- Учитель: - Прочитайте слова. Как можно назвать всех этих людей? (Родственники).
- Ребята, а кого называют родственниками? (Тех, кто живёт вместе, одна семья, имеет одну фамилию.) Родственники – это родные люди, у них много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.
Среди слов тоже есть « родственники»
Слайд 3. Гусь, гусыня, гусята, гусеница. Иллюстрация и слова.
Учитель произносит текст: « Идут по лугу гусь, гусыня, и гусята. Навстречу им ползет гусеница.
- О! Здравствуйте! Вы кто?
- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
- А я ваша родственница – гусеница. »
- Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему?
- Кого здесь можно назвать родственниками? Почему?
4. Открытие нового знания
- Учитель: Ребята, рассмотрите слова, записанные на доске. Есть ли среди них слова близкие по значению и с общей частью?
- Ученики: Есть. (Гусь, гусыня, гусята)).
- Учитель: Как вы думаете, как называются такие слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть?
- Ученики: Родственные слова.
- Учитель: Верно. Давайте подумаем, как будет называться тема нашего урока? И какие задачи мы поставим перед собой на этом уроке?
- Ученики: Родственные слова. Мы должны научиться определять родственные слова.
5. Работа по теме урока.
1) Работа по учебнику
- Прочитайте текст.
- Чем похожи выделенные слова? ( Предположения детей.)
- Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?
- Назовите два признака родственных слов. ( Общая часть и близкое значение)
2) Выполнение упр. (работа в парах, взаимопроверка).
- Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? Почему?
- Спишите любую группу. Выделите общую часть ( корень) дугой. (Показ на доске)
Физкультминутка
Не ленись и улыбнись. Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли. В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь.
6.Включение нового знания в систему знаний.
1) Работа в группах (проектная деятельность)
Одна группа работает с 1-м столбиком, а вторая со 2-м столбиком устно, предоставим аргументы по данному вопросу.
Подобрать родственные слова к данным (в конвертах у детей заготовки с нужными словами, надо правильно распределить их по столбикам и наклеить на бумагу разного цвета). Один из группы защищает проект у доски.
2)Упражнение в распознавании однокоренных слов .
а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Дидактическое упражнение «Засели домики».
- Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете. ) Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по рядам.
1 ряд - - лис-
Лиса, лист, лисонька, лисий.
2 ряд - - мор-
Морской, моряк, море, мороз.
3 ряд - - вод –
Вода, водичка, водный, водитель.
- Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики, и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)
- Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.
- А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свой улей». Вот 3 улья, домика для пчёл, а вы пчёлки из этих ульев ( у детей на партах силуэты пчёл со словами). Задание: каждая пчёлка должна найти свой улей, и тогда образуются группы родственных слов.