Роль прилагательных в тексте. Урок русского языка в 6 классе
Роль прилагательных в тексте. Урок русского языка в 6 классе
Урок русского языка по теме "Роль прилагательных в тексте" составлен на основе требований ФГОС ООО. Урок предусматривает развитие всех универсальных учебных действий. План урока составлен для всех учащихся, то есть классы с разной успеваемостью. Урок апробацию прошел, ученикам очень понравился, был дан открытый урок для учителей школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль прилагательных в тексте. Урок русского языка в 6 классе »
Урок русского языка в 6 классе по теме : « Роль имен прилагательных в тексте»
Алексанян Алина Сергеевна- учитель русского языка и литературы
Цели урока:
1) обобщить знания об имени прилагательном, показать выделительную, изобразительную функцию имен прилагательных в тексте;
2) развивать навыки правильного употребления имен прилагательных в речи;
3) прививать интерес к родному языку, через изучение русского языка повышать общую культуру школьников.
Оборудование: мультимедиапроектор, слайдовая презентация; Учебник Львова С.И., Львов В.В. Русский язык 6 класс М., Мнемозина, 2013г.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка целей урока.
Сегодня на уроке мы поговорим об употреблении прилагательных в речи. Ученые подсчитали, что каждое четвертое слово в русском языке – имя прилагательное. Как вы думаете почему? Вот мы и постараемся на уроке убедиться в том, что прилагательное очень важную роль играет в речи, причем используется в текстах разных стилей.
2. Повторение. Дайте определение прилагательного как части речи. Назовите постоянные и непостоянные признаки слов этой части речи. Прилагательные широко используются в текстах разных стилей. (Слайд №1)
II. Работа по теме урока
1.Задание: придумайте продолжение предложения так, чтобы в одном случае (1 вариант) это было простое предложение, а во втором (2 вариант ) – сложное. Дайте характеристику этих предложений, объясните постановку знаков препинания.
Бушует ветер за окном и…
Вывод: слова какой части речи вы использовали для характеристики предложений? Почему? (нужно было выделить отличительные признаки каждого предложения).К какому стилю речи нужно отнести данную вами характеристику предложений? .
Обобщение: характеристика предложений- это пример научной речи, в которой прилагательное выполняет выделительную функцию. (Слайд №2)
2. Работа с текстами разных стилей.
Слово учителя. Для чего служит имя прилагательное в речи? В названии части речи – имя прилагательное – уже содержится подсказка ответа на вопрос: оно « прилагается» к существительным и обозначает их признаки .
Задание: перед вами текст, прочитайте его.
Станционный домик стоял среди лопухов и высокой овсяницы. Он был небольшой, светло-коричневый, с белыми кружевными карнизами. На острой башенке весело торчал жестяной петух. ( В.Крапивин) (Слайд №3)
- Назовите существительные, с помощью которых автор описывает домик. Какую роль в этом тексте играют прилагательные? К какому стилю речи относится этот текст?
Вывод: Существительные описывают части дома, а прилагательные признаки. Они дают возможность представить картину, то место, где происходит действие, т.е. выполняют изобразительную функцию. Именно поэтому прилагательные часто используются в текстах-описаниях художественного стиля. Дополнительное задание: найдите слова с орфограммой «Н, НН в суффиксах прилагательных», объясните.
3. Создание проблемной ситуации.
Задание: отгадайте, о каком звере идет речь в тексте Г. Скребицкого. (Слайд №4)
Как он был хорош , весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой же тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки. ( О лосе)
- Какую картину вы себе представили? Какие слова помогли вам узнать лося, хотя название животного ни разу не упомянуто? (Длинная горбоносая морда, тяжелый , грузный и т.д.) К какой части речи относятся эти слова? Дополнительное задание: объясните правописание слов длинная, горбоносая, темно-бурая. Запишите по два слова на каждое из этих правил.
-Продолжим работу над отрывком Г.Скребицкого. Поведем количественный анализ частей речи в этом отрывке: какая доля имен прилагательных приходится на количество всех слов? (Из 28 слов 16 имена прилагательные).
– Среди прилагательных найдите такие, с помощью которых автор передает свое отношение к животному.
Вывод: прилагательные в тексте помогают нарисовать живую картину действительности, и выразить свое отношение к ней. Это свойство прилагательных часто используется в художественной литературе для описания внешности человека и его внутреннего мира.
4. Задание: составьте и запишите в 2 столбика словосочетания прилагательных с существительными
Описание внешнего отражение внешнего вида человека внутреннего мира человека
Дополнительное задание: найдите слово с чередующейся гласной в корне, выделите орфограмму и запишите 3 примера на это же правило.
5. Душевное состояние человека также можно передать в тексте с помощью имен прилагательных.
Задание: выполните упражнение 476 учебника. Представьте, что по этой дороге идут два человека: один всем доволен, ему нравится все, что он видит вокруг, а другой наоборот недоволен, все увиденное его раздражает. Запишите текст, добавив нужные прилагательные , работа по вариантам.
Дополнительное задание: найдите в тексте слова, в которых правописание приставки зависит от согласного. Произведите словообразовательный анализ слова БЕСКОНЕЧНЫЙ.
6. Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и выразительность. В художественном тексте очень часто используются особые средства художественной выразительности – тропы. Назовите их ( эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) (Слайд №6)
Задание: в предложенных текстах найдите тропы и объясните их роль в тексте. Задание выполняется в группах.
1 группа Черемуха.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
(С.Есенин)
2 группа Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой. (И.Бунин)
3 группа
Идет седая чародейка, Косматым машет рукавом;
И снег, и мраз, и иней сыплет И воды претворяет в льды;
От хладного ее дыханья Природы взор оцепенел.
Наместо радуг испещренных Висит по небу мгла вокруг, А на коврах полей зеленых Лежит рассыпан белый пух. (Г.Державин)
Вывод: прилагательные входят в состав различных тропов, но чаще всего используются как эпитеты. В данных примерах слова этой части речи выполняют выразительную функцию.
7. Работа со словарем эпитетов. Проверка домашнего задания ( упр.478: рассказ о словаре эпитетов)
- К словарю эпитетов вы обратитесь, выполняя новое домашнее задание.
Итог урока.
ОБОБЩЕНИЕ. Назовите основные функции прилагательного в тексте (выделительная, изобразительная , выразительная) (Слайд №6)
ДЗ: Используя словарь эпитетов, выполните упр.390 (1 группа), создайте текст на основе предложенного на карточке (2 группа).