kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль глагола в речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка, проведенный учителем начальных классов Амергалиевой Рапией Мухангалиевной в рамках районного семинара. Урок-исследование, где ребята  должны учиться доказательно излагать свои мысли, выражать свою точку зрения, защищать её. Эксперименты  творческие. Ученики будут делать для себя открытия, будут развивать свою речь

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок»

Тема: Роль глагола в речи.

Тип: урок- исследование.

Цели: 1) расширять и уточнять представление о синтаксической роли глагола, формировать умения точно употреблять глаголы в речи, выяснить в совместной работе организующую роль глагола, построить урок на собственном поиске, раздумьях ребят, ставить ученика в ситуацию, когда ему приходится делать для себя маленькие открытия; 2) развивать творческое воображение, устную и письменную речь, познавательный интерес; 3) воспитывать чувства патриотизма и интернационализма , прививать любовь к Родине.

Оборудование: слайдовая презентация, карточки

Ход урока:

1. Психологический настрой.

Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

Улыбнёмся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

Итак, начнём.
2.
«Мозговой штурм». 
(Включаю изображение на доске.
  Читаю стихотворение.)
Мой Казахстан любимый!

Ты – небо! Ты – земля!

Ты – солнце! Ты – звезда!

Ты – Родина моя!

- О чём это стихотворение?

Сегодня наш урок мы посвящаем нашей Родине – Республике Казахстан. 
- Какова особенность этого стихотворения? 
- Какой части речи нет? (глаголов) Что такое глагол?

 3. Экскурс в урок. 
- Итак, сегодня мы будем говорить о глаголах, но с точки зрения их значимости в речи.
 
Вам придётся провести исследование.
  А значит, вам придётся быть исследователями - экспериментаторами. Вы должны самостоятельно осмыслить эту часть речи. Проводя исследование, вы должны учиться доказательно излагать свои мысли, выражать свою точку зрения, защищать её. Но главное то, что эксперименты будут творческими, и вы, кроме того, что будете делать для себя открытия, будете развивать свою речь. 

- У каждого из вас есть структурная карта, в которой отражены все задания, которые вы будете выполнять на уроке. Внимательно слушайте меня, быстро выполняйте задания, и у вас всё получится.
УДАЧИ!.
 
4.
Эксперимент № 1. 
Посмотрите на задание, что требуется сделать?
 
Выяснить, может ли существовать человеческая речь без глаголов?
 
Списать отрывок текста, вставив подходящие по смыслу глаголы из слов для справок.
 
1 группа
Каждый человек …членом общества, в котором он… . Все государства … свою Конституцию – Основной Закон страны.

(является, живёт, имеют)

2 группа

У Республики Казахстан… своя Конституция. В ней … о личной свободе и обязанностях граждан.

(имеется, рассказывается)

3 группа

Наше государство … Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев. Законы … Парламент.

(возглавляет, принимает )
Проверка
 
- Зачитать текст
 
- Верно ли вставлены глаголы?
 
- Какой вывод можно сделать?
 
Вывод: Человеческая речь не может существовать без глаголов, т.к. они организуют её, позволяют ей быть живой, движимой.

Какая тема объединяет все эти предложения? Когда мы отмечаем День Конституции? 30 августа 1995году была принята новая Конституция Республики Казахстан - основной закон страны. Все государственные документы принимаются на её основе. Закон помогает нам в нашей жизни и деятельности. С первой минуты появления на свет наша жизнь и здоровье находятся под защитой и покровительством государства, гражданами которого мы являемся. Придя в школу ты, воспользовался своим правом на образование. Закон обязывает тебя стать образованным, знающим человеком, готовым к труду. Ты - гражданин! Это значит, ты можешь пользоваться всеми правами, записанными в Конституции. Каждая строка закона, который является законом и твоей жизни, пронизана заботой о человеке труда, его благополучии. Запомни, важно не только знать свои права и обязанности, важно их соблюдать. Только если все взрослые и дети будут знать и соблюдать законы, мы будем жить в мудром и справедливом государстве и будем счастливы.

Словарная работа. Запишем слова: Казахстан, Конституция, Родина, Республика, народ, президент, Астана, столица, государство.( Взаимопроверка.) Составьте синквейн с любым из слов.

А сейчас поэтическая минутка.

Стихотворение З. Александрова «Родина».

Эксперимент № 2. 
Суть второго эксперимента в том, чтобы определить, какие существуют глаголы. Перед вами тексты. Найдите в текстах глаголы. Выпишите их. Подумайте, с какой целью писатели вводят их в текст?
 
1ряд. На какое действие они указали? (движение и звучание)

Движение - это жизнь. Без движения невозможен прогресс - нужно двигаться, идти вперёд, бежать, прыгать, лететь, порхать. В движении смысл жизни.

2 ряд. Каждый человек должен горячо любить свою Родину. Прекрасно осознавать, что место, где ты родился, самое лучшее. Вместе с друзьями радуешься каждому дню. А вдали от Родины грустишь.(чувства человека)

3 ряд. Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу. 
- Прочитать отрывок
 
- Назвать глаголы звучания и цвета. Какой вывод можно сделать?
   
Вывод: С помощью глаголов можно передать действия, движения, звучания, состояние природы, чувства человека и т.д. Не только с помощью прилагательных можно выразить красоту природы. Оказывается, с помощью глаголов можно показать шум дождя.

Звуковая разминка. Произнеси правильно!

Начать, начал, начала, начали.

Понять, понял, поняла, поняли.

Принять, принял, приняла, приняли.

Продать, продал, продала, продали.

Звонить, звонил, звонила, звонили, звонят, звонишь.

- Давайте немного отдохнем. На сегодняшний урок мы выучили новую физминутку.

Хорошо, что солнце светит! (изображают солнце)
Хорошо, что дует ветер! (изображают ветер)
Хорошо идти с друзьями! (шагают)
Хорошо прижаться к маме! (обнимают себя)
Хорошо в краю родном! (разводят руки в стороны)
Хорошо там, где наш дом! (изображают дом)
Хорошо кружиться в танце! (кружатся)
Хорошо быть казахстанцем! (выставляют большие пальцы).

- А вы знаете, что глагол является ещё и волшебной частью речи? 
И сейчас вам это необходимо доказать.
Эксперимент №3. Работа по учебнику.
1ряд. Упр. № 328(глаголы в прямом и переносном значении)

2ряд. Упр. № 330(глаголы-антонимы)

3ряд. Упр. № 331(глаголы-синонимы)

Вывод: Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы антонимы, глаголы-синонимы делают нашу речь точной и выразительной.

Сегодня к нам на урок пришла учитель русского языка и литературы Ахтанова Зульфия Равиловна, у которой возможно вы будете учиться в старших классах.

- Здравствуйте! 
Мы друг другу сказали, хоть были совсем незнакомы.
 
- Здравствуйте!
 
Этим словом мы подтверждаем своё знакомство и готовность продлить его.
 
Я думаю, что наше с вами знакомство оставит след добра, понимания, успеха и нам захочется встретиться ещё не раз.
 
Релаксация. Сотвори в себе солнце. В природе есть солнце, оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт мир. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт любовь. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем. ( Руки в стороны)

Физминутка. « Дождь»

  • В Жанибеке поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

  • Солнце! (Руки вверх)

А сейчас обратите внимание на слайдовую презентацию. Сейчас мы с вами проведем еще одно исследование. Прочитав стихотворение, вы должны определить, какие глаголы автор употребляет в переносном значении? И для чего?

Утром солнышко встает, 
Нас на улицу зовёт.
 
Выхожу из дома я :
 
– Здравствуй, улица моя !
 

Я пою и в тишине
 
Подпевают птицы мне.
 
Травы шепчут мне в пути :
 
– Ты скорей, дружок, расти !
 

Отвечаю травам я,
 
Отвечаю ветру я,
 
Отвечаю солнцу я :
 
– Здравствуй, Родина моя !
 

В. Орлов 

Проверка 
- Прочитать выразительно отрывки.
 
- Назвать глаголы, употребляемые в переносном значении. - Для чего автор употребил их в переносном значении?
 
Вывод: Уместное употребление слова в переносном значении делает речь яркой, образной. Орлов употребил для выразительности, красоты, придания необычности речи.   

Эксперимент №4. Синтаксический разбор предложений.

Определить, каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

1 ряд. Я, ты, мы любим родную страну.

2 ряд. Любовь к Родине начинается с родного дома.

3 ряд. Народы Казахстана живут в мире и согласии.

Вывод: Глагол в предложении чаще всего бывает сказуемым.

Минутка поэзии. Стихотворение Т. Айбергенова «Моя республика».

Сочинительство 
- В начале урока вы услышали стихотворение, которое состояло из одних существительных , как вы думаете, можно ли написать текст или стихотворение, состоящее из одних глаголов?
 
- Да.
 Итак, …  
Эксперимент №5
Составление «глагольного» рассказа – миниатюры, этюда на одну из тем.
 
Условия:
 
- назовите и запишите глаголы, связанные по смыслу.
 
- слова не должны повторяться.
 
- рассказ может быть индивидуальным и коллективным.
 
1 группа
 
Утро. Рассвет.
 
2 группа
 
Шёл весенний дождь.
 
3 группа
 
«Ветер, ветер , ты могуч…»
 
Проверка. Выводы.
 
Группы слов, которые можно использовать при сочинении, лежат у вас на партах:
Восходить, таять, рассветать, светлеть, розоветь, подниматься, просыпаться, зеленеть, голубеть, улыбаться.
 
Капать, брызгать, идти, лить, журчать, шуметь, пениться, струиться, резвиться.
 
Ласкать , обвевать, обдувать, крепчать, дуть, выдувать, пищать, скрипеть, завывать, сносить, кружить, обрывать.
 
- Работа (5 минут)
 
- Проверка полученных стихотворений.
 

Минутка поэзии. Стихотворение С. Сейфуллина «Моя земля».
Работа с пословицами.

Ребята, какие пословицы о Родине знаете?

(Родина мать умей за неё постоять. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Родная сторона – мать, чужая – мачеха. Нет ничего краше, чем родина наша. Смело иди в бой Родине служить. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Честно жить – Родине служить. Всякому мила своя сторона. Человек без Родины, что соловей без песни. На чужой стороне Родина милей вдвойне. Родная земля - родная колыбель. Если дружба велика, будет Родина крепка. Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь. Тот герой, кто за Родину горой. Родина бывает разная, но у всех она одна.)

Итог урока: Время нашего урока подошло к концу. Давайте подведём итоги. Какова же была тема нашего урока? Чему вы научились? Что особенно запомнилось? Чему был посвящён урок? Кем вы были на уроке? - А главное, вы были словесниками, вы пытались  использовать глаголы в таких ситуациях, которые доказывали значимость этой части речи в жизни человека. 
- Докажите, что без глагола обойтись никак нельзя?
 
Д/з: Упр №329. Выставление оценок.

Величава и необъятна наша Родина! Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. Давайте все вместе встанем в круг и скажем: «Мой Казахстан! Люблю тебя!» и исполним песню «Большой хоровод».



Просмотр содержимого презентации
«роль глагола в речи»

Мой Казахстан любимый! Ты – небо! Ты – земля! Ты – солнце! Ты – звезда! Ты – Родина моя!

Мой Казахстан любимый!

Ты – небо! Ты – земля!

Ты – солнце! Ты – звезда!

Ты – Родина моя!

МОЯ РОДИНА – МОЙ КАЗАХСТАН

МОЯ РОДИНА – МОЙ КАЗАХСТАН

Роль глагола  в речи

Роль глагола

в речи

Эксперимент № 1.

Эксперимент № 1.

Выяснить, может ли существовать человеческая речь без глаголов? 

Выяснить, может ли существовать человеческая речь без глаголов? 

Выяснить, может ли существовать человеческая речь без глаголов?    Вывод: Человеческая речь не может существовать без глаголов, т.к. они организуют её, позволяют ей быть живой, движимой.

Выяснить, может ли существовать человеческая речь без глаголов? 

Вывод: Человеческая речь не может существовать без глаголов, т.к. они организуют её, позволяют ей быть живой, движимой.

Словарная работа

Словарная работа

Словарная работа  К а з а хст а н, К о нст и т у ц и я, Р о д и на, Р е сп у блика, н а р о д , пр е з и д е нт, А ст а н а , ст о л и ца, г о суд а рств о .

Словарная работа

К а з а хст а н, К о нст и т у ц и я, Р о д и на, Р е сп у блика, н а р о д , пр е з и д е нт, А ст а н а , ст о л и ца, г о суд а рств о .

Эксперимент № 2.

Эксперимент № 2.

Определить, какие существуют глаголы .

Определить, какие существуют глаголы .

Определить, какие существуют  глаголы. Вывод: С помощью глаголов можно передать действия, движения, звучания, состояние природы, чувства человека и т.д. Не только с помощью прилагательных можно выразить красоту природы.

