kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Родственные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка во 2 классе.

 

Тема: «Родственные слова».

Цели:

  1. Дать понятие «родственные слова», учить составлять цепочку родственных слов, выделять корень. Формировать умение составлять связный рассказ.
  2. Развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас. Способствовать развитию у детей воображения.
  3. Воспитывать чувство уважение к семье, к родственникам.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы узнаем, какие слова в русском языке называются родственными, будем учиться подбирать родственные слова и распознавать их. Попытаемся ответить на вопрос: «Только ли у растений есть корень?»

2. Минутка чистописания.

 Прописывать будем букву Яя.

- Какая по счёту в алфавите эта буква?

- Что вы можете рассказать об этой букве?

- Пропишите заглавную и строчную буквы в соединении. Соединение подчеркните.

- Эта буква очень важная, хоть и последняя в алфавите. Она указывает на личность человека. Произнесённая с достоинством, эта буква заставляет прислушаться к человеку, уважать его мнение. и сегодня на уроке я хочу, чтобы вы начинали свой ответ со слов:

Я ДУМАЮ

Я СЧИТАЮ

Я МОГУ ДОКАЗАТЬ

3. Повторение.

а) Словарная работа.

         Буква Я приготовила для вас ребус. Угадайте, о чём хочет рассказать буква? (семья)

Выясним лексическое значение этого слова. Справимся в толковом словаре. Слово семья – многозначное, оно имеет прямое и переносное значение (читают дети).

Прямое значение: семья – группа живущих вместе близких родственников.

Переносное значение: семья – объединение людей, сплочённых общими интересами

- Может ли наш класс называться семьёй? Почему?

- Какие орфограммы вы видите в этом слове?

б) Индивидуальное задание – фонетический разбор слова семья.

- Дайте характеристику своей семье, пользуясь именами прилагательными

(Семья какая?…)

- Составьте из двух слов одно характеризующие семью.

         ХЛЕБ                 СОЛЬ                          (ХЛЕБОСОЛЬНАЯ)

         ТРУД                  ЛЮБОВЬ                    (ТРУДОЛЮБИВАЯ)

         ГОСТЬ               ПРИЁМ                        (ГОСТЕПРИИМНАЯ)

- Какие из полученных слов являются синонимами?

в) Орфографическая минутка.

         Очень важно, чтобы семья была дружной, сплочённой, чтобы в ней царила любовь и уважение. В русском языке много пословиц, посвящённых семье. Вот одна из них, но она рассыпалась.

         В,      НЕ НУЖЕН,     ЛАД,                   СЕМЬЕ,    КЛАД,       КОЛИ

- Прочитайте слова, какие из них вам не понятны? (лад, коли)

- Составьте пословицу и объясните её смысл. (Не нужен клад, коли в семье лад.)

- В каких словах одинаковые орфограммы?

- К какому слову относится предлог в? Как напишите со словом?

- Спишите пословицу, в подчёркнутом слове выделите окончание.

г) Проверка задания, проверка фонетического разбора.

Вывод: Какие правила надо знать, чтобы правильно писать слова?

Физминутка для глаз.

4. Новый материал.

1) Наблюдение.

Ни что так не объединяет семью, как совместный труд и отдых. Так как мы выяснили, что наш класс тоже семья, я приглашаю вас ловить вместе рыбу.

- Запишем слово рыба.

- Замени выражение «ловить рыбу» другим словом. (рыбачить)

- Вы поймали маленькую или мелкую рыбу. (рыбка, рыбёшка)

- Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак)

- Где мы с вами были? на… (рыбалке).

-Прочитайте вслух слова. Сравните, что в них общего? (рыб)

- Что можно сказать о значении этих слов? (одинаковое, близкое)

- Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто, они бывают похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается в языке. Слова, которые мы образовали называются РОДСТВЕННЫМИ (табличка), так как они схожи по значению и у них есть общая часть.

         Общая часть называется КОРНЕМ (табличка) и выделяется дугой.   Выделим корень в родственных словах.

         По-другому, родственные слова называются ОДНОКОРЕННЫМИ (табличка).

На доске появляется схема.

родственные = однокоренные

         общее значение

               общий корень

                                                                                                                             2)Первичное закрепление.

         а) Работа с учебником.

  • стр. 65 – правило

- Что общего у родственных и однокоренных слов?

- Прочитайте правило про себя и подумайте, чтобы вы добавили в это правило?

  • стр. 66 упр 259

- Семью объединяет совместное хозяйство, общий дом. Выпишите слова родственные слову дом, выделите корень. (письмо с комментированием).

