- Сегодня в чистописании мы будем прописывать букву «в». Запишите, продолжив закономерность.
Вв в Ввв в Вввв …
- Ребята, вы сказали, что звук [в] парный. Какой звук составляет пару? (Звук [ф]).
- Придумайте и запишите три слова с парной согласной «вэ» в корне слова. (Кузов, справка, прививка и др.).
- Каким правилом вы пользовались при проверке парной согласной? (Чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная).
Взаимопроверка.
III. Орфографическая минутка.
- Весной природа пробуждается от зимнего сна. Постепенно сходит снег. На водоёмах быстро тает лёд. Распускаются цветы, отовсюду раздаётся пение и щебет птиц. Начинается настоящая красота.
Работа в группах.
- Ребята, сейчас вы разделитесь на группы и выполните задание. В конвертах слоги, из которых необходимо составить слова на тему весны. Полученные слова запишите в тетради, подчеркните орфограммы.
- Какие орфограммы встретились в словах? Назовите их.
IV. Введение в тему урока.
Обратите внимание на получившийся ряд слов.
- Какое из них «лишнее»? (Тёплый).
- Что общего у оставшихся слов? (Имена существительные)
- Почему вы так считаете? (Эти слова отвечают на вопросы кто? и что?).
- Определите род имён существительных. Что вам в этом поможет? (Имена существительные, которые можно заменить местоимениями он, - мужского рода, она – женского рода, оно – среднего рода).
- Что получили? (Существительные мужского рода – подснежник, ветерок, существительные женского рода – птица, природа, существительные среднего рода – солнце, пение).
V.Постановка проблемной ситуации.
- Теперь посмотрим на «лишнее слово».
- Можем ли мы определить род этого слова задав вопросы кто? или что? (Нет, не можем).
- Почему? (Другая часть речи?)
- Какая часть речи? (Имя прилагательное).
- Как вы определили? (Слово тёплый отвечает на вопрос какой?)
- Могут ли имена прилагательные изменяться по родам? Сегодня мы попытаемся дать ответ на этот вопрос.
Формулирование темы урока.
VI. Открытые нового знания.
- Что мы знаем об имени прилагательном? (Часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и др.)
Гимнастика для глаз.
- Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8 раз. Данное упражнение укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.
Связь имен прилагательных с именами существительными.
Работа по учебнику.
Упражнение 124, страница 72.
Задание. Прочитайте. Спишите, выделяя окончания имён прилагательных. Определить род имён существительных.
Можно ли сказать, что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде что и имя существительное? Какая значимая часть у имён прилагательных указывает на изменение по родам? Назовите окончания имён прилагательных мужского, женского и среднего родов.
- В самом названии – имя прилагательное – уже содержит намёк на то, что слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.
- Посмотрите на слова, которые вы записали в тетрадь в начале урока.
- Подумайте, с каким именем существительным будет сочетаться слово тёплый? (Ветерок).
- Составьте и запишите это словосочетание. (Тёплый ветерок).
- Попробуйте подобрать к существительным женского и среднего родов имена прилагательные однокоренные к слову тёплый.
- Что получилось? (Тёплая погода, тёплое солнце).
- Следовательно, имя прилагательное (прилагается) зависит от имени существительного. Если имя существительное ветерок мужского рода, то и имя прилагательное тёплый будет тоже мужского рода.
VII. Первичное закрепление.
Работа с правилом.
Учебник страница 72.
- Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу. Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам.
- На странице 73 рассмотрим таблицу «Изменение имён прилагательных по родам».
Мужской род
Какой?
Женский род
Какая?
Средний род
Какое?
- ой / - ый / - ий
- ая / - яя
- ое / - ее
добрый (день)
дальний (путь)
лесной (зверь)
добрая (весть)
дальняя (роща)
лесная (тишь)
доброе (дело)
дальнее (поле)
лесное (эхо)
- Посмотрим на первый столбик нашей таблицы. Поставим ударения в словах имён прилагательных.
- Что заметили? (У имён прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос какой?, окончание – ой всегда ударное, а окончания – ый, - ий всегда безударные.
Физминутка.
Я привстану на носочки
Хорошенько потянусь
Раз – наклон, два – наклон,
Словно буква «О» свернусь
И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке
И головкой покручу…
Тихо сяду, улыбнусь,
И работою займусь!
VIII. Закрепление изученного материала
Самостоятельная работа. Работа по учебнику.
Упражнение 126, страница 73.
Задание. Составить и записать словосочетания имён прилагательных с именами существительными. Имя прилагательное поставить в том же роде, что и имя существительное. Указать род имён прилагательных, выделить окончания.
- Предлагаю вам небольшой тест на тему «Род имён прилагательных». Перед вами три разноцветных листочка. Зелёный – сложный (Приложение 1), синий – средней сложности (Приложение 2), жёлтый – простой (Приложение 3). Результат оцениваться будет по выбранному цвету: если всё правильно, зелёный – на «5», синий – на «4», жёлтый – на «3».
IX. Рефлексия
- Наш урок приближается к завершению.
- Почему прилагательные так называются? (Они прилагаются к именам существительным).
- Как изменяются имена прилагательные? (По родам).
Х. Домашнее задание.
Упражнение 127 страница 74, выучить правило на странице72.