МКОУ «Смазневская средняя общеобразовательная школа»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 3 классе
Тема: Родовые окончания имён существительных.
Составила
учитель
начальных классов
Кокурникова Марина Александровна
Тема: Родовые окончания имён существительных.
Цели урока:
Познакомить с окончаниями существительных мужского, женского и среднего рода в единственном числе.
Формировать умение определять род имен существительных.
Развивать внимание.
Задачи:
предметные:
дать понятие о роде существительного как его постоянном признаке;
познакомить с окончаниями имен существительных мужского, женского и среднего рода;
метапредметные:
формировать универсальные способы действий: умение наблюдать, анализировать, обобщать, фиксировать результат;
формирование психологических условий развития общения на основе доброжелательности, готовности к сотрудничеству;
личностные:
развивать познавательные интересы, инициативу и любознательность,
воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку.
Ход урока
I.Оргмомент
II. Актуализация знаний
-Разделите слова на 3группы (слайд 2)
Земля, весёлый, строит, смелая, говорит, девочка
-Почему вы так решили?
-Что объединило слова каждого столбика?
- Расскажите о частях речи. (Что обозначает, на какой вопрос отвечает)
III. Мотивация
Загадки (слайды 3-4)
1)Я – и свежий, и соленый.
Весь пупырчатый, зеленый.
Не забудь меня, дружок,
Запасай здоровье впрок. (огурец)
2)Золотая голова велика, тяжела,
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (тыква)
3)Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (яблоко)
-Что общего у этих слов?
-Чем отличаются?
-Как увидеть эти различия?
- О чём пойдёт речь на уроке?
IV. Постановка учебной проблемы
Как можно определить род имён существительных?
- Для определения рода существуют слова – помощники ( слайд5)
м.р ж.р. ср.р.
он мой она моя оно моё
задайте друг другу вопросы по теме “Имя существительное”.
Предполагаемые вопросы:
- Что такое существительное?
- Что называет?
- На какие вопросы отвечает? и т.д.
V.Открытие новых знаний
-Распределите слова на группы (слайд6)
Папа, село, в.юн, тётя, стол, к.пуста, море, Витя, мать, груша, сер.це
-Исследуйте слова. Предложите задания.
Дети анализируют слова, находят лишнее, аргументируют, предлагают задания: вставить орфограммы, сгруппировать по родам.
-Определите тему урока (Родовые окончания имён существительных)
Задание:
- выделить окончания, сравнить, сделать вывод; составить схему-памятку.(слайд7)
м.р. | ж.р. | ср.р |
он мой | она моя | оно моё |
| | -о, -ё |
Сформулируйте задачу урока:
Исследование проблемы
VI. Физкультминутка(слайд 8)
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть
VII. Первичное закрепление
1)Выполнение упр.416 – разобрать задание коллективно, объяснять, кто не понял. Кто выполнит раньше всех, дополнительные задания – разобрать слова по составу.
После выполнения упражнения – взаимопроверка.
Вывод: (какие окончания имеют имена существительные в мужском, женском и среднем роде?)
2)Дидактическая игра «Найди лишнее слово» (слайд9)
-УТРО, РОЩА, РЕКА,ЗАРЯ, ПЕСНЯ;
-ЛЕТО, СОЛНЦЕ, СТЕПЬ, ВЕДРО, МОРЕ;
- ВАСИЛЁК, ЖУК, БУКАШКА, МОТЫЛЁК,МЯЧ;
VIII. Закрепление полученных знаний. Самостоятельная работа
У вас на партах лежат разноцветные карточки. Выберите ту карточку, которая, как вы считаете, подходит вам. Задания на красных карточках наиболее сложные, на жёлтых - средней сложности, а на зелёных- полегче.
1.Напиши по пять имен существительных, обозначающих птиц, рыб.
Определи их род. Выдели окончания.
2. Запиши к словам мужского рода слова женского рода и наоборот.
Ученик – ученица, медведица - …, волк -…, зайчиха - …, лосиха - …,олень-…, слониха-…, тигр-…, львица-….
3.Проверь слова в столбиках, лишнее зачеркни.
Ср.р. М.р. Ж.р.
небо след дупло
окно кустик карта
кирпич яйцо улитка
солнце дядя бочка
фасоль тётя котёнок
Дидактическая игра «Найди лишнее слово»
IX. Рефлексия. (слайд10)
Я научился…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Мне ещё нужно…(не нужно…)
Я смогу научить…
X. Итог урока.
– Какие окончания у существительных мужского, женского и среднего рода.
XI.Домашнее задание
С. 156, упр. 418.