Урок русского языка во 2 классе.
Тема: «Родственные слова».
Цели:
- Дать понятие «родственные слова», учить составлять цепочку родственных слов, выделять корень. Формировать умение составлять связный рассказ.
- Развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас. Способствовать развитию у детей воображения.
- Воспитывать чувство уважение к семье, к родственникам.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы узнаем, какие слова в русском языке называются родственными, будем учиться подбирать родственные слова и распознавать их. Попытаемся ответить на вопрос: «Только ли у растений есть корень?»
2. Минутка чистописания.
Прописывать будем букву Яя.
- Какая по счёту в алфавите эта буква?
- Что вы можете рассказать об этой букве?
- Пропишите заглавную и строчную буквы в соединении. Соединение подчеркните.
- Эта буква очень важная, хоть и последняя в алфавите. Она указывает на личность человека. Произнесённая с достоинством, эта буква заставляет прислушаться к человеку, уважать его мнение. и сегодня на уроке я хочу, чтобы вы начинали свой ответ со слов:
Я ДУМАЮ
Я СЧИТАЮ
Я МОГУ ДОКАЗАТЬ
3. Повторение.
а) Словарная работа.
Буква Я приготовила для вас ребус. Угадайте, о чём хочет рассказать буква? (семья)
Выясним лексическое значение этого слова. Справимся в толковом словаре. Слово семья – многозначное, оно имеет прямое и переносное значение (читают дети).
Прямое значение: семья – группа живущих вместе близких родственников.
Переносное значение: семья – объединение людей, сплочённых общими интересами
- Может ли наш класс называться семьёй? Почему?
- Какие орфограммы вы видите в этом слове?
б) Индивидуальное задание – фонетический разбор слова семья.
- Дайте характеристику своей семье, пользуясь именами прилагательными
(Семья какая?…)
- Составьте из двух слов одно характеризующие семью.
ХЛЕБ СОЛЬ (ХЛЕБОСОЛЬНАЯ)
ТРУД ЛЮБОВЬ (ТРУДОЛЮБИВАЯ)
ГОСТЬ ПРИЁМ (ГОСТЕПРИИМНАЯ)
- Какие из полученных слов являются синонимами?
в) Орфографическая минутка.
Очень важно, чтобы семья была дружной, сплочённой, чтобы в ней царила любовь и уважение. В русском языке много пословиц, посвящённых семье. Вот одна из них, но она рассыпалась.
В, НЕ НУЖЕН, ЛАД, СЕМЬЕ, КЛАД, КОЛИ
- Прочитайте слова, какие из них вам не понятны? (лад, коли)
- Составьте пословицу и объясните её смысл. (Не нужен клад, коли в семье лад.)
- В каких словах одинаковые орфограммы?
- К какому слову относится предлог в? Как напишите со словом?
- Спишите пословицу, в подчёркнутом слове выделите окончание.
г) Проверка задания, проверка фонетического разбора.
Вывод: Какие правила надо знать, чтобы правильно писать слова?
Физминутка для глаз.
4. Новый материал.
1) Наблюдение.
Ни что так не объединяет семью, как совместный труд и отдых. Так как мы выяснили, что наш класс тоже семья, я приглашаю вас ловить вместе рыбу.
- Запишем слово рыба.
- Замени выражение «ловить рыбу» другим словом. (рыбачить)
- Вы поймали маленькую или мелкую рыбу. (рыбка, рыбёшка)
- Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак)
- Где мы с вами были? на… (рыбалке).
-Прочитайте вслух слова. Сравните, что в них общего? (рыб)
- Что можно сказать о значении этих слов? (одинаковое, близкое)
- Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто, они бывают похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается в языке. Слова, которые мы образовали называются РОДСТВЕННЫМИ (табличка), так как они схожи по значению и у них есть общая часть.
Общая часть называется КОРНЕМ (табличка) и выделяется дугой. Выделим корень в родственных словах.
По-другому, родственные слова называются ОДНОКОРЕННЫМИ (табличка).
На доске появляется схема.
родственные = однокоренные
общее значение
общий корень
2)Первичное закрепление.
а) Работа с учебником.
- стр. 65 – правило
- Что общего у родственных и однокоренных слов?
- Прочитайте правило про себя и подумайте, чтобы вы добавили в это правило?
- стр. 66 упр 259
- Семью объединяет совместное хозяйство, общий дом. Выпишите слова родственные слову дом, выделите корень. (письмо с комментированием).
- В каких словах можно сделать ошибку? Почему? (домище, домашний, домовёнок)
-Какими словами можно себя проверить? (дом, домик)
Физминутка
Я буду называть пары слов. Если они родственные – хлопки. Нет – топаем. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов я назову.
река – плот брат – братишка
хлеб – хлебушек дом – дым
кот – котик поле – полюшко
стена – гвоздь гриб – грибной
сад – садовый обед – стол (6 пар)
Вывод: Как вы узнавали родственные слова?
5. Закрепление.
- В каждой семье все родственники помогают друг другу, трудятся на благо всех членов семьи. Сейчас мы будем подбирать профессии людей, но так, чтобы это слов было родственным одному из данных.
- Фронтальная работа: Ле(с,з) охр(а,о)няет ……. (лесник)
- Работа в парах: Обе(т,д) варит ……….. . (повар) Са(д,т) растит ……….. . (садовник)
- А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете своих родственников.
- Самостоятельная работа - игра «Лишнее слово».
а) мама, мамочка, мамонт, мамуля;
б) родня, родные, родители, природа;
с) дедушка, старик, прадед, дедовский
Вывод: Могут ли слова – синонимы быть родственными?
- Творческая работа.
Животные и птицы тоже живут семьями. Многих животных, населяющих нашу планету, вы знаете. А вот кто живёт на других планетах, я думаю, вам хотелось бы узнать. Я предлагаю стать вам писателями – фантастами.
Инструктивная карта.
1 уровень
К словам допиши по два родственных слова, выдели корень
СЛОН
ТИГРЁНОК
ГУСЫНЯ
ЕЖОВЫЙ
2 уровень
Опираясь на слова 1 уровня, составь новые слова – названия несуществующих животных, путём слияния двух корней. (н-р, слонотигр, гусоёж, тигроёж)
3 уровень
Придумай рассказ об одном из этих животных, пользуясь планом.
- Внешний вид
- Чем питается?
- Повадки.
ИТОГ УРОКА: Только ли у растений есть корень?
Чему научились на уроке?