kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль имен прилагательных в речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе соответствует ФГОС ООО.Реализуется системно-деятельностный подход. Учащиеся самостоятельно открывают новые знания. Учитель выступает в роли организатора учебного процесса. Используются индивидуальные и групповые формы работы. Выполняя различные творческие задания, учащиеся делают самостоятельные выводы о роли прилагательных в речи. В ходе урока обеспечиваются межпредметные связи с литературой, музыкой, живописью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль имен прилагательных в речи»

Тема урока: Роль имен прилагательных в речи.


Цель: ознакомить  обучающихся с ролью прилагательных в речи.


Планируемые предметные результаты:

- находить имена прилагательные в предложении;

- определять роль имен прилагательных в речи;

- использовать имена прилагательные в речи.


Метапредметные  результаты:

   (личностные результаты)       

- принимать и осваивать социальную роль ученика;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

- устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом;

- осознавать роль языка и речи  в жизни людей.


    Регулятивные результаты

- готовить рабочее место

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;


     Познавательные результаты    

- ориентироваться в раздаточном материале;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;


    Коммуникативные результаты

-  донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе.  

Тип урока - урок формирование новых знаний и умений

Структура урока


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к познавательной деятельности.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.


2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности














И вот пришла она, долгожданная пора!

Чистая, легкая, очень красивая,

Ангельски- нежная, светлая, милая.

Всеми любимая, мягко-душистая,

Добрая, дивная и шелковистая,

Солнечно-яркая, облачно - белая,

Светло-небесная, очень несмелая.



- О каком времени года идет речь в тексте?



-К какой части речи относятся слова, с помощью которых мы узнали это время года?



-О какой части речи мы будем сегодня говорить?



Отгадайте еще одну загадку:



Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!



- Какая часть речи может о себе так сказать?

- Какую роль выполняет имя прилагательное в нашей речи?

- что обозначает имя прилагательное?

- Сформулируйте тему урока.

Чему же мы будем учиться на уроке?



- Сегодня мы c вами, ребята, будем говорить o прилагательных, o том, какую роль они играют в нашей речи, о том, нужны ли нам прилагательные, или мы можем спокойно обойтись без них?

























Уч-ся самостоятельно определяют тему, цель урока

3. Постановка учебной задачи. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднительной ситуации.

- Ребята, а что вы знаете об этой части речи?


- Какая орфограмма встретилась в названии части речи? (корень с чередованием –лаг-) .

- Какое правило мы должны вспомнить?


- А как вы понимаете смысл названия части речи? (приложение, добавленное к чему-то).

- Вы знаете, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3-е место после существительных и глаголов, по частоте употребления – 5 –е место.

- А когда же чаще всего мы используем прилагательные?

( В худ.Литературе часто прилагательные употребляются в поэтической речи).


Эпиграфом к нашему уроку являются строки из стихотворения А. С. Пушкина:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года

  1. C. Пушкин)



- Какое время года Пушкин называет утром года?

-Почему поэт так называет весну?

-Как природа встречает весну?

-Давайте произнесем слово весна отчетливо, выразительно, все вместе?

-Что слышится вам в этом слове? (что-то обновляющее, очищающее, ведь весна — это утро года.За этим словом стоят три месяца: март, апрель, май).

-Обратимся к истокам этого слова. Если заглянуть в этимологический словарь («весна»произошло от « веселый»).



-Подберите и запишите однокоренные слова к слову весна (весна, веснушка, веснянка, весенний, предвесенний, по - весеннему).

-Весна- прекрасное время года, которому посвящено много песен, стихов, пословиц, поговорок, загадок.


















4. Открытие новых знаний через учебные действия. Творческая деятельность

- A знаете ли вы, ребята, какой y весны голос? Сейчас мы послушаем одну музыкальную пьесу великого русского композитора П. И. Чайковского из альбома «Времена года», а ваша задача, определить, какие звуки y весны и записать как можно больше прилагательных, которые можно использовать для описания весны.)



- Запишите свои наблюдения в тетрадь в виде словосочетаний прилагательное + существительное.

(веселая капель, журчанье ручья, шелест веток, крик птиц, треск ломающегося льда)

Проверка задания.- Физ. минутка «Две половинки»

2. - Ребята, поэт рассказывает о весне словом, композитор — музыкой, художник — красками. Одним из таких художников является Константин Федорович Юон — замечательный живописец, художник - пейзажист. Его картины жизнерадостны и праздничны. Он часто писал солнечные сельские пейзажи. B картине «Мартовское солнце» художник c большим мастерством передает радостное настроение солнечного дня первого весеннего месяца. Ребята, рассмотрите внимательно картину. Что изобразил художник на картине?

