kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родственные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сформирует ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению родственных слов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Родственные слова»

Методическая разработка урока по русскому языку с учётом требований ФГОС

МБОУ «СОШ № 7 ЗМР РТ» О.Н.Егорова

Тема: Родственные слова

Тип урока: открытие нового знания

Цель : сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению родственных слов.

Задачи:

обучающие:

- актуализировать знания о лексическом значении слов родственники, родословная, о словах синонимах;

-организовать деятельность по выбору родственных слов.

развивающие:

- формировать умения анализировать звучащую речь;

- развивать воображение, мышление, речь учащихся;

воспитательные:

-воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;

-воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.

- способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через физкультминутки, гимнастику для глаз; приобщать детей к ЗОЖ.

Планируемые результаты:

Личностные:

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные

Познавательные:

- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные:

- умение прогнозировать предстоящую работу;

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные:

- знание о лексическом значении слов и слов синонимов;

- умение находить родственные слова.

Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Ход урока:

1. Организация детей к уроку.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

2.Актуализация знаний.

1)Чистописание: (на доске эпиграф к уроку)

«Бывают языки, как реки. А русский – это океан»

- Как вы понимаете это выражение?

- Для чего нужно учить русский язык?

- Запишите, соблюдая правила каллиграфии.

2). Слайд 1.Стихотворение о семье. Учитель предлагает прочитать его всем вместе.

Моя семья

У меня семья большая:

Мама Нина, баба Рая,

Папу Александром звать,

Он бабуле просто — зять!

Ну а я бабуле — внучка.

И еще собачка Жучка

С нами вместе проживает,

Дом бабулин охраняет!

Кто в большой семье хозяин?

Ну, конечно, баба Рая.

- Учитель: - Кто из членов семьи здесь перечислен?

- Кого мы ещё относим к семье?

Слайд 2. Фотография семьи. Слова: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

3.Самоопределение к деятельности.

- Учитель: - Прочитайте слова. Как можно назвать всех этих людей? (Родственники).

- Ребята, а кого называют родственниками? (Тех, кто живёт вместе, одна семья, имеет одну фамилию.) Родственники – это родные люди, у них много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

Среди слов тоже есть « родственники»

Слайд 3. Гусь, гусыня, гусята, гусеница. Иллюстрация и слова.

Учитель произносит текст: « Идут по лугу гусь, гусыня, и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

- О! Здравствуйте! Вы кто?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

- А я ваша родственница – гусеница. »

- Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему?

- Кого здесь можно назвать родственниками? Почему?

4. Открытие нового знания

- Учитель: Ребята, рассмотрите слова, записанные на доске. Есть ли среди них слова близкие по значению и с общей частью?

- Ученики: Есть. (Гусь, гусыня, гусята)).

- Учитель: Как вы думаете, как называются такие слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть?

- Ученики: Родственные слова.

- Учитель: Верно. Давайте подумаем, как будет называться тема нашего урока? И какие задачи мы поставим перед собой на этом уроке?

- Ученики: Родственные слова. Мы должны научиться определять родственные слова.

5. Работа по теме урока.

1) Работа по учебнику

- Прочитайте текст.

- Чем похожи выделенные слова? ( Предположения детей.)

- Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?

- Назовите два признака родственных слов. ( Общая часть и близкое значение)

2) Выполнение упр. (работа в парах, взаимопроверка).

- Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? Почему?

- Спишите любую группу. Выделите общую часть ( корень) дугой. (Показ на доске)

Физкультминутка

Не ленись и улыбнись. Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли. В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь.

6.Включение нового знания в систему знаний.

1) Работа в группах (проектная деятельность)

Одна группа работает с 1-м столбиком, а вторая со 2-м столбиком устно, предоставим аргументы по данному вопросу.

Подобрать родственные слова к данным (в конвертах у детей заготовки с нужными словами, надо правильно распределить их по столбикам и наклеить на бумагу разного цвета). Один из группы защищает проект у доски.

2)Упражнение в распознавании однокоренных слов .

а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Дидактическое упражнение «Засели домики».

- Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете. ) Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по рядам.

1 ряд - - лис-

Лиса, лист, лисонька, лисий.

2 ряд - - мор-

Морской, моряк, море, мороз.

3 ряд - - вод –

Вода, водичка, водный, водитель.

- Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики, и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)

- Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.

( проверяем работу 2 и 3 рядов )

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием .

7. Рефлексия

- А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свой улей». Вот 3 улья, домика для пчёл, а вы пчёлки из этих ульев ( у детей на партах силуэты пчёл со словами). Задание: каждая пчёлка должна найти свой улей, и тогда образуются группы родственных слов.

1 группа - рыб –

Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.

2 группа - ум –

Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.

3 группа - цвет –

Цветы, цветок, цветник, цветной, цветочек, зацветёт

- Посмотрите, какие у нас чудесные пчёлки - родственники живут в каждом улье! 7.Подведение итогов. Самооценка.

Подведем итог нашего урока (учитель использует карточки с информацией о родственных словах)

- Что нового узнали на уроке?

- Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными?

- Что общего у синонимов и родственных слов? (Общее значение)

Самооценка с помощью « светофора»: зелёный: всё понятно; жёлтый: сомневаются, всё ли хорошо поняли, красный: материал не понят.

Домашнее задание

Программный уровень. Записать ещё несколько родственных слов.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Родственные слова

Автор: Егорова Ольга Николаевна

Дата: 24.08.2016

Номер свидетельства: 340547

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по русскому языку по теме « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-rodstviennyie-slova-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "236684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444139635"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка "Родственные слова" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rodstviennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "121470"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413981237"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по теме корень слова. Родственные слова "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-tiemie-korien-slova-rodstviennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "127164"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415277884"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Урок по русскому языку  во втором классе "Корень слова. Родственные слова""
    ["seo_title"] => string(64) "urokporusskomuiazykuvovtoromklassiekorienslovarodstviennyieslova"
    ["file_id"] => string(6) "268008"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450520898"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок по русскому языку "Корень слова. Родственные слова""
    ["seo_title"] => string(49) "urokporusskomuiazykukorienslovarodstviennyieslova"
    ["file_id"] => string(6) "268625"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450666778"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства