Просмотр содержимого документа
«Глагол. Роль глаголов в речи.»
Понятие о глаголе
Цель урока:
Образовательная:
- дать понятие о глаголе как части речи;
- формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать глагол от других частей речи;
- дать понятие о неопределённой форме глагола, глаголах совершенного и несовершенного вида;
- разделять глаголы на семантические группы, выяснить роль глаголов в речи.
Развивающая:
- развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать внимание, творческое мышление,
- развивать речь учащихся.
Воспитательная:
- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;
- прививать интерес к предмету.
УЧЕНИК НАУЧИТСЯ:
1. Распознавать глагол среди других частей речи.
2. Ставить вопрос к глаголам.
3. Ставить глагол в неопределённую форму.
УЧЕНИК ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:
1. Распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида.
2. Распределять глаголы по семантическим группам.
3. Учиться употреблять в речи фразеологические обороты.
4. Сделать выводы о роли глаголов в речи.
Формируемые универсальные учебные действия:
Предметные:
- уметь ставить вопрос к глаголам;
- отличать глагол от других частей речи;
- распознавать неопределённую форму глагола;
- отличать глаголы совершенного и несовершенного вида.
Метапредметные:
Познавательные:
- формулировать цель урока;
- строить осознанное речевое высказывания в устной форме;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
- анализировать слова, выявлять их происхождение;
- составлять определения понятия «глагол»
Регулятивные:
- ставить учебную задачу;
- прогнозировать результат деятельности;
- контролировать с целью обнаружения отклонений от эталона;
- оценивать – выделять то, что усвоено и что ещё подлежит усвоению;
Коммуникативные:
- высказывать предположения, предлагать способы решения проблемы.
Личностные:
- ценностное отношение к родному языку;
- установление связи между учебной деятельностью, результатом учения и применением этого знания в жизни.
1. Орг. момент 8-50 – 8-51
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
2. Актуализация знаний 8-52 – 8-55
Запишем в тетрадях сегодняшнюю дату.
На следующей строке - Классная работа.
А начнём мы сегодняшний урок с загадки:
Летит – пищит, сядет – молчит… (Комар)
- кто это?
- что необычного заметили в загадке?
- что общего у всех этих слов?
- кто помнит, как называется часть речи, которая обозначает действие предмета?
- что мы уже знаем о глаголе?
- что хотели бы узнать?
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
- Поставьте перед собой цель: чему вы хотите научиться на сегодняшнем уроке?
(вспомнить, что такое глагол, на какие вопросы он отвечает, что обозначает, научиться распознавать глаголы в речи и самое главное на сегодняшнем уроке - ответить на вопрос: зачем нужны глаголы в нашей речи).
3. Объяснение новой темы 8-56 – 9-00
В 3 классе мы говорили что такое глагол. Давайте вспомним это определение.
Глагол – это часть речи, которая обозначает действия предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
- если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? – значит, он стоит внеопределённой форме.
- время глагола
Глаголы бывают двух видов (совершенного вида и несовершенного вида), и определить вид глагола нам помогает вопрос. Вспомните, каким образом мы это делали? (если в вопросе стоит приставка с- , то совершенный вид)
9-02 – 9-08
Сейчас мы выполним Упражнение 1 с вашей карточки
В – 1 что делает? глаголы совершенного вида (Помыла, купила, позвала)
В – 2 что сделает? глаголы несовершенного вида (Стирала, подметала, пекла, искала)
5. Закрепление изученной темы. Роль глагола в речи. 9-11 – 9-20
А теперь нам предстоит ответить на главный вопрос нашего урока - Зачем в речи людей нужны глаголы, какую работу они выполняют?
Упражнение 2
Прочитайте стихотворение, записанное на карточке.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый
К нам в окошко застучит.
- Какой центральный образ в стихотворении (Буря)
- Как вы себе её представляете?
- Почему у вас получилось описание бури, как описание человека?
- Какие слова помогли оживить Бурю?
- Какую работу в речи выполняют глаголы? (Они оживляют предметы.)
ВЫВЕШИВАЕТСЯ КАРТОЧКА – «оживляют»
Упражнение 3
Прочитайте стихотворение. Найдите глаголы и попробуйте объяснить, какую роль выполняют в этом стихотворении:
Ветер листьями шуршит.
Мышь у норки шебуршит.
Лес осенний не молчит,
Он урчит, бурчит, ворчит.
- Как можно назвать такие глаголы? (глаголы звучания)
- Какую работу в речи выполняют глаголы звучания? (Они озвучивают предметы, наполняют мир звуками).
ВЫВЕШИВАЕТСЯ КАРТОЧКА – «озвучивают»
Чтобы назвать следующую семью глаголов, вам нужно самим стать немножко поэтами. Я буду читать строки из стихотворений, а вы попробуете их дополнить подходящими глаголами.
Вот и лето подоспело -
Птицы к югу улетели,
Земляника - … (покраснела)
Листья клена … (пожелтели)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один … (чернеет),
И ель сквозь иней … (зеленеет)
- Как назовём такие глаголы?
- Какую работу в речи выполняют глаголы цвета? (раскрашивают предметы)
ВЫВЕШИВАЕТСЯ КАРТОЧКА «раскрашивают»
Работа в парах
На карточке записаны устойчивые сочетания, или по – другому мы их называем фразеологизмы. Прочитаем:
Обвести вокруг пальца – обмануть
Очевидно, от жульничества базарных иллюзионистов. Фокусник брал у зрителей какой-либо предмет и обводил им вокруг пальца, отвлекая их внимание. В это время его сообщники очищали карманы зрителей.
Витать в облаках – мечтать
Предаваться несбыточным мечтам, не замечая окружающего. Старославянский глагол витати имел значение "жить, обитать". То есть находиться так далеко, что не замечать реальности.
Гнаться по пятам - преследовать
Бежать, видя пятки того, кого преследуешь.
Плевать в потолок – бездельничать
Крестьянин во время отдыха покуривал табак и сплёвывал крошки с губ. Печка или полати находились близко к потолку.
Зарубить на носу – запомнить
Нос - «памятная дощечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались «носами». Зарубить на носу - сделать заметку.
Наша задача заменить каждый фразеологизм подходящим по смыслу глаголом.
- Дети называют глаголы, пробуют составить с данным фразеологизмом предложение.
- Зачем в речи нужны фразеологизмы?
ЗАДАНИЕ В ГРУППАХ: (если останется время)
Я прочту начала текста, а вы подумайте: красиво ли звучат предложения, всё ли вам понятно?
Чёрные тучи. Дождь. Ребята в дом. Казалось, что огромный великан что-то в небесах и на земле.
- Какую часть речи мы добавим?
(Пришли, набежали, приплыли) чёрные тучи. (Хлынул, полил, закапал) дождь. Ребята (спрятались, побежали, пошли) в дом. (Сверкали, сияли, переливались) молнии, (гремел, шумел, стучал) гром. Казалось, что огромный великан (передвигает , переставляет, перемещает) что-то в небесах и на земле.
(Закончилась, ушла, прекратилась) гроза. Ребята (вышли, выбежали, выглянули) из дома и увидели радугу высотой от земли до неба, шириной во всю землю. Ах, как (улыбнулись, воскликнули, обрадовались) ребята!
- какие группы глаголов вы использовали?
6. Итог урока
- Что такое глагол?
- О каких двух видах глаголов мы узнали?
- Какой был главный вопрос урока? Наша цель?
- Для чего нужны глаголы в речи? (Используя в своей речи глагол, мы делаем её более динамичной, яркой, образной.)
- Как вы думаете, все ли семьи глаголов мы узнали сегодня на уроке?
– Встаньте, если вы уяснили, что такое глагол и для чего нужны в речи глаголы.
- Те, кто остался сидеть: какие были трудности?
- На полях поставьте себе отметку.
ОЦЕНКИ ЗА УРОК
У кого оценка совпала с моей?
Урок окончен!
Запустим кораблик бумажный,
Пускай он вдаль уплывает.
Урок сегодня очень важный,
Он много нового подарит!
Можно сесть на свои места.
Наш кораблик отправляется в путь. А самые первый островок, возле которого он остановится – это островок проверки домашнего задания.
1. Проверка домашнего задания
Для какой цели нужно проверять домашнее задание?
1. В 9 веке в Византии
Ученые монахи жили
Ты, дружок, не зевай,
Имена их называй
(Кирилл и Мефодий)
- Чем прославились монахи?
- Как называлась первая азбука? (глаголица, позднее кириллица)
- В каком городе стоит памятник Кириллу и Мефодию? (в Москве)
- Когда на Руси стала широко распространятся письменность? (после принятия христианства)
- Только ли служители церкви были грамотными? (нет, и простой люд)
2. Монах Нестор ее написал,
О всех событиях на Руси рассказал.
«Повесть временных лет»
- Что такое летопись?
- Кто писал летописи?
- О каких событиях в них рассказывалось?
3. Это настоящее произведение искусства
Над ним трудились великие мастера:
Переписчики, художники, переплетчики,
Чтобы читали и взрослые, и детвора.
(рукописные книги)
- Какой материал выбирали для книжных страниц? (пергамен)
- Какие краски использовали для письма? Для украшения?
- Какие орудия письма были у переписчиков?
- Как украшали книгу? Обложку?
- Что делали создатели книг, чтобы странички не скручивались?
- Откуда пошло выражение «красная строка»?
Возьмите лист самооценки и в графе Задание 1 оцените свою устную работу. В вашем листе 2 критерия:
- активная работа во время устного опроса
- правильность ответов
Поставьте себе от 1 до 3 баллов, где 1 балл – это что-то не получилось, 3 балла – высокая активность при проверке домашнего задания.
На Руси не всегда было спокойное и мирное время. Существовали периоды, когда людям приходилось отстаивать свою свободу и независимость. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке. Тема
Трудные времена на Русской земле.
Как вы думаете, чему сегодня на уроке мы будем учиться, какую цель поставим перед собой?
(узнать из-за чего возникли трудные времена, смогла ли Русь преодолеть трудные времена, какие люди помогли Русской земле выстоять в борьбе против захватчиков)
Наш кораблик отправляется в путь на островок изучения нового материала. Напишите на рыбках, что вы ожидаете от этой темы, что хотели бы узнать, чему научиться.
Вы знаете, что в пути часто бывают трудности. Может быть, и у вас есть сомнения, опасения, связанные с этой темой, может быть, вы боитесь с чем-то не справится. Напишите свои опасения на этих тучках.
Сейчас я попрошу вас произвольно разбиться в группы по 5-6человек. Каждая группа получает задание: поразмышлять над определенным вопросом. Прочитав полученную информацию, группа должна будет подготовить связанный рассказ по предложенной теме.
Группы сформированы. А теперь давайте вспомним правила работы в группах:
- выбрали тему
- распределили роли
- прочитали теорию
- не кричим
- не спорим
-выслушиваем мнения другого
- отвечаем всей группой
1. Нашествие Батыя
2. По иллюстрациям учебника, а также используя дополнительную литературу, опиши древнерусских воинов, монгольских, рыцарей-крестоносцев
3. Шведские захватчики и Александр Невский
4. Ледовое побоище
Ответы детей
Вернулись на свои места. Возьмите листы самооценки. Найдите второе задание. Оцените свою работу в группе, именно вашу роль по предложенным критериям: (от 1 до 3 баллов)
- у меня получилось выполнить свою роль в группе
- я участвовал в устном ответе
Последнее задание – работа в парах
Используя учебник, составьте 3 вопроса для класса по данному материалу. Эти вопросы на следующем уроке мы используем в проверочном тесте.
Вы можете сдать свои тесты учителю.
А теперь оцените свою работу в парах. От 1 до 3.
- я принимал активное участие при разработке вопросов
- я учитывал мнение своего друга
Давайте подведем итог нашего урока, Вспомним, какую цель мы ставили перед собой?
- Из-за чего возникли трудные времена, как Русь смогла преодолеть трудные времена?
- Почему Русь не могла дать отпор Батыю?
- Почему шведы начали наступление в 1240 году?
- Почему они были уверенны в победе?
- Кто сыграл важную роль в борьбе с захватчиками?
- Какими мы представляем русских людей, прочитав о таких битвах?
А теперь подсчитайте баллы, полученные вами за урок. Отметьте уровень, который соответствует полученным баллам.
Возьмите смайлик, который лежит на вашей парте.
Если у вас что-то не получилось на этом уроке, и по результатам вышел низкий уровень, прикрепите смайлик на нижнюю ступеньку. Если вы достигли базового уровня, прикрепите смайлик на среднюю ступеньку. Если же вы оценили свою работу на высокие баллы и у вас вышел повышенный уровень, прикрепите смайлик на самую высокую ступеньку.
Мы видим, что ...
Благодарю вас за плодотворную работу. Особенно хочется отметить таких учеников... Также хорошо работали…
Запишем домашнее задание
Лист самооценки Фамилия _______________________________________________
1. Устная работа – проверка домашнего задания
Оцени свою работу от 1 до 3 баллов
1 балл – работал мало или почти молчал, в ответах были ошибки
2 балла – работал активно, но допускал ошибки в ответах
3 балла – высокая активность, ответы без ошибок
____________ баллов
2. Работа в группе
Оцени свою работу от 1 до 3 баллов
1 балл –работал не активно, не справился со своей ролью
2 балла – выполнял свою роль, но не участвовал в защите
3 балла – выполнял свою роль и участвовал в защите
____________ баллов
3. Работа в паре
Оцени свою работу от 1 до 3 баллов
1 балл –я все время молчал, сосед придумывал вопросы без меня
2 балла – сосед со мной советовался, но сам я не придумал вопросов
3 балла – сам придумывал вопросы, советовался с соседом
____________ баллов
ИТОГО_____________ баллов Мой уровень ______________________________________________
3 балла – низкий уровень
4 – 6 баллов – средний уровень
7 – 9 баллов – высокий уровень
Лист самооценки Фамилия _______________________________________________
1. Устная работа – проверка домашнего задания
Оцени свою работу от 1 до 3 баллов
1 балл – работал мало или почти молчал, в ответах были ошибки
2 балла – работал активно, но допускал ошибки в ответах
3 балла – высокая активность, ответы без ошибок
____________ баллов
2. Работа в группе
Оцени свою работу от 1 до 3 баллов
1 балл –работал не активно, не справился со своей ролью
2 балла – выполнял свою роль, но не участвовал в защите
3 балла – выполнял свою роль и участвовал в защите
____________ баллов
3. Работа в паре
Оцени свою работу от 1 до 3 баллов
1 балл –я все время молчал, сосед придумывал вопросы без меня
2 балла – сосед со мной советовался, но сам я не придумал вопросов
3 балла – сам придумывал вопросы, советовался с соседом
____________ баллов
ИТОГО_____________ баллов Мой уровень ______________________________________________
3 балла – низкий уровень
4 – 6 баллов – средний уровень
7 – 9 баллов – высокий уровень
Группа 1
Нашествие Батыя
Стр. 59-60
Рассказать подробно, указывая даты!!!
Группа 3
Шведские захватчики и Александр Невский
С.62-63 (до слов «Александр получил прозвание Невского»)
Рассказать подробно, указывая даты!!!
Группа 4
Ледовое побоище
С.63
Рассказать подробно, указывая даты!!!
Группа 2
Рассказать подробно, указывая даты!!!
Используя учебник и дополнительную литературу, мы расскажем, как оборонялся от хана Батыя город Козельск.
25 марта 1238 года началась героическая оборона города Козельска от войск хана Батыя, которая длилась более пятидесяти дней. Летопись донесла яркую картину подвига жителей, которые, не побоявшись смерти, вступили в неравную борьбу с сильнейшим врагом.
Батый решил занять город и дожидаться здесь подхода остальных сил своего войска. В то время Козельск был столицей маленького княжества во главе с двенадцатилетним князем Василием.
Несмотря на то, что у Батыя была и осадная техника, и своя, отработанная годами тактика штурма крепостей, использовать её под Козельском татарам так и не удалось. Дело было весной, и город оказался надёжно защищён со всех сторон (кроме южного вала) естественными преградами – двумя разлившимися половодьем реками. Кроме того, крепость стояла на значительном возвышении и имела высоту стен 10 метров. Обстрел из луков и осадных орудий из-за реки не принёс никакого результата: ни снаряды, ни «огненные» стрелы татар не достигали цели.
Татаро-монголы, встретив решительный отпор. Жители не отсиживались в городе: они активно сражались, устраивая ночные вылазки и неожиданные нападения на монгольский лагерь. Батый семь недель нёс потери от их действий, но уйти от Козельска не мог. Его уход означал бы утрату авторитета главнокомандующего. В начале мая к Козельску, наконец, подошли остальные силы татарско-монгольского войска с осадными орудиями. В три дня был засыпан ров, защищавший южную стену. С помощью стенобитных машин татарам удалось разрушить часть крепостных стен и подняться на вал. Разгорелась кровавая схватка.
В ходе героической Батый понес серьезные потери. Узнав о потерях, Батый пришёл в ярость: кто-то из убитых военачальников приходился ему родственником, кто-то был личным другом. Батый приказал взять город и не щадить никого из его защитников: ни бояр, ни жён и детей боярских, ни малолетнего князя.
Батый, желая оправдать перед соратниками свою военную неудачу и огромные потери, наделил Козельск мистической силой. Он запретил называть город Козельском, а повелел звать его «Злым градом» или «город дьявола».
Для истории Руси оборона Козельска – это пример объединения нации, воинской доблести и героизма.