5. Творческая работа с текстом: сделать текст ярким, полным, вставив имена прилагательные.

Перед нами знаменитая картина русского художника К. Ф. Юона «Мартовское солнце».

Этот удивительный пейзаж передает нам радостное ощущение скорого прихода весны, хотя вся земля укутана белоснежным покрывалом. Белолицые березки, собравшись в кружок, с нетерпением ожидают прихода весны, которая подарит им ярко-зеленые одежды. А старые грабы, извиваясь, неторопливо тянутся своими тяжелыми ветвями к солнечному свету. Мартовские лучи золотят и ослепляют крыши домов и голые верхушки деревьев.

По проселочной дороге едут всадники - деревенские ребятишки. Мы видим, что позади радостно лает черный пес, играясь с ярко-рыжим жеребенком.

Небо налито ярко-лазурным цветом. Снежно-белые тучки не спеша плывут за ребятней, как будто провожают всадников. Пахнет весной. Хочется во всю грудь вдохнуть морозный мартовский воздух. Скоро потекут звонкие ручьи, радостно защебечут голосистые птицы, на деревьях появится зеленые клейкие листочки и придет настоящая, долгожданная весна.









Текст для 1 группы

Перед нами __________________картина русского художника К. Ф. Юона «Мартовское солнце».

Этот _______________пейзаж передает нам _______________ ощущение скорого прихода весны, хотя вся земля укутана ________________покрывалом. _____________березки, собравшись в кружок, с нетерпением ожидают прихода весны, которая подарит им ________________одежды. А старые грабы, извиваясь, неторопливо тянутся своими _____________ветвями к солнечному свету. _________________лучи золотят и ослепляют крыши домов и ________________верхушки деревьев.

Текст для 2 группы

По ______________дороге едут всадники - деревенские ребятишки. Мы видим, что позади радостно лает __________________пес, играясь с ________________жеребенком.Небо налито _______________цветом. __________________ тучки не спеша плывут за ребятней, как будто провожают всадников. Пахнет весной. Хочется во всю грудь вдохнуть _______________воздух. Скоро потекут ___________________ручьи, радостно защебечут _________________птицы, на деревьях появятся ________________ листочки и придет настоящая, долгожданная весна.

Заслушивание текстов от групп.

- Какую роль играют прилагательные в тексте?




Прослушивание муз.пьесы П.И. Чайсковскогоиз альбома «Времена года»














ИКТ



Просмотр картины К.Ф.Юона «Мартовское утро»





































Творческая работа в группах (восстановление текса с помощью прилагательных).


5. Первичное закрепление.


Самостоятельная групповая работа

- Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не исключение. Дословный перевод с греческого - «эпитет». Мы с вами уже встречались на уроках литературы с этим понятием. Что такое эпитет?

(это образное определение прил.+сущ.)


  Работа в группах



1группа «Зачем нужны эпитеты?»

Представь, что ты - поэт! Добавь в стихотворение прилагательные - эпитеты.

Вот__________________луч, вот________________снег

Весны________________________забег.

Вот_______________лес, ________________лёд,

И_______________первый птиц полёт.

Сделайте вывод: прилагательные-эпитеты нужны в речи, чтобы….

2 группа «Важно ли использование имён прилагательных в речи?»

Подпиши открытку для мамы, поздравь её с 8 Марта, используй имена прилагательные.

Сделай вывод: благодаря именам прилагательным наша речь….

Учащиеся зачитывают свои выполненные задания.

*** Работа с текстами научного и художественного стилей.

1 группа – текст о черемухе (по материалам Интернета)

2 группа – текст С. Есенина «Черемуха».



Делают дети самостоятельно вывод о роли прилагательных в тексте.







6. Рефлексия

5.  Домашнее задание: нарисовать весенний пейзаж красками и описать его 5-6 предложениями, используя прилагательные

6.  Рефлексия.

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке с помощью карточек.

Заслушиваются ответы учеников каждой группы по очереди по 1 вопросу.

- Ребята, я вас благодарю за урок. Надеюсь, что он действительно принес пользу.

Выставление оценок.



