Тема урока: Роль глаголов в речи.
Цель урока - познакомить учащихся с особенностями и приёмами использования глаголов в речи (основное знание глаголов, синонимические ряды глаголов), ввести в речевую практику учащихся глаголы разных лексических групп.
Эпиграф к уроку: Люблю я всё, что плещется, струится,
Рождается, меняется, растёт,
И старится, и смерти не боится…
Не выношу безжизненных красот!
В.Тушнова
Ход урока:
Подбираем глаголы с различными значениями
1) Связанные с трудовой деятельностью: делать, …;
2) Связанные с умственной и речевой деятельностью: говорить, …;
3) Называющие перемещение и положение в пространстве: идти, …;
4) Называющие различные состояния человека: грустить, …;
5) Называющие состояние природы: вечереет, …;
Кто больше?
• Обозначьте словообразовательные суффиксы.
Составляем синонимические ряды с глаголами
В русском языке глаголы образуют большие ряды синонимов, вот и мы попробуем это сделать, а в случае затруднения обратимся к словарю. Какому?
1 вариант подбирает синоним к слову шуметь
2 вариант – к слову говорить (сообщать, заявлять, высказывать, изрекать, вещать, толковать, изъясняться, объясняться, болтать, лопотать, лепетать, произносить и др.)
Выбираем самое точное слово
Работаем с учебником
Волки (рыскают, рыщут) в лесу. На перроне кто-то (машет, махает) платком. Портниха (мечет, метает) петли. Осётры (мечут, метают) икру. Со стен (капает, каплет). Мама (полоскает, полощет) бельё.
Небольшая переменка
Образуйте глаголы из букв, входящих в глагол сосредоточиться (точить, сидеть, сердиться, есть, сорить, строить, родиться, рядитьчтить).
Проводим наблюдение над глаголами в поэтической речи
Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
1. Пч.лы тихо жуж.али над купами верб. (В.Белов.)
2. Индеве.т берег солью и сланцем, и алеют улы.ки. (М.Волошин.)
3. Я открыл глаза: утро зачиналось… Всё зашев.лилось пр.снулось запело зашумело заг.ворило. (И.Тургенев.)
• Какие глаголы передают звуки? Какие глаголы позволяют увидеть краски предметов?
• Синтаксическая пятиминутка: объясните графически знаки препинания в предложениях
Подбираем самое точное слово
А теперь обратимся к мастерам слова и попробуем восстановить предложения, написанные поэтами и писателями. Помните: они люди необычные, у них что ни слово, то образ. Не пользуйтесь нейтральной лексикой, постарайтесь придумать слово тоже необычное.
А сама-то величава, _______________, будто пава.
На улице _______________ дождик.
________________ вода за кормой.
Тарантас взвизгнул, тронулся, колокольчики _______________, бубенчики _____________.
Сравниваем!
А сама-то величава, выступает, будто пава. (А.Пушкин)
На улице пляшет дождик. (Д.Кедрин)
Трепетала вода за кормой. (Н.Гумилёв)
Тарантас взвизгнул, тронулся, колокольчики заплакали, бубенчики засмеялись. (А.Чехов)
• Объясните отмеченные орфограммы.
• Найдите слова с безударной гласной в корне. (трепетала, вода, кормой, величава, тарантас, колокольчики, засмеялись)
• Выделенное слово разберите по составу.
Заменяем фразеологизмы глаголами
Зарубить на носу – (запомнить)
уносить ноги – (убегать)
надуть губы – (обидеться)
намылить шею – (избить)
пустить красного петуха – (поджечь)
Задание наоборот – заменяем глаголы фразеологизмами
Бездельничать – (бить баклуши)
Зазнаваться – (задирать нос)
Обманывать – (пускать пыль в глаза)
Улыбаться – (скалить зубы)
Очаровать – (вскружить голову)
Готовимся к домашнему заданию. Делаем вывод
Сегодня мы познакомились с особенностями использования глаголов в речи, составляли синонимические ряды, использовали в речи глаголы разных лексических групп. Повторили орфограммы: безударная гласная в корне, парная согласная, о/ё после шипящих, личные окончания глаголов. Вспомнили о знаках препинания в сложном предложении и при однородных членах.
Работаем с учебником
Запишите глаголы, которые сочетаются с существительными тучи, небо, дожди, облака, ветер, листья, солнце, туман.
Записываем домашнее задание
• Сочинение-миниатюра «Дни поздней осени бранят обыкновенно…» (А.Пушкин), используя записанные вами глаголы. (Задание № 298)
• Устное сообщение на тему «Роль глаголов в речи» (§ 72)
Карточки для индивидуальных заданий
№1
1. Повторите орфограммы «Мягкий знак в глаголах».
2. Вставьте буквы, графически объясните орфограммы.
Береч. честь, учит.ся хорошо, вернёш. долг, стрич.ся у мастера, надеят.ся на себя, посееш. рож., зажеч. костёр, стучат.ся в дверь, извиниш.ся перед мамой.
№2
1. Повторите орфограммы «Правописание суффиксов глаголов».
2. Вставьте буквы, графически объясните орфограммы.
Раста.л снег, окле.л окна, выпл.ло облако, вылет.л самолёт, крикн.те громче, вытр.те ноги, разбер.те книги, команд.вать отрядом, оканч.вает работу, совет.вать другу.
№3
1. Повторите орфограмму «Буквы Е и И в окончаниях глаголов».
2. Вставьте буквы, графически объясните орфограммы.
Легко дыш.шь, хорошо труд.шься, быстро беж.шь, далеко вид.т, прекрасно держ.тесь, они стро.т дом.
№4
1. Повторите орфограммы о правописании частиц с глаголами.
2. Раскройте скобки, графически объясните орфограммы.
(Не)навидеть зло, (не)съел завтрак, (не)знали урока, (не)годовал от злости, никто (не)обижал. Посадили(бы), погрузились(бы), участвовали(бы), (не)хотелось(бы), (не)здоровилось, (не)обидел(бы).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок Роль глаголов в речи »
Тема урока: Роль глаголов в речи.
Цель урока - познакомить учащихся с особенностями и приёмами использования глаголов в речи (основное знание глаголов, синонимические ряды глаголов), ввести в речевую практику учащихся глаголы разных лексических групп.
Эпиграф к уроку: Люблю я всё, что плещется, струится,
Рождается, меняется, растёт,
И старится, и смерти не боится…
Не выношу безжизненных красот!
В.Тушнова
Ход урока:
Подбираем глаголы с различными значениями
Связанные с трудовой деятельностью: делать, …;
Связанные с умственной и речевой деятельностью: говорить, …;
Называющие перемещение и положение в пространстве: идти, …;
Называющие различные состояния человека: грустить, …;
Называющие состояние природы: вечереет, …;
Кто больше?
Обозначьте словообразовательные суффиксы.
Составляем синонимические ряды с глаголами
В русском языке глаголы образуют большие ряды синонимов, вот и мы попробуем это сделать, а в случае затруднения обратимся к словарю. Какому?
1 вариант подбирает синоним к слову шуметь
2 вариант – к слову говорить (сообщать, заявлять, высказывать, изрекать, вещать, толковать, изъясняться, объясняться, болтать, лопотать, лепетать, произносить и др.)
Выбираем самое точное слово
Работаем с учебником
Волки (рыскают, рыщут) в лесу. На перроне кто-то (машет, махает) платком. Портниха (мечет, метает) петли. Осётры (мечут, метают) икру. Со стен (капает, каплет). Мама (полоскает, полощет) бельё.
Небольшая переменка
Образуйте глаголы из букв, входящих в глагол сосредоточиться (точить, сидеть, сердиться, есть, сорить, строить, родиться, рядитьчтить).
Проводим наблюдение над глаголами в поэтической речи
Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Пч..лы тихо жуж..али над купами верб. (В.Белов.)
Индеве..т берег солью и сланцем, и алеют улы..ки. (М.Волошин.)
Я открыл глаза: утро зачиналось… Всё зашев..лилось пр..снулось запело зашумело заг..ворило. (И.Тургенев.)
Какие глаголы передают звуки? Какие глаголы позволяют увидеть краски предметов?
Синтаксическая пятиминутка: объясните графически знаки препинания в предложениях
Подбираем самое точное слово
А теперь обратимся к мастерам слова и попробуем восстановить предложения, написанные поэтами и писателями. Помните: они люди необычные, у них что ни слово, то образ. Не пользуйтесь нейтральной лексикой, постарайтесь придумать слово тоже необычное.
Сегодня мы познакомились с особенностями использования глаголов в речи, составляли синонимические ряды, использовали в речи глаголы разных лексических групп. Повторили орфограммы: безударная гласная в корне, парная согласная, о/ё после шипящих, личные окончания глаголов. Вспомнили о знаках препинания в сложном предложении и при однородных членах.
Работаем с учебником
Запишите глаголы, которые сочетаются с существительнымитучи, небо, дожди, облака, ветер, листья, солнце, туман.
Устное сообщение на тему «Роль глаголов в речи» (§ 72)
Карточки для индивидуальных заданий
№1
Повторите орфограммы «Мягкий знак в глаголах».
Вставьте буквы, графически объясните орфограммы.
Береч.. честь, учит..ся хорошо, вернёш.. долг, стрич..ся у мастера, надеят..ся на себя, посееш.. рож.., зажеч.. костёр, стучат..ся в дверь, извиниш..ся перед мамой.