Цели: 1. закрепить навыки правильного письма; определения частей речи, нахождения главных членов предложения; познакомить с одной из категорий имён существительных-- родом; учить определять его в именах существительных;
2. развивать орфографическую зоркость учащихся (путём выполнения разнообразных упражнений), наблюдательность, обогащать словарный запас;
3. воспитывать стремление к здоровому образу жизни; бережное отношение к своему здоровью; чувство прекрасного; вызывать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Оборудование: плакат с изображением замка и сказочных героев: Солнца, Воздуха, воды; сигнальные карточки с названием рода имени существительного; грамзапись П.И. Чайковского « Времена года»; кроссворд.
ХОД УРОКА.
1. Орг. момент.
( звучит грамзапись « Весна» П.И. Чайковского).
-Закройте, пожалуйста, глаза, послушайте грамзапись и подумайте, какие картины предстали в вашем воображении?
- Какое настроение вызвало у вас прослушивание?
-Как вы думаете, о какой поре года мы будем сегодня говорить?
2. Сообщение темы и целей урока.
-Но не только об этом пойдёт речь на уроке.
-Каковы цели урока?
На уроке, несомненно ,будем грамотно писать,
Буквы нужные вставлять.
Без ошибок в предложениях части речи назовём
У одной из них сегодня
Род обозначать начнём! ( Показываю карточку с названием темы).
Развивать мышление будем,
Речь свою обогащать.
Про здоровье не забудем!
Будем правильно сидеть,
Дисциплину не нарушим,
Будем слушать и смотреть!
3. Проверка домашнего задания.
а)Чтобы грамотным быть – надо правила любить!
( игра « 5 минут с правилом».)
-Как проверить безударный гласный? Приведи пример.
-Как проверить парный согласный? Приведи пример.
-Назови способ проверки непроизносимых согласных. Приведи пример.
-Какие части речи ты знаешь?
-Что ты знаешь об имени существительном?
б) орфографическая разминка.( работа в группах)
1 группа.
Графический диктант.( Детям предлагается рисунок в виде замка, в котором имеются пустые круги. В них и должны вписать исправленные буквы в данных словах. Объяснить свой выбор)
Береска з
глоза а
м
вадичка. о
востог. к
2 группа.
Вставь пропущенные буквы. Объясни написание орфограмм.
Лё.кий, ги.кий, навесной-
Мос. под бурною р.кой.
В выделенной части слова « навес» поменяй слоги местами.
(весна)
3 группа.
Вставь пропущенные буквы. Прочти слово из выделенных букв.
Здра.ствуй, со.нце, мес.ность, поз.ний,праз.ник,
4 группа
Какое слово « спряталось?»
-К какой части речи относится?
-Назови орфограмму.
5 группа.
Игра « Ассорти».
Из данных слов выбрать только те, в которых написан разделительный ь знак.
Скол.зкий, здоровье , сла.кий, Дар.я, ус.ный, бол.шие, ком.я , вороб.и, мален.кий, кол.я,
Из выбранных слов прочесть «хитрое» слово, пользуясь подсказкой:
1-2-3-4-1.
(замок)
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
А поставь – ка ,ударенье ты на 1 слог!
( Показываю карточку « замок»)
Вот так замок – чудеса!
Под названием -?
Что за дивная пора
Наступила, детвора?
(-Весна)
Да, пришла уже весна.
(открываю название замка)
Да смотрите - не одна,
С ней два брата и сестра!
Кто такие, как их звать?
Мы должны это узнать?
4. Работа над словарными словами.
Если знаешь написанье всех словарных слов,
Брата первого заданье выполнишь ты в срок.!
Задание к кроссворду:
1. Бывает живая и неживая, особенно прекрасна весной.
2.Кем был Юрий Гагарин?
3.Без окон, без дверей – полна горница людей.( Огурец)
4. Непоседы, поскакушки
у воды живут…( лягушки).
5.Полевая птица, которая гнёзда строит на земле.( Жаворонок)
6. Из скорлупок, без пелёнок
Вылез жёлтенький …(цыплёнок).
7. Белое платье, серёжки, как слёзки.
Так наряжаются только…( берёзки).
8. Зимний корм и витамины
Птицам – ягоды…(рябины).
-Ответы к кроссворду:
1.природа
2.космонавт
3.огурец
4.лягушка
5.жаворонок
6.цыплёнок
7.берёза
8.рябины
-Прочти имя брата, которое состоит из выделенных букв в кроссворде.
( Брата зовут Солнце)
5. Минутка каллиграфии.
-работа в группах:
1группа. Объяснить лексическое значение слова « солнце».
-Самая близкая к Земле звезда.
2 группа. К какой части речи относится? Докажите.
3 группа. Придумать словосочетания с этим словом.
4 группа. К какой группе слов относим? Объяснить правописание.
-Непроизносимая согласная :Л. Словарное слово.
5 группа. Охарактеризовать первый звук. Какой буквой обозначается на письме?
а) соо олл лнн нцц ?
солнце
-Какую особенность заметили
- В каждом соединении по 3 буквы . Каждое последующее соединение включает в себя повтор одинаковых букв.
- Какое соединение будет последним? (цее).
б) Работа над деформированным предложением.
Ярко (в) небе со.нышко .г.рит.
- Объяснить правописание слов.
-Назовите главные члены предложения.
-Как называются второстепенные члены?
- Подчеркнуть главные члены предложения и второстепенные.
6. Объяснение нового материала.
-Назовите имена существительные в этом предложении.
-( Солнце, небо).
-Внимательно послушайте, какой род у имени существительного « солнце»?
Средний род- оно моё
Это правило твоё!
-Какие опорные слова позволяют утверждать, что это слово относится к среднему роду?( оно, моё)
а) Первичное закрепление.
1)-Поиграем в игру « Будь внимателен»!
Дополни словосочетание нужным словом (Объяснение орфограмм и запись словосочетаний в тетради)
-Душистое…(мыло)( ср. р)
-Ясное (ясен)…(небо)( ср.р.)
-Счастливое ( счастье)…(детство)( ср.р.)
- Сочное…( яблоко)( ср.р.)
2) _из данных слов
воздух
облако
окно
выбери только тех, которые, по вашему мнению, дружат со словом « солнце»
-Докажите.
(облако и окно , т.к. среднего рода)
-Какое слово лишнее?
-Итак, имя второго брата « Воздух».
Чтобы род определить
Надо нам всегда твердить:
Я запомню род мужской
И опять скажу: « Он мой»
Мой сад, мой брат, мой друг и воздух мой!
-О каком роде шла речь?
- Назовите опорные слова мужского рода.( он мой)
приведите примеры слов, которые дружат со словом « Воздух».
- Давайте некоторые из них запишем, в скобках обозначим мужской род
( м. р.)
-Вот красавица сестра
А зовут её…В.да!(показываю карточку, не называя имени).
-Как зовут сестру солнца и воздуха?
-Вода.
-Какая орфограмма в этом слове ? ( Безударная гласная о, проверочное слово « воды»)
( На полотно выставляю слова» вода»)
-Ну-ка, быстро, не зевай! В слове род определяй!
Женский род запомню я,
И скажу: « Она моя!»
Моя ручка, моя тучка и вода моя!
-Приведите свои примеры слов женского рода.
-Запишем некоторые слова, соответствующие женскому роду ( ж. р.)
- Почему мы можем утверждать, что мыло и вода – настоящие друзья?
-Они помогают уничтожить микробы.
-Как правильно мыть руки?
1. Сильно намочите руки
2. Пользуйтесь мылом.
3. Намыливайте руки с обеих сторон.
4. Намыливайте руки между пальцев.
5. Полощите руки чистой водой.
6. Вытирайте руки насухо полотенцем.
7. Закрепление нового материала.
- Давайте вспомним « золотое» правило чистюль.
- От простой воды и мыла
-У микробов тают силы!
а) Знакомство с правилом
(работа по учебнику)
-Что вы узнали о категории рода имён существительных?
Какие слова позволяют утверждать, что имя существительное женского рода? мужского, среднего? Приведите примеры.
б) дидактическая игра « Дополни фразу»
( работа в парах)
-Посовещайтесь с соседом по парте и соедините правильно суждение из 1 столбика с родом имени существительного из 2 столбика
опорные слова ОН МОЙ соответствуют ср. р.
опорные слова ОНА МОЯ соответствуют м. р.
опорные слова ОНО МОЁ соответствуют ж. р.
в) Отработка практических умений
1) работа с сигналами
- Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь безошибочно определить род слов- отгадок.( Запись в 3 столбика в тетради)
Отгадывание загадок .и запись отгадок. м. р. ж.р. ср.р.
1.Ходит с ним в школу любой ученик,
Зеркало знаний – ваш школьный…( дневник)
2.Буквы строятся в слова, словно на параде.
Маша пишет их сама в новенькой…( тетради)
3.Слиплись пальцы у детей-
В руки им попался…( клей)
4.На уроке нам нужна,
Чтоб всё слышать…( тишина)
5.Мы решим вам без сомнения
С этим иксом…( уравнение)
2)комментированное письмо
Прочтите стихотворение.
- Дружат солнце и земля,
Дружат воздух и вода,
Дружит лес и дружит луг
И река им тоже друг!
Найдите имена существительные в этом стихотворении, определите их род.
( Выписывают, в скобках обозначают род).
3) работа над деформированным предложением.
Вода, солнце, воздух, и – нашы друзя лучшые.
Найдите ошибки в записи данных слов.
Составьте пословицу, объясните её смысл.
- Можем ли мы утверждать, что пословица и стихотворение имеют один и тот же смысл?
-Прочтите строки в стихотворении, которые соответствуют смыслу пословицы?
Дружат солнце и земля,
Дружат воздух и вода,
- А теперь прочтите последнее слово в стихотворении и пословице.
Какую характерную особенность вы заметили?
друг(ед.ч.), друзья( мн.ч.)-
-Какого рода слово « друг»?
-Как определить род в слове « друзья»? Для этого познакомимся с правилом .
4) упр. 460
-Прочитай стихотворение. О каких подарках идёт речь?
Объясните написание выделенных букв в словах.
Выпишите выделенные существительные, вставляя пропущенные буквы, в таком порядке: Сначала существительные мужского рода, затем- женского рода. Выделите основы слов.
М.р.: подснежники, грачей, скворцов, зябликов, корабликов.
Ж.р.: Лейки, лопатки.
8. Итог урока
- О чём шла речь на уроке?
-Какие опорные слова можно подставить к существительным мужского рода, женского рода, среднего рода;
-как определить род имён существительных во множественном числе?
-работа с сигнальными карточками
медведь, облако, лягушка, озеро, дерево, цыплёнок ,рыба
-Оценку своей работы на уроке вы прочтёте из выделенных букв в слове.
-Урок окончен. Спасибо за работу.
9.Домашнее задание: по группам