Сами дети оценивают свою работу на уроке



























О картине

Март – особенное время года, приносящее радость от того, что весна скоро вступит в свои права. На обочине дороги лежит слегка подтаявший снег, который в лучах нежаркого солнышка, уже несколько погрустневший тихонечко тает с каждым днем. Деревья хотя и не успели обзавестись красивой кроной весне очень рады. Хотя и знают, что март очень обманчивый месяц и тепло не продержится долго. Будет еще немало утренних заморозков, опасных для растений.

Картина К. Юона «Мартовское солнце» написанная художником в 1915 году олицетворяет весеннее настроение. Небо занимает основную часть холста, оно просвечивает сквозь голые ветви деревьев и сливается на горизонте с заснеженной улицей. Преобладающая голубизна полотна вселяет в душу необыкновенную легкость, радостную безмятежность и непоколебимую уверенность, что все будет хорошо. Ведь пережили такие морозы и дождались утро года. Возникает необычное ощущение, которое покоряет и надолго остается в памяти.












Лист самооценки






Продолжи предложение


1. Сегодня я узнал…


2. Было интересно…


3. Было трудно…


4. Я понял, что…


6. Теперь я могу…


7. Я почувствовал, что…



8. Я научился…



9. У меня получилось …

















Лист самооценки




Оцени себя


1. На уроке я работал

активно

пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен

не доволен

3. Урок для меня показался

коротким

длинным

4. За урок я

не устал

устал

5. Мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. Материал урока мне был




понятен

не понятен

полезен

бесполезен

интересен

скучен

7.Домашнее задание мне кажется

легким

трудным

интересным

неинтересным










Текст для 1 группы



Перед нами __________________картина русского художника К. Ф. Юона «Мартовское солнце».

Этот _______________пейзаж передает нам _______________ ощущение скорого прихода весны, хотя вся земля укутана

________________покрывалом. _____________березки, собравшись в кружок, с нетерпением ожидают прихода весны,

которая подарит им ________________одежды. А старые грабы, извиваясь, неторопливо тянутся своими

_____________ветвями к солнечному свету. _________________лучи золотят и ослепляют крыши домов и

________________верхушки деревьев.

























Текст для 2 группы



По ______________дороге едут всадники - деревенские ребятишки. Мы видим, что позади радостно лает

__________________пес, играясь с ________________жеребенком. Небо налито _______________цветом.

__________________ тучки не спеша плывут за ребятней, как будто провожают всадников. Пахнет весной. Хочется во

всю грудь вдохнуть _______________воздух. Скоро потекут ___________________ручьи, радостно защебечут

_________________птицы, на деревьях появятся ________________ листочки и придет настоящая, долгожданная весна.

















2 задание

1группа «Зачем нужны эпитеты?»





Представь, что ты - поэт! Добавь в стихотворение прилагательные - эпитеты.



Вот__________________луч, вот________________снег



Весны________________________забег.



Вот_______________лес, ________________лёд,



И_______________первый птиц полёт.



Сделайте вывод: прилагательные-эпитеты нужны в речи, чтобы….







2 задание



2 группа «Важно ли использование имён прилагательных в речи?»

Подпиши открытку для мамы, поздравь её с 8 Марта, используй имена прилагательные.

Сделай вывод: благодаря именам прилагательным наша речь….

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

(А. C.Пушкин)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль имен прилагательных в речи

Автор: Орлова Наталья Анатольевна

Дата: 11.03.2016

Номер свидетельства: 304346

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Роль имени прилагательного в предложении (определение). "
    ["seo_title"] => string(62) "rol-imieni-prilaghatiel-nogho-v-priedlozhienii-opriedielieniie"
    ["file_id"] => string(6) "164371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422630820"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Синтаксическая роль имен прилагательных. "
    ["seo_title"] => string(45) "sintaksichieskaia-rol-imien-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "181811"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425397781"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок русского языка в 4 классе на тему: Роль имени прилагательного в речи"
    ["seo_title"] => string(68) "urokrusskoghoiazykav4klassienatiemurolimieniprilaghatielnoghovriechi"
    ["file_id"] => string(6) "282154"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453650680"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "технологическая карта "Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются  имена прилагательные""
    ["seo_title"] => string(112) "tiekhnologhichieskaiakartarolimienprilaghatielnykhviazykiechtooboznachaiutikakobrazuiutsiaimienaprilaghatielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "293786"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455547176"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Урок-КВН по русскому языку в 3 классе «Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными»."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_kvn_po_russkomu_iazyku_v_3_klassie_rol_imien_prilaghatiel_nykh_v_riechi_svi"
    ["file_id"] => string(6) "468097"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1525099553"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства