kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме корень слова. Родственные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 Конспект урока русского языка во 2 классе

Тема урока: Корень слова. Родственные слова. 2 кл

Цель: сформировать понятие о корне слова и о родственных словах.

Задачи:- познакомить с особенностями родственных слов, развивать умение выделять корень в родственных словах;

- развивать речь, мышление, память, внимание, обогащать словарный запас родственными словами;

- воспитывать интерес к русскому языку, внимательное отношение к слову.

Тип: сообщение нового материала

Вид урока: урок-игра «Идём в гости»

Оборудование: макет дома, карточки «Лента знаний» «Не ошибись», слайды, предметные картинки, соль и солонка для демонстрации, учебник «Русский язык»

Ход урока

       I    Организационный этап

Сегодня, ребята, мы в гости пойдём

Вот в этот красивый сказочный дом. (Макет дома прикрепляется на доске)

А кто там живёт? Пока неизвестно.

Но, думаю, будет весьма интересно

С хозяином дома нам повстречаться,

Только для этого нужно подняться

По высоким ступенькам наверх.  

(Учитель указывает на ступеньки, идущие к дому)

- Ну что же, ребята, готовы рискнуть?   (да)

-Тогда мы сейчас начинаем свой путь.

(В рабочих тетрадях дети записывают число)

II    Актуализация знаний

А) Теоретическая минутка

(Проверка домашнего задания)

   - На первую ступеньку наступаем

И «ленту знаний» заполняем. 

               «лента знаний» выглядит так:

1   2  3  4  5  6

         Ключ для самопроверки «ленты знаний» (Слайд № 1)

- Если вы согласны с утверждением, то нужно ставить +, если не согласны, то -.

1 Окончание стоит в конце слова

2 Окончание служит для связи слов в предложении

3 Окончание – это неизменяемая часть слова

4 В слове «книга» окончание - га

5 В слове «сосна» окончание - а

6 Последний слог в слове является окончанием

 (Самопроверка по ключу)

- Аплодисменты тем, кто выполнил работу без ошибок.

- Первую ступеньку мы прошли

И конверт под ней нашли.

В конверте лежит задание:

«Выполнить чистописание».

Б) Чистописание

- Чтоб на вторую ступеньку подняться,

Нужно, ребята, нам постараться.

- Прочитайте слова  (Слайд №2 )

              Пружина    машина

             жираф        широкий

             ужин            шиповник

- Определите, какое сочетание букв мы будем писать (жи – ши)

- Уж вы меня не подведите,

Всю строчку сочетаний красиво напишите.

Соблюдайте высоту букв, наклон и расстояние между элементами.

- Назовите свои слова с данной орфограммой.

- Вот и вторую ступеньку прошли,

Смотрите, сюрприз под ступенькой нашли!

(Конверт с предметными картинками)

А что в том сюрпризе – сейчас мы узнаем,

Лишь только записку к нему прочитаем:

- Находятся картинки перед вами,

   Названия их запишите словами.

В) Картинный словарь

 

Яг.да                           б.рёза                       к.пуста                       р.машка

- Как назвать одним словом эту группу живой природы?     ( р.стения)

 (Дети записывают слова, ставят ударение, подчёркивают безударные гласные)

- Устно составить предложение, используя в нём как можно больше слов из этого словаря.

- Назовите известные вам части растения

(корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)

- Какая часть растения самая главная?     (корень)

- Почему он главный?

 На третьей ступеньке «спасибо» у нас

Давайте к четвёртой приступим сейчас.

Физминутка

А может, сначала чуть-чуть отдохнём,

  Сил наберёмся и дальше пойдём?

(Дети вместе с дежурным по классу произносят слова и показывают движения)

- Мы растём, растём, растём. До солнца скоро дорастём. (потягиваются)

- Мы идём, идём, идём. К цели мы своей придём.              (маршируют)

- Мы глядим, глядим, глядим. Знать на свете всё хотим. (см.как в бинокль)

- Мы за парты сядем снова. Мы к уроку все готовы.         (тихо садятся)

III  Объявление темы и цели урока

- А четвёртая ступенька выглядит так:

  Красный цвет – внимания знак!

Мы осторожно  к ней подступаем,

Название темы урока читаем:

«Корень слова. Родственные слова.»  (Слайд №3)

- Наша цель: познакомиться с корнем слова и родственными словами.

 - Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит сегодня ответить?

