Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Организация начала урока и мотивация к учебной деятельности. | Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания доброжелательной и эмоционально комфортной атмосферы на уроке. | Приветственное слово учителя. - Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё на месте, все в порядке: Книга, ручка и тетрадка? - Сегодня на уроке вам необходимы внимание, активность, умение использовать имеющиеся знания. -Откройте тетради, запишем число, классная работа. Какое число сегодня? Какое время года? Какой по счету месяц? Сегодня …… | Приветствие учащихся. Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | Коммуникативные: произвольное построение речевого высказывания Личностные: внимание, уважение к окружающим, самоопределение и готовность к равноправному сотрудничеству |
2.Актуализация знаний и проверка степени усвоения материала прошлого урока. | Повторить материал прошлого урока | Актуализация знаний и проверка степени усвоения материала прошлого урока ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС-БЕСЕДА: - Какие трудности были при выполнении домашнего задания? | Используют изученный ранее материал по теме «Имя существительное». Развивают речь, память. Размышляют, что у них не получилось и почему. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Регулятивные: выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения |
Актуализация опорных знаний. | Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. Выдвижение проблемы. Выявление и фиксация места и причины затруднения | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого контролирует ответы, указывает на объект наблюдения. -На протяжении нескольких уроков мы говорили об имени существительном. Повторим с вами, что мы знаем об этой части речи. Дополняйте мои предложения: - Существительное – это часть речи, обозначающие предмет. - Существительное бывает одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное. - Существительное в предложении может быть подлежащим - Что мы узнали о существительном на предыдущем уроке? - Существительное изменяются по числам. | Слушают и определяют грамматическую категорию рода имени существительного, озвучивают понятие, формулируют выводы наблюдений. | Личностные: устойчивый познавательный интерес, осознанное и произвольное речевое высказывание. Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, темы урока, фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, использование знаково-символических и языковых средств. Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения. |
3 Постановка учебной задачи | Ответить на проблемные вопросы по теме: «Род имен существительных» | Ребята, откроем учебник на странице 131. Внимательно рассмотрите рисунок. - Если я скажу: «Он», - кого вы покажете на рисунке? Назовите. (Щенок.) - Она? (Девочка, кошка.) - Оно? (Кресло.) - Прочитайте первую строку под рисунком. На кого указывают выделенные слова он, мой? - Запишите существительное щенок вместе с выделенными словами так, как это показано в образце (Щенок – он, мой). То же самое проделываем со следующими двумя строками. Запишем в тетрадь: упражнение 184. Индивидуальное задание для К. Алексея. – списывание с карточки. | Отвечают на поставленный вопрос. Предлагают и согласовывают тему урока. | Предметные: подведение под понятие. Регулятивные: планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения учебного материала, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
4. Изучение нового материала | Выявление ошибок и причин затруднения в изучаемом материале. | Ребята, на экране есть правило в виде стихотворения. Послушайте. Теперь прочитаем. Женский род запомню я И скажу: она моя. И запомню род мужской И опять скажу: он, мой. Средний род: оно, моё. Это правило твоё. Посмотрите теперь на доску. На схеме изображено правило, которое мы сейчас прочитали. Теперь возьмите карточку, которая у вас на парте и заполните ее, запишите в эту схему под мужским родом он –мой, под женским – она – моя, под средним – оно – моё. Это слова-помощники. Заполнили, молодцы! | Размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют её. | Познавательные: определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции. |
5. Физ.минутка (пауза релаксации). | Участие в физкультурной паузе, которая создает условия для снятия переутомления у детей и разнообразит виды деятельности на уроке. | Настало время отдохнуть. Создаёт игровую ситуацию Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Закрой глаза, теперь открой… Посмотри перед собой. Руки вверх, на них смотри – Головою не крути. Руки плавно опустили Всем улыбки подарили. - Молодцы, садитесь на свои места. | Выполняем рекомендации учителя, следуем в соответствии с алгоритмом выполнения упражнений. | Личностные: готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни; установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке. |
6.Закрепление изученного материала. | Отработка действий по определению существительных общего рода и выявлению особенностей определения рода имён существительных; совершенствование умения определять род имён существительных и отработка навыка согласования с существительным в роде других частей речи; | Теперь проверим, насколько вы усвоили материл. Лексическая разминка. Работаем у доски. Посмотрите, на доске три столбика: мр, жр, ср.р. У меня есть карточки с существительными. Вам нужно взять карточку, определить род существительного и записать его в нужный столбик Давайте попробуем. Я беру карточку. Здесь написано: «Моя сумка», рассуждаю: сумка, она моя, значит в столбик под ж.р. По очереди выходим к доске. Закончили, молодцы. | Работают с информацией, систематизируют её. Учатся слушать мнения сверстников. Планируют свою работу Анализируют, делают выводы. Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют выводы наблюдений, объясняют свой выбор | Регулятивные: осознание познавательной цели, сохранение ее при выполнении учебных действий, регуляция всего процесса их выполнения и четко выполнение требований познавательной задачи. Познавательные: установление причинно-следственных связей, выстраивание логических цепей рассуждений. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего |
7. Включение в систему знаний. | Определить практические аспекты применения новых знаний в жизни | - Ребята, скажите, над какой темой мы сегодня работали? Что нового узнали о существительном? - А как помогут нам сегодняшние знания? - Для чего нужно уметь определять род? Молодцы, хорошо поработали на уроке. | Беседа по вопросам, выводы и анализ, комментирование домашнего задания | Познавательные: установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: осознать методы построения и границы применения нового способа действий. |
8.Рефлексия учебной деятельности | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Организует рефлексию учащихся по вопросам, используя выводы по уроку. Ребята, теперь оценим, как вы поработали на уроке. Поднимите руки, кому урок понравился? У вас на партах есть карточки. Теперь выберите себе ту карточку, которая больше всего вам подходит по итогам урока. Солнце означает, что урока вам очень понравился, было на уроке все понятно, задания выполнялись легко. Солнце с облаком покажут те, кому урок понравился, но задания показались сложными, возникли затруднения? Тучку покажет тот, кому задания все были сложными, непонятными? Спасибо вам за урок. | Оценивают свою деятельность на уроке | |
9. Домашнее задание | | Домашнее задание: упр 186, стр 133. Спишите предложения парами, к выделенным существительным определите род, подпишите. | Слушают домашнее задание | |