- В каких словах можно сделать ошибку? Почему? (домище, домашний, домовёнок)

-Какими словами можно себя проверить? (дом, домик)

Физминутка

Я буду называть пары слов. Если они родственные – хлопки. Нет – топаем. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов я назову.

река – плот                            брат – братишка

хлеб – хлебушек                   дом – дым

кот – котик                             поле – полюшко

стена – гвоздь                       гриб – грибной

сад – садовый                        обед – стол                            (6 пар)      

Вывод: Как вы узнавали родственные слова?

5. Закрепление.

  1. В каждой семье все родственники помогают друг другу, трудятся на благо всех членов семьи.  Сейчас мы будем подбирать профессии людей, но так, чтобы это слов было родственным одному из данных.
    • Фронтальная работа: Ле(с,з) охр(а,о)няет ……. (лесник)
    • Работа в парах:         Обе(т,д) варит ………..  . (повар)                                  Са(д,т) растит ………..  . (садовник)
  2. А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете своих родственников.
    • Самостоятельная работа - игра «Лишнее слово».

а) мама, мамочка, мамонт, мамуля;

б) родня, родные, родители, природа;

с) дедушка, старик, прадед, дедовский

Вывод: Могут ли слова – синонимы быть родственными?

  1. Творческая работа.

Животные и птицы тоже живут семьями. Многих животных, населяющих нашу планету, вы знаете. А вот кто живёт на других планетах, я думаю, вам хотелось бы узнать. Я предлагаю стать вам писателями – фантастами.

Инструктивная карта.

1 уровень

К словам допиши по два родственных слова, выдели корень

СЛОН

ТИГРЁНОК

ГУСЫНЯ

ЕЖОВЫЙ

2 уровень

Опираясь на слова 1 уровня, составь новые слова – названия несуществующих животных, путём слияния двух корней. (н-р, слонотигр, гусоёж, тигроёж)

3 уровень

Придумай рассказ об одном из этих животных, пользуясь планом.

  1. Внешний вид
  2. Чем питается?
  3. Повадки.
  4.  

ИТОГ УРОКА:  Только ли у растений есть корень?

Чему научились на уроке?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Родственные слова" »

Урок русского языка во 2 классе.


Тема: «Родственные слова».

Цели:

  1. Дать понятие «родственные слова», учить составлять цепочку родственных слов, выделять корень. Формировать умение составлять связный рассказ.

  2. Развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас. Способствовать развитию у детей воображения.

  3. Воспитывать чувство уважение к семье, к родственникам.


Ход урока.


1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы узнаем, какие слова в русском языке называются родственными, будем учиться подбирать родственные слова и распознавать их. Попытаемся ответить на вопрос: «Только ли у растений есть корень?»


2. Минутка чистописания.


Прописывать будем букву Яя.

- Какая по счёту в алфавите эта буква?

- Что вы можете рассказать об этой букве?

- Пропишите заглавную и строчную буквы в соединении. Соединение подчеркните.

- Эта буква очень важная, хоть и последняя в алфавите. Она указывает на личность человека. Произнесённая с достоинством, эта буква заставляет прислушаться к человеку, уважать его мнение. и сегодня на уроке я хочу, чтобы вы начинали свой ответ со слов:

Я ДУМАЮ

Я СЧИТАЮ

Я МОГУ ДОКАЗАТЬ


3. Повторение.


а) Словарная работа.

Буква Я приготовила для вас ребус. Угадайте, о чём хочет рассказать буква? (семья)


Выясним лексическое значение этого слова. Справимся в толковом словаре. Слово семья – многозначное, оно имеет прямое и переносное значение (читают дети).

Прямое значение: семья – группа живущих вместе близких родственников.

Переносное значение: семья – объединение людей, сплочённых общими интересами

.

- Может ли наш класс называться семьёй? Почему?


- Какие орфограммы вы видите в этом слове?


б) Индивидуальное задание – фонетический разбор слова семья.


- Дайте характеристику своей семье, пользуясь именами прилагательными

(Семья какая?…)


- Составьте из двух слов одно характеризующие семью.

ХЛЕБ СОЛЬ (ХЛЕБОСОЛЬНАЯ)

ТРУД ЛЮБОВЬ (ТРУДОЛЮБИВАЯ)

ГОСТЬ ПРИЁМ (ГОСТЕПРИИМНАЯ)


- Какие из полученных слов являются синонимами?


в) Орфографическая минутка.

Очень важно, чтобы семья была дружной, сплочённой, чтобы в ней царила любовь и уважение. В русском языке много пословиц, посвящённых семье. Вот одна из них, но она рассыпалась.


В, НЕ НУЖЕН, ЛАД, СЕМЬЕ, КЛАД, КОЛИ


- Прочитайте слова, какие из них вам не понятны? (лад, коли)

- Составьте пословицу и объясните её смысл. (Не нужен клад, коли в семье лад.)

- В каких словах одинаковые орфограммы?

- К какому слову относится предлог в? Как напишите со словом?

- Спишите пословицу, в подчёркнутом слове выделите окончание.


г) Проверка задания, проверка фонетического разбора.


Вывод: Какие правила надо знать, чтобы правильно писать слова?


Физминутка для глаз.


4. Новый материал.


1) Наблюдение.

Ни что так не объединяет семью, как совместный труд и отдых. Так как мы выяснили, что наш класс тоже семья, я приглашаю вас ловить вместе рыбу.

- Запишем слово рыба.

- Замени выражение «ловить рыбу» другим словом. (рыбачить)

- Вы поймали маленькую или мелкую рыбу. (рыбка, рыбёшка)

- Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак)

- Где мы с вами были? на… (рыбалке).


-Прочитайте вслух слова. Сравните, что в них общего? (рыб)

- Что можно сказать о значении этих слов? (одинаковое, близкое)

- Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто, они бывают похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается в языке. Слова, которые мы образовали называются РОДСТВЕННЫМИ (табличка), так как они схожи по значению и у них есть общая часть.

Общая часть называется КОРНЕМ (табличка) и выделяется дугой. Выделим корень в родственных словах.

По-другому, родственные слова называются ОДНОКОРЕННЫМИ (табличка).

На доске появляется схема.

родственные

однокоренные


корень

общее значение

= 2) Первичное закрепление.

а) Работа с учебником.

  • стр. 65 – правило

- Что общего у родственных и однокоренных слов?

- Прочитайте правило про себя и подумайте, чтобы вы добавили в это правило?


  • стр. 66 упр 259

- Семью объединяет совместное хозяйство, общий дом. Выпишите слова родственные слову дом, выделите корень. (письмо с комментированием).

- В каких словах можно сделать ошибку? Почему? (домище, домашний, домовёнок)

-Какими словами можно себя проверить? (дом, домик)

Физминутка


Я буду называть пары слов. Если они родственные – хлопки. Нет – топаем. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов я назову.

река – плот брат – братишка

хлеб – хлебушек дом – дым

кот – котик поле – полюшко

стена – гвоздь гриб – грибной

сад – садовый обед – стол (6 пар)


Вывод: Как вы узнавали родственные слова?


5. Закрепление.

  1. В каждой семье все родственники помогают друг другу, трудятся на благо всех членов семьи. Сейчас мы будем подбирать профессии людей, но так, чтобы это слов было родственным одному из данных.

    • Фронтальная работа: Ле(с,з) охр(а,о)няет ……….. . (лесник)

    • Работа в парах: Обе(т,д) варит ……….. . (повар)

Са(д,т) растит ……….. . (садовник)

  1. А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете своих родственников.

    • Самостоятельная работа - игра «Лишнее слово».

а) мама, мамочка, мамонт, мамуля;

б) родня, родные, родители, природа;

с) дедушка, старик, прадед, дедовский


Вывод: Могут ли слова – синонимы быть родственными?


  1. Творческая работа.

Животные и птицы тоже живут семьями. Многих животных, населяющих нашу планету, вы знаете. А вот кто живёт на других планетах, я думаю, вам хотелось бы узнать. Я предлагаю стать вам писателями – фантастами.


Инструктивная карта.


1 уровень

К словам допиши по два родственных слова, выдели корень

СЛОН

ТИГРЁНОК

ГУСЫНЯ

ЕЖОВЫЙ


2 уровень


Опираясь на слова 1 уровня, составь новые слова – названия несуществующих животных, путём слияния двух корней. (н-р, слонотигр, гусоёж, тигроёж)


3 уровень


Придумай рассказ об одном из этих животных, пользуясь планом.

  1. Внешний вид

  2. Чем питается?

  3. Повадки.

ИТОГ УРОКА: Только ли у растений есть корень?

Чему научились на уроке?

4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "Родственные слова"

Автор: Микрюкова Галина Викторовна

Дата: 22.10.2014

Номер свидетельства: 121470

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка "Однокоренные слова.Корень слова.""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-odnokoriennyie-slova-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "305176"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457880186"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока русского языка для 2 класса по теме: «Обобщение знаний о составе слова »"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokarusskoghoiazykadlia2klassapotiemieobobshchieniieznaniiosostavieslova"
    ["file_id"] => string(6) "284211"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453950627"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Части речи" УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-na-tiemu-chasti-riechi-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "158781"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421783179"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока русского языка "Основа слова" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-osnova-slova"
    ["file_id"] => string(6) "148903"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419873792"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:  "Корень слова" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "225275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439544109"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства