Просмотр содержимого документа
«Урок-КВН по русскому языку в 3 классе «Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными».»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23
Урок-КВН
по русскому языку
в 3 классе
«Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными».
Выполнила: учитель Заборовская Т.А
п. Могзон, 2015
Тема: Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными.
Задачи:
1. Формировать представление учащихся о роли имён прилагательных в речи.
2. Развивать умение устанавливать грамматическую связь по вопросам, определять признаки прилагательного как части речи, развивать речь учащихся, умение делать выводы.
3. Расширять лексический запаса слов , стремление к саморазвитию.
4. Воспитывать чувство прекрасного на основе поэтических и художественных произведений.
Оборудование: презентация, 2 картины зимы, 2 вида карточек, снежинки для рефлексии
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Прозвенел звонок,
Начался урок.
- Откройте тетрадь и запишите число.
а) Послушайте и отгадайте загадку:
( слайд№1 Тройка)
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом,
Всё покрыла серебром. (слайд №2. Зима) ( Зима.)
б) - Какие словарные слова могут находиться в её расписных санях? Январь, декабрь
февраль, мороз,
иней.
-Запишите их, выделите словарные орфограммы.
-Назовите их.
в) - Какая не словарная орфограмма встретилась в этих словах?
- Образуйте родственные слова от слова мороз.
(мороз, морозик, морозец, морозилка, морозный)
-Разберите эти слова по составу.
г) - Какое слово из записанных лишнее? Почему?
(все слова обозначают предметы, а последнее - признак предмета).
- Послушайте стихотворение Д.С.Фонина и Н.М. Бетеньковой и скажите - о чём оно.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.
( об имени прилагательном и его значении в речи)
д) Так какова будет тема нашего урока?
(роль имени прилагательного в речи.)
е) - А что мы должны узнать о прилагательном? Давайте составим план урока.
1.Какова роль прилагательного в речи?
2. С какими словами связаны имена прилагательные?
3. Как они связаны?
- А вторую часть темы вы назовёте в конце урока. Урок наш будет необычный, мы его проведём в виде КВН. Для этого мы попросим М.Н стать председателем жюри.
ё) -Для проведения КВН нам нужно разделить класс на две команды и выбрать названия команд. Запишите имя хозяйки нашего урока – Зима. Образуйте от него родственное слово с уменьшительно-ласкательным значением. ( Зимушка.)
-При помощи чего мы это сделали?
( портреты Зимы и Зимушки)
-Посмотрите на портреты этих сестёр. Какой портрет подходит к слову Зима?
- А какой - к слову Зимушка?
- Почему?
-Так команды и назовём. 1 команда - до середины 2 ряда, 2 команда- с середины 2ряда и 3 ряд. А эти портреты будут эмблемами ваших команд.
Вы должны были подумать о кандидатуре капитана.
ж)- Раз наш урок – КВН - надо выбрать девиз. А девизом может послужить пословица или поговорка о зиме. Дома вы должны были подобрать их. Какие пословицы вам больше понравились?
Зима лето пугает, да всё равно тает.
Зима не лето, в меха одета.
Зима резвится не только в лесу, а у нас на носу.
Зима пришла и мороз принесла.
-Запишите последнее предложение.
II. Начинаем КВН. Первый тур называется « Конкурс капитанов».
а) -К доске идёт капитан 1 команды и записывает последнее предложение: (Зима пришла и мороз принесла). Разбирает это предложение по членам и частям речи. Оцениваем по 5-бальной шкале.
б) -К доске идёт капитан 2 команды и производит звуко-буквенный анализ слова мороз.
( Зима пришла и мороз принесла)
в)- Так чем нравится русская зима?
-На юг уж птицы улетели,
Пришли морозы и метели.
Стоят деревья в серебре,
Мы лепим крепость во дворе.
III. Начинаем второй тур – разминку, который называется « Взятие снежной крепости».
а) Для того, чтобы взять крепость, надо в крепость соперников бросить снежок. А снежок – это слово, обозначающее признак названия вашей команды. Вспомним, на какие вопросы отвечают признаки предметов.
( какой? какая? какое? какие?)
-Победит та команда, которая бросит последний снежок. Снежки будут лететь попеременно. За каждый снежок – 1 балл.
Хмурая… Ласковая…
IV. Размялись и стали любоваться картинами зимы. Одинаковы ли они? Какое настроение выражает каждая картина?
( первая картина - грустная, мрачная, тяжёлая…
Вторая - радостная, весёлая, умиротворяющая…)
- Начинаем 3 тур нашего КВН, который называется» Зимняя картина».
а) У вас карточки с совершенно одинаковым текстом. Вы должны относительно своей картины вставить вместо пропусков пропущенные прилагательные. Мы должны посмотреть, для чего нужны прилагательные в речи, т.е. ответить на 1 вопрос.
( На картине изображён … день. Небо … . Светит … солнце .Картина вызывает … настроение.)