Компетенция личностного самосовершенствования: стремится изучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения.
Коммуникативная компетенция: умеет выражать свои мысли в устной и письменной форме, составляя монологические высказывания в пределах пройденных тем
Компетенция социально-гражданской активности: умеет рассказать о своей стране, её достижениях и истории на русском языке в пределах изученного.
ХОД УРОКА
Организационная часть 2
Приветствие. Настрой на работу.
Повторение пройденной темы 6
1) Орфографическая минутка
На доске записаны три слова с пропущенными буквами: С.. мейный, го.., уд..вительный. Прочитайте слова. Придумайте задание, которое можно выполнить с этими словами.
Объясните свой выбор. Учащиеся придумывают задания: (а) Вставьте пропущенные буквы. б) Какое слово лишнее? (Год - имя существительное, остальные слова - имена прилагательные)
Вы знакомы с именем существительным?
Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме "Имя существительное"
2) Игра "Да - нет"
Имя существительное - это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
Самостоятельно придумайте свой вопрос к игре. (Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?)
Объяснение новой темы 8
В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.
Желаете ли вы знать об имени существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны.
Проблема: Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?
Работа в группах
1. Мама, девочка.
2. Папа, мальчик.
3. Яблоко, книга, дом.
По какому признаку соединили маму и девочку, папу и мальчика? (Можно про них сказать - она, моя. он, мой. Остальные - в третью группу.)
Какие будут ваши предложения относительно других слов? Книга? Дом? (Она моя, значит запишем тоже в первую группу, а дом - он, мой - во 2 группу)
В какую группу запишем слово - яблоко? Про него можно сказать она, он? (Оно моё, в 3 группу)
Ребята, а может кто-то знает, или догадывается, как называется такое деление слов?
Мы распределили слова по родам. в первом столбике находятся имена существительные Ж.р, во 2 - М.Р., в 3 - Ср.р.
Оказывается, у имён существительных можно определить род. Для того, чтобы говорить, писать грамотно и красиво, мы должны знать род имён существительных.
Тема нашего урока: "Род имён существительных"
Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня)
Какова наша учебная задача на этом уроке? (Научиться определять род имён существительных)
Закрепление нового материала: 23
Сейчас попробуем полученные знания применить на практике
Картинный диктант.
К какому роду относятся? Гриб, хоккеист, море, бабочка, кресло, свеча, самолёт, тыква, перо, сердце.
Слова гриб, хоккеист, море - всем классом, остальные - самостоятельно. За верно выполненное задание - дарю вам подарок.
Дифференцированная работа
Несколько учеников - получают индивидуальные задания:
Придумывают по 2-3 слова в каждую колонку на тему: "Полезные продукты питания"
Игра "Собери пословицу"
Пословицы напечатаны на разрезных карточках:
Ученье свет,
Мир строит,
а не ученье - тьма.
а война разрушает.
(Ученье свет, а не ученье - тьма. Мир строит, война разрушает)
Найдите в тексте данных пословиц имена существительные, противоположные по значению. Определите у них падеж.
Работа в парах.
Выполнения задания по карточке
Вписать пропущенные слова, определить и подписать род имён существительных на карточке.
Карточка
Без труда не вытащишь и … из пруда. Волков бояться — в … не ходить. Труд человека кормит, а … портит. Скучен … до вечера, коли делать нечего. Не спеши языком, торопись … .
(Рыбка, лес, дело, день, лень.)
Итог урока 3
Блиц-опрос:
Что нового узнали об имени существительном?
Какого рода они бывают? Как определить род?
Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения легко? Трудно?
Как работалось в команде?
Мотивировка оценок учащихся
Задание на дом 3
– Составьте текст из 5-6 предложений на тему «Моя Родина», используя существительные женского, мужского и среднего рода.
Технологическая карта урока
Дата:
Класс: 5 рус.
Тема урока: Род имён существительных
Цели урока:
Образовательная: познакомить с приемами распознавания рода имен существительных;
Воспитательная: воспитать любовь к труду, к родному языку;
Компетенция личностного самосовершенствования: стремится изучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения.
Коммуникативная компетенция: умеет выражать свои мысли в устной и письменной форме, составляя монологические высказывания в пределах пройденных тем
Компетенция социально-гражданской активности: умеет рассказать о своей стране, её достижениях и истории на русском языке в пределах изученного.
Этапы урока
Вид деят.
содержание
метод
время
1-этап. мобилизация
Приветствие. Настрой на урок.
беседа
2
2- этап. целеполагание
1) Орфографическая минутка
С.. мейный, го.., уд..вительный. Прочитайте слова. Придумайте задание, которое можно выполнить с этими словами.
2) Игра "Да - нет"
Имя существительное - это часть речи?
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие?
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что?
Имена существительные обозначают действие предмета?
Имена существительные обозначают предмет?
Вопрос- ответ, беседа,
Письменная работа
6
3 этап. Основная часть.
Осознание недостаточности знаний.
Коммуникация
Работа по карточкам, работа у доски, работа по учебнику.
10
4 этап взаимопроверка. взаимоконтроль
Картинный диктант.
К какому роду относятся? Гриб, хоккеист, море, бабочка, кресло, свеча, самолёт, тыква, перо, сердце.
Слова гриб, хоккеист, море - всем классом, остальные - самостоятельно. За верно выполненное задание - дарю вам подарок.
Дифференцированная работа
Несколько учеников - получают индивидуальные задания:
Придумывают по 2-3 слова в каждую колонку на тему: "Полезные продукты питания"
Игра "Собери пословицу"
Пословицы напечатаны на разрезных карточках:
Ученье свет,
Мир строит,
а не ученье - тьма.
а война разрушает.
(Ученье свет, а не ученье - тьма. Мир строит, война разрушает)
Найдите в тексте данных пословиц имена существительные, противоположные по значению. Определите у них падеж.
Работа в парах.
Выполнения задания по карточке
Вписать пропущенные слова, определить и подписать род имён существительных на карточке.
Карточка
Без труда не вытащишь и … из пруда. Волков бояться — в … не ходить. Труд человека кормит, а … портит. Скучен … до вечера, коли делать нечего. Не спеши языком, торопись … .
(Рыбка, лес, дело, день, лень.)
Письменная работа, работа в парах
21
5- этап. рефлексия
Блиц-опрос:
Что нового узнали об имени существительном?
Какого рода они бывают? Как определить род?
Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения легко? Трудно?
Как работалось в команде?
устный опрос
3
6 этап. Итог Задание на дом.
Выставление оценок.
– Составьте текст из 5-6 предложений на тему «Моя Родина», используя существительные женского, мужского и среднего рода.