               Что такое корень слова?

Какие слова называются родственными?

 Как обозначается корень?

(Слайд № 4)

IV Работа по теме урока

«Открытие»

- Что общего у этих слов?      лесной, лесник, перелесок; (Слайд №5 )

 (общая одинаковая часть – лес-; значение этих слов связано с лесом)

- Что общего у этих слов?        сад, посадка, садик; (Слайд №6 )

(общая одинаковая часть – сад-; значение этих слов связано с садом)

-Слова, которые имеют одинаковую часть и близки по смыслу, называются родственными или однокоренными.

- А что же такое корень слова?   (дети высказывают свои предположения)

«Вывод » (работа по учебнику)

 Стр. 98-99 самостоятельно прочитать правило, поделиться знаниями с «соседом» 

- Что такое корень слова?

- Как обозначается корень слова?

- Какие слова называются родственными?

- Не очень простой оказалась ступенька,

На ней задержаться придётся маленько.

V  Закрепление

А) Игра «Родственные слова » (Опыт с солью)

  -  На ступеньке лежала  соль(учитель показывает пищевую соль).

- Как называется посуда, в которой хранится соль? (солонка) (показать солонку)

У меня в стакане вода. Мне нужно взять из солонки соль и насыпать её в воду. Что я буду делать? (Солить).

Какая будет вода по вкусу?  (солёная)

- Какие родственные слова мы называли?

(Соль, солонка, солить, солёная)    (Слайд №7)

- Докажите, что они родственные.

- Запишите по памяти эти слова, выделите корень.    (Взаимопроверка)

Б)   Игра « Не ошибись»  (работа в парах)

 - Найдите в табличке пары родственных слов, рядом поставьте крестик

1  Лиса - лисёнок

2 Коза – стрекоза

3 Собака – щенок

4 Дом – домик

5 Хлеб – хлебница

6 Мама – папа

7 Школа – школьник

8 Гриб - грибок

- Назвать номера, под которыми находятся родственные слова.

  Объяснить ваш выбор.     (1, 4, 5, 7, 8)  

В)  Работа со скороговоркой   (Слайд № 7 )

     Проворонила ворона воронёнка.

- Читаем медленно (быстро, тихо, громко)

- Можно ли эти слова назвать однокоренными? Почему?

- Назвать корень этих слов.

- Что такое корень?

VI  Итог урока

- Четвёртая ступенька нелёгкою была,

Но всё же завершили мы с вами все дела.

Осталось в двери постучать,

Чтоб хозяина дома смогли мы узнать.

(Учитель стучит, окошко «открывается» и дети видят Домовёнка Кузю)

   Он предлагает в слове «Домовёнок» выделить корень.

- Что такое корень?

- Как найти корень?

 (Составить кластер)

Чтобы найти в слове корень…

1  Подобрать однокоренные слова

2 Сравнить их

3Выбрать общую для них часть

Дом, домик, домишко, домашний, домовой

- Верно ли, что эти слова родственные?

- Назовите признаки родственных слов. (Имеют одинаковый корень и близки по смыслу)

Домашняя работа

- Домовенок Кузя приготовил для вас домашнее задание. Оно записано

 на домике-сувенире от Кузи. (Дети получают дифференцированные задания, по уровням сложности)

Правило стр.98

Выделить корень в словах:

Цвет, цветок, цветочный, цветёт

Плод, приплод, плодовитый, расплодились

Краска, краситель, красочный, красить

Сад, садовник, рассада, посадка

Правило стр.98

Найти родственные слова, выделить корень:

Рис, рисунок, рисовый

Лес, лесной, леска, перелесок

Гриб, грибник, грипповать, грузди

Подарок, дарить, подавать

Правило стр.98

Подобрать однокоренные слова к слову:

 Снег-

Гриб-

Сад-

Цвет-

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме корень слова. Родственные слова »

1 Конспект урока русского языка во 2 классе

Тема урока: Корень слова. Родственные слова. 2 кл

Цель: сформировать понятие о корне слова и о родственных словах.

Задачи:

- познакомить с особенностями родственных слов, развивать умение выделять корень в родственных словах;

- развивать речь, мышление, память, внимание, обогащать словарный запас родственными словами;

- воспитывать интерес к русскому языку, внимательное отношение к слову.