Определить, какие существуют глаголы.

Вывод: С помощью глаголов можно передать действия, движения, звучания, состояние природы, чувства человека и т.д. Не только с помощью прилагательных можно выразить красоту природы.

Произнеси правильно!

Произнеси правильно!

  • Нач а л, начал а , н а чали.
  • П о нял, понял а , п о няли.
  • Пр и нял, принял а , пр и няли.
  • Звон и л, звон и шь, звон я т.
Эксперимент № 3.

Эксперимент № 3.

С какой целью используются в речи глаголы в прямом и переносном значении, глаголы антонимы, глаголы-синонимы?

С какой целью используются в речи глаголы в прямом и переносном значении, глаголы антонимы, глаголы-синонимы?

С какой целью используются в речи глаголы в прямом и переносном значении, глаголы антонимы, глаголы-синонимы?  Вывод: Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы антонимы, глаголы-синонимы делают нашу речь красивой, точной и выразительной.

С какой целью используются в речи глаголы в прямом и переносном значении, глаголы антонимы, глаголы-синонимы?

Вывод: Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы антонимы, глаголы-синонимы делают нашу речь красивой, точной и выразительной.

Утром солнышко встает,  Нас на улицу зовёт.   Выхожу из дома я :   – Здравствуй, улица моя !    Я пою и в тишине   Подпевают птицы мне.   Травы шепчут мне в пути :   – Ты скорей, дружок, расти !    Отвечаю травам я,   Отвечаю ветру я,   Отвечаю солнцу я :  – Здравствуй, Родина моя !   В. Орлов  

Утром солнышко встает, Нас на улицу зовёт.  Выхожу из дома я :  – Здравствуй, улица моя !  Я пою и в тишине  Подпевают птицы мне.  Травы шепчут мне в пути :  – Ты скорей, дружок, расти !  Отвечаю травам я,  Отвечаю ветру я,  Отвечаю солнцу я : – Здравствуй, Родина моя !  В. Орлов  

Утром солнышко встает ,  Нас на улицу зовёт .   Выхожу из дома я :   – Здравствуй, улица моя !    Я пою и в тишине   Подпевают птицы мне.   Травы шепчут мне в пути: – Ты скорей, дружок, расти !    Отвечаю травам я,   Отвечаю ветру я,   Отвечаю солнцу я :  – Здравствуй, Родина моя !   В. Орлов

Утром солнышко встает , Нас на улицу зовёт Выхожу из дома я :  – Здравствуй, улица моя !  Я пою и в тишине  Подпевают птицы мне.  Травы шепчут мне в пути:

Ты скорей, дружок, расти !  Отвечаю травам я,  Отвечаю ветру я,  Отвечаю солнцу я : – Здравствуй, Родина моя !  В. Орлов

Эксперимент № 4.

Эксперимент № 4.

Определить, каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

Определить, каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

Определить, каким членом предложения чаще всего бывает глагол? Вывод: Глагол в предложении чаще всего бывает сказуемым.

Определить, каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

Вывод: Глагол в предложении

чаще всего бывает сказуемым.

Мой Казахстан!  Люблю тебя!

Мой Казахстан! Люблю тебя!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Роль глагола в речи

Автор: Ахтанова Зульфия Равиловна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 171794

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока по русскому языку в 6 кл по теме: "Роль глагола в речи" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-6-kl-po-tiemie-rol-ghlaghola-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "119391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413396176"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Открытый урок Роль глаголов в речи "
    ["seo_title"] => string(37) "otkrytyi-urok-rol-ghlagholov-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "229707"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441829890"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Глагол. Роль глаголов в речи."
    ["seo_title"] => string(27) "glagholrolghlagholovvriechi"
    ["file_id"] => string(6) "309388"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458800167"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Конспект  бинарного урока русского языка  в 4 классе на тему: "Роль глаголов в речи, в предложении. Правописание глаголов с частицей "не". "
    ["seo_title"] => string(148) "konspiekt-binarnogho-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-rol-ghlagholov-v-riechi-v-priedlozhienii-pravopisaniie-ghlagholov-s-chastitsiei-nie"
    ["file_id"] => string(6) "214799"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432479842"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок русского языка в 4 классе "Роль глаголов в предложении, речи". "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-rol-ghlagholov-v-priedlozhienii-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "190401"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427158425"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства