kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль прилагательных в тексте. Урок русского языка в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме "Роль прилагательных в тексте" составлен на основе требований ФГОС ООО. Урок предусматривает развитие всех универсальных учебных действий. План урока составлен для всех учащихся, то есть классы с разной успеваемостью. Урок апробацию прошел, ученикам очень понравился, был дан открытый урок для учителей школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль прилагательных в тексте. Урок русского языка в 6 классе »

Урок русского языка в 6 классе по теме : « Роль имен прилагательных в тексте»

Алексанян Алина Сергеевна- учитель русского языка и литературы

Цели урока:

1) обобщить знания об имени прилагательном, показать выделительную, изобразительную функцию имен прилагательных в тексте;

2) развивать навыки правильного употребления имен прилагательных в речи;

3) прививать интерес к родному языку, через изучение русского языка повышать общую культуру школьников.

Оборудование: мультимедиапроектор, слайдовая презентация; Учебник Львова С.И., Львов В.В. Русский язык 6 класс М., Мнемозина, 2013г.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы поговорим об употреблении прилагательных в речи. Ученые подсчитали, что каждое четвертое слово в русском языке – имя прилагательное. Как вы думаете почему? Вот мы и постараемся на уроке убедиться в том, что прилагательное очень важную роль играет в речи, причем используется в текстах разных стилей.

2. Повторение. Дайте определение прилагательного как части речи. Назовите постоянные и непостоянные признаки слов этой части речи. Прилагательные широко используются в текстах разных стилей. (Слайд №1)

II. Работа по теме урока

1.Задание: придумайте продолжение предложения так, чтобы в одном случае (1 вариант) это было простое предложение, а во втором (2 вариант ) – сложное. Дайте характеристику этих предложений, объясните постановку знаков препинания.

Бушует ветер за окном и…

Вывод: слова какой части речи вы использовали для характеристики предложений? Почему? (нужно было выделить отличительные признаки каждого предложения).К какому стилю речи нужно отнести данную вами характеристику предложений? .

Обобщение: характеристика предложений- это пример научной речи, в которой прилагательное выполняет выделительную функцию. (Слайд №2)

2. Работа с текстами разных стилей.

Слово учителя. Для чего служит имя прилагательное в речи? В названии части речи – имя прилагательное – уже содержится подсказка ответа на вопрос: оно « прилагается» к существительным и обозначает их признаки .

Задание: перед вами текст, прочитайте его.

Станционный домик стоял среди лопухов и высокой овсяницы. Он был небольшой, светло-коричневый, с белыми кружевными карнизами. На острой башенке весело торчал жестяной петух. ( В.Крапивин) (Слайд №3)

- Назовите существительные, с помощью которых автор описывает домик. Какую роль в этом тексте играют прилагательные? К какому стилю речи относится этот текст?

Вывод: Существительные описывают части дома, а прилагательные признаки. Они дают возможность представить картину, то место, где происходит действие, т.е. выполняют изобразительную функцию. Именно поэтому прилагательные часто используются в текстах-описаниях художественного стиля. Дополнительное задание: найдите слова с орфограммой «Н, НН в суффиксах прилагательных», объясните.

3. Создание проблемной ситуации.

Задание: отгадайте, о каком звере идет речь в тексте Г. Скребицкого. (Слайд №4)

Как он был хорош , весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой же тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки. ( О лосе)

- Какую картину вы себе представили? Какие слова помогли вам узнать лося, хотя название животного ни разу не упомянуто? (Длинная горбоносая морда, тяжелый , грузный и т.д.) К какой части речи относятся эти слова? Дополнительное задание: объясните правописание слов длинная, горбоносая, темно-бурая. Запишите по два слова на каждое из этих правил.

-Продолжим работу над отрывком Г.Скребицкого. Поведем количественный анализ частей речи в этом отрывке: какая доля имен прилагательных приходится на количество всех слов? (Из 28 слов 16 имена прилагательные).

– Среди прилагательных найдите такие, с помощью которых автор передает свое отношение к животному.

Вывод: прилагательные в тексте помогают нарисовать живую картину действительности, и выразить свое отношение к ней. Это свойство прилагательных часто используется в художественной литературе для описания внешности человека и его внутреннего мира.

4. Задание: составьте и запишите в 2 столбика словосочетания прилагательных с существительными

Описание внешнего отражение внешнего вида человека внутреннего мира человека

(Слайд №4)

Лицо: узкое, приятное, умное, румяное, загорелое, смуглое, добродушное, широкоскулое) Глаза: карие, лукавые, печальные, круглые, выразительные, злые, пустые, грустные, серые, огромные. Старик: седой, добрый, невысокий, худощавый, раздражительный.

Дополнительное задание: найдите слово с чередующейся гласной в корне, выделите орфограмму и запишите 3 примера на это же правило.

5. Душевное состояние человека также можно передать в тексте с помощью имен прилагательных.

Задание: выполните упражнение 476 учебника. Представьте, что по этой дороге идут два человека: один всем доволен, ему нравится все, что он видит вокруг, а другой наоборот недоволен, все увиденное его раздражает. Запишите текст, добавив нужные прилагательные , работа по вариантам.

Дополнительное задание: найдите в тексте слова, в которых правописание приставки зависит от согласного. Произведите словообразовательный анализ слова БЕСКОНЕЧНЫЙ.

6. Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и выразительность. В художественном тексте очень часто используются особые средства художественной выразительности – тропы. Назовите их ( эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) (Слайд №6)

Задание: в предложенных текстах найдите тропы и объясните их роль в тексте. Задание выполняется в группах.

1 группа Черемуха.

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

(С.Есенин)

2 группа Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.


Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой. (И.Бунин)


3 группа

Идет седая чародейка,
Косматым машет рукавом;

И снег, и мраз, и иней сыплет
И воды претворяет в льды;

От хладного ее дыханья
Природы взор оцепенел.

Наместо радуг испещренных
Висит по небу мгла вокруг,
А на коврах полей зеленых
Лежит рассыпан белый пух. (Г.Державин)

Вывод: прилагательные входят в состав различных тропов, но чаще всего используются как эпитеты. В данных примерах слова этой части речи выполняют выразительную функцию.

7. Работа со словарем эпитетов. Проверка домашнего задания ( упр.478: рассказ о словаре эпитетов)

- К словарю эпитетов вы обратитесь, выполняя новое домашнее задание.

Итог урока.

ОБОБЩЕНИЕ. Назовите основные функции прилагательного в тексте (выделительная, изобразительная , выразительная) (Слайд №6)

ДЗ: Используя словарь эпитетов, выполните упр.390 (1 группа), создайте текст на основе предложенного на карточке (2 группа).


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль прилагательных в тексте. Урок русского языка в 6 классе

Автор: Алексанян Алина Сергеевна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133114

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства