Предмет: русский урок. УМК «Школа России»
Класс: 3
Тема: «Род имён существительных».
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Задачи урока:
1.Познакомиться с грамматическим признакам имён существительных – родом.
Учить определять род имён существительных.
2.Развивать монологическую речь учащихся через исследования алгоритма ответа;
Умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку
зрения. Развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и
самооценку деятельности.
3.Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к людям, которые выращивают
хлеб.
Оборудование: таблицы, карточки, картинки.
Ход урока.
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
1.Организационный момент (психологический настрой на урок).
- Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт вам радость общения друг с другом.
2.Сообщение целей урока.
Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам.
- О какой части речи на уроке пойдёт речь? (об имени существительном)
Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны имён существительных. Узнаем, каким
ещё постоянным признаком они обладают.
II. ЧИСТОПИСАНИЕ.
- Какая буква спряталась, подсказка в загадке.
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я,
Ты да я», а между тем
Получилась буква … М
Прописать М мм М мм
III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
- Замени одним словом.
- Плод яблони. яблоко
- Мебель для сна. кровать
- Помещение, в котором ведут торговлю. магазин
- Железнодорожный подземный транспорт. метро
- Седьмой день недели. воскресенье
- Командная игра на льду. хоккей
- Столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и плоским дном. тарелка
- Предложение. Найти ошибки, списать правильно.
Дул халодный ветир. Дул холодный ветер.4
IV. ПОВТОРЕНИЕ. Блиц – опрос. Продолжить предложение.
- Имя существительное – это… часть речи
- Имя существительное обозначает… предмет
3. Имя существительное отвечает на вопросы… кто? что?
4. Имя существительное в предложении может быть… подл., второст. член
5. Постоянный признак имени существительного… одушев - неодушев
6. Непостоянный признак имени существительного… число
V. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
- «Мозговой штурм». Картинки.
А теперь приготовились делать открытие!
-Что это? – ПЕНАЛ (чей?) – он мой. Пенал Он мой – м. р.
-Кто это? – ЛИСА (чья?) – она моя Лиса Она моя – ж. р.
-Что это? – МОЛОКО (чьё?) – оно моё Молоко Оно моё – ср. р.
- Какова же тема сегодняшнего урока?
Тема урока «Род имён существительных».
- Работа с правилом. Учебник, с. 19.
Прочитайте правило самостоятельно.
- Какого рода бывают имена существительные?
- Какие слова можно подставить к словам мужского рода?
- Какие слова можно подставить к словам женского рода?
- Какие слова можно подставить к словам среднего рода?
Прочитайте правило ещё раз. Работа в парах – рассказать правило соседу.
Это же правило поэт заключил в стихотворении. Прочитаем его.
Женский род запомню я и скажу «она моя». Определить род словарных слов.
И запомню род мужской, и опять скажу «он мой». – Как определить род имён
Средний род – «оно моё» - это правило моё. существительных?
3. Работа по учебнику. Работа по рядам. Упр. 404.
1 ряд – М. р.: ..., …, …,
2 ряд – Ж. р.: …, …, …,
3 ряд – Ср. р.: .., …, …,
Проверка. – Как определить род имён существительных?
VI. ФИЗМИНУТКА.
Учитель называет имена существительные, если оно
М. р. – дети поднимают руки вверх.
Ж. р. – хлопают,
Ср. р. – приседают.
слова: берег, беседа, озеро, костёр, свобода, аллея, яблоко, радио, товарищ, земляника.
VII. УСВОЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.
1. Упр. 406.
Прочитать текст.
- О чём говорится в тексте?
- Определить главную мысль текста. (Бережное отношение к хлебу и уважение к людям,
которые выращивают хлеб).
2. Выборочное списывание.
Задание: Выписать имена сущ-ные, определить род.
Проблема: на столе – как определить род?
3. Составление алгоритма.
1.Начальная форма.
2.Он, она, оно.
3.Вывод: м. р., ж. р., ср. р.
4. Выполнение задания: на столе (стол) – м. р.
VII. ОСМЫСЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.
1. Работа по группам.
1 группа: надписать род имён сущ.
Без терпенья – нет уменья. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без хозяина дом – сирота. Ученье – лучшее богатство.
2 группа: выписать из словаря по 3 слова мужского, женского и среднего рода.
3 группа: определить род имён существительных.
Пример: овёс – м. р.
понедельник
рассказ
вторник
отец
доска
басня
тыква
задача
сестра
пение
задание
молоко
2. Проверка.
IX. ЗАКРЕПЛЕНИЕ УМЕНИЙ.
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте. Определить род слов – отгадок.
Михаил играл в футбол
И забил в ворота… гол
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла… зима
Как зовут меня, скажи,
Часто прячусь я во ржи.
Скромный полевой цветок,
Синеглазый… василёк
Над котом кружилась муха,
Навострил Василий… ухо
С пальмы вниз, на пальму снова,
Ловко прыгает….. обезьяна
Зиму спит в берлоге он
Косолапый, бурый…. медведь
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно рыжая… белка
X. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Рефлексия.
узнал
научился
я
задумался
удивился
- Что для вас было самым интересным на уроке?
- Что было сложным?
- Справились ли мы с задачей урока – научиться определять род имён сущ.?
Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!
XI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
-Выучить правило, с 19.
-Упр.405 или 406 – на выбор, по желанию – можно оба.