
Карточки для индивидуальных заданий
№1
Повторите орфограммы «Мягкий знак в глаголах».
Вставьте буквы, графически объясните орфограммы.
Береч.. честь, учит..ся хорошо, вернёш.. долг, стрич..ся у мастера, надеят..ся на себя, посееш.. рож.., зажеч.. костёр, стучат..ся в дверь, извиниш..ся перед мамой.
№2
Повторите орфограммы «Правописание суффиксов глаголов».
Вставьте буквы, графически объясните орфограммы.
Раста..л снег, окле..л окна, выпл..ло облако, вылет..л самолёт, крикн..те громче, вытр..те ноги, разбер..те книги, команд..вать отрядом, оканч..вает работу, совет..вать другу.
№3
Повторите орфограмму «Буквы Е и И в окончаниях глаголов».
Вставьте буквы, графически объясните орфограммы.
Легко дыш..шь, хорошо труд..шься, быстро беж..шь, далеко вид..т, прекрасно держ..тесь, они стро..т дом.
№4
Повторите орфограммы о правописании частиц с глаголами.
Раскройте скобки, графически объясните орфограммы.
(Не)навидеть зло, (не)съел завтрак, (не)знали урока, (не)годовал от злости, никто (не)обижал. Посадили(бы), погрузились(бы), участвовали(бы), (не)хотелось(бы), (не)здоровилось, (не)обидел(бы).