kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Род имён существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Род имён существительных в 5 классе для обучающихся с ОВЗ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Род имён существительных»

Технологическая карта урока русского языка

Класс: 5

Учитель: Булова Ирина Фёдоровна

Учебник:  Русский язык. 5 класс. Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова. Москва, Просвещение, 2020 г.

Тема урока: Род имён существительных

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель: расширить представления учащихся о грамматической категории рода - постоянном морфологическом признаке имени существительного (познакомить с существительными общего рода); совершенствовать умение определять род имён существительных и отработать навык согласования с существительным в роде других частей речи; развивать познавательный интерес средствами учебного предмета.

Задачи:

  • Обучающие: повторить материал о роде имён существительных, известный учащимся из курса начальной школы; продолжить знакомство с именем существительным как самостоятельной частью речи; учить учащихся определять род имён существительных; проверить умение относить существительные к роду; в ходе анализа языкового материала выявить основные способы определения рода существительных;

  • Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, орфографическую зоркость; развивать речь и логику мышления, интерес к русскому языку; формировать у учащихся способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин;

  • Воспитательные: воспитывать бережное и сознательное отношение к языку; способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры; способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания, гражданственности и патриотизма.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.

Методы обучения: поисковый, словесный, наглядный, практический, работа с учебником.

Оборудование: учебники, тетради, карточки

Типы электронных ресурсов: Презентация

Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Проявление познавательных интересов.

Стремление к совершенствованию своих умений.

Извлечение из предметного текста необходимой информации.

Осознанное и произвольное речевое высказывание.

Формирование активной жизненной позиции.

Умение высказывать личные суждения.

Осознание эстетической ценности русского языка.

Уважительное отношение к родному языку и стремление к речевому самосовершенствованию.

Иметь понятие о грамматической категории рода существительного.

Умение определять род имён существительных. Умение распознавать имена существительные разного рода.

Понимание важности употребления в речи имён существительных в нужной форме.


  • Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения учебного материала. Задавать вопросы, необходимые для организации умственной деятельности

  • Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать и дополнять информацию, представленную в таблице.

  • Коммуникативные

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).

Владение монологической и диалогической формами речи. Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения.

Формулировать собственное мнение и позицию.


Ход урока


Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организация начала урока и мотивация к учебной деятельности.


Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания доброжелательной и эмоционально комфортной атмосферы на уроке.

Приветственное слово учителя. 

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё на месте, все в порядке:

Книга, ручка и тетрадка?

- Сегодня на уроке вам необходимы внимание, активность, умение использовать имеющиеся знания.

-Откройте тетради, запишем число, классная работа. Какое число сегодня? Какое время года? Какой по счету месяц?

Сегодня ……


Приветствие учащихся.


Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность.


Коммуникативные: 

произвольное построение речевого высказывания

Личностныевнимание, 

уважение к окружающим,

 самоопределение и готовность к равноправному сотрудничеству

2.Актуализация знаний и проверка степени усвоения материала прошлого урока.

Повторить материал прошлого урока

Актуализация знаний и проверка степени усвоения материала прошлого урока

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС-БЕСЕДА:

- Какие трудности были при выполнении домашнего задания?

Используют изученный ранее материал по теме «Имя существительное». Развивают речь, память. Размышляют, что у них не получилось и почему.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Регулятивные: выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения

Актуализация опорных знаний.

Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.

Выдвижение проблемы. Выявление и фиксация места и причины затруднения


Организует диалог с обучающимися, в ходе которого контролирует ответы, указывает на объект наблюдения.

-На протяжении нескольких уроков мы говорили об имени существительном. Повторим с вами, что мы знаем об этой части речи. Дополняйте мои предложения:

- Существительное – это часть речи, обозначающие предмет.

- Существительное бывает одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное.

- Существительное в предложении может быть подлежащим

- Что мы узнали о существительном на предыдущем уроке?

- Существительное изменяются по числам.


Слушают и определяют грамматическую категорию рода имени существительного, озвучивают понятие, формулируют выводы наблюдений.







Личностные: устойчивый познавательный интерес, осознанное и произвольное речевое высказывание.

Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, темы урока, фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии. 

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, использование знаково-символических и языковых средств.

Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения.

3 Постановка учебной задачи

Ответить на проблемные вопросы по теме: «Род имен существительных»

Ребята, откроем учебник на странице 131. Внимательно рассмотрите рисунок.

- Если я скажу: «Он», - кого вы покажете на рисунке? Назовите. (Щенок.)

- Она? (Девочка, кошка.)

- Оно? (Кресло.)

- Прочитайте первую строку под рисунком. На кого указывают выделенные слова он, мой?

- Запишите существительное щенок вместе с выделенными словами так, как это показано в образце (Щенок – он, мой).

То же самое проделываем со следующими двумя строками.

Запишем в тетрадь: упражнение 184.

Индивидуальное задание для К. Алексея. – списывание с карточки.

Отвечают на поставленный вопрос. Предлагают и согласовывают тему урока.


Предметные: подведение под понятие.

Регулятивные:

планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения учебного материала, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

4. Изучение нового материала

Выявление ошибок и причин затруднения в изучаемом материале.

Ребята, на экране есть правило в виде стихотворения. Послушайте.

Теперь прочитаем.

Женский род запомню я

И скажу: она моя.

И запомню род мужской

И опять скажу: он, мой.

Средний род: оно, моё.

Это правило твоё.


Посмотрите теперь на доску.

На схеме изображено правило, которое мы сейчас прочитали. Теперь возьмите карточку, которая у вас на парте и заполните ее,

запишите в эту схему под мужским родом он –мой, под женским – она – моя, под средним – оно – моё. Это слова-помощники.

Заполнили, молодцы!

Размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют её.


Познавательные: определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции.


5. Физ.минутка (пауза релаксации).


Участие в физкультурной паузе, которая создает условия для снятия переутомления у детей и разнообразит виды деятельности на уроке.

Настало время отдохнуть.

Создаёт игровую ситуацию

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Закрой глаза, теперь открой…

Посмотри перед собой.

Руки вверх, на них смотри –

Головою не крути.

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.


- Молодцы, садитесь на свои места.

Выполняем рекомендации учителя, следуем в соответствии с алгоритмом выполнения упражнений.


Личностные:

готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни; установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

6.Закрепление изученного материала.

Отработка действий по определению существительных общего рода и выявлению особенностей определения рода имён существительных; совершенствование умения определять род имён существительных и отработка навыка согласования с существительным в роде других частей речи;

Теперь проверим, насколько вы усвоили материл.

Лексическая разминка.

Работаем у доски. Посмотрите, на доске три столбика: мр, жр, ср.р. У меня есть карточки с существительными. Вам нужно взять карточку, определить род существительного и записать его в нужный столбик

Давайте попробуем. Я беру карточку. Здесь написано: «Моя сумка», рассуждаю: сумка, она моя, значит в столбик под ж.р.


По очереди выходим к доске.


Закончили, молодцы.

Работают с информацией, систематизируют её. Учатся слушать мнения сверстников. Планируют свою работу

Анализируют, делают выводы.

Отвечают на поставленные вопросы.

Формулируют выводы наблюдений,

объясняют свой выбор


Регулятивные: осознание познавательной цели, сохранение ее при выполнении учебных действий, регуляция всего процесса их выполнения и четко выполнение требований познавательной задачи. 

Познавательные: установление причинно-следственных связей, выстраивание логических цепей рассуждений.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего

7. Включение в систему знаний.

Определить практические аспекты применения новых знаний в жизни

Ребята, скажите, над какой темой мы сегодня работали? Что нового узнали о существительном?

- А как помогут нам сегодняшние знания?

- Для чего нужно уметь определять род? 

Молодцы, хорошо поработали на уроке.


Беседа по вопросам, выводы и анализ, комментирование домашнего задания

Познавательные:

установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: осознать методы построения и границы применения нового способа действий.

8.Рефлексия учебной деятельности

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Организует рефлексию учащихся по вопросам, используя выводы по уроку.

Ребята, теперь оценим, как вы поработали на уроке.

Поднимите руки, кому урок понравился?

У вас на партах есть карточки. Теперь выберите себе ту карточку, которая больше всего вам подходит по итогам урока. Солнце означает, что урока вам очень понравился, было на уроке все понятно, задания выполнялись легко.

Солнце с облаком покажут те, кому урок понравился, но задания показались сложными, возникли затруднения?

Тучку покажет тот, кому задания все были сложными, непонятными?

Спасибо вам за урок.


Оценивают свою деятельность на уроке


9. Домашнее задание


Домашнее задание: упр 186, стр 133. Спишите предложения парами, к выделенным существительным определите род, подпишите.

Слушают домашнее задание







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Род имён существительных

Автор: Ирина Фёдоровна Булова

Дата: 15.12.2024

Номер свидетельства: 661802

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока на тему "Род имён существительных". "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rod-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "102796"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402552816"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "« Род имён существительных». "
    ["seo_title"] => string(33) "rod-imion-sushchiestvitiel-nykh-1"
    ["file_id"] => string(6) "122196"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414166431"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Род имён существительных.  Определение рода имён существительных"
    ["seo_title"] => string(80) "rod-imion-sushchiestvitiel-nykh-opriedielieniie-roda-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "305777"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457979861"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "План-конспект урока по русскому языку на тему "Род имён существительных""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_rod_imion_sushchiestvitiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "392704"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487271522"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "«Род имён существительных» "
    ["seo_title"] => string(33) "rod-imion-sushchiestvitiel-nykh-2"
    ["file_id"] => string(6) "152600"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420884648"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства