План-конспект урока русского языка в 3 «Б» классе
с применением средств ИКТ
Тема урока: «Род имён существительных»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока:
- научиться распознавать род имён существительных.
Задачи урока:
- формировать умение определять начальную форму имён существительных;
- формировать умение определять род имён существительных;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности, умения делать выводы и обобщать;
- формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух;
- воспитывать любовь к русскому языку, коллективизм, взаимопомощь.
Оборудование урока:
- учебник «Русский язык. 3 класс» Никитина.С.А. изд. «Атамура»;
- письменные принадлежности к уроку русского языка;
- проекционный аппарат
Ход урока
1. Орг. момент
Добрый день и добрый час,
Мы начнём урок сейчас.
Тихо дети сели,
Тишине открыли двери,
На уроке пусть сидит,
Будет шумно – улетит.
2. Минутка чистописания
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
- Итак, откройте свои тетради и аккуратно, каллиграфическим почерком, красиво запишите:
Двадцать шестое октября.
Классная работа.
- Какие орфограммы (правила) спрятались в словах?
- Напишите по образцу буквы, их элементы.
- Какое слово спряталось в чистописании?
- Какие рода вам известны?
- У каких частей речи можно определить род? Приведите примеры.
3. Словарная работа
- Я предлагаю вам очень интересное задание: я буду загадывать загадки, а отгадки вы будете записывать в свою тетрадь в строчку через запятую.
- Вспомним, первое слово пишется с заглавной буквы.
- Итак, начнём… ( по щелчку открываются картинки, запись словарных слов с комментированием)
1. Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй. (метро)
2. Без языка живёт,
Не ест и не пьёт,
А говорит и поёт. (радио)
3. Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (вагон)
4. Ручка есть, а не грабли,
Землю роет, а не плуг.(лопата)
5. Через поле и лесок
Подаётся голосок
Он бежит по проводам-
Скажешь здесь,
А слышно там. (телефон)
6. Стоит на крыше верхолаз
И ловит новости для нас.
(антенна)
7. Сбоку марка и картинка,
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое, как птица,
Если захочешь-
За море умчится. (письмо)
8. Языка не имеет,
А у кого побывает,
Тот многое знает. (газета)
9. Что за чудо, что за ящик?
Сам-певец и сам-рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино.
(телевизор)
10. Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
(машина)
- Что объединяет эти слова? (отвечают на вопрос что?, обозначают конкретные предметы, неодушевлённые, нарицательные, стоят в ед.ч.)
- Какой частью речи они являются?
- Что такое имя существительное?
4. Сообщение темы и целей урока
(чтение сказки детьми «Как у существительных род появился) стр 54, 55
- Ребята, как вы думаете, какая будет тема у нас сегодня на уроке?
- Правильно, сегодня на уроке мы продолжим работу по распознаванию рода имён существительных.
5. Работа по учебнику
- Откройте учебник на стр.55 и прочитайте правило.
- Давайте сделаем вывод, как определить род имён существительных? Что для этого надо сделать?
- Теперь попробуем применить правила на практике. Вернёмся к словарным словам и определим род (работа проводится устно)
5.Самостоятельная работа
- Выполним самостоятельно в тетрадях упр.151 на стр.55 по вариантам
I в.-выписывает слова м. рода
II в.-выписывает слова ж. рода
III в.-выписывает слова ср. рода
- Теперь проверим.
6.Коллективная работа
- С какой частью речи чаще всего сочетаются им. существительные?
- Я предлагаю вам составить по 3 словосочетания «сущ. + прил.», где имя существительное будет разных родов; даю вам прилагательное в начальной форме.
Например, прилагательное «синий». Подберите 3 имени существительных разных родов. Как узнать род имени прилагательного? Скажите, что изменялось у имени прилагательного? Какой вывод можно сделать?
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считает.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
7.Самостоятельная работа
- Теперь попробуйте самостоятельно, по рядам, подобрать к именам прилагательным имена существительные разных родов, и у имён прилагательных выделите окончания. (проверяем окончания им.прил. по слайду)
8. Работа в парах
Стр. 56 упр. 153 Определите род имен сущ. Проверьте, правильно ли выполнено задание
9. Работа над предложением
-Запишите в тетрадях предложение:
Маленькую сосенку около тропинки запорошил снежок.
-О чём говорится в предложении?
-Какое это предложение? (простое, распространённое) Почему?
Выпишите словосочетания.
10. Итог урока
- Скажите, над какой темой мы сегодня работали?
- Как определить (узнать) род имени существительного?
Самооценка: «оцените себя»
- За работу на уроке получают «Пять» ….; «четыре» …
11. Д/З
- Откройте дневники и запишите д/з: стр. 55 – выучить правило, стр56, упр.154