Тип: сообщение нового материала

Вид урока: урок-игра «Идём в гости»

Оборудование: макет дома, карточки «Лента знаний» «Не ошибись», слайды, предметные картинки, соль и солонка для демонстрации, учебник «Русский язык»

Ход урока

I Организационный этап

Сегодня, ребята, мы в гости пойдём

Вот в этот красивый сказочный дом. (Макет дома прикрепляется на доске)


А кто там живёт? Пока неизвестно.

Но, думаю, будет весьма интересно

С хозяином дома нам повстречаться,

Только для этого нужно подняться

По высоким ступенькам наверх.

(Учитель указывает на ступеньки, идущие к дому)

- Ну что же, ребята, готовы рискнуть? (да)

-Тогда мы сейчас начинаем свой путь.

(В рабочих тетрадях дети записывают число)

II Актуализация знаний

А) Теоретическая минутка

(Проверка домашнего задания)

- На первую ступеньку наступаем

И «ленту знаний» заполняем.

«лента знаний» выглядит так:

1

2

3

4

5

6







Ключ для самопроверки «ленты знаний» (Слайд № 1)

1

2

3

4

5

6

+

+

-

-

+

-

- Если вы согласны с утверждением, то нужно ставить +, если не согласны, то -.

1 Окончание стоит в конце слова

2 Окончание служит для связи слов в предложении

3 Окончание – это неизменяемая часть слова

4 В слове «книга» окончание - га

5 В слове «сосна» окончание - а

6 Последний слог в слове является окончанием

(Самопроверка по ключу)

- Аплодисменты тем, кто выполнил работу без ошибок.

- Первую ступеньку мы прошли

И конверт под ней нашли.

В конверте лежит задание:

«Выполнить чистописание».

Б) Чистописание

- Чтоб на вторую ступеньку подняться,

Нужно, ребята, нам постараться.

- Прочитайте слова (Слайд №2 )

Пружина машина

жираф широкий

ужин шиповник

- Определите, какое сочетание букв мы будем писать (жи – ши)

- Уж вы меня не подведите,

Всю строчку сочетаний красиво напишите.

Соблюдайте высоту букв, наклон и расстояние между элементами.

- Назовите свои слова с данной орфограммой.

- Вот и вторую ступеньку прошли,

Смотрите, сюрприз под ступенькой нашли!

(Конверт с предметными картинками)

А что в том сюрпризе – сейчас мы узнаем,

Лишь только записку к нему прочитаем:

- Находятся картинки перед вами,

Названия их запишите словами.

В) Картинный словарь

Яг.да б.рёза к.пуста р.машка

- Как назвать одним словом эту группу живой природы? ( р.стения)

(Дети записывают слова, ставят ударение, подчёркивают безударные гласные)

- Устно составить предложение, используя в нём как можно больше слов из этого словаря.

- Назовите известные вам части растения

(корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)

- Какая часть растения самая главная? (корень)

- Почему он главный?

На третьей ступеньке «спасибо» у нас

Давайте к четвёртой приступим сейчас.

Физминутка

А может, сначала чуть-чуть отдохнём,

Сил наберёмся и дальше пойдём?

(Дети вместе с дежурным по классу произносят слова и показывают движения)

- Мы растём, растём, растём. До солнца скоро дорастём. (потягиваются)

- Мы идём, идём, идём. К цели мы своей придём. (маршируют)

- Мы глядим, глядим, глядим. Знать на свете всё хотим. (см.как в бинокль)

- Мы за парты сядем снова. Мы к уроку все готовы. (тихо садятся)

III Объявление темы и цели урока

- А четвёртая ступенька выглядит так:

Красный цвет – внимания знак!

Мы осторожно к ней подступаем,

Название темы урока читаем:

«Корень слова. Родственные слова.» (Слайд №3)

- Наша цель: познакомиться с корнем слова и родственными словами.

- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит сегодня ответить?


Что такое корень слова?

Какие слова называются родственными?

Как обозначается корень?


(Слайд № 4)



IV Работа по теме урока

«Открытие»

- Что общего у этих слов? лесной, лесник, перелесок; (Слайд №5 )

(общая одинаковая часть – лес-; значение этих слов связано с лесом)

- Что общего у этих слов? сад, посадка, садик; (Слайд №6 )

(общая одинаковая часть – сад-; значение этих слов связано с садом)

-Слова, которые имеют одинаковую часть и близки по смыслу, называются родственными или однокоренными.

- А что же такое корень слова? (дети высказывают свои предположения)

«Вывод » (работа по учебнику)

Стр. 98-99 самостоятельно прочитать правило, поделиться знаниями с «соседом»

- Что такое корень слова?

- Как обозначается корень слова?

- Какие слова называются родственными?

- Не очень простой оказалась ступенька,

На ней задержаться придётся маленько.


V Закрепление

А) Игра «Родственные слова » (Опыт с солью)

- На ступеньке лежала соль(учитель показывает пищевую соль).

- Как называется посуда, в которой хранится соль? (солонка) (показать солонку)

У меня в стакане вода. Мне нужно взять из солонки соль и насыпать её в воду. Что я буду делать? (Солить).

Какая будет вода по вкусу? (солёная)

- Какие родственные слова мы называли?

(Соль, солонка, солить, солёная) (Слайд №7)

- Докажите, что они родственные.

- Запишите по памяти эти слова, выделите корень. (Взаимопроверка)

Б) Игра « Не ошибись» (работа в парах)

- Найдите в табличке пары родственных слов, рядом поставьте крестик

1

Лиса - лисёнок


2

Коза – стрекоза


3

Собака – щенок


4

Дом – домик


5

Хлеб – хлебница


6

Мама – папа


7

Школа – школьник


8

Гриб - грибок



- Назвать номера, под которыми находятся родственные слова.

Объяснить ваш выбор. (1, 4, 5, 7, 8)

В) Работа со скороговоркой (Слайд № 7 )

Проворонила ворона воронёнка.

- Читаем медленно (быстро, тихо, громко)

- Можно ли эти слова назвать однокоренными? Почему?

- Назвать корень этих слов.

- Что такое корень?


VI Итог урока

- Четвёртая ступенька нелёгкою была,

Но всё же завершили мы с вами все дела.

Осталось в двери постучать,

Чтоб хозяина дома смогли мы узнать.

(Учитель стучит, окошко «открывается» и дети видят Домовёнка Кузю)

Он предлагает в слове «Домовёнок» выделить корень.

- Что такое корень?

- Как найти корень?

(Составить кластер)


Чтобы найти в слове корень…


1 Подобрать однокоренные слова

2 Сравнить их

3Выбрать общую для них часть


Дом, домик, домишко, домашний, домовой

- Верно ли, что эти слова родственные?

- Назовите признаки родственных слов. (Имеют одинаковый корень и близки по смыслу)


Домашняя работа

- Домовенок Кузя приготовил для вас домашнее задание. Оно записано

на домике-сувенире от Кузи. (Дети получают дифференцированные задания, по уровням сложности)








Правило стр.98

Выделить корень в словах:

Цвет, цветок, цветочный, цветёт

Плод, приплод, плодовитый, расплодились

Краска, краситель, красочный, красить

Сад, садовник, рассада, посадка



Правило стр.98

Найти родственные слова, выделить корень:

Рис, рисунок, рисовый

Лес, лесной, леска, перелесок

Гриб, грибник, грипповать, грузди

Подарок, дарить, подавать



Правило стр.98

Подобрать однокоренные слова к слову:

Снег-

Гриб-

Сад-

Цвет-







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока по теме корень слова. Родственные слова

Автор: Евсикова Татьяна Алексеевна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127164

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Урок по русскому языку  во втором классе "Корень слова. Родственные слова""
    ["seo_title"] => string(64) "urokporusskomuiazykuvovtoromklassiekorienslovarodstviennyieslova"
    ["file_id"] => string(6) "268008"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450520898"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок по русскому языку "Корень слова. Родственные слова""
    ["seo_title"] => string(49) "urokporusskomuiazykukorienslovarodstviennyieslova"
    ["file_id"] => string(6) "268625"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450666778"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок по русскому языку "Корень слова. Родственные слова""
    ["seo_title"] => string(50) "urokporusskomuiazykukorienslovarodstviennyieslova1"
    ["file_id"] => string(6) "268626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450666785"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока + Презентация по теме: "Родственные слова. Корень." "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-priezientatsiia-po-tiemie-rodstviennyie-slova-korien"
    ["file_id"] => string(6) "111085"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407046446"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока по русскому языку " Родственные слова. Общая часть родственных слов" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-rodstviennyie-slova-obshchaia-chast-rodstviennykh-slov"
    ["file_id"] => string(6) "133343"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416